Урок по русскому языку в 3 классе по теме Закрепление знаний о суффиксах и приставках

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Тема: Закрепление знаний о суффиксах и приставках как значимых частях слова.

Цели:

Образовательные.

- учить применять правила при написании слов с приставкой и суффиксом, овладевать умением образовывать новые слова;

Развивающие.

- развивать умение применять правила при написании однокоренных слов с приставкой и суффиксом, применять знания в нестандартной ситуации, развивать умение разбирать слова по составу, развивать речь учащихся, умение работать в группе;

Воспитательные.

- воспитывать внимательное и бережное отношение к слову, воспитывать товарищество и взаимовыручку, любознательность.


Планируемые результаты:

учащиеся научатся формировать определение приставки и суффикса,

объяснять значение приставок и суффиксов в слове,

выделять в словах приставки и суффиксы,

образовывать слова с помощью приставки или суффикса,

устанавливать: суффикс придает слову оттенок значения или образует слово с новым значением,

планировать учебные действия при определении в слове значимых частей.


Оборудование: Силуэты Пара и Хода, карточка 1, шляпы Суффиксы, сапоги Приставки, дерево с листьями.



Ход урока.

Ι. Организационный момент.

Давайте улыбнёмся друг другу, я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесёт нам радость общения друг с другом. Успехов вам и удач!

Каким вы хотите видеть этот урок?


II Актуализация знаний.

- У вас на столах есть карточки. Прочитайте группы слов, выделите корень и проверьте, правильно ли подчёркнуты лишние слова. Объясните своё решение.

Карточка 1.

- царь, царство, царствовать, царапать

- горе, гора, горный, пригорок

Вывод: в каждой группе слов есть слово, которое имеет другой смысл, то есть неродственное слово, поэтому оно лишнее.

III Самоопределение к деятельности.

- Посмотрите на доску. Что написано? ( На доске две группы слогов:

1. на-, пере,- за -, из-, вы-, от-, под -

2.-ушк, -чик,- еньк, -очк, - ок)

- Слоги.

- Что объединяет первую группу?

- Это приставки.

Что объединяет вторую группу?

- Это суффиксы.

- Объясните, чем похожи и чем отличаются слова пар - парок.

- Это однокоренные слова. У них общий корень и общее значение. В слове пар есть только корень. В слове парок - корень, суффикс.

- Объясните, чем похожи и чем отличаются слова ход - поход?

- Это однокоренные слова. У них общий корень и общее значение. В слове ход есть только корень, а в слове поход - корень и приставка.

- Сформулируйте тему урока. Как вы считаете, какие задачи мы выполним на уроке? Чему будем учиться?

-Откройте тетради и запишите число, классная работа.

ΙΥ. Работа по теме урока (суффикс)

Вы ребята очень любите сочинять смешные истории. Я тоже решила придумать (сочинить) сказку. Но мне нужна ваша помощь.

- Поможете?

- Не далеко, не близко, не высоко, не низко, за бумажными горами, карандашными лесами, в грамматическом царстве, орфографическом государстве жил-был царь по имени Пар. У него было много волшебных шляп.

Надевая шляпу ок, он превращался в добрый и ласковый… парок.

А если на него нападали враги, он мигом надевал шляпу ищ и становился злющим… парищем. Отчего врагам нечем было дышать, и они уходили восвояси.

  • Давайте запишем эти слова: пар, парок, парище.

Какие слова вы записали? ( докажите - правило)

Как образовались родственные слова? ( при помощи суффиксов)

Где стоит суффикс? Для чего служит? ( правило)

-Выделите суффиксы.

- Этот король любил играть в разные игры.

1. Игра "Я ласка"

Назовите все предметы ласково.

  • Кошка - кошечка

  • Ложка - ложечка

  • Книга - книжечка

  • Дом - домик

  • Кот - котик

  • слон - слоник

- Запишем несколько ласковых слов, выделим корень и суффикс.

А сейчас предлагаю ребятам повернуться друг к другу и ласково назвать по именам:

  • Таня - Танечка,

  • Слава - Славочка,

  • Юра - Юрочка,

  • Ваня - Ванечка

  • Максим - Максимка

  • Ангелина - Ангелиночка.

- Запишем ласковые имена, выделим корень и суффикс.



2 Игра "Волшебные очки"

Я надела увеличительные очки и теперь вижу: (передаю детям по цепочке)

  • не кота, а котИЩе,

  • не дом, а домИЩе,

  • не слона, а слонИЩе

  • не глаза, а глазище

  • не рыбу, а рыбище.

Суффиксы придают различные оттенки словам.

- А могут ли суффиксы обычное слово превратить в профессию людей.

Охота - охотник

камень - каменщик

стекло - стекольщик

кран - крановщик

Вот какой был интересный царь Пар.

Υ. Работа по теме урока (приставка)


  • На другом берегу реки жил младший брат Пара царь Ход. Молодой, удалой, такой, что ни в сказке сказать, ни пером описать. И было у этого царя много слуг, да не просто прислужников, а разных мастеров. Особенно ценил Ход сапожника, который таких сапог ему нашил, что во всём свете не сыскать, на все случаи жизни.

Вот решил однажды царь сходить на охоту, надел сапоги с - и не успел оглянуться, как в лесу оказался. Долго он по лесу бродил и заблудился. Вдруг из чащи лесной напали на него разбойники. Что делать? Хорошо, что он на всякий случай взял несколько пар сапог. Недолго думал царь. Переодел сапоги с на у и быстрёхенько убежал.

Вдруг, на пути река. И опять сапоги выручили. Надел сапоги пере и преодолел препятствие.

Запись: Ход, сход, уход, переход


  • Какие это слова?

  • Что за часть стоит перед корнем?

  • Для чего она служит? (правило о приставке)


- Ребята, как вы думаете, любил ли брат Ход игры?


- Поиграем!

Игра "Наоборот"

Учитель объясняет детям правила игры: "Я произнесу слово и брошу кому-нибудь из вас мяч. Тот, кому брошен мяч, должен поймать его, назвать слово, противоположное по значению, и возвратить мяч мне".

Пример.

  • Развязать - (завязать)

  • Вбежать - (выбежать)

  • Внести - (вынести)

  • Развернуть - (завернуть)

  • Вползти - (выползти)

  • Влить - вылить



- Однажды у царя Хода в машине отвалилось колесо. Что же ему делать? Помогите починить!

Образуйте слова с помощью приставок. Запишите их. Выделите приставки. (Один у доски)

Машина в исправном состоянии. И стал ездить Ход к своему брату Пару в гости.

Между этими двумя царствами - государствами посадили дерево. Что растёт на этом дереве?

-Суффиксы и приставки.

- С помощью приставок и суффиксов, записанных на листьях дерева, образуйте однокоренные слова. Где надо добавляйте окончания. Запишите получившиеся слова.



Выбери правильный ответ. (Тест)

VI Рефлексия.

Учитель: Какую цель ставили на уроке? - Нам удалось достичь цели? - У кого возникли затруднения? Почему? - Как высчитаете, достаточно ли нам тренировок сегодня на уроке.



VII Подведение итогов урока.

- Перед вами лесенка. На какой ступеньке знаний, по вашему мнению, вы сейчас находитесь?

Урок по русскому языку в 3 классе по теме Закрепление знаний о суффиксах и приставках

Дети прикрепляют цветную карточку на выбранную ими ступеньку.

ΥΙΙΙ. Домашнее задание.


Стр. 75 упр. 165 (записать на доске).























Тест
1. Найди верное определение «суффикса»: а) Стоит после корня и служит для образования новых слов. б) Изменяемая часть слова, служит для связи слов в предложении. в) Общая часть однокоренных слов. г) Стоит перед корнем и служит для связи слов в предложении.
2. В каком ряду перечислены части слова? а) Точка, запятая, корень, окончание. б) Существительное, прилагательное, глагол, предлог. в) Приставка, корень, суффикс, окончание. г) Подлежащее, сказуемое, второстепенные члены.
3. В каком ряду записаны однокоренные слова? а) Вода, водолаз, водитель. б) Лес, у леса, к лесу, о лесе. в) Повар, сварка, варит. г) Гора, пригорок, пригорюнился.
4. Найди слово, которое соответствует схеме: приставка, корень, суффикс, нулевое окончание: а) дубы б) рыбак в) перелесок г) выход
5.Укажи слово, которое не является однокоренным среди данной группы: а) мышонок б) мышиный в) смышлёный г) мышка










Урок по русскому языку в 3 классе по теме Закрепление знаний о суффиксах и приставках






1. НА-, ПЕРЕ-, ЗА-, ИЗ-, ВЫ-,


ОТ-, ПОД-



2. -УШК, -ЧИК, -ЕНЬК, -ОЧК,


-ОК

ПАР - ПАРОК



ХОД - ПОХОД



























котИЩе

домИЩе

слонИЩе

глазИЩе

рыбИЩе










С У ПЕРЕ

ОК ИЩ


ХОД


ПАР




ОТ ЗА СО ОК ПЕРЕ Н НИК ПО ПРО НА ДО Л ЧИК О ПРИ ЕЦ ИЗ ПО НА РАЗ ПОД ОТ ВЫ ОБ ДО ПРИ ПЕРЕ








ВЫ ОБ ДО ПРИ ПЕРЕ ПРО ИЗ ПО НА














































© 2010-2022