Информационные коммуникационные технологии в сопровождении образовательного процесса в начальной школе

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Бердюгина Елена Анатольевна

учитель начальных классов

Нефтеюганского районного муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Обь-Юганская средняя общеобразовательная школа»

ХМАО-Югра, Нефтеюганский район, п. Юганская Обь

«Информационные коммуникационные технологии в сопровождении образовательного процесса в начальной школе» В условиях модернизации российского образования проблема эффективного использования ИКТ в сопровождении преподавания школьных дисциплин представляется весьма актуальной и выделяется в качестве одного из приоритетов. Именно информационные технологии, являясь универсальными средствами обучения, позволяют не только формировать у учащихся знания, умения и навыки, но и развивать личность ребёнка, удовлетворять его познавательные интересы. В психологических исследованиях отмечается, что ИКТ влияют на формирование теоретического, творческого и рефлексивного мышления обучающихся. Образность отображения тех или иных явлений и процессов памяти обучаемого обогащает восприятие учебного материала, способствует его научному пониманию. Главной целью внедрения информационно-коммуникационных технологий по сопровождению образовательного процесса должно стать появление новых видов учебной деятельности, характерных именно для современной информационной среды. ФГОС предъявляет определенные требования к деятельности учителя. Современному учителю необходимо понять, что процесс обучения должен стать привлекательным для учащихся, должен приносить удовлетворение, обеспечивать их самореализацию. Сформировать у школьников потребность и способность к самостоятельному приобретению знаний, к непрерывному образованию и самообразованию - одна из стратегических задач современной российской школы. Ее решение невозможно без формирования у каждого учащегося стойких познавательных мотивов учения, познавательного интереса, постоянного стремления углубляться в область познания. Создание системы образовательной деятельности педагога с использованием ИКТ позволяет решить проблему снижения познавательной и творческой активности младших школьников, создаст благоприятные условия для повышения эффективности обучения и личностного развития каждого ученика. Методологическая база • Проблема стимулирования, побуждения школьников к учению не нова: она была поставлена еще в 40-50-е гг. И.А.Каировым, М.А.Даниловым, Р.Г.Лемберг. В последующие годы к ней было привлечено внимание ведущих методистов нашей страны (А.В.Усова, Л.С.Хижнякова и др.). Они поставили задачу формирования положительных мотивов учения в качестве одной из самых главных в обучении школьников, ибо высокий уровень мотивации учебной деятельности на уроке и интереса к учебному предмету - это первый фактор, указывающий на эффективность современного урока. Т.И. Шамова рассматривает познавательную активность как качество личности, проявляющееся в отношении к содержанию и процессу деятельности, в стремлении к эффективному овладению знаниями и способами их получения, в мобилизации волевых усилий в достижении цели обучения • Педагог - новатор (по мнению доктора педагогических наук Роберт И.В.) определяет учебную деятельность, которая реализуется в информационно-коммуникационной среде, как динамическую систему, обеспечивающую условия взаимодействия между обучающимся, обучаемым и средствами ИКТ. • В своих работах Е.И. Машбиц отмечал факт того, что необходимым потенциалом обладают методики обучения на основе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и выделял следующие преимущества использования компьютера: 1. Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. 2. Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учеников к обучению. 3. ИКТ вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности. 4. Использование ИКТ в учебном процессе увеличивает возможности постановки учебных задач и управления процессом их решения. 5. ИКТ позволяют качественно изменять контроль деятельности учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом. Использование ИКТ в образовательном процессе дает возможность в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности. • Принцип проблемности. • Принцип обеспечения максимально возможной адекватности учебно-познавательной деятельности характеру практических задач. • Принцип взаимообучения. • Принцип исследования изучаемых проблем. • Принцип индивидуализации. • Принцип самообучения. • Принцип мотивации. Способы формирования устойчивых познавательных интересов учащихся: 1. Увлекательная подача самого учебного материала (новизна, историзм, показ современных достижений науки, практической значимости научных знаний и др.). 2. Использование методов, форм организации обучения, побуждающих школьников к самостоятельной познавательной деятельности (методы проблемного обучения, использование средств наглядности, групповая работа, взаимообучение, проектная деятельность и др.) 3. Создание благоприятного эмоционального тонуса в учебно-познавательной деятельности (доверие, такт, его эмоциональность, доброжелательность одноклассников, ситуации успеха и др.). 4. Опора на личностный, субъектный опыт ученика, при котором система знаний успешно усваивается не в готовом виде, а формируется в процессе активной самостоятельной умственной деятельности школьника. Формы организации учебно - познавательной деятельности с использованием средств ИКТ: групповая, коллективная, фронтальная, индивидуальная. Методы развития познавательного интереса в учебной и внеурочной деятельности: • Формирование готовности восприятия учебного материала. Основой метода является создание проблемных ситуаций, формирование проблем и подведение учащихся к проблеме. Задача данного метода - направить деятельность учащихся на максимальное овладение изучаемым материалом, обеспечение мотивационной стороны деятельности. • Выстраивание вокруг учебного материала приключенческого сюжета - это проведение в ходе урока игры, включающей в себя выполнение запланированных учебных действий. Для развития познавательных процессов используются развивающие игры, в основе которых лежит интересный познавательный содержательный материал. • Метод стимулирования занимательным содержанием. Подбор образного, яркого, занимательного учебного материала и добавление его к общему ряду учебных примеров и заданий. Приемы: введение в учебный процесс занимательных примеров, опытов, фактов, наблюдений. • Метод создания ситуаций творческого поиска. Сильный познавательный интерес вызывает создание ситуаций включения учащихся в творческую деятельность. • Метод проектов. Проектная деятельность на уроках и во внеурочной деятельности с использованием ИКТ создает устойчивую положительную мотивацию к изучению соответствующего материала и самостоятельному решению прикладных задач; формирует чувство ответственности за выполняемую работу; создает условия для отношений сотрудничества между учащимися; формирует навыки применения программного обеспечения в разных прикладных областях; способствует развитию творческого подхода к решению задач и формированию умений поиска и выбора оптимального их решения; позволяет создать реальный продукт. Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и исключительно эффективны для развития творческих и многих важных качеств личности (познавательной мотивации, настойчивости, самостоятельности, уверенности в себе, эмоциональной стабильности и способности к сотрудничеству и др.). Психологическая целесообразность О целесообразности использования информационных технологий в учебно-познавательной деятельности младших школьников говорят такие их возрастные особенности, как лучшее развитие наглядно-образного мышления по сравнению с вербально-логическим, а также неравномерное и недостаточное развитие анализаторов, с помощью которых дети воспринимают информацию для дальнейшей её переработки. Использование ИКТ с целью активизации познавательной деятельности младших школьников должно быть четко регламентировано с учетом возрастных особенностей младших школьников: • Смена ведущей деятельности с игровой на учебную. • Применение полученных знаний, умений и навыков в игровой компьютерной среде приводит к их актуализации и мотивации их приобретения. • Высокая степень эмоциональности младших школьников. Занятия с использованием ИКТ позволяют разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс. • ЭОР призваны автоматизировать все основные этапы обучения от изложения учебного материала до контроля знаний и выставления итоговых оценок, переводя обязательный учебный материал в яркую, увлекательную, с разумной долей игрового подхода мультимедийную форму. Высоко значение использования ИКТ в создании предпосылок и условий для формирования и развития личности человека, его способностей, в особенности творческого мышления, памяти, произвольного внимания, восприятия. Социальная направленность Главной целью современного образования является развитие социально-значимых качеств учащихся, в ходе учебно-познавательной деятельности. Основным способом реализации его является использование педагогических технологий проблемного, дифференцированного, рефлексивного, диалогового обучения и воспитания, технологии коллективной творческой деятельности и др. ИКТ как средство, создающее условия для реализации этой цели рассматривается как одно из лучших и вносит неоспоримый вклад в развитие личности школьника, в его социализацию, помогает ребенку адаптироваться к динамичной картине мира, эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы, быть активным членом общества, аргументированно, убедительно и дружелюбно отстаивать свою позицию, делать позитивные выводы, вносить предложения, быть полезным обществу. Особую важность передача накопленного опыта представляет на ступени начального образования, которая является базисной, социально необходимой и самоценной ступенью единой образовательной системы. Использование предложенной системы методов и приемов, а также применение инновационных методических разработок помогут педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях.


© 2010-2022