Открытый урок по русскому языку на тему: Состав слова

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок по русскому языку: "Состав слова" (3-й класс)

Цели урока:

образовательные:

развитие умения различать предлоги и приставки, правильно писать их;

продолжить работу по умению писать слова с изученными орфограммами;

выделять приставки в словах;

развивающие:

развитие у учащихся умения выделять главное при определении орфограммы, обобщать изученное, умения работать самостоятельно, используя проблемные вопросы, творческие задания;

развитие мышления, внимания и речи учащихся;

воспитывающая:

воспитание у учащихся чувства позитивной оценки и самооценки.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Методы обучения: словесно-наглядный проблемно-поисковый (эвристический), самостоятельная работа, иллюстративный.

Методические приемы:

рассказ учителя,

проблемные вопросы,

работа над новыми понятиями,

творческие задания,

практические упражнения.

Педагогические технологии:

элементы технологии проблемного обучения,

элементы игровой технологии,

здоровье сберегающая технология (переход от одного вида деятельности к другому).

Ход урока

1.Организационный момент

- Я рада приветствовать сегодня на уроке не только вас ребята, но и гостей. Сегодня для нас волнительный и ответственный урок. Как гостеприимные хозяева вначале окажем им внимание.

Мы рады приветствовать вас в классе

Возможно есть классы и лучше и краше.

Но пусть в нашем классе вам будет светло

Пусть будет уютно и очень легко,

Поручено нам вас сегодня встречать,

Но начнем же урок, не будем зря время терять.

- Спасибо, будем надеяться, что настроение наших гостей улучшилось и они с удовольствием отдохнут в нашем классе и порадуются нашим успехам. Мы сейчас с вами отправляемся в необычайное путешествие, а находимся мы на станции «Школа №43». Итак, начнем наш урок. Откройте тетради, запишите число.

2. Минутка чистописания.

Первая станция «Отгадай-ка».

- На этой станции вы должны отгадать загадку и записать в тетрадях первую букву отгадки.

Дел у меня немало -

Я белым одеялом

Всю землю укрываю

В лед реки убираю.

- Что это? (зима)

- Посмотрите на образец на доске и красиво пропишите букву в тетради. (Запись букв з З)

- А сейчас подберите к слову зима родственные слова и запишите их в тетрадь. Разберите по составу. (Зима - зимний, перезимовать, зимушка, зимовать, зимующий.)

3. Постановка темы урока

- Мы все еще находимся на станции «Отгадай-ка», отгадав кроссворд, мы узнаем, как называется тема нашего урока. Вы должны будете записывать одновременно слова в тетрадь и проверять их по доске.

Не снег и не лед,

А серебром деревья уберет. (Иней)

Назовите-ка, ребятки,

Месяц в этой вот загадке:

Дни его - всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи.

До весны легли снега.

Только месяц наш пройдет,

Мы встречаем Новый год. (Декабрь)

Под Новый год пришел он в дом

Таким румяным толстяком.

Но с каждым днем терял он вес

И, наконец, совсем исчез. (Календарь)

Верхняя одежда. (Пальто)

В предложении на службе

С падежом всегда он в дружбе.

На него показывает

И слова все связывает. (Предлог)

У избы побывал -

Все окно разрисовал,

У реки погостил -

Во всю реку мост мостил. (Мороз)

Два коня у меня,

Два коня.

По воде они возят меня.

А вода тверда,

Словно каменная! (Коньки)

Щиплет уши, щиплет нос,

Лезет в валенки мороз.

Брызнешь воду - упадет

Не вода уже. А лед.

Даже птице не летится,

От мороза стынет птица.

Повернуло солнце к лету.

Что, скажи за месяц это? (Январь)

Он в берлоге спит зимой

Под большой сосной,

А когда придет весна

Просыпается от сна. (Медведь)

Рядом с дворником всегда.

Разгребаю снег кругом.

И ребятам помогаю

Делать горку, строить дом. (Лопата)

Перед корнем подставляем

Эту часть. Как называем? (Приставка)

4.Работа по теме урока

Учитель: Как вы думаете, как называется тема нашего урока? («Предлоги и приставки»). Мы отправляемся в путешествие в страну «Предлогов и приставок» и нас, конечно, будут интересовать слова с приставками и предлогами. Какие цели мы поставим?

Дети:

- Во-первых, мы должны вспомнить, что же такое приставка.

- Во- вторых, мы должны вспомнить, что же такое предлог.

- В-третьих, необходимо вспомнить правописание предлогов и приставок.

Учитель: Как видите, немало трудностей ждет нас впереди, но у меня нет сомнений в том, что нас ждет, незабываемое путешествие. Ребята, что вы помните о приставках и предлогах?

- Что такое приставка?

Дети: Часть слова, находится перед корнем и служит для образования слов.

Учитель: А что такое предлог?

Дети: Часть речи, которая служит для связи слов в предложении.

Учитель: А что вы помните о правописании предлогов и приставок?

Дети: Между предлогом и словом можно вставить вопрос или другое слово. Между приставкой и корнем нельзя вставить вопрос и или другое слово.

Учитель: Может ли употребляться предлог перед словом, обозначающим действие?

Дети: Предлога не бывает перед словом, обозначающим действие.

Учитель: Отправляемся дальше в путешествие!

Станция «Поиграй-ка»

Учитель:

- Я буду называть словосочетания, а вы замените каждое словосочетание словом с приставкой. Например: часы на стене - настенные часы.

Повязка на рукаве - …

Шаг без шума - …

Переход под землей - …

Камни под водой - …

Совет без пользы - …

Годы до войны - …

Значок на груди - …

Станция «Найди-ка»

Игра «Кто бы нам узнать помог, где приставка, где предлог?» (работа в парах)

Учитель: Запишите слова. Выделите приставки, подчеркните предлоги.

(за)горой

на льду

(по)бежать

(под)сосной

(за)мерзнуть

(зав)ывает

(под)снегом

(на)мело

скатиться

(во)дворе

(на )горе

(под)снежник

(по)крывает

(на)мело

(за)окном

(на)катке

(за)морозить

с горы

- А теперь, ребята, сделайте взаимопроверку. Если задание выполнено правильно, то поставьте знак +, а если неправильно, то знак -.

5. Физкультминутка.

Станция «Отдыхай-ка».

(гимнастика для глаз)

Вот метель гулять пустилась.

Сюда снежинка прилепилась.

Вот она летает, порхает,

Следите за ней глазками.

Станция «Отдыхай-ка»

- Продолжаем наше путешествие. Если в слове есть приставка, то хлопают мальчики. Если слово с предлогом - девочки.

Заметать, на санки, заморозил, у вьюги, у снежинки, прогулка, к снеговику, поспешила, заметает, на ветру, замёрз, на катке, замерзнуть, с горы, подснежник.

6. Закрепление пройденного материала.

Станция «Подумай-ка»

(работа в группах)

Карточка 1

Прочитайте выразительно, озаглавьте текст,

3-е предложение разберите по составу.

Зимой русский лес сказочен и чудесен.

Снег украшает пушистые ветки деревьев.

Смолистые шишки висят на елях.

В серебряном уборе стоят красавицы-берёзки.

Карточка 2

Вставьте пропущенные буквы.

Подчеркните предлоги и выделите приставки.

В лес примч…лся первый сне…

Попр…сился на ночлег.

Перепуганный не в шутку,

Примерять стал зайчик шу…ку.

Без иголки, без портного

Шу…ка новая готова.

Карточка 3

Составьте из слов каждой строки предложения.

Подчеркните предлоги и приставки.

Морозы, трескучие, на, стояли, улице.

Утро, каждое, сад, Костя, выносил, в, корм, птицам.

Прилетали, к. вороны, кормушке, и, воробьи, синички.

Карточка 4

Выделите приставки в словах.

Закрутила метель. Белка поспешила к гнезду.

Гнездо у зверька тёплое. Забралась белка в гнездо,

прикрылась пушистым хвостиком. Затихла непогода.

Вылезла белка из гнезда. Вкусная еда у пушистого

зверька запасена в кладовой. (7 слов)

Станция «Проверяй-ка»

(Проверочная работа по карточкам)

Карточка 1

- Докажи правильность своего ответа.

- Какие словосочетания подчёркивают красоту зимнего леса?

Карточка 2

- Объясни пропущенные орфограммы.

- Какую шубку стал примерять заяц?

- Для чего ему новая шубка?

Карточка 3

- В чём смысл этого текста?

- Для чего нужны кормушки?

- На каких уроках мы об этом говорили?

- У кого из вас есть кормушка для птиц?

Карточка 4

- Как зимует белка?

- Ребята, вы, наверное, устали и я предлагаю вам еще немножко отдохнуть.

7. Физкультминутка

С ПРИ- приставкою - присесть,

С ПО- приставкою - подняться

С ПОД- - подпрыгнуть, подмигнуть,

С ПО- приставкой - посмеяться,

С ВЫ- - вытягиваем руки,

С О- - опустим их опять.

Вот и все настало время

С ПО- - зарядку повторять.

С ЗА- - зарядку завершать.

8. Подведение итогов.

- Какую тему мы изучали на уроке? Как вы думаете, мы справились с поставленными целями? Что запомнилось или понравилось на сегодняшнем уроке?

- Ребята, отгадайте шараду.

Корень мой находится в цене,

В очерке найти приставку мне

Суффикс мой в тетрадке, все встречаем

Весь же в дневнике я и в журнале (О-цен-ка)

- Итак, ребята вы хорошо поработали, оцените себя. Выберите значок, который больше вам подходит. (Рефлексия урока)

© 2010-2022