Особенности учебно-методического комплекса Перспектива

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Главная особенность комплекса заключается в том, что работа над его созданием проводилась параллельно с разработкой Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования , требования которого нашли свое теоретическое и практическое воплощение в учебниках УМК «Перспектива». Учебно-методический комплекс «Перспектива» сохраняет тесную связь лучших традиций классического школьного российского образования и современных достижений в области психологии и педагогики. Методологической основой нового комплекса является системно-деятельностный подход. В этой связи в учебниках УМК «Перспектива» задания, направленные на включение детей в деятельность, выстроены в систему, позволяющую строить процесс обучения как двусторонний:  обучение как средство формирования универсальных учебных действий и личностных качеств младших школьников;  обучение как цель - получение знаний в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы ФГОС. Ориентацию комплекта на достижение в процессе обучения результата, определенного ФГОС, можно обозначить четырьмя тезисами, которые отражают идеологию УМК «Перспективы». «Я в мире и мир во мне» (формирование Я-концепции «Хочу учиться «Я общаюсь, значит, я учусь». Важно строить процесс обучения на основе субъект-субъектных общений. «В здоровом теле здоровый дух!»: важно не только сохранить здоровье в процессе обучения, но и научить детей заботиться о нем. Авторы УМК Людмила Георгиевна ПЕТЕРСОН - научный руководитель УМК «Перспектива», автор концепции. Людмила Федоровна КЛИМАНОВА - хорошо известна как автор статей, пособий, учебников и программ по русскому языку и литературному чтению для начальной школы.
Андрей Анатольевич ПЛЕШАКОВ - известный автор учебников, рабочих тетрадей, тестов и других пособий по окружающему миру. В УМК используется единая система навигации. Видя эти обозначения, учитель, а при определенной системе работы с детьми и ученик, может понять, на развитие каких УУД направлено то или иное задание. В учебники включены задания для самостоятельной, парной и групповой работы, проектной деятельности, а также материалы, которые можно использовать во внеклассной и внешкольной работе.

Каждый из предметов УМК «Перспектива», помимо прямого эффекта обучения - приобретения определенных знаний, умений, навыков, вносит свой вклад в формирование универсальных учебных умений:

Русский язык Особенностью академического учебника Русский язык является его коммуникативно-познавательная направленность. В различных коммуникативно-речевых ситуациях происходит повышение качества речевого развития детей. Вопросы и задания учебника побуждают детей к осмыслению собственной речи. Так в рубрике «Словесное творчество» школьники знакомятся с образцами использования родного языка, его выразительных средств в литературных произведениях русских писателей и поэтов. Задание из рубрики «Творческая переменка» Вспомните загадки про арбуз. Придумайте свои загадки про арбуз, запишите их. Придумайте ситуации, в которых можно использовать такие выражения: как с гуся вода, сидеть как на иголках ит.д. Основная задача курса «Литературное чтение» - формирование личности младшего школьника, знакомство с культурно-историческим наследием и формирование читательской компетентности. Рубрики «Самостоятельное чтение», «Семейное чтение», «Идем в библиотеку», «Наш театр», «Читалочка - обучалочка», «Маленькие и большие секреты страны Литературии», «Мои любимые писатели» предлагают различные формы работы с литературным произведением, систематизируют знания и обогащают практический опыт ребенка. Рубрика «Семейное чтение» подсказывает взрослым тему для обсуждения с детьми. Обучение детей строится на коммуникативно-деятельностной основе. Примером могут служить следующие задания: «Распределите с одноклассниками роли. Подготовься вместе с ними к инсценированию». Например: «Поставь вопросы к тексту. Для этого: перечитай произведение, выделяя то, о чем хочешь спросить; сформулируй вопросы; задай вопросы одноклассникам». Задания на формирование регулятивных действий: 1. Целеполагание, планирование: «Какие слова и выражения в этом тексте непонятны для тебя? Как можно выяснить их значения?». Планирование осуществляется детьми в процессе подготовки коллективных инсценировок, различных видов групповой работы и создания собственных сочинений. 2. Прогнозирование: «Прочитай заголовок следующего произведения. Подумай, о ком оно»; «Как ты думаешь, чем закончится эта история?». 3. Контроль (волевая саморегуляция): С действиями контроля дети знакомятся в процессе групповой работы по подготовке коллективных игр-драматизаций по материалу прочитанных произведений, когда им необходимо выполнить ряд действий и соотнести их с составленным заранее коллективным планом инсценировки.

Окружающий мир Особенность курса состоит в том, что в нем заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Основные линии предмета «Окружающий мир», определенные ФГОС, представлены содержательными блоками «Человек и природа», «Человек и общество», блоком «Основы безопасной жизни. Говоря о развитии личностных УУД, мы обязательно имеем в виду профессиональное самоопределение, знакомство с миром профессий. Здесь обучающиеся получают возможность рассказать о профессиях своих родителей, предварительно побеседовав с ними дома. Еще одним направлением в личностном определении является формирование идентичности личности, что включает в себя: внутреннюю позицию школьника представление о своей семейной и социальной роли, о принятии этих ролей. «Мы - люди», «Мы в семье», «Моя семья - часть моего народа». Есть исследовательские задания и задания с элементами исследовательской деятельности: Что обозначают ваши имена? Составление родословного древа. Кто из ваших земляков был удостоен награды Задания творческого характера: Разыграйте сценку из жизни семьи, по рассказу «Чудное кушанье». Подготовьте костюмы, распределите роли. Смастери куклу-оберег, куклу-младенчик и т.д. Часто формулируютя многоуровневые коммуникативные задания. Например поговорить с членами семьи, записать рецепт и рассказать о нем одноклассникам
Очень интересной частью УМК Перспектива являются технологические карты «Технологическая карта» - новый вид методической продукции. В технологической карте дается описание процесса обучения в определенной структуре и в заданной последовательности. Стандарты отвечают на вопрос: «Чему учить?», технологическая карта - «Как учить» По сравнению с традиционными «методичками» в технологической карте раскрывается тема изучения материала, а не один урок, что дает возможность системно освоить содержание от цели до результата, поставить и решить задачи достижения не только предметных результатов, но и личностных, и метапредметных результатов. Хочется добавить. Методические пособия для учителей: поурочные разработки по предметам, дополнительные учебно-методические материалы, календарно-тематическое планирование и технологические карты, размещены на страницах Интернет-сайта УМК «Перспектива»:


© 2010-2022