Доклад Роль проектного метода в обучении первоклассников

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Кузнецова С.Н. ГОУ «Багдаринская эвенкийская школа-интернат среднего (полного) общего образования», учитель начальных классов


Роль проектного метода в обучении первоклассников. В ответ на изменения, происходящие в нашем быстроменяющемся мире, государством взят курс на обновление российского образования. Школа должна помочь становлению личности, обладающей такими важнейшими качествами как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, выбирать профессиональный путь, готовность к самообразованию в течение всей жизни. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) ставят перед учительством задачу формирования «универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальной личностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставлять ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности. При этом, важное значение имеет организация проектной деятельности младших школьников, которая реализуется в процессе создания творческих работ. Процесс выполнения проекта, помимо работы руками, предполагает восприятие предмета или его изображения зрением, осязанием, двигательными ощущениями; анализ и синтез; поиск вариантов достижения цели; определение последовательности выполнения действий; сравнение результатов работы с оригиналом или замыслом; их корректировку. Занятия проектной деятельностью вырабатывают такие волевые качества, как терпение и настойчивость, последовательность и энергичность в достижении цели, аккуратность и тщательность в исполнении работы. УМК «Планета знаний» располагает возможностями для создания проектов учащимися, начиная с первого класса, предлагая для реализации темы, учитывающие возрастные особенности. В младшем школьном возрасте это особенно важно, т.к. обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне, а само исследование должно быть посильным, интересным и полезным. УМК «Планета знаний» решает проблему корректировки тематических планов по разным предметам, в рамках которых выполняется учебный проект или исследование. Все проекты по предметам впервые представлены в учебном пособии. Проекты представлены на специальных разворотах, которые есть в каждом учебнике, после большого раздела. Дети сами определяются с темой, формой выполнения проекта или предлагают свою тему. Источники информации: книги, энциклопедии, фильмы, экскурсии… Содержание проектной деятельности в УМК «Планета знаний» создает условия для проявления самостоятельности и инициативности, развития творческих способностей ребенка в различных видах и формах деятельности.

Как известно, проектная деятельность состоит из трех этапов: 1 этап - организационно-подготовительный. На этом этапе определяется актуальная тема для разработки, создаются творческие группы, подбирается литература, собирается информация. 2 этап - собственно, исследовательский. На этом этапе систематизируется собранная информация, обсуждается и готовится проект. Учитель консультирует учеников по содержанию проекта, помогает в систематизации и обобщении материалов. 3 этап - итоговый. На последнем этапе оформляются материалы для устной презентации. Преподаватель помогает в разработке отчета о работе, участвует в анализе проделанной работы, оценивает вклад каждого ученика. Защита проекта или презентация проходит на итоговом занятии. ( у нас отводится дополн час) В течение учебного периода (сентябрь - март) моими учениками были созданы порядка 10 проектов, причем не только в учебное, но и в каникулярное время. На основе первого опыта ученикам было предложено заняться подготовкой заинтересовавших их проектов по теме «Мое любимое число». Однако для стимуляции школьников к проектной деятельности время от времени обсуждались интересные факты, добываемые учениками, а также устраивались устные мини-презентации индивидуальных проектов. Источниками добываемой информации послужили: книги; фильмы; беседы со взрослыми; наблюдения. В классе - 16 учеников. Так как это наши первые шаги в проектной исследовательской деятельности, мы их делали вместе с родителями. Наша работа состояла из следующих этапов: -определение практически значимой цели, формулировка задачи; -обсуждение реализации поставленной цели; -проработка идей. На этом этапе дети окончательно выбирают тему своего проекта. -оформление материалов. -выставка и оценка работ. Работа над проектом позволила учащимся: - освоить первичные методы исследования; - дала возможность применить имеющиеся знания и умения в реализации собственных интересов; - развития интереса к математике и процессам познания в целом. В первом классе все проекты носят творческий характер и дают каждому ребёнку возможность самовыражения, что само по себе очень ценно для повышения самооценки младшего школьника. По завершению темы «Наша речь» ребятам предлагаются несложные, но очень интересные творческие задания:

  • Сделай буквы из различных материалов.
  • Напиши другу рисуночное письмо.
  • Придумай свой проект.
По окончании проекта свои работы представили на школьной конференции.
По окружающему миру по теме «Школа моего будущего» прошёл конкурс рисунков и поделок. Наиболее удавшиеся работы ребята так же представили на конференции в школе. По теме «Одежда» ребята рассказывали из истории одежды с помощью картинок, а так же показали выставку мод в рисунках и аппликациях. Одним из учеников была выполнена творческая работа под названием: «Профессиональная одежда» Среди проектов, вызвавших у учащихся первого класса познавательный интерес, можно назвать и «Режим дня». Это широкое поле деятельности для привития детям элементарных правил гигиены и здорового образа жизни. Изучая свой распорядок дня, дети сравнивали его с днём своих одноклассников, родителей и делали выводы о необходимости соблюдения режима дня, санитарно гигиенических правил, так как они являются основой профилактики болезней и сохранения здоровья. Затем каждый разрабатывал свой режим дня. Результаты деятельности - познавательная и практическая полезность проекта. Тема «Растения». Один из проектов в 1 классе предполагает исследовательскую работу. В домашних условиях ребята ставят опыты и наблюдают, как развиваются растения. Результаты своих наблюдений они оформляют в виде схематических рисунков и таблиц. Собрали материал о растениях, занесённых в Красную книгу. По технологии ребята так же выполняют учебные проекты, один из них «Сказка из пластилина».

В ходе работы над проектом учителю следует:

  • помогать учащимся видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей;
  • способствовать созданию творческой рабочей атмосферы, поддерживать интерес к исследовательской работе;
  • поощрять творческие проявления учащегося к творческому поиску;
  • воздерживать от негативных оценок, чтобы дети не боялись допустить ошибку, направлять и поддерживать их творческие порывы.
Первый этап работы оценивается как удачный, и мои учащиеся готовятся к защите следующих проектов. Внедрение проектной деятельности позволила педагогам нашей школы строить обучение детей с учётом их индивидуального темпа развития и построить его личную траекторию движения в образовательном пространстве. У обучающихся возрастает интерес к учению, за счёт интеграции учебной и внеурочной деятельности (создание проектов) в единый учебно-воспитательный процесс. При внедрении метода учебного проекта в классе положительный психологический климат, что особенно важно для нашей школы, где происходит обучение детей с разными образовательными потребностями.



Информационные источники:

  • Землянская Е.Н. «Организация проектной деятельности младших школьников» (статья в пособии «Управление начальной школой», Москва, 2007)

  • Брыкова О. В. Проектная деятельность в учебном процессе(О. В. Брыкова, Т. В. Громова - М.: Чистые пруды, 2006.

  • Пахомова Н.Ю. Методология учебного проекта. Учитель, 2000г. № 1, 4

  • ict.edu.ru

  • pedsovet.ORG.ru

  • 1september.ru



© 2010-2022