- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок по литературному чтению на тему Пушкин Зимнее утро
Урок по литературному чтению на тему Пушкин Зимнее утро
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Луценко А.В. |
Дата | 10.03.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема: "Зимнее утро" А.С. Пушкина. Замедленное чтение. (Лингвистический анализ)
Учитель:Луценко А.В.
1 слайд, портрет А.С. Пушкина О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух…
(А.С. Пушкин)
Цели:
1. Показать стихотворение как одно из самых ярких и выразительных произведений о зиме.
2. Изучить творческую историю стихотворения как предмет особого текстологического исследования.
3. Учить языковому и лингвистическому анализу стихотворения.
4. Показать, что замедленное чтение стихотворения "Зимнее утро" лингвистически вооружённым взглядом - первая ступенька лингвистического анализа текста.
5. Воспитывать любовь к русской природе, любовь к красоте и прелести зимнего утра в деревне.
Оформление урока:
портрет А.С. Пушкина, "Словарь языка Пушкина", словарь Ожегова, музыка Н.В. Свиридова, рисунки учащихся.
Ход урока. 2 слайд (На фоне музыки Свиридова звучит стихотворение Пушкина "Зимнее утро")
- Вступительное слово учителя.
-
Лингвистический анализ стихотворения "Зимнее утро"
Чтение первой строфы:
Мороз и солнце; день чудесный! Ещё ты дремлешь, друг прелестный - Пора, красавица, проснись: Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись! Обратим внимание на 4 - 6-ю строчки. В них содержатся не только «тёмные» слова, хотя их неясность может быть не замечена, но и два ныне устаревших архаических факта грамматики. Во-первых, разве нас не удивляет словосочетание открой… взоры? Ведь сейчас можно только бросать взоры, устремить взоры, потупить взоры, но не открывать. Здесь существительное взоры имеет старое значение «глаза». Слово взор с таким значением встречается в художественной речи первой половины XIX века постоянно. Безусловный интерес здесь представляет причастие сомкнуты. Краткое причастие, как известно, в предложении всегда является сказуемым. Но тогда, где то подлежащее, к которому оно относится? По смыслу слово сомкнуты явно тяготеет к существительному взоры, но оно является (открой что?) несомненным прямым дополнением. Значит сомкнуты является определением к слову взоры. - Но почему тогда сомкнуты, а не сомкнутые? - Перед нами так называемое усечённое причастие, которое, как и усечённое прилагательное, было одним из излюбленных поэтических вольностей поэтов XVIII - первой половины XIX века. А теперь коснёмся ещё одного слова в этой строке. Это существительное нега. Оно тоже небезынтересно. В словаре С.И. Ожегова оно толкуется: "Нега - и.ж. (устар.) 1. Полное довольство. Жить в неге. 2. Блаженство, приятное состояние. Предаться неге". "Словарь языка Пушкина" отмечает наряду с этим следующие значения: "Состояние безмятежного покоя" и "чувственное упоение, наслаждение". Слово нега не соответствует перечисленным значениям в рассматриваемом стихотворении. На современный русский язык его в данном случае лучше всего перевести словом сон, поскольку сон - это самое полное "состояние безмятежного покоя". Спустимся строчкой ниже. Здесь нас тоже поджидают языковые факты, требующие разъяснения. Их два. Во-первых, это слово Аврора. Как имя собственное, оно начинается с большой буквы, но по своему значению выступает здесь как нарицательное: латинское имя богини утренней зари нарицает самоё утреннюю зарю. Во-вторых, его грамматическая форма. Ведь сейчас после предлога навстречу следует дательный падеж существительного и по современным правилам должно быть Навстречу северной Авроре. А у Пушкина родительный падеж - Авроры. Это не опечатка и не ошибка, а ныне устаревшая архаическая форма. Ранее предлог навстречу требовал после себя существительного в форме родительного падежа. Для Пушкина и его современников это была норма. Скажем несколько слов о словосочетании Звездою севера явись. Слово звезда (севера) обозначает здесь самую достойную женщину Петербурга, а не употребляется в прямом значении - небесное тело.
Вторая строфа Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На мутном небе мгла носилась; Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела, И ты печальная сидела - А нынче… погляди в окно: Здесь мы обратим внимание на слова вечор и мгла. Мы знаем, что слово вечор и обозначает вчера вечером. В обычном употреблении слово мгла значит сейчас тьма, мрак. Поэт использует это слово в значении "густой снег, скрывающий в тумане, как своеобразная завеса, всё окружающее".
Третья строфа Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит. Третья строфа стихотворения отличается языковой прозрачностью. В ней нет ничего несовременного, и ни в каких пояснениях она не нуждается.
4 и 5 строфа Вся комната янтарным блеском Озарена. Весёлым треском Трещит затопленная печь. Приятно думать у лежанки. Но знаешь: не велеть ли в санки Кобылку бурую запречь?
Скользя по утреннему снегу, Друг милый, предадимся бегу Нетерпеливого коня И навестим поля пустые, Леса, недавно столь густые, И берег, милый для меня. Здесь есть языковые "особинки". Вот поэт говорит: "Приятно думать у лежанки". III. Анализ непонятных слов и выражений. Вот поэт говорит: "Приятно думать у лежанки".
- Понятно ли вам это предложение? Оказывается, нет. Мешает нам тут слово лежанка. Лежанка - невысокого (на уровне современной кровати) выступа у русской печки, на котором, греясь, отдыхали или спали. В самом конце этой строфы странно и непривычно звучит слово запречь вместо нормативного, правильного современного запрячь от глагола запрягать. Во времена Пушкина та и другая форма существовала на равных, и, несомненно, форма запречь появилась тут у Пушкина для рифмовки как факт поэтической вольности, который был обусловлен стоявшим выше словом печь. В заключительной строчке последней, пятой строфы есть слово берег. Здесь оно употребляется не в основном, прямом, номинативном значении "край земли около воды", а в значении "местность около реки". - Около какой? - Около Верхней Волги, так как стихотворение было написано в селе Павловском Старицкого Уезда Тверской губернии, находящегося недалеко от нашей великой реки. IV. Чтение стихотворения "Зимнее утро". 2 слайд (На фоне музыки Свиридова читается ещё раз стихотворение "Зимнее утро").
- Вывод.
VI. Домашнее задание (по выбору)
1. Написать сочинение-миниатюру по впечатлениям от стихотворения "Зимнее утро".
2. Сочинить сказку на музыку Г. Свиридова.
3. Выучить стихотворение наизусть всем.