Программа внеурочной деятельности 1 класса «В мире профессий»

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Лицей № 9 им. К. Э. Циолковского» г. Калуги









Программа внеурочной деятельности

1 "В" класса

«В мире профессий»













Учитель начальных классов: Лаврентьева Ирина Андреевна










Калуга, 2015 - 2016 г.г.

Пояснительная записка


Программа внеурочной деятельности «В мире профессий» помогает расширить представления детей о мире профессий и научить детей исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии. Программа внеурочной деятельности «В мире профессий» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся первых классов (35 часов, 1 час в неделю). Данная программа является интегративной. Разнообразие организационных форм и расширение интеллектуальной сферы каждого обучающегося обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности. Отличительными особенностями программы кружка «В мире профессий» являются: 1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса. 2.В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты. 3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов. 4. Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, родителями. 5. При планировании содержания занятий прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме.












Общая характеристика учебного курса
Цель: формирование учебно-познавательных мотивов у учащихся начальной школы, возможность испытать себя в приближенной к реальности игровой ситуации. Формирование целостного знания, потребности в творческой деятельности, развитие интеллектуальных и творческих возможностей ребенка.
Задачи:

  • расширить представление детей о мире профессий;
  • научить детей исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии;
  • развивать творческие способности детей;
  • развивать речевую деятельность;
  • приобщить детей к работе со справочной и энциклопедической литературой.

Принципы: - доступность, познавательность и наглядность; - учет возрастных особенностей; - сочетание теоретических и практических форм деятельности; - усиление прикладной направленности обучения; - психологическая комфортность.















Особенности форм работы
Основной метод: Метод проблемного обучения, позволяющий путем создания проблемных ситуаций, с помощью информационных вопросов и гибкого их обсуждения повысить заинтересованность учащихся в тематике занятий. Так как каждое из занятий имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определенной профессии, учащиеся имеют возможность расширить свои представления о мире профессий, а также исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии.
Формы и объем занятий:

  • Игровая деятельность (высшие виды игры - игра с правилами: принятие и выполнение готовых правил, составление и следование коллективно-выработанным правилам; ролевая игра).
  • Совместно-распределенная учебная деятельность (включенность в учебные коммуникации, парную и групповую работу).
  • Творческая деятельность (художественное творчество, конструирование, составление мини-проектов).
  • Трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде).
  • Спортивная деятельность (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных мероприятиях).

Формы учета знаний, умений: в процессе оценки достижения планируемых результатов будут использованы разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (тестовые материалы, проекты, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения).
Структура занятий: 1.Разминка (задания, рассчитанные на проверку сообразительности, быстроты реакции, готовности памяти). 2.Знакомство с профессией, которой посвящен урок (коллективное обсуждение): - что я знаю об этой профессии; - что должны уметь люди, занимающиеся этой профессией; - какие изучаемые предметы помогают обрести эту профессию; - что нового я узнал об этой профессии от родителей, знакомых, из книг и телепередач. 3.Выполнение развивающих упражнений в соответствии с рассматриваемой способностью и профессией. 4.Самостоятельная оценка своих способностей (что не получилось и почему).
Программа «В мире профессий» педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в практической деятельности, умению самостоятельно организовать свое свободное время. Познавательно-творческая внеурочная деятельность обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников, что в своей совокупности дает
большой воспитательный эффект. Программа «В мире профессий» рассчитана на любого ученика, независимо от его уровня интеллектуального развития и способностей. Программа согласуется с образовательными программами урочной деятельности по предметам «Технология», «Окружающий мир», «Изобразительное искусство», «Физическая культура», результаты освоения программы соответствуют требованиям ФГОС НОО. Программа «В мире профессий» рассчитана на 35 часов и предполагает проведение 1 занятия в неделю, которое состоит из теоретической и практической части. Срок реализации 1 год.














Тематическое планирование
35 часов (1 час в неделю)


Название темы

Количество часов

Дата

1, 2

Введение в мир профессий

2


«Человек - человек»

6

3

Профессия - следователь

1


4, 5

Профессия - врач

2


6

Профессия - парикмахер

1


7

Профессия - юрист

1


8

Профессия - продавец

1


«Человек - техника»

10

9

Профессия - водитель

1


10, 11

Профессия - строитель

2


12

Профессия - инженер

1


13

Профессия - программист

1


14, 15

Профессия - повар

2


16,17

Профессия - портной

2


18

Профессия - космонавт

1


«Человек - художественный образ»

6

19, 20

Профессия - писатель

2


21

Профессия - актер

1


22

Профессия - фотограф

1


23, 24

Профессия - архитектор

2


«Человек - знаковая система»

3

25

Профессия - бухгалтер

1


26, 27

Профессия - журналист

2


«Человек - природа»

8

28, 29

Профессия - биолог

2


30

Профессия - агроном

1


31, 32

Профессия - эколог

2


33, 34, 35

Все профессии хороши, выбирай на вкус

3











Содержание программы




Раздел/Тема


Теория

Практические действия или трудовые операции (примерные)



1


Введение в мир профессий


Беседа с презентацией «Профессии вокруг нас»

Составление кроссворда «Профессии
наших родителей».

Аппликация «Профессии» (работа в
группах)








2

«Человек - человек»


Профессия - следователь

Получение информации
через интернет о профессии следователя, его
необходимых профессиональных качествах

Сюжетная игра «Найди по описанию»


Профессия - врач

Использование информации из дополнительных источников «Врачи»

Изготовление книжки-малышки

Профессия - парикмахер

Беседа с презентацией

Экскурсия в Салон красоты.
Аппликация «Прически»

Профессия - юрист

Короткая информационная справка о профессии юриста, его качествах

Составление и разгадывание ребусов

Профессия - продавец

Беседа с презентацией

Игра «Магазин» (работа в группах)










3

«Человек - техника»

Профессия - водитель

Информация из справочника «Что такое? Кто такой?»

Проект «Макет светофора»,
«Транспорт»


Профессия - строитель

Историческая справка.
Беседа о профессии
строителя

Лепка дома из кирпичиков
(пластилин)


Профессия - инженер


Беседа с презентацией

Сборка моделей станков из деталей
конструктора


Профессия - программист

Экскурсия в кабинет
информатики или в мобильный класс «Компьютер как современное достижение науки»

Работа на компьютере
(тема «Интернет»)


Профессия - повар

Беседа с работником
школьной столовой о «секретах» данной профессии.

Правила этикета

Сюжетная игра «Накрываем на стол»
Составление рецепта (работа в группах). Защита


Профессия - портной

Посещение выставки в
школьном кабинете
технологии

Моделирование одежды из бумаги и
ткани

Профессия - космонавт

Презентация «Космос»

Конструктор. Модель ракеты


4

«Человек - художественный образ»


Профессия - писатель

Использование информации из дополнительных источников о профессии писателя, о его
необходимых качествах


Почему мне нравится профессия



Профессия - актер

Личные наблюдения из
просмотра фильмов, концертов, спектаклей

Мини-спектакль

Профессия - фотограф

Беседа с презентацией

Составление презентации

Профессия - архитектор

Информация из дополнительной литературы

Проект. «Мое село. Мой дом»




5

«Человек - знаковая система»


Профессия - бухгалтер

Беседа с школьным
бухгалтером о данной
профессии, о необходимых качествах

Сюжетная игра «Семейный бюджет»


Профессия - журналист


Презентация

«Журналисты»

Заметка в классную газету.

1 группа - Школа искусств.

2 группа - Зоомагазин.

3 группа Лицей








6

«Человек - природа»


Профессия - биолог


Экскурсия в школьный
кабинет биологии

Рисование восковыми мелками и
лепка из пластилина
животных и растений


Профессия - агроном

Роль растений в жизни
человека. Презентация «Они с нами рядом»

Уход (полив, рыхление, посадка) комнатных растений.
Составление памятки по уходу за комнатными растениями


Профессия - эколог


Беседа с презентацией

Виртуальная экскурсия в "Калужский областной краеведческий музей"




7


Все профессии хороши, выбирай на вкус


Составление конкурсных заданий (работа в группах).

Итоговый тест.

Утренник «Все профессии хороши, выбирай на вкус»




Формируемые универсальные учебные действия


Личностные результаты: -овладение начальными сведениями об особенностях различных профессий, их происхождении и назначении; -формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом; -формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников. Метапредметные результаты: Регулятивные универсальные учебные действия: -предвосхищать результат; -адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок; -концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднении и физических препятствий; -стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач. Коммуникативные универсальные учебные действия: -ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; -предлагать помощь и сотрудничество; -определять цели, функции участников, способы взаимодействия; -договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; -формулировать собственное мнение и позицию; -координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. Познавательные универсальные учебные действия: -ставить и формулировать проблемы; -осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера; -узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов; -запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст; -установление причинно-следственных связей.


К концу обучения школьники должны знать и уметь:


ЗУН

Универсальные учебные действия

Обучающиеся должны знать: Происхождение некоторых профессий. Историю их создания. Распространенные
виды.

Обучающиеся должны уметь: Характеризовать особенности отдельных
профессий. Уметь определять профессии
по определенным признакам

Коммуникативные УУД • Постановка вопросов •Умение выражать свои мысли полно и точно •Управление действиями партнера (оценка, коррекция)

Регулятивные УУД • Целеполагание • Волевая саморегуляция • Оценка • Коррекция

Познавательные УУД •Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме • Выделение познавательной цели •Выбор наиболее эффективного способа решения • Смысловое чтение • Анализ объектов • Доказательство •Установление причинно-следственных связей •Построение логической цепи рассуждений



Планируемые результаты


Контролирующие материалы для оценки планируемых результатов освоения программы: опросные листы, тесты, беседы. Методы текущего контроля: наблюдение за работой учеников, устный фронтальный опрос, беседа. Письменный итоговый контроль: «Методика незаконченного предложения». Тестовый итоговый контроль по итогам прохождения материала обучения. Ключ к результату усвоения материала: 1-й уровень (70-80%) - 3 балла, 2-й уровень (80-90%) - 4 балла, 3-й уровень (90-100%) - 5 баллов. Самоконтроль: учитель (или родители).




По окончании курса предусмотрено: - проведение утренника «Все профессии хороши, выбирай на вкус»; - изготовление книжек-самоделок «Моя любимая профессия»; - написание сочинения-рассуждения «Почему мне нравится профессия - составление презентаций.




Материально-техническое обеспечение


Программа может быть реализована как в отдельно взятом классе, так и в свободных объединениях младших школьников в группы. Для проведения занятий необходимо помещение, оснащенное компьютером с проектным оборудованием для показа презентаций. Программа «В мире профессий» составлена на основе материалов детских научно-познавательных энциклопедий. Материал для занятий учитель может найти в Интернет. Мобильность программы состоит в том, что практические работы можно заменять другими, более доступы
ми в выполнении в соответствии с имеющимися материалами. Кроме того, в состав программы входят экскурсионная, проектная и игровая деятельность.





Литература Для учителя: 1.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с. 2.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст]. М.: Просвещение, 2011. - 25 с. 3.Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст]/ сост. Е.С. Савинов. - М.: Просвещение, 2010. 204 с. 4.Тисленкова. И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей [Текст] / И.А. Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. - 108 с. 5.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования[Текст]/. -М.: Просвещение, 2009. - 41 с. 6.Черемесина, В.Г. Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст]/сост. В Г. Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. С. 14 - 36. 7.Арсирий В. Твоя профессия. Поле заботы нашей [Текст] / В. Арсирии. - М.. Знание 1991. 8.Семенова, Г. Развитие учебно-познавательных мотивов младших школьников [Текст]/Г. Семенова // «Начальная школа». - 2007. - № 2, 5, 7. 9.Климов, Е.М. Как выбирать профессию [Текст] / Е.М. Климов. - М.: Просвещение, 9 . 10.Мир профессий: Человек - природа [Текст]. - М.: Молодая гвардия, 1985. 11.Мир профессий: Человек-человек [Текст].-М.: Молодая гвардия, 1986. 12.Мир профессий: Человек - знаковая система [Текст]. - М.: Молодая гвардия, 1988. 13.Мир профессий: Человек - техника [Текст]. - М.: Молодая гвардия, 1988. 14.Мир профессий: Человек - художественный образ [Текст]. - М.: Молодая гвардия, 1988. 15.Ермаков, Ю.М. От древних ремесел до современных технологий [Текст]/Ю.М. Ермаков. -М.: Просвещение, 1992. 16.Шорыгина, Т.А. Трудовые сказки. Беседы с детьми о труде и профессиях [Текст]/ Т.А. Шорыгина. -М.: Сфера, 2014. -80 с. 17.Шорыгина, Т.А. Беседы о профессиях. Методическое пособие[Текст]/ Т.А. Шорыгина. -М.: Сфера, 2015. -128 с. 18.Александрова, О. Профессии. Раскраска с заданиями[Текст]/О. Александрова. - М.: Махаон, 2015. -16 с. Для обучающихся: 1.Большая детская энциклопедия. - М.: ЗАО «ЕООМЭИ-ПРЕСС», 2007. -333 с. 2.Все обо всем: Популярная энциклопедия для детей [Текст]. Том 1. - М.: Компания «Ключ-С», филологическое общество «Слово», 1995. -512 с. 3. Все обо всем: Популярная энциклопедия для детей [Текст]. Том 2. - М.: Компания «Ключ-С», филологическое общество «Слово», 1994. -512 с. 4. Все обо всем: Популярная энциклопедия для детей [Текст]. Том 7. - М.: Компания «Ключ-С», филологическое общество «Слово», 1995. -448 с. 5.Дитрих, А. Почемучка[Текст]/А. Дитрих. - М.: Педагогика, 1990. -384 с. 6.Шорыгина, Т.А. Трудовые сказки. Беседы с детьми о труде и профессиях [Текст]/ Т.А. Шорыгина. -М.: Сфера, 2014. -80 с. 7.Шорыгина, Т.А. Беседы о профессиях. Методическое пособие[Текст]/ Т.А. Шорыгина. -М.: Сфера, 2015. -128 с. 8.Александрова, О. Профессии. Раскраска с заданиями[Текст]/О. Александрова. - М.: Махаон, 2015. -16 с.






















СПрограмма внеурочной деятельности 1 класса «В мире профессий»ловарь Программа внеурочной деятельности 1 класса «В мире профессий»



© 2010-2022