Дидактический материал по литературному чтению на тему: Пальчиковая гимнастика для развития речи

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пальчиковая гимнастика на уроках чтения


Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев, "Рука - это инструмент всех инструментов", заключал еще Аристотель. "Рука - это своего рода внешний мозг", - писал Кант. Эти выводы не случайны. Почему у некоторых детей легко развивается речь, они без труда осваивают рисование, а впоследствии и письмо, в то время как другие часами трудятся над тетрадками и у них не выходит ничего? Конечно, для правильного развития ребенка важны и методики занятий и учебный материал, но не менее важны и сопутствующие игры, простейшие, казалось бы, не несущие в себе особой смысловой нагрузки, но такие эффективные для правильного развития. Одним из таких важных сопутствующих игровых направлений является пальчиковая гимнастика. У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. В связи с этим в системе по их обучению и воспитанию предусматриваются воспитательно-коррекционные мероприятия в данном направлении. Такие авторы, как Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева, Н. И. Кузьмина описывают отдельные приемы по развитию моторики у детей с задержкой речевого развития и при моторной алалии. Е. М. Мастюкова, М. И. Ипполитова и Л. А. Данилова дают более полные рекомендации по формированию двигательных навыков и дифференцированных движений пальцев рук у детей с церебральным параличом. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее - от пальцев. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. 1. Тренируем артикуляционный аппарат и пальчики Цель: развитие гибкости, пластичности органов артикуляционного аппарата и способствование развития координации движений и мелкой моторики, переключаемости, распределения внимания, саморегуляции.
а) тренировка нижней челюсти: челюсть опускается, рот открывается большой палец опускается вниз
б) тренировка губных мышц:

- губы вытянуты вперёд, пальцы собраны в щепоть

губы растягиваются в стороны, пальцы врозь;

-круговые движения губами и круговые - щепоть рук;

-нижние зубы почёсывают верхнюю губу,

пальцы сгибаются и разгибаются,

-верхние зубы касаются нижней губы, ладонь - вниз

в) тренировка мышц языка:

- рот открыт, язык лежит у нижних резцов

язык - вверх, кисть руки вниз,

язык - вниз, кисть руки - вверх

- язык касается внутренней стороны щеки,

указательным пальцем выполняются движения вправо - влево;

- высунуть язык, пальцы из кулака распрямить

- губы в улыбке, щёлкать кончиком языка, щелчки пальцами

2.Фрагмент урока (музыка)

Цель: демонстрация детьми забавное содержание стихотворения, используя выразительные средства; развитие творческих способностей.

Произведение К.И.Чуковского «Жил на свете человек - скрюченные ножки»

Беседа:

-Что смешного в этом стихотворении?

-Бывают ли в жизни такие человечки, скрюченные волки, кошки, ёлки?

-Почему К.И.Чуковский написал это стихотворение?

-Сегодня мы выполним картинки к этому стихотворению, такие же смешные и забавные, как строчки в стихотворении

- К какой строчке стихотворения будет ваш рисунок (спросить несколько детей)?

- Что смешного в этом рисунке? Как это получилось?

Кто хочет рассказать о своём рисунке?

3. Рисование «Волшебные нитки» Цель: пополнение словарного запаса; развитие связной речи; мышления; воображения - Детям предлагается несколько геометрических форм (овал, круг, прямоугольник) Их задача - дорисовать каждую фигуру, превратить её в то, что подскажет им фантазия, и назвать получившийся рисунок;

- Оживить неодушевлённые предметы (линейка с глазками, книжка с ножками) -Нарисуй отгадку
Себя он раскрывает, Тебя он закрывает, Только дождичек пройдёт - Сделает наоборот. (зонт)
Что за птица: песен не поёт, Гнезда не вьёт, а людей и груз везёт. (самолёт)
Красная девица по небу ходит. (солнце) Светит, а не греет. (месяц)
В лесу под ёлкой крошка - Только шапка, да ножка. (гриб)
Чёрный Ивашка, деревянная рубашка, Где носом пройдёт, там заметку кладёт. (карандаш)
4. Работа с изографами Цель: развитие логического мышления, зрительного и слухового внимания, пространственного восприятия Дом, часы, гусь, аист, страус, утюг, яблоко, вертолёт

5. Физминутки для пальчиков

Цель: развитие тонких движений пальцев рук, закрепление пространственного представления, развитие коммуникативных функций речи, воображения.

Пальчик, пальчик, мой хороший, Покатаем мы в руках

Ты прижми к столу горошек, Бусинки, горошки,

Покрути и покатай Станут ловкими у нас

И другому передай. Пальчики, ладошки.

Стоит в лесу избушка,

А в ней живёт Петрушка.

К нему идут зверюшки

Попрыгать, поиграть.

Олени, носороги,

Медведи из берлоги

Приходят друг за дружкой

Попрыгать, поиграть.

«Лиса»

Хитрая плутовка, рыжая головка,

Ротик открывает, зайчиков пугает.

«Крокодил»

В зоопарке воробей пообедал у зверей,

А зубастый крокодил чуть его не проглотил.

«Гусь» «Аист»

«Га-га-га, - гогочет гусь,- Аист крылья расправляет,

Я семьёй своей горжусь» Аист клювик раскрывает.

«Собаки»

Две собаки лают,

Друг друга не кусают.

Только голос подают.

Видно зубы берегут.

Игры-драматизации

«Волк и лиса»

Серый волк в густом лесу

Встретил рыжую лису.

- Лизавета, здравствуй!

- Как дела, зубастый?

-Ничего идут дела, голова пока цела.

«Лисица и утка»

- Уважаемая утка!

Я люблю вас просто жутко!

Прилетайте - же ко мне!

Посидим наедине!

- Ах, спасибо Вам, лисица,

Но мне что-то не сидится!

«Петушок и собака»

- Кукареку! Хватит спать!

Всем давно пора вставать!

- Петя- Петя - петушок!

Не буди меня, дружок!

Спать я ночью не могу

Дом я ночью стерегу.

«Ворона»

- Как тебя зовут?

- Карррковна!

-Что ты делаешь?

-Каррркаю!

-Что кричишь как на пожар?

- Нравится! Каррраша я! Каррраша я! Крррасавица!

«Ёжик»

- Что ж ты, ёж, такой колючий?

- Это я на всякий случай!

Знаешь кто мои соседи?

Лисы, волки и медведи…

6. Упражнения для развития межполушарного взаимодействия Цель: синхронизирование работы полушарий

«Колечко»

Поочерёдно перебирать пальцы рук

«Цепочка»

Пальчики перебираем и цепочку получаем.

«Кулак-ребро-ладонь»

Три положения руки последовательно сменяют руг друга.

«Лезгинка»

Левая рука в кулак, правой ладонью прикоснуться к мизинцу левой

«Зеркальное рисование»

В двух руках карандаш, сделать симметричный рисунок

«Ухо - нос» Левой рукой за кончик носа, а правой за противоположное ухо, опустить руки, хлопнуть в ладоши, повторить

6. Самомассаж рук Цель: повысить тонус и работоспособность мышц, улучшить функции рецепторов проводящих путей, усилить рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами Приёмы: поглаживание, растирание, разминание, выжимание, активные и пассивные движения


© 2010-2022