• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Урок русского языка для 3 класса на тему: Употребление синонимов и антонимов в речи Урок разработан и проведен в групповом взаимодействии с использованием рефлексии деятельности на различных этапах урока

Урок русского языка для 3 класса на тему: Употребление синонимов и антонимов в речи Урок разработан и проведен в групповом взаимодействии с использованием рефлексии деятельности на различных этапах урока

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка

3 класс

Урок русского языка для 3 класса на тему: Употребление синонимов и антонимов в речи Урок разработан и проведен в групповом взаимодействии с использованием рефлексии деятельности на различных этапах урока





учитель начальных классов

КГУ «СШЛОД №34»

I категории

высшего уровня квалификации

Очкурова Светлана Викторовна

Тема урока: Употребление синонимов и антонимов в речи

Цель: закрепить знания и умение употреблять в речи такие лексические единицы как синонимы и антонимы.

Задачи:

  • Развивать умения распознавать и правильно употреблять в речи синонимы и антонимы, выбирать антонимы в зависимости от значения слова.
  • Содействовать развитию устной и письменной речи, расширению кругозора учащихся, обогащению словарного запаса;
  • Воспитывать культуру речи, интерес к изучаемому предмету, уважение к товарищам.


ХОД УРОКА:Урок русского языка для 3 класса на тему: Употребление синонимов и антонимов в речи Урок разработан и проведен в групповом взаимодействии с использованием рефлексии деятельности на различных этапах урока


  1. Орг. момент.
- Проверка готовности к уроку.

- Деление класса на группы, согласно жребию. Правила работы в группах.

  1. Актуализация знаний.

Язык - и стар, и вечно нов!

И это так прекрасно -

В огромном море - море слов -

Купаться ежечасно! - Слова - строительный материал языка и составляют его богатство; они делают речь выразительной, меткой, яркой, музыкальной; с их помощью поэты и писатели создают прекрасные произведения. А мы с вами, ребята, пока познаём красоту русского языка. И в этом нам помогает Лексика. Сегодня на уроке мы обобщим наши знания по теме «Лексика» и закрепим умения употреблять в речи лексические единицы. А какие, вы узнаете, разгадав кроссворд: нужно продолжить пословицу и слово - продолжение вписать в клеточки кроссворда. Работаем под девизом: «Не спеши языком, торопись делом».
с п а т ь

о т к л и к н е т с я т о н е т

с л а д о к
о д н о г о
б е р е г и
м а ч е х а
с с о р ы















с п а т ь
о т к л и к н е т с я
т о н е т
с л а д о к о д н о г о б е р е г и

м а ч е х а с с о р ы










1. Кто хочет много знать, тому надо мало …….(СПАТЬ) 2. Как аукнется, так и ……(ОТКЛИКНЕТСЯ) 3. Правда в огне не горит и в воде не …….(ТОНЕТ) 4. Корень учения горек, да плод его …….(СЛАДОК) 5. Один за всех и все за ……. (ОДНОГО) 6. Нет друга - ищи, а нашёл - …….. (БЕРЕГИ) 7. Родная сторона - мать, а чужая - ………(МАЧЕХА) 8. Худой мир лучше доброй ………(ССОРЫ) - Прочитайте, какие слова у вас получилось по вертикали. (синонимы, антонимы). Сформулируйте тему нашего занятия. - Тема нашего урока «Употребление синонимов и антонимов в речи». - Какую цель поставим перед собой? Обобщить знания, полученные на предыдущих уроках по теме «Синонимы» и «Антонимы». Индивидуальная работа.Урок русского языка для 3 класса на тему: Употребление синонимов и антонимов в речи Урок разработан и проведен в групповом взаимодействии с использованием рефлексии деятельности на различных этапах урока - Но прежде, предлагаю вспомнить, что же такое синонимы и антонимы выполнив задание по карточке.

  1. Работа по теме урока
Индивидуальная работа: Закончи предложение: - Лексическое значение слова - это… - Синонимы - это…. - Синонимы в тексте помогают избежать …. - Антонимы - это … - Антонимы делают нашу речь …. Проверка. (1 читает, все проверяют) Отметьте вашу работу на индивидуальном пьедестале почёта (желтый человечек) Кто как себя оценил? Почему? Итак, мы находимся в стране Лексика городе Синонимы, где нас ждет задание. Работа в группах Задание 1. Прочитайте предложение. Проходят по нашей улице трамваи, проходят автобусы, проходят легковые машины. -Какую речевую ошибку заметили? Как избежать повторения слов в предложении? (использовать слова, близкие по значению, т.е. синонимы) - Работая в группе, запишите данное предложение, используя синонимы. (Проходят по нашей улице трамваи, проезжают автобусы, мчатся легковые машины). Проверка - представитель каждой группы зачитывает полученный результат.Урок русского языка для 3 класса на тему: Употребление синонимов и антонимов в речи Урок разработан и проведен в групповом взаимодействии с использованием рефлексии деятельности на различных этапах урока - Какой вывод можем сделать? (Синонимы помогают избегать повторов одних и тех же слов, делая нашу речь более «красивой») Отметьте вашу работу на индивидуальном пьедестале почёта (синий человечек). Кто как себя оценил? Почему? - Продолжаем путешествие, отправляемся в город Антонимов. Задание 2. «Долго я был плохим учеником. Тетради у меня были грязные, писал я небрежно. Грустно я плёлся домой после уроков. Мама всегда огорчалась, когда видела мой дневник. Надоело мне всё это! Что я хуже других? Стал внимательным, старательным. И вот я уже считаюсь…»Урок русского языка для 3 класса на тему: Употребление синонимов и антонимов в речи Урок разработан и проведен в групповом взаимодействии с использованием рефлексии деятельности на различных этапах урока - Продолжите рассказ, заменяя выделенные слова противоположными по значению. Проверка. - Молодцы. Как видите, один и тот же человек в разное время может оказаться то весёлым, то грустным, то аккуратным, то небрежным. Об этом нам говорят антонимы. Отметьте вашу работу на индивидуальном пьедестале почёта (зелёный человечек). Кто как себя оценил? Почему?Урок русского языка для 3 класса на тему: Употребление синонимов и антонимов в речи Урок разработан и проведен в групповом взаимодействии с использованием рефлексии деятельности на различных этапах урока
  1. Итог урока. Рефлексия.
- Урок подходит к концу. Я прошу каждого проанализировать свою работу и полученные результаты по индивидуальному пьедесталу почёта:Урок русского языка для 3 класса на тему: Употребление синонимов и антонимов в речи Урок разработан и проведен в групповом взаимодействии с использованием рефлексии деятельности на различных этапах урока - если в течение урока вы со всеми заданиями с легкостью справлялись, у вас все получалось - 1 место. - если в течение урока вы допустили 1, 2 ошибки - вы на 2 месте. - если вам работа на уроке не удавалась, вам не достаточно понятна тема - 3 место. (Дети наклеивают человечков на пьедестал почёта класса) Урок русского языка для 3 класса на тему: Употребление синонимов и антонимов в речи Урок разработан и проведен в групповом взаимодействии с использованием рефлексии деятельности на различных этапах урока - Как вы проанализируете полученный результат? Нам удалось достичь цели урока?

  1. Домашнее задание.

Дома я предлагаю выполнить задание на выбор.

Задание 1: подберите антонимы.

Мелкий пруд-………………………………………. пруд .

Мелкий дождь-…………………………… ……….дождь.

Свежий хлеб- ………………………………………..хлеб.

Свежий огурец - ……………………………...…….огурец.

Сладкое яблоко-……………………………………яблоко.

Сладкое лекарство-………………………………лекарство.

Задание 2:

Напишите синонимы к словам:

Красивый -

Ребёнок -

Напишите антонимы к словам:

Тёплый -

Хорошо -

Задание 3: найдите и подчеркните синонимы.

Зябнет осинка

Дрожит на ветру

Стынет на солнышке

Мёрзнет в жару.

С веточки на веточку

Прыгает, резвится,

Ловкая, проворная

А не птица. - Спасибо за урок!

© 2010-2022