Программа по внеурочной деятельности «Выразительное чтение» для 2-Б класса на 2014-2015 учебный год

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КРАСНОПЕРЕКОПСКИЙ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС

«ШКОЛА-ГИМНАЗИЯ» №3 РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

«Рассмотрено»

На ШМО учителей начальных классов

Руководитель ШМО

__________________

А.Н. Душка

от « » 2014 г.

«Согласовано»


Заместитель директора

по УВР _____________

И.В. Сердюк

от « » 2014 г.

«Утверждаю»

Директор КУВК

«школа-гимназия»№3

___________________


Н.В. Лебедева

от « » 2014г.


Программа по внеурочной деятельности

«Выразительное чтение»

для 1 - 4 классов


Направление общекультурное

Форма реализации дополнительное занятие











Составитель:

Шевчук Н.П.










г. Красноперекопск


Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии: - Федеральный Закон №273-ФЗ от 01.09.2013 «Об образовании в Российской Федерации»; - с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобразования Российской Федерации от 6 октября 2009 года №373; - Письмо Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» (от 12 мая 2011г. № 03-296). - концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России; - в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования КУВК «школа-гимназия» № 3; - на основе примерной программы по литературному чтению; - на основе авторской программы по учебному предмету литературное чтение Л.Ф. Климанова, М.В. Бойкина.
Данная программа разработана с учетом особенностей первой ступени общего образования. Она учитывает возрастные и психологические особенности младшего школьника. Разработанная программа усиливает вариативную составляющую общего образования: в содержании программы рассматриваются аспекты, которые предлагаются в рамках базового предмета «Литературное чтение». Программа реализуется во внеурочной деятельности О низком качестве литературного образования свидетельствуют устойчиво низкие результаты российских школьников в международных исследованиях качества чтения PISA. Внутрипедагогические проблемы усугубляются снижением общекультурного уровня россиян, катастрофическим падением их интереса к серьезной литературе, что не может не отразиться на качестве чтения современных школьников. По наблюдениям доцента Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств И.И. Тихомировой, сегодня мы можем наблюдать кризисную модель детского чтения. Ее характерные черты:

  • детский читательский негативизм;
  • отказ от добровольного чтения серьезной литературы;
  • превалирование в репертуаре чтения низкопробных книг;
  • низкая культура чтения, замена программных произведений дайджестами;
  • утрата детьми чувства языка.
По мнению Н.Н. Сметанниковой, председателя Российской Ассоциации чтения, одной из важных задач современной школы является формирование круга досугового чтения современного ребенка, а также освоение им культуры чтения, формирование необходимых для этого умений и технологий работы с текстом. По данным психологов, представленным на Международной конференции «Чтение и грамотность в образовании и культуре», к 13 годам ребенок должен испытывать потребность в чтении, самостоятельно осуществлять отбор художественных произведений, отвечающих его духовным запросам. Если этого не происходит в детстве, то маловероятно обращение человека к книге в последующей жизни. Поэтому одной из важнейших задач литературного образования является формирование личной читательской мотивации ученика. Работа учащихся в рамках указанной программы будет способствовать также более глубокому изучение предмета «Литературное чтение» инвариантной части Базисного учебного плана, эффективному формированию читательской компетенции (техника и навыки чтения, круг и культура чтения, печатные тексты, информационные объекты и работа с ними), рассматриваемой в нормативных документах в качестве основной сквозной дидактической линии для курса русского языка и чтения в начальной школе.

Цели и задачи программы


Содержание, задачи, формы работы, описанные в Программе «Выразительное чтение», выстроены в соответствии с основными задачами предмета «Литературное чтение» Базисного учебного плана и ориентированы на совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа), а также способствуют более глубокому знакомству учащихся начальной школы с богатым миром отечественной и зарубежной детской литературы, на развитие нравственных и эстетических чувств младшего школьника. Цель программы «Выразительное чтение» - возрождение системы занятий по досуговому чтению, в рамках которых учитель может организовать самостоятельное чтение младших школьников как дома, так и на занятиях в школе в условиях как основного, так и дополнительного образования. Этой целью обусловлены и вытекающие из нее задачи:

  • совершенствование навыка чтения учащихся;
  • формирование мотивации чтения младших школьников, развитие их устойчивого и осознанного интереса к чтению художественной литературы;
  • знакомство учащихся с детской книгой как явлением культуры, ее структурой, видами, жанрами, темами;
  • формирование первичных представлений об особенностях произведений и творчества известных русских и зарубежных детских писателей;
  • формирование читательских умений, необходимых для квалифицированной читательской деятельности;
  • формирование основ читательской культуры, литературного вкуса младших школьников;
  • выработка привычки к вдумчивому чтению, умение применять в процессе самостоятельного чтения все знания, умения и навыки, полученные на уроках литературного чтения;
  • формирование информационной культуры школьников через освоение разных стратегий работы с текстами;
  • развитие воображения, литературно-творческих способностей и речи учащихся.

Формы обучения


Программа «Выразительное чтение» рассчитана на обучающихся 1 - 4 классов начальной общеобразовательной школы, увлекающихся художественной литературой и литературно-творческой деятельностью. Занятия проходят во внеурочное время один раз в неделю по 30-40 мин. Продолжительность курса занятий в начальной школе определена из расчета 34 часа (по одному часу в неделю). Обучение носит личностно-ориентированный, деятельностный и развивающий характер. В ходе занятий школьники осваивают разные виды внеурочной деятельности:

  • обучающиеся читают книги и обмениваются своими читательскими впечатлениями, участвуют в дискуссиях и литературных проектах (познавательная деятельность);
  • в ходе обучения обучающиеся участвуют в викторинах, литературных играх, утренниках и праздниках (игровая деятельность);
  • школьники посещают литературные музеи своего города, театры и кинотеатры с целью просмотра спектаклей, художественных и мультипликационных фильмов, поставленных по мотивам изучаемых художественных произведений, создают собственные литературные произведения (художественно-эстетическая деятельность);
  • многопредметность внеурочной деятельности в рамках программы «Вдумчивое чтение» позволяет совместить также познавательную деятельность с проблемно-ценностном и досуговым общением младших школьников;
  • в 3 и 4 классах возможно осуществление ряда социально-ориентированных проектов (социальное творчество).

Принципы читательской деятельности
В основу принципов читательской деятельности положены подходы известного специалиста в данной области - Н.Н. Светловской: разработанная ею специфика урока внеклассного чтения, а также этапы и приемы обучения самостоятельной читательской деятельности младших школьников. Однако, учитывая инновации в системе литературного образования младших школьников, подходы данного исследователя расширены и дополнены. Акцент сделан на эстетическом воспитании учащихся, на формировании читательской культуры младших школьников, углублении их первичных представлений об особенностях произведений писателей-классиков детской литературы. Особое внимание в программе уделено формированию мотивации чтения у младших школьников, формированию умения интерпретировать текст, вести диалог с автором через наблюдения за особенностями художественного слова. В связи с этим уточнены те специфические читательские умения ребенка, которые необходимо формировать на данных уроках для осуществления квалифицированной читательской деятельности. Наряду с чтением произведений (как вслух, так и «про себя») на занятиях широко используется аудирование - активное слушание художественных текстов. В русле данной программы предполагается активное использование методов стимулирования детского художественного творчества - сочинительства, коллективного обсуждения творческих работ, графического иллюстрирования, инсценирования и т.д. Особое место в программе занимает работа с книгой как предметом словесного искусства. Так, уже на самых первых занятиях по внеклассному чтению во втором классе учащиеся заполняют читательскую анкету, которая позволяет им отрефлексировать свои читательские предпочтения, знакомятся с заповедями читателя, включающими как нравственно-познавательные, так и санитарно-гигиенические требования к чтению, а также с основными элементами книги, такими как: титульный лист, аннотация, оглавление, послесловие, предисловие, форзац и др.).

Основные принципы читательской деятельности:


  • Принцип ориентации на читательские интересы ребенка. Поэтому в программу включены произведения, интересные для юного читателя и соответствующие его возрасту.
  • Принцип новизны чтения. Программой предусмотрена работа над произведениями тех авторов, которые уже знакомы детям по их читательскому опыту, но главной задачей занятий является расширение читательского кругозора, формирование самостоятельной читательской деятельности ребенка за счет знакомства с новыми авторами и книгами.
  • Принцип разнообразия тематики и жанров литературных текстов.
  • Важнейшим принципом, определяющим содержание программы, является принцип художественной значимости изучаемого произведения.
  • Принцип «интересности» чтения. Одна из важных особенностей занятий во внеурочной деятельности заключается в том, что они должны быть увлекательными, интересными для младшего школьника. Поэтому в программу включены игровые методы и приемы ведения занятий: литературные игры, кроссворды, тесты, соревнования и т.д.
  • Принцип добровольности чтения. Ребенок вправе прочитать часть произведения, выполнить те задания, которые ему интересны. Важными мотивами обучения ребенка должны стать самостоятельность в выборе произведения, соревновательность в учебном процессе. Важнейшим стимулятором чтения является читательская самооценка учащегося, которая формируется при выполнении оригинального задания «Мое читательское мнение».
  • Принцип свободного выбора вида чтения. При подготовке к занятию маленький читатель имеет право на разные виды чтения: наряду с изучающим он может ограничиться просмотровым чтением текста или общим знакомством с книгой (обложка, содержание, иллюстрации). Как вариант - знакомство с экранизацией указанного произведения.
  • Принцип положительного оценивания деятельности ученика. В целом обучение в рамках внеурочной деятельности не предполагает каких-либо оценок читательской деятельности обучающегося. Не прочитанная к занятию книга, невыполненное задание, ненаписанная творческая работа не служат поводом для негативной оценки (как устной, так и письменной) работы ученика.

Планируемые результаты обучения
Реализации программы обеспечивает достижение обучающимися начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

  1. Воспитание художественно-эстетического вкуса, читательских потребностей, эстетических ценностей и чувств на основе опыта слушания и чтения произведений художественной литературы.
  2. Развитие этических чувств, эмоционально-нравственной отзывчивости и сопереживания чувствам других людей.
  3. Осознание значимости чтения для личного развития, для формирования представлений об окружающем мире, понятий о добре и зле, дружбе.
  4. Развитие умения сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев.

Метапредметные результаты:

  1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
  2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
  3. Использование знаково-символических средств представления информации.
  4. Активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
  5. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, построения рассуждения.
  6. Умения договариваться о распределении ролей в совместной деятельности.


Приобретение первичных навыков работы с информацией:

  1. Овладение осознанным чтением текстов с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта.
  2. Использование таких видов чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое.
  3. Освоение умения ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
  4. Освоение умения составлять список используемой литературы и других информационных источников (при выполнении исследовательских проектов).
  5. Совершенствование умения определять тему и главную мысль текста, делить текст на смысловые части, подробно и сжато устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст.
  6. Овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с задачами коммуникации.
  7. Приобретение умения участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного.
  8. Совершенствование умения высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте.
  9. Совершенствование умения составлять устно небольшое монологическое высказывание по предложенной теме, заданному вопросу.


Предметные результаты:

  1. Повышение читательской компетентности обучающихся: совершенствование техники чтения, элементарных приемов анализа художественных текстов, знаний основных элементов книги, культуры чтения.
  2. Формирование внутренней мотивации чтения (Читаю для себя, читаю потому что интересно).
  3. Рост читательской активности обучающихся: активное участие школьников в литературных олимпиадах, проектах, конкурсах, праздниках разного уровня (Читательское портфолио).
  4. Расширение читательского кругозора младших школьников (на основании сопоставления результатов читательских анкет в начале и в конце учебного года).
  5. Увеличение читательской самостоятельности обучающихся: вовлеченность детей в организацию книжных выставок, в систему библиотечного обслуживания школы, района, города, в расширение домашних библиотек, культурного досуга детей (посещение театров, кино, экскурсий).
  6. Повышения читательской самооценки и удовлетворенности результатами внеурочной деятельности (на основании сопоставления результатов читательских анкет в начале и в конце учебного года).
  7. Развитие литературно-творческих способностей, умения создавать свой текст на основе художественного произведения, на основе личного опыта.


Содержание программы


Содержание программы «Выразительное чтение» разрабатывалось на основе анализа учебных хрестоматий по литературному чтению в начальной школе (УМК «Школа России»), рекомендованных Министерством образования РФ. Содержание программы определяет художественно-эстетический подход. К изучению предлагаются произведения, вошедшие в золотой фонд мировой детской литературы, а также произведения современных русских и зарубежных авторов. В круг внеклассного чтения младших школьников включены классические произведения мировой детской литературы, которые формируют основы читательской культуры младшего школьника, в программу включены стихотворения, рассказы, сказки, повести классиков отечественной и зарубежной детской литературы. В программу включена региональная «крымская» литература. При этом программа предусматривает возможность варьирования материала. При тематическом планировании мы опирались на следующие принципы:

  • чередование знакомых читателю-ребенку текстов и авторов и незнакомых: обучающиеся должны принести на занятие знакомые им тексты из дома или из библиотеки;
  • гармоничное соотношение произведений классических и современных авторов;
  • баланс в соотношении произведений русской и зарубежной литературы;
  • чередование произведений на разные темы (о школе, о природе, о животных, о детстве, о подвигах, о дружбе, о красоте, о чудесах в мире, о научных открытиях и исторических событиях);
  • чередование произведений разных жанров (сказки, рассказы, юмористические произведения, приключения, стихи, научно-познавательные тексты, мифы).

Место курса в учебном плане Курс рассчитан на 135 часов: 33 часов внеурочной деятельности в 1 классе, 34 часа внеурочной деятельности во 2 - 4 классах.


Учебно-тематический план для 2 класса


Тема занятия

Кол-во час.

Изучаемые тексты

Доп. дидактические материалы 1 Самые интересные книги, прочитанные летом. 1 Обзор новых книг для чтения во 2 классе. 2 Конкурс рисунков по прочитанным книгам. 1 Выставка рисунков. 3

Конкурсная программа «Путешествие в море книг» 1 Драматизация отрывков из произведений, игры, конкурсы. 4

Путешествие в сказку. Сказки народов мира 1 Драматизация отрывков из произведений, игры, конкурсы. 5 Литературная игра- викторина «Лукоморье» по сказкам А. С. Пушкина. 1 Драматизация отрывков из произведений, игры, конкурсы. 6 Книгу прочитал - на крыльях полетал Л.Толстой 1 Драматизация отрывков из произведений, игры, конкурсы 7 8 Великая радость - работа. К.Ушинский
2 Драматизация отрывков из произведений, игры, конкурсы. 9 Рассказы о красоте природы
Ю.И. Коваля. Творческая работа №1: Конкурс рисунков «Чудеса в природе» 1 Рассказы «Стеклянный пруд», «Русачок-травник», «Снегодождь», «Бабочка» (из сб. рассказов «Про них») 10 11 12 Мифы древней Греции.
Самый известный герой мифов Просмотр мультфильмов, поставленным по мотивам наиболее известных древнегреческих мифов. 3 Мифы о богах (из книги Н. Куна «Легенды и мифы древней Греции»), «12 подвигов Геракла» (из кн. В. Смирновой «Герои Эллады»). Сборник мультфильмов, снятых по мотивам легенд и мифов Древней Греции (Режиссер А. Снежко-Блоцкая) 13 14 Удивительная Вообразилия Б.В. Заходера 2 Стихи о животных, игровые стихи, переводы, «Сказки для людей» Б.Заходера 15 Самая умная книга.
Энциклопедия «Почемучка» 1 Г. Юрмин, А. Дитрих, Р. Кошурникова «Почемучка» 16 Веселые рассказы о детстве К.В. Драгунской. Творческая работа № 2: Миниатюра «Как мне имя выбирали» 1 Рассказы «Как мне имя выбирали», «Мальчик с ежами» (из сб. «Целоваться запрещено») 17 18
Сказочная поэзия С.Г. Козлова. Просмотр мультфильма «Ежик в тумане». 2 Сказки «Ежик в тумане», «Как Ежик с Медвежонком протирали звезды», «Красота», «Как поймать облако». Мультфильм Ю. Норштейна «Ежик в тумане» (Студия «Союзмультфильм», 1975 г.). 19 20
Урок смеха Леонида Каминского. Творческая работа № 2: Мини-рассказ «Пропущенные буквы» 2 Рассказы: «Как Маша пошла в школу» (из сб. «Рассказы про Машу»); «Про бабушку и бегемота Борю», «Пропущенные буквы» (из сб. «Урок смеха») 21

Новые сказки Марины Москвиной.

Просмотр мультфильма «Что случилось с крокодилом»

1

Сказки «Что случилось с крокодилом», «Кабанчик на качелях». Мультфильм «Что случилось с крокодилом» (СССР, режиссер А. Горленко, 1982 г., 4 мин.) 22 23 Рассказы о «зверенках» Е. И. Чарушина 2 Рассказы «Лесной котенок», «Две мышки» 24 25 26 Любимые сказки Х.К. Андерсена. Просмотр мультфильмов, поставленным по произведениям датского сказочника.

3 Сказки «Дюймовочка», «Стойкий оловянный солдатик», «Огниво», «Свинопас» 27 Веселые рассказы о школьной жизни В.В. Голявкина. Творческая работа № 3: Мини-рассказ «Забавные истории из школьной жизни» 1 Рассказы «Крути снежные вертя», «Карусель в голове» (из сб. рассказов «Карусель в голове») 28 29 Знакомство с творчеством В. Орлова. Творческая работа № 4: Конкурс рисунков «Я рисую море» 2 solnet.ee/parents/p15_r02.html lukoshko.net/storyList/stihi-vladimira-orlova.htm 30 31 Самый знаменитый балагур. Приключения барона Мюнхгаузена. Просмотр мультфильмов, поставленным по мотивам наиболее известных сказочных историй книги о Мюнхгаузене. 2 Сборник «Приключения барона Мюнхгаузена» (в переводе К.И. Чуковского) Альбом «Сборник
мультфильмов о Бароне Мюнхаузене» / СССР, Россия (1967-1995). 32

Семейная сказка А.А. Милна «Винни-Пух и все-все-все».
1

Сказка «Винни-Пух и все-все-все» (в переводе Б.В. Заходера) 33 Итоговое занятие. Отчетная читательская конференция «Мои лучшие друзья - это книги». 1
34 Литературный праздник «Наши любимые книги». 1





Итого: 34 ч.

Содержание программы для 2 класса


Занятие 1. Самые интересные книги, прочитанные летом. Выставка книг. Слушание рассказов. Игровые и занимательные задания, акцентирующие внимание на необычных словах. Самостоятельное чтение и пересказ. Творческое задание «Сочини слова с пропущенными буквами». Занятие 2. Конкурс рисунков по прочитанным книгам. Выставка рисунков. Занятие 3. Конкурсная программа «Путешествие в море книг». Драматизация отрывков из произведений, игры, конкурсы. Занятие 4. Путешествие в сказку. Сказки народов мира. Драматизация отрывков из произведений, игры, конкурсы. Занятие 5. Литературная игра- викторина «Лукоморье» по сказкам А. С. Пушкина. Драматизация отрывков из произведений, игры, конкурсы. Занятие 6. Книгу прочитал - на крыльях полетал Л.Толстой. Драматизация отрывков из произведений, игры, конкурсы. Занятие 7 - 8. Великая радость - работа. К.Ушинский. Драматизация отрывков из произведений, игры, конкурсы. Занятие 9. Рассказы о красоте природы Ю.И. Коваля. Творческая работа №1: Конкурс рисунков «Чудеса в природе». Творческий конкурс «Чудеса в природе». Защита творческих работ. Антиципация, слушание и самостоятельное чтение рассказов Ю.И. Коваля «Стеклянный пруд», «Русачок-травник», «Снегодождь», «Бабочка» и др. Поиск красочных выразительных средств языка художественной прозы. Занятие 10 - 12. Мифы древней Греции. Самый известный герой мифов. Путешествие в прошлое на машине времени. Выставка книг мифов Древней Греции. Конкурс на лучшего знатока древнегреческих богов. Создание на доске с помощью рисунков и аншлагов горы Олимп и ее обитателей. Конкурс на лучшего знатока древнегреческих героев. Чтение и пересказ мифа о Прометее. Литературная викторина «Знаешь ли ты подвиги Геракла?». Просмотр мультфильмов, поставленным по мотивам наиболее известных древне-греческих мифов. Занятие 13 - 14. Удивительная Вообразилия Б.В. Заходера Путешествие в страну Вообразилию Б.В. Заходера. Выставка книг, рассказ о писателе. Литературная викторина. Работа над игровыми стихами. Творческие задания. Выразительное чтение стихов. Конкурс чтецов. Литературная игра. Занятие 15 . Самая умная книга. Энциклопедия «Почемучка». Выставка современных энциклопедий. Литературная игра, диктант «Внимательный читатель», викторина «Самый интересный энциклопедический вопрос». Соревнования в парах, групповая работа. Занятие 16. Веселые рассказы о детстве К.В. Драгунской. Творческая работа: Миниатюра «Как мне имя выбирали». Выставка книг, рассказ о писательнице К.В. Драгунской. Антиципация. Слушание и самостоятельное чтение рассказов «Как мне имя выбирали», «Мальчик с ежами» (из сб. «Целоваться запрещено»). Беседа. Игровые и творческие задания. Занятие 17 - 18. Сказочная поэзия С.Г. Козлова. Просмотр мультфильма «Ежик в тумане».

Путешествие в сказочный лес С. Г. Козлова. Слушание и сопоставление сказки «Ежик в тумане» и одноименного мультфильма.

Беседа о творчестве писателя, проблемные вопросы. Самостоятельное чтение сказок «Как Ежик с Медвежонком протирали звезды», «Красота», «Как поймать облако».

Обсуждение образов-персонажей, идей сказок. Чтение по ролям. Творческое задание. Занятие 19 - 20. Урок смеха Леонида Каминского. Творческая работа: Мини-рассказ «Пропущенные буквы». Выставка книг Леонида Каминского. Слушание рассказов писателя. Игровые и занимательные задания, акцентирующие внимание на необычных словах. Самостоятельное чтение и пересказ. Творческое задание «Сочини слова с пропущенными буквами». Занятие 21 . Новые сказки Марины Москвиной. Просмотр мультфильма «Что случилось с крокодилом». Слушание сказки «Что случилось с крокодилом». Сопоставление сказки и одноименного мультфильма. Антиципация. Самостоятельное чтение сказки «Кабанчик на качелях», беседа. Характеристика главного героя. Устное и изобразительное рисование. Выставка книг.

Занятие 22 - 23. Рассказы о «зверенках» Е. И. Чарушина. Выставка книг Е. И. Чарушина. Подготовка иллюстрации обложки и аннотации любимой книги. Характеристика персонажей по их описанию и поведению. Первичные обобщения о специфике рассказов и личности автора. Творческое иллюстрирование рассказов писателя. Занятие 24 - 26. Любимые сказки Х.К. Андерсена. Просмотр мультфильмов, поставленным по произведениям датского сказочника. Путешествие в страну «короля сказок». Выставка книг Х.К. Андерсена. Конкурс на лучшего рассказчика и на внимательного слушателя, конкурс детских иллюстраций. Литературные игры, тест. Рассказ о писателе. Просмотр мультфильмов, поставленным по произведениям датского сказочника. Занятие 27. Веселые рассказы о школьной жизни В.В. Голявкина. Творческая работа: Мини-рассказ «Забавные истории из школьной жизни». Творческий конкурс веселого рассказа. Выставка книг писателя. Проблемные ситуации, слушание и чтение рассказов В.В. Голявкина «Крути снежные вертя», «Карусель в голове», беседа. Работа над выразительным чтением. Игровые задания. Занятие 28 - 29. Знакомство с творчеством В. Орлова. Творческая работа: Конкурс рисунков «Я рисую море». Занятие 30 - 31. Самый знаменитый балагур. Приключения барона Мюнхгаузена. Просмотр мультфильмов, поставленным по мотивам наиболее известных сказочных историй книги о Мюнхгаузене. Путешествие в необыкновенные страны вместе с бароном Мюнхгаузеном. Выставка книг о Мюнхгаузене. Конкурс на лучшего рассказчика, конкурс «Угадай-ка!». Литературные игры. Рассказ о прототипе литературного героя. Характеристика главного героя. Просмотр мультфильмов, поставленным по мотивам наиболее известных сказочных историй книги о Мюнхгаузене. Подготовка и презентация исследовательских литературных проектов: Какова история создания книги? Был ли барон Мюнхгаузен на самом деле? Занятие 32. Семейная сказка А.А. Милна «Винни-Пух и все-все-все». «Искпедиция» в сказочную страну А.А. Милна. Сопоставление впечатлений о книге с образами из мультфильмов. Конкурс на лучшего рассказчика. Рассказ о писателе и истории создания книги. Игровой диктант «Внимательный читатель». Составление карты страны, в которой живут герои книги. Литературные игры, викторины. Работа над образами персонажей, над языком сказки. Чтение по ролям, инсценирование. Просмотр мультфильмов, поставленным по произведениям английского сказочника. Подготовка и презентация исследовательских литературных проектов: Какова история создания книги? Кто такой Кристофер Робин? Какие игрушки стали героями сказки? Сколько раз экранизировали сказку о Винни-Пухе? Занятие 33. Итоговое занятие Заполнение читательской анкеты: сопоставление результатов читательской деятельности в начале и конце учебного года. Заполнение читательского портфолио. Индивидуальные самопрезентации по результатам читательской деятельности в течение учебного года. Постановка задач на следующий год «Лестница моих будущих успехов». Отчетная читательская конференция «Мои лучшие друзья - это книги» с элементами драматизации, инсценировок изученных литературных текстов. Занятие 34. Литературный праздник «Наши любимые книги». Выступление перед родителями и одноклассниками, учащимися из параллельных классов, друзьями, педагогами-литераторами. Выставки литературно-творческих работ, исследовательских и творческих проектов учеников, выполненных в рамках годового изучения программы.

Общие рекомендации.


С начала учебного года нужно настроить родителей и обучающихся на полноценное прочтение всех произведений: по нашему глубокому убеждению, книги должны быть по возможности прочитаны детьми полностью. Только так можно формировать читательскую культуру и самостоятельность. Программа «Вдумчивое чтение» ориентирована на обучающихся со средним и высоким уровнями литературного развития, однако некоторые произведения могут оказаться сложными для учащихся. В связи с этим педагог может варьировать, сокращать и изменять часть заданий, ориентируясь на уровень своего класса. Широкое использование аудиовизуальных технических средств, компьютерных технологий может в значительной степени повысить эффективность и наглядность учебных занятий, усилить интерес обучающихся к содержанию учебного процесса. Использование информационных ресурсов школьной библиотеки, сети Интернет расширит возможности младших школьников в освоении информационной культуры, в самостоятельной подготовке литературных проектов и выполнении индивидуальных заданий. Для полноценного освоения программы учителю начальных классов необходима помощь школьного библиотекаря, связанная как с подбором изучаемых художественных произведений, так и с проведением литературных утренников и праздников, материалы для которых можно найти в школьной библиотеке. Поэтому в начале учебного года нужно провести серьезную работу со школьной библиотекой, выяснить наличие и количество указанных произведений, согласовать сроки их выдачи обучающимся. Многие из изучаемых произведений неоднократно экранизировались. Для более эффективного изучения книг желательно приобрести в классную фильмотеку копии художественных и мультипликационных фильмом, поставленных по классическим произведениям мировой детской литературы. Здесь помощь родительского актива также неоценима. Список необходимых экранизаций указан в Программе и в разработках для каждого года обучения. Основная воспитательная задача учителя на занятиях - углубить интерес школьников к чтению, обрисовать перспективы читательского роста детей. Главное - не навредить насильственным принуждением, не вызвать авторитарными методами отвращения к чтению художественной литературы. Отсюда - гибкость в освоении программы. Занятия должны проходить так, чтобы детям было интересно - читать, делиться своими впечатлениями, свободно высказывать свои мнения, пересказывать, рисовать собственные иллюстрации, портреты, карты, заполнять путевые дневники, смотреть экранизации изучаемых произведений и обсуждать прочитанное, услышанное и просмотренное. Для качественной работы по внеклассному чтению педагогу также необходимо организовать в кабинете Уголок внеклассного чтения. По мнению Н.Н. Светловской, специалиста по внеклассному чтению, «Уголок внеклассного чтения - это специально отведенное в классе место, оборудованное так, чтобы учащиеся с первых шагов привыкали к упорядоченному книжному окружению и вырабатывали умение пользоваться им». В Уголке чтения должны быть: 1) три полки для книг, размещенные так, чтобы младший школьник легко доставал книги с каждой из них (1-ая полка - для книг, которые читаются на уроках; 2-ая - для книг из домашних библиотек по теме уроков; 3-я, нижняя полка - для любимых книг, расставленных по темам чтения). 2) Стол, чтобы класть, рассматривать и читать книги. 3) Стенд, где вывешиваются задания, детские рисунки. Не рекомендуется размещать Уголок чтения у двери, создавать его «для красоты», пускать работу на самотек. Прав был В. А. Сухомлинский, утверждающий: «Атмосфера любви к книге, уважения к книге, благоговения перед книгой - в этом заключается сущность школы и педагогического труда. В школе может быть все, но если нет книг или если книгу не любят и равнодушны к ней, это еще не школа…».


Список литературы

  1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Веселая литература в начальной школе: Методическое пособие. М., 2004.
  2. Галактионова Т.Г. Чтение школьников как социально-педагогический феномен Открытого образования (теоретико-методологические основы исследования). Монография. - СПб., 2007.
  3. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор. М., - 2011.
  4. Голованова М. В. Справочник учителя начальной школы. Литературное чтение. М., 2005.
  5. Гостимская Е.С., Михайлова М.И. Внеклассное чтение: 2 класс: Дидактический материал. М., 2005.
  6. Кашурникова Т.М. Основы информационно-библиографической грамотности для учащихся: методические рекомендации для библиотекарей. - М., 2007.
  7. Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению. М., 2001.
  8. Кутявина С.В. Поурочные разработки по внеклассному чтению. 4 класс. М., 2006.
  9. Левин В. А. Когда маленький школьник становится большим читателем. М., 1994.

  10. Петрова Т. С. Анализ художественного текста и творческие работы в школе: Материалы для учителя. М., 2001.

  11. Никифорова О. И. Психология восприятия художественной литературы. М., 1972.

  12. Оморокова М. И. Совершенствование чтения младших школьников: Методическое пособие для учителя. М., 2001.

  13. Планируемые результаты начального общего образования. - М., 2011.

  14. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ под ред. В.А. Горского. - М., 2011.

  15. Полная хрестоматия для начальной школы с методическими подсказками для педагогов и родителей. В 2-х томах / Сост. Е.В. Посашкова. М, 2011.
  16. Посашкова Е.В. Уроки литературы в начальной школе, или Как формировать вдумчивого читателя: Метод. пособие для учителя. Екатеринбург, 2002.
  17. Предметная неделя литературы в школе / Авт.-сост. Н.Д. Ильина. Ростов-на-Дону, 2005.
  18. Светловская Н. Н., Пиче-оол Т. С. Обучение детей чтению: Практическая методика. М., 2001.
  19. Сухин И.Г. Литературные викторины в начальной школе: Практическое пособие. М., 2005.
  20. Тишурина О. Н. Писатели в начальной школе. . Вып 1. М., 2005,
  21. Учим успешному чтению. Рекомендации учителю: пособие для учителей общеобразова-тельных учреждений. - М., 2011.

Приложение 1



Анкета для первоклассников «Читательская активность обучающихся» Цель: выявление читательской активности у детей младшего школьного возраста, а также направленности читательского интереса.
1. Любишь ли ты читать? -да- -нет- 2. Почему ты любишь читать? -можно многое узнать -интересно 3.Посещаешь ли ты библиотеку? -да -нет- 4. Что ты любишь читать? -стихи -сказки -смешные рассказы -рассказы о животных 5.Что любишь больше всего? -читать сам -слушать чтение взрослых 6. Читают ли в вашей семье книги вслух? -читают -не читают 7. Как ведут себя родители во время твоего чтения? -хвалят -ругают, сердятся 8.Можешь ли ты назвать книгу, которую недавно прочитал? -могу -не могу












Приложение 2

Уважаемые ребята!
Ответьте, пожалуйста, на вопросы этой анкеты.

1. Сколько вам лет?_________________
2. Любите ли вы читать?
- да
- нет
3. В каком возрасте вы начали читать?________________
4. Чем вы предпочитаете заниматься в свободное время?
- читать;
- смотреть телевизионные программы;
- гулять на улице;
- что-то другое_________________________________
5. Как часто вы читаете?
- регулярно
- от случая к случаю (когда задают в школе)
- очень редко
6. Что вы предпочитаете читать?
- книги
- газеты
- журналы
- комиксы
7. Книги какого жанра вы предпочитаете?
- сказки
- поэзию
- фантастику
- приключения
- детективы
- историческую литературу
- научно-популярную литературу
8. Обсуждаете ли вы прочитанные книги? Если Да, то с кем?
- да (с родителями, друзьями, библиотекарями)
- нет
9. Как часто вы посещаете библиотеку?
- каждую неделю
- по мере необходимости
- редко
10. Обычно вы обращаетесь в библиотеку:
- за литературой по школьной программе
- просто почитать что-нибудь интересное
11. Посещают ли члены вашей семьи библиотеки?
- да
- нет
12. Есть ли у вас домашняя библиотека?
- да
- нет
13. Пожалуйста, напишите название и авторов трех своих любимых книг
1._________________________________________________________
2._________________________________________________________
3._________________________________________________________

Спасибо за помощь!

Приложение 3

План проведения недели детской книги

День недели Дата Класс Мероприятие Ответственные понедельник
1 -4 Конкурс рисунков «В стране книг!» Классные руководители, дети, родители, педагоги дополнительного образования вторник
1 -4 Игра "Книжка заболела" (ремонт книг, учебников, изготовление закладок) Классные руководители, дети, родители, зав. библиотекой среда
1 -4 Конкурс чтецов «Поэтическая тетрадь» Классные руководители, дети, зав. библиотекой четверг
1 Литературная игра «Планета сказок» Классные руководители, дети, родители, зав. библиотекой 2 Литературная викторина «Там, на неведомых дорожках» 3 - 4 Литературный турнир «Чемодан приключений» пятница
1-4 Торжественная линейка Подведение конкурсов, награждение победителей. Классные руководители, дети, родители, зав. библиотекой







© 2010-2022