- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по окружающему миру
Конспект урока по окружающему миру
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Альбекова Г.И. |
Дата | 16.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Конспект урока по окружающему миру
Тема: ОХРАНА РАСТЕНИЙ
Цели деятельности учителя: Образовательные:создать условия для обобщения знаний учащихся о значении растений в жизни животных и человека; рассмотрения основных экологических правил. Развивающие: способствовать развитию речи, воображения, логического мышления учащихся, умения работать в отношениях «ученик - ученик». Воспитательные: содействовать воспитанию бережного отношения к природе, любви к родному краю, аккуратности. Оборудование: индивидуальный раздаточный материал (карточки с дополнительным заданием), дополнительный материал для индивидуальной подготовки учащихся; схемы «Правила поведения в природе»; магнитофон; плакат.
Сценарий урока I. Проверка домашнего задания. Проверочная работа «Размножение и развитие растений» (задания на карточках). 1. Каких насекомых-опылителей ты знаешь? Напиши. 2. Спиши предложения, вставь пропущенные слова. Во многих цветках есть сладкий сок - _________________. Им питаются насекомые. В цветках есть и мельчайшие жёлтые пылинки - ___________________ . Насекомые переносят её
с цветка на цветок и ______________________их. 3. Что образуется на месте цветков после опыления? Напиши. 4. Сколько семян образуется на одном растении? (Много, одно.) 5. Сколько семян надо посадить, чтобы вырастить одно растение? (Много, одно.) 6. Вспомни схему развития растения. Напиши по порядку стадии развития растения: цветущее растение, растение с плодами, проросток, корешок. 7. Что нужно для прорастания семени?
8. Заполни таблицу:
Название растения
Способы распространения плодов
Липа
Клён
Репейник
Одуванчик
Красная книга Охраняется Красной книгой Чтобы души не стали пусты, Столько редких животных и птиц, Охраняются звери, Чтобы выжил простор многоликий Охраняются змеи, Ради света грядущих зарниц. Охраняются даже цветы!.. Чтоб пустыни нагрянуть не смели, (Б. Дубровин.)
Физкульминутка «Бабочка» Спал цветок и вдруг проснулся, - Больше спать не захотел. Шевельнулся, потянулся, Взвился вверх и улетел. Солнце утром лишь проснётся, Бабочка кружит и вьётся. III. Изучение нового материала. 1. Дикорастущие растения. Работа с учебником. - Рассмотрите запрещающие знаки (с. 84). - В правилах друзей природы (с. 84) найдите подписи к каждому знаку. Беседа. -Для современного человека всё большее значение имеет активный отдых на природе. Многие люди используют лес для подобного рода отдыха. Но лес не может вместить бесконечное количество отдыхающих. Прежде всего нарушения происходят в самом нижнем ярусе. Уплотняется и разрушается подстилка. Повреждаются корни растений. В уплотнённую почву плохо проникают влага и кислород - всё это может привести к гибели растений. Постепенно исчезают типичные лесные травы: медуница, сныть, папоротник, кислица. - Подумайте, как нельзя вести себя на природе.
- Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников! (Ветки вместе с листьями играют важную роль в его жизни. Листья участвуют в дыхании и питании растений.)
- Нельзя повреждать кору деревьев! (Это нарушает красоту природы и вредит деревьям. Через ранку вытекает сок, могут проникнуть под кору микробы и грибы-трутовики, которые вызывают заболевания и даже гибель дерева.)
- В лесу нельзя разводить костры! (Если разводить костер, то на старом кострище.) Какие дрова можно использовать? (Сушняк, валежник.) Что останется на месте костра? (Выгоревший плодородный слой почвы. Это место под костром не зарастает 5-7 лет.)
- Многие растения погибают от вытаптывания, например, дуб доживает до 500-1000 лет, достигает высоты 40 м, а начинает плодоносить только через 40-60 лет. Его молодая поросль легко погибает из-за вытаптывания. поэтому: не прокладывайте новых тропинок в лесу!
- Нельзя оставлять после себя мусор! (Бумага лежит более 2 лет, консервные банки - 30 лет, полиэтиленовые пакеты - 200 лет, стекло - 1000 лет.)
IV. Закрепление изученного материала.
Игра «Экологический светофор».
- Поиграем в игру «Экологический светофор», чтобы закрепить правила поведения по охране растений в различных ситуациях. Правила игры. «Экологический светофор» похож на те светофоры, которые установлены на наших дорогах. Вспомните, что обозначают их сигналы. Учащиеся. Красный свет запрещает движение, жёлтый - предупреждает, а зелёный - разрешает. Учитель. Светофоры помогают водителям и пешеходам выполнять правила дорожного движения. «Экологический светофор» поможет нам правильно поступать, чтобы не причинять вреда растениям. Он тоже имеет три цвета: «красный свет - природе вред!»; «жёлтый - осторожно!»; «свет зелёный - так красиво! - лес сказал тебе "Спасибо!"». Я буду зачитывать текст карточки, а вы по команде «Внимание, раз!» должны «зажигать сигналы светофора», демонстрируя тот сигнал, который соответствует описанной ситуации. 1-я ситуация. Аня хотела научиться плести венки так же, как это делала её подружка Марина. Девочки нашли полянку с одуванчиками. Нарвали по букету и сели плести. Марина показала, как укладывать и перевязывать цветы, но у Ани ничего не получилось. Пришлось собрать ещё букет, потом - ещё. Одуванчики быстро вяли и становились некрасивыми. Когда наконец Аня закрепила концы венка и можно было одеть его на голову, девочек позвали домой. Они бросили цветы и пошли обедать. Учащиеся показывают красный сигнал светофора и дают объяснения. 2-я ситуация. Валера встал поздно; кое-как, чтобы не опаздывать в школу, побросал книжки в рюкзак и выскочил из дома. Обычный маршрут его пролегал по асфальтовой дорожке вокруг школьного сада. Но сегодня он решил сократить путь - побежал через сад. Оказалось, что за школьным забором вчера вскопали широкую полоску земли и высадили цветочную рассаду. Бежать вокруг было некогда, и Валера пустился напрямик, затаптывая слабенькие росточки. Когда он вбежал в класс - раздался звонок. «Не опоздал!» - радостно подумал Валера. Учащиеся показывают красный сигнал светофора и дают объяснения. 3-я ситуация. Олегу и Андрею родители купили велосипеды. Рядом был лесопарк, и мальчишки решили покататься там. Когда они въехали в лес, то увидели, что асфальтированные дорожки очень узкие, а вдоль них - высокая трава, цветы. «Как же быть? - задумались они. - можно ли здесь кататься?» Учащиеся показывают жёлтый сигнал светофора и дают объяснения. 4-я ситуация. Каждую осень Галя и Маша собирали семена цветов: календулы, бархоток… Весной девочки проращивали рассаду на подоконниках, а когда наступали тёплые дни, высаживали растения у себя во дворе и вместе с учителем на школьных клумбах. Каждый год девочки узнавали о цветах все больше и больше. Даже взрослые стали обращаться к ним за советом. Учащиеся показывают зелёный сигнал светофора и дают объяснения. 5-я ситуация. Катя и Света вышли на улицу, чтобы начать выполнять летнее задание по составлению гербария. Девочки знали, что в нем могут быть и травы, и цветы, и листья. Они взяли с собой большой полиэтиленовый пакет и картонную папку, чтобы складывать сорванные растения. Какие именно - они ещё не решили. «Посмотрим по дороге - что понравится, то и будем срывать для гербария», - договорились между собой Катя и Света. Учащиеся показывают жёлтый сигнал светофора и дают объяснения. 6-я ситуация. Света с родителями поехали в лес. Отец вел машину. Остались позади шумные городские улицы, проехали дачные участки. Далее вдоль дороги стеной вставали деревья. Проехав какое-то расстояние, отец спросил: «Где остановимся?» Можно было свернуть с дороги и проехать между деревьями в глубь леса. Кто-то уже поступал таким образом - следы от машин оставались надолго. Они были узнаваемы по бедной растительности. Светины родители решили в лес не въезжать, тем более, что возле дороги была небольшая асфальтированная стоянка для машин. В лес отправились пешком, аккуратно и тихо, уважая законы чужого дома, как и положено гостям. Учащиеся показывают зелёный сигнал светофора и дают объяснения. - В любой ситуации надо помнить о правилах поведения в природе и поступать так, чтобы ваши действия приносили пользу окружающему миру и самому человеку. Натиск человечества столь усилился на зеленый мир, что многие растения исчезают с земного шара. V. Итог урока. - Ребята, что каждый из вас может сделать для сохранения растений на земле? Домашнее задание: учебник, с. 82-85 (читать); рабочая тетрадь, задания № 2, 3, 4, 6, с. 37-39.