Урок ознакомления с окружающим миром Тема: «Какие бывают животные?» 2 класс

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

«Эммаусская школа-интернат».














Урок ознакомления с окружающим миром


Тема: «Какие бывают животные?»


2 класс

















Учитель начальных классов

Петровичева Н.Д.

Окружающий мир.


Тема: Какие бывают животные.
Цели: формировать представление детей о группах животных, их отличительных признаках.
Задачи: 1. Рассмотреть зависимость строения животных от их образа жизни; 2. Познакомить с интересными фактами из жизни животных.
Планируемые результаты (предметные): научатся классифицировать животных по отличительным признакам, получат возможность научиться устанавливать связь между строением тела и образом жизни животного, извлекать нужную информацию из учебника.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: уметь самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале, оценивать правильность выполнения действий; адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников с отзывами о выполненной работе; уметь оценивать результат своей работы на уроке.
Коммуникативные: уметь донести свою позицию до других, уметь рассуждать и анализировать; работать в группе и оценивать своего товарища.
Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, использовать знаково-символические средства (схемы), уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Личностные: проявлять познавательный интерес, целеустремленность и настойчивость в достижении цели, совместно договариваться о правилах общения в группе.
Оборудование: презентация «Какие бывают животные», компьютер, мультимедийный проектор, экран, учебник для 2 класса «Окружающий мир» А.А. Плешакова, дидактическая тетрадь, карточки для индивидуальной работы, тест, выставка книг о животных, наклейки с изображением животных.

Ход урока.


I. Организационный момент. 1). Приветствие гостей. 2). Проверка готовности к уроку (учебник, тетрадь, цветные карандаши, карточки).
II. Проверка домашнего задания.
- О чем говорили на прошлом уроке? - На какие группы делятся растения? Слайд №2 Поработаем с тестом: «Какие бывают растения?»
Работаем в группах: I- вариант отмечает правильный ответ красным карандашом, II- вариант - синим карандашом.
Проверка: Сравниваем с ответами на экране. Слайд №3
1.береза 4.кустарники 7. ? 2. ель 5. несколько 3. да 6. одуванчик


- Как вы ответили на седьмой вопрос? Все три варианта правильные. Дополнительные вопросы: - Сколько в лесу ярусов? - Почему лес называют «легкими планеты»? / Лес- это фабрика по выделению кислорода для жизни человека и животных. Чем больше высаживать деревьев, чем меньше вырубать лесов, тем чище воздух на планете./

III. Сообщение темы урока.

Послушайте музыку, посмотрите на экран и сформулируйте тему урока….

Поговорим о том, какие бывают животные. Слайд №4

Будем делить животных на группы.

IV. Изучение нового материала.

Откройте учебник на стр. 60.

1). Какие группы животных знаете?

Составляем схему:

ЖИВОТНЫЕ


РЫБЫ ПТИЦЫ НАСЕКОМЫЕ ЗВЕРИ


4 ученика работают у доски: разносят картинки с изображением животных по группам, класс выполняет аналогичную работу на карточках. Проверка:1) на доске. 2) на карточках. Слайд №5


2) Теперь посмотрим, чем все представители групп отличаются друг от друга.

РЫБЫ Слайд №6 Водный мир разнообразен. - Каких рыб вы видите? - Чем отличаются от других животных? / нет ног, а есть плавники, которые помогают плавать, тело покрыто чешуей/ Рыбья чешуя растет всю жизнь, нарастая колечками. Летом рыба растет быстро и чешуя широкая, а зимой колечко узкое. По этим колечкам широким и узким можно узнать, сколько рыбе зим и лет. Мы знаем, что рыбы дышат при помощи жабр, через которые постоянно проходит вода. Но существуют и такие рыбы, которые могут проводить достаточно времени и без воды. Очень занимательная летающая рыба, она стремительно плывет, очень энергично двигая своим хвостом. Затем расправляет плавники и на скорости выпрыгивает из воды. Она может пролететь над водой несколько сотен метров. Еще более необычная рыба- лазающий окунь. Он обитает на Дальнем Востоке. Отдельные особи имеют в длину от 8 до 20 см. Они могут вылезать на берег при помощи двигающейся чешуи, которая покрывает жабры. Проталкиваясь хвостом и плавниками, окунь может «разгуливать» по земле! К тому же они могут быть найдены на деревьях на высоте около 1,5 метров.

ПТИЦЫ Слайд №7


- Каких птиц знаете? - Чем отличаются от других животных? Тело птицы хитроумно устроенный аппарат, и важную роль в нем играют перья. Большие перья на крыльях помогают птице летать, перья на туловище защищают тело и придают ему форму. Пух, находящийся под пером, согревает тело. Перья хвоста позволяют птице держать равновесие, делать повороты, остановки. С наступление холодов птицам приходится особенно трудно. - Что вы можете сказать об этом? Многие птицы улетают в теплые края (примеры), а те которые остаются зимовать (примеры)- как мы можем им помочь?

НАСЕКОМЫЕ Слайд №8 О них прочитаем в учебнике стр. 61 - Каких насекомых знаете вы? (перечислить по картинкам на экране)
На нашей планете живет 2 млн. видов насекомых. Более чем всех остальных животных, да и растений вместе взятых. Они обитают в почве, на земле и в воде, в воздухе - везде. - Чем отличаются от других групп? /У насекомых шесть ног/ Интересные сведения о божьей коровке - она отличная помощница в борьбе за урожай. Поедает тлю, опасных насекомых. Только один жук за свою жизнь поедает 4000 тлей (подсчитали учёные). Нельзя отлавливать божьих коровок за их красоту, будет распространяться тля, и уменьшаться урожай.

ЗВЕРИ Слайд №9


- Чем отличаются от других животных? / Их тело покрыто шерстью, у них 4 ноги/ Звери и только звери выкармливают своих детенышей молоком. Поэтому их называют млекопитающими. Шерсть помогает им выжить в суровых условиях нашего климата. Сообщение о медведе подготовил Макаров Артем.

Почему медведь зимой лапу сосет. Принято считать, что медведь сосет лапу от голода, но это совсем не так! Подошвы лап медведя покрыты толстой кожей и на них нет шерсти. Эта кожа постоянно нарастает. Летом мишка много двигается и при ходьбе кожа стаптывается. Зимой, когда медведь впадает в спячку, кожа продолжает расти, слой за слоем. Лапы у медведя чешутся, трескаются - вот он и облизывает их во сне. Весной мишка просыпается с нежными розовыми лапками и первое время ему даже тяжело ходить - пока кожа на подошвах не загрубела.

V .Физкультминутка


Лучшие качели Гибкие лианы Это с колыбели знают обезьяны Кто весь век качается Да- да - да Тот не огорчается Никогда!

Сегодня познакомимся еще с двумя группами.

ЗЕМНОВОДНЫЕ: лягушки, жабы. Слайд №10 Дидактическая тетрадь стр.22 Это удивительные существа! Они могут жить в воде и на суше, могут спать полгода и при этом ничего не есть и не пить. Произошли земноводные от рыб. Когда-то, очень давно, их предки выползли на берег. Из плавников у них развились ноги с перепонками между пальцами, а из воздушного пузыря - легкие. Но совсем воду они не покинули. В раннем возрасте большинство земноводных живут в воде и дышат жабрами, как рыбы. Вырастая, животное теряет жабры и начинает дышать легкими, как все наземные животные. Земноводные ловко плавают, ныряют, мечут икру в воде. Но так же уверенно они прыгают, ползают по земле, охотясь за червяками, мухами и личинками.
Чем покрыто тело у земноводных? - Кожа у них тонкая и влажная. Периодически ее надо смачивать водой. Если лягушку долго держать в сухом месте, то она может погибнуть. Мы часто видим лягушек и жаб. А это довольно загадочные животные. Зимой они спят голыми подо льдом и снегом. Могут дышать кожей. Даже пить, если надо, они могут кожей, не раскрывая рта! Их выпученные глаза видят все, что находится впереди и сзади, одновременно. Но видят они только то, что шевелится. Язык у них прикреплен к челюсти не задним концом, а передним, поэтому лягушка может выбрасывать его далеко вперед.

ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ: змеи, черепахи, крокодилы, ящерицы. Слайд №11


Все они пресмыкаются, то есть ползают. За это и получили свое название. Пресмыкающиеся могут жить на земле, под землей, в воде. Рептилии несут яйца, как птицы, но не высиживают и не выкармливают своих детенышей. Кожа у пресмыкающихся покрыта роговыми чешуйками и сухая на ощупь.

VI. Закрепление изученного материала.

Прочитаем текст в учебнике стр. 61

- Каких животных видите? Назовите группы животных. Слайд №12

- Какое странное животное изобразил художник? (иллюстрация в учебнике)

Загадки о животных. Слайды №13-14


При ответах необходимо назвать группу, к которой относится животное.
1. На дне где тихо и темно Лежит усатое бревно. (Сом) - рыбы
2. Домовитая хозяйка Пролетала над лужайкой Похлопочет над цветком И поделится медком. (Пчела) - насекомые 3. Хозяин лесной, просыпается весной А зимой под вьюжный вой Спит в избушке снеговой. (Медведь) - звери
4. Все время стучит, деревья долбит Но их не калечит, а только лечит. (Дятел) - птицы
5. По реке плывет бревно Ох и злющее оно! Тем, кто в речку угодил Нос откусит………. (Крокодил) - пресмыкающиеся
6. Зеленые мы, как трава Наша песенка: «Ква-ква» (Лягушки) - земноводные.

VII. Рефлексия.


(Учащиеся отвечают на вопросы учебника стр. 63, в рамке.) -Оцените свои достижения на уроке.

VIII. Подведение итогов.
- О чем говорили на уроке? - На какие группы разделили всех животных? На земле огромное количество животных, растений. - Как это назвать одним словом? /ПРИРОДА/ Чтобы сохранить все это бесценное богатство мы должны очень бережно ко всему относиться.
Группа детей подготовили стихи - обращение к людям.
1. Птицы, рыбы, звери в души людям смотрят! Вы нас жалейте люди, не убивайте зря! Ведь небо без птиц - не небо! А море без рыб - не море! А земля без зверей - не земля!
2. Люди- исполины, люди- великаны, Есть у вас винтовки, сети и капканы Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно И должно быть сердце, сердце человечье.


3. Для дружбы, для улыбок и для встреч Слайд №15 В наследство получили мы планету Нам этот мир завещано беречь И землю удивительную эту.
Выставление оценок.

IХ. Домашнее задание:


Прочитать текст в учебнике стр. 60-64. Подготовить рассказ о любом животном. При подготовке д/з можно использовать книги на нашей выставке (демонстрация книг и журналов о животных), атлас-определитель «От Земли до Неба», электронное приложение к учебнику. На память об уроке каждый ученик получает наклейки с изображение животных.














Использованная литература:


  1. Тихомирова Е.М. Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир» К учебнику А.А. Плешакова «Окружающий мир. В 2 частях.2 класс - М.: Издательство «Экзамен», 2012.
  2. Энциклопедия тайн и чудес: Л.В.Абрамов. Тайны природы. Загадочные животные - М: Издательство «Ювента» 2004.
  3. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Животные. / Сост. П.Р. Ляхов; - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998.
  4. Энциклопедия: Животные планеты. М: «Махаон» 2006.
  5. Детский экологический журнал «Свирель» 2011-2012.
  6. Первая школьная энциклопедия: Мир животных. М: «Росмен» 2009.




Приложение 1:

Тест

Какие бывают растения?


1. Какое растение относится к группе «Деревья»?

одуванчик береза орешник

2. Какое из деревьев хвойное?

осина клен ель

3. Можно ли назвать дуб лиственным деревом?

да нет не знаю

4. К какой группе относится шиповник?

деревья кустарники травы

5. Сколько стеблей у кустарников?

один несколько два

6. Какое из растений травянистое?

тополь одуванчик калина

7. Чтобы воздух на планете был чище надо:

1. больше высаживать деревьев

2. меньше вырубать леса

3. беречь природу

Приложение 2:


Животные

Рыбы

Птицы

Насекомые

Звери




© 2010-2022