Родительское собрание на тему Как привить любовь к чтению

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Как привить любовь к чтению

Родительское собрание

Значение книги в жизни человека огромно. В век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения. Но, едва научившись читать в начальной школе, дети чаще увлекаются компьютером и телевизором. Замедляется процесс чтения, теряется интерес к нему. Из-за этого замедляются и процессы интеллектуальной деятельности: ребята медленнее прочитывают условие задачи, упражнения, забывают его суть прежде, чем начнут выполнять. Многие термины и понятия, о которых они должны иметь представление в этом возрасте, им просто неизвестны и неинтересны. Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье, и основа его - привычка ребенка читать.

Чтобы воспитывать, тут нужен беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение.

А.П. Чехов

Все, чего я достиг в жизни, стало возможным благодаря книге.

Ричард Бах

Можно жить и быть счастливым, не овладев математикой. Но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения, - невоспитанный человек, нравственный невежда.

В.А. Сухомлинский

Чтение - вот лучшее учение.

А.С. Пушкин

Чтение выстраивает целые судьбы.

В. Шукшин

Цели. Помочь родителям осознать ценность детского чтения как средства образования и воспитания школьников, как залог их жизненной судьбы; познакомить родителей с результатами развития читательских умений учащихся класса.

Подготовка к собранию

Анкета для родителей

1. Любит ли ваш ребенок читать?

2. Читаете ли вы ребенку?

3. Обсуждаете ли вы прочитанное?

4. Можно ли увлечь ребенка чтением? Как?

5. От чего зависит выразительное чтение?

6. Как этому научить?

7. Как вы поступаете, если ребенок не хочет читать или, прочитав немного, говорит, что устал?

8. Ваши просьбы, пожелания учителю.

9. О чем бы вы хотели узнать на собрании?

Правила чтения для учащихся

1. Если хочешь научиться читать хорошо, старайся читать не менее 40-45 минут в день.

2. Старайся не читать лежа, выбери удобную позу для чтения.

3. Во время чтения убери отвлекающие предметы, выключи телевизор. Если ты этого не сделаешь, твой труд будет напрасен.

4. Читай вслух и не торопись. Если будешь обращать внимание на время, скоро забудешь смысл читаемого текста.

5. Если тебя книга увлекла и тебе хочется почитать подольше, сделай небольшой перерыв, используй его для физкультурной паузы.

6. Обращай внимание на поступки героев, анализируй их поступки, делай для себя выводы.

7. Учись у героев прочитанных книг хорошим манерам и хорошим поступкам.

8. Если ты решил прервать чтение до следующего раза, положи в книгу закладку. Эта книга, возможно, будет интересна не только тебе, но и другим людям. Они должны взять ее в руки чистой и опрятной.

9. Делись с друзьями информацией об интересной и захватывающей книге.

10. Если тебе встретились интересные фразы в книге, не поленись их выписать в отдельную тетрадь. Возможно, когда-нибудь ты вернешься к этим словам.

Как готовить домашнее задание по чтению

1. Внимательно прочти название произведения, которое перед тобой.

2. Посмотри, кто автор произведения.

3. Внимательно прочитай весь текст.

4. Отметь карандашом те слова, смысл которых тебе непонятен.

5. Найди объяснение непонятных слов в словаре или спроси у взрослых.

6. Подумай над тем, какова основная мысль данного текста.

7. Внимательно прочитай вопросы в конце текста и постарайся на них ответить с помощью текста.

8. Составь план пересказа текста.

9. Подготовь пересказ текста вслух (от другого лица).

10. Не глядя в текст, вспомни действующих лиц текста и главного героя.

11. Дай им характеристику, учитывай и собственное мнение.

12. Выскажи свое мнение по прочитанному тексту, поделись этим мнением со своими родными. Им это будет интересно.

Как обсуждать с ребенком прочитанное?

Выясните перед чтением или во время чтения трудные слова. Спросите, понравилось ли ребенку прочитанное. Чем? Что нового он узнал? Попросите его рассказать о главном герое, главном событии. Какие слова и выражения запомнились? Чему научила книга? Предложите ребенку нарисовать картинку к понравившемуся эпизоду, выучить отрывок, если это стихотворение.

Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса

Прививайте ребенку интерес к чтению с раннего детства.

Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию.

Систематически читайте ребенку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.

Обсуждайте прочитанную детскую книгу среди членов своей семьи.

Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги.

Если вы читаете ребенку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.

Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил прочитанный текст.

Рекомендуйте ребенку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.

Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.

Покупайте по возможности книги полюбившихся ребенку авторов, собирайте его личную библиотеку.

Воспитывайте бережное отношение к книге.

Дарите своему ребенку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.

II. Проведение собрания

1. Анализ учебных достижений

Итоги техники чтения.

Анализ прочитанных летом книг.

2. Ознакомление родителей с состоянием читательского интереса

Анализ анкеты учащихся

«Человек без книги жить не может», - все дети.

«Нравится ли тебе читать?».

Да - ; не очень -

«Почему?»

Нравится: интересные книги; можно узнать новое; хочется узнать, что произойдет дальше, чем закончится книга; в книге есть картинки.

Не нравится: бывают неинтересные книги; маленькие буквы; когда читаю, глаза слезятся, хочется спать.

С удовольствием читают сказки, журналы, книги с крупными буквами, произведения Успенского, Носова, Драгунского, рассказы о животных, энциклопедии.

Получать книги в подарок нравится всем.

«У вас дома много книг?»

«Читают ли тебе родители книги?»

«С кем ты недавно читал книгу дома?»

«Хвалят или ругают тебя родители во время чтения?»

СИТУАЦИЯ 1

Ребенок медленно и невнятно читает. Мать говорит с возмущением: «Сколько я тебя учила! Разве так читают? Смотри, как надо!» А ребенок? Один втягивает голову в плечи, другой обижается, вообще отказывается читать, третий становится равнодушным к чтению. Как вы оцениваете поведение матери?

Выслушав ответ родителей, делаем вывод: будем терпимы к тому, что на первых порах дети могут ошибаться, читать медленно, тихо. Это сейчас нам кажется все просто. Мы забыли, как в детстве нам нелегко давалось чтение. Когда мы показываем эту простоту ребенку, мы поступаем нечестно по отношению к нему. Наберемся терпения, чтобы не отбить у него желание читать. Пусть он радуется каждому прочитанному слову, гордится всякой удачей в преодолении трудностей.

Анализ анкеты родителей

Не все дети любят читать. Родители читают детям очень редко, но прочитанное стараются обсуждать. Для увлечения чтением можно записать ребенка в библиотеку, читать ему книги, рассказывать о прочитанном, увлекать своим примером. Выразительное чтение зависит от того, как читают взрослые, от эмоциональности ребенка, от понимания прочитанного, от соблюдения знаков препинания. Чтобы научить выразительно читать, нужно голосом передавать характер героев, слушать «живое слово» (в театре, по телевизору и т.д.), чаще читать по ролям. Если ребенок не хочет читать или устал, родители разрешают ему немного поиграть, а потом предлагают продолжить читать.

СИТУАЦИЯ 2

Немного почитав, Сережа устало говорит: «Не хочу больше читать». «Читай, кому говорю!» - требует мать. «Ну, мам», - умоляет Сережа. «Кому говорят, читай!» - почти кричит мать. «Не ори на меня!» - грубит сын. «Ты с кем разговариваешь? Да я тебя...» - угрожает мать. Как избежать конфликта?

После высказываний родителей о данной ситуации я упомянула о пользе физкультминуток. Некоторые из них мы разучили прямо на собрании и записали их в блокнот.

Пожелания учителю

Больше знакомить детей с интересными книгами, завести читательский дневник, инсценировать сказки.

Родители на собрании захотели узнать: сколько времени должен читать ребенок, как увлечь чтением, что нужно делать родителям, чтобы ребенок хотел читать, как привить любовь к чтению. Вот на эти вопросы мы сегодня с вами и постараемся ответить.

3. Психолого-педагогическое просвещение

Не только в школе, но и дома в семье надо учить детей любить книгу. Наверное, нет родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению, ибо роль книги в жизни человека огромна. Хорошая книга - и воспитатель, и учитель, и друг. Недаром во все времена великие люди призывали к чтению. А.П. Чехов говорил: «Чтобы воспитать, тут нужен беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение».

Сегодня, когда наши дети только постигают азы чтения, необходимо помочь им полюбить книгу, так как неумение читать отрицательно влияет не только на успеваемость ребенка, но и на его общее развитие. Пока ребенок мал, взрослые с упоением читают ему книги. Когда же он идет в школу, облегченно вздыхают, надеясь, что вот теперь-то отдохнут. А спустя 8-10 лет мы часто становимся участниками диалога: «Ну, как книга?» - «Ничего, нормально», - безразлично отвечает сын или дочь. И родители с удивлением ощущают, что между ними и детьми - стена непонимания. Избежать подобных сцен помогает семейное чтение. Во время него мать и отец открываются для ребенка с новой стороны, что прибавляет им уважения. И родители вдруг открывают, что дети намного взрослее, чем казалось, что с ними можно говорить не только о школьных отметках.

Совет 1

Если вы хотите, чтобы ребенок читал, надо, чтобы рядом с ним был читающий родитель, а еще лучше - читающий вместе с ребенком родитель. Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным. Этот пример может стать заразительным для всех.

Работа над техникой чтения - процесс достаточно длительный и не всегда привлекательный для детей. Однако без нормальной техники чтения учение будет значительно затруднено. Существуют разные точки зрения на необходимую скорость чтения в конце начального обучения. В программе начальных классов она составляет 90-100 слов в минуту.

Рекомендации В.Н. Зайцева по развитию техники чтения

Если ребенок находится еще только на первых ступеньках овладения техникой чтения, не надо заставлять его подолгу читать. Лучше читать поменьше, но чаще: почитал 5-7 минут и пересказал содержание абзаца. Через час-два - еще 1-2 абзаца. Перед сном - еще одна порция. Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем чтение в течение часа за один прием.

Хорошие результаты дает чтение перед сном.

Если ребенок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения: ребенок читает одну-две строчки, после этого получает краткий отдых. Такой режим получается, если ребенок просматривает диафильмы. Этот прием вполне подходит тем детям, которые читают неохотно.

Для того чтобы ребенок видел свои достижения в овладении техникой чтения, надо почаще измерять скорость чтения и делать это самым торжественным образом. Следует вооружиться часами с секундной стрелкой, книжкой с крупным шрифтом и легким текстом. Пусть ребенок читает ровно 1 минуту. Подсчитайте, сколько слов он успевает прочесть за это время. К своим успехам он будет относиться столь же ревностно, как к меткам роста на двери. Педагоги пришли к выводу: если ребенок на первом году обучения не научился нормально читать, то его интерес к учению значительно падает. Научившись читать, ребенок открывает для себя мир большой литературы. Особое место в нем занимают сказки. Сказка - первая ступенька вхождения в страну знаний, в мир культуры. Как говорил К. Чуковский, сказка есть самая здоровая пища - не лакомство, а насущный и очень питательный хлеб. Сказка приходит в дом тогда, когда в нем появляется малыш.

Однако для того, чтобы сказка принесла наибольшую пользу ребенку, с ней можно поиграть, тем самым сделав ее своим помощником в развитии ребенка.

Так же развивать чувство языка, вкус к слову, умение говорить выразительно, точно, ярко помогают стихи. Родители могут ненавязчиво помочь ребенку обнаружить, что слова в стихах не живут отдельно друг от друга, а внутренне между собой связаны. Полезно после разбора стихотворения попросить детей нарисовать картинку, которая поможет разобраться, насколько понят смысл и передано настроение стихотворения.

Ребенка следует записать в библиотеку, где он может выбрать то, что нужно именно ему.

Приглашенный на собрание библиотекарь объясняет:

- что читать детям 7-8 лет;

- как создать домашнюю библиотеку;

- на какие издания можно подписаться всей семье;

- как пользоваться книгами в библиотеке;

- традиции библиотеки.

Очень важно, чтобы у ребенка воспитывалось бережное и любовное отношение к книге, чтобы он следил за порядком в своем книжном уголке. В некоторых семьях стало хорошей традицией сохранять полюбившиеся детские книги. Жизнь у этих книг может быть длинная: их читали бабушка, дедушка, мама, папа, а теперь они стали друзьями ребенка. Такая семейная традиция не просто воспитывает бережное отношение к книге - оно дополняется чувствами к самым дорогим людям. Сближают родителей и детей совместная покупка книг, их ремонт, наведение порядка в домашней библиотеке и, конечно, совместное чтение и обсуждение прочитанного. Даже бегло читающий ребенок еще долго будет нуждаться в том, чтобы ему читали вслух, чтобы, читая, отвечали на его вопросы, делились с ним своими переживаниями и мыслями о прочитанном.

Совет 2

Разговаривайте о прочитанном так, чтобы ребенок чувствовал себя умным и понятливым. Чаще хвалите его за сообразительность и старание. Не уязвляйте его самолюбие, если даже он понял что-то не так, как вам хотелось. Поддерживаете его уверенность в своих силах. Вспоминая позже детство, он непременно вспомнит часы совместного с вами чтения и задушевной беседы - это согреет его сердце.

Чтобы сохранить великий дар природы - зрение, учащимся младших классов врачи рекомендуют читать непрерывно не более 20-30 минут, а потом делать перерыв. В перерывах между чтением полезны гимнастические упражнения: переключение зрения с ближней точки на более дальнюю.

Совет 3

Чтобы предотвратить близорукость ребенка, вызываемую чтением, используйте простой способ: приклейте на оконное стекло небольшой яркий цветочек - пусть ребенок смотрит на него 5-7 секунд, столько же времени - на дальний объект, находящийся на улице.

Большое значение для предупреждения близорукости имеет освещение. Место работы школьника должно быть у окна, не затемненного шторами. Настольная лампа с абажуром спокойных тонов и лампочкой мощностью 60-80 Вт должна стоять слева. Книга должна не лежать на столе, а стоять под углом 40 градусов, тогда и расстояние между глазами и книгой будет не менее 30-40 см.

4. Обсуждение организационных вопросов

Показ образца читательского дневника.

Ознакомление с правилами ведения читательского дневника.

Знакомство с памятками и их обсуждение.

5. Личная беседа с родителями

Вручение благодарностей родителям, дети которых читают грамотно, бегло и выразительно.

Советы родителям

Если до школы есть желание и возможность заниматься с ребенком, пусть он придет школу, умея читать. В 5-6 лет учиться читать легче, чем в 7-8 лет.

Терпеливо помогайте ребенку, если у него недостаточная скорость чтения.

Обучая детей чтению, опирайтесь на их интересы. Ребенок, которого учили читать принудительно, неохотно пользуется этим своим умением. Больше играйте с детьми. Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки и буквы.

Рассказывайте детям сказки.

Устраивать семейные чтения. Выросшим детям читать вслух еще интереснее, чем маленьким.Читайте сами - пусть ребенок видит, что свободное время мама и папа проводят не только у телевизора.

Не всегда спешите сразу отвечать на детские вопросы - посоветуйте поискать ответы в книгах самостоятельно.

Собирайте дома словари. Вырабатывайте у ребенка привычку обращаться к словарям и работать с ними.

Старайтесь приобретать и дарить детям хорошие книги, обязательно с надписью. Обращайте внимание на то, что сын или дочь читает.

Вместе с ребенком создавайте такую библиотеку, чтобы в ней были разные книги, а не только фантастика и приключения.

Вместе покупайте, читайте, ремонтируйте книги, обсуждайте прочитанное.

Обязательно запишите ребенка в библиотеку. Время от времени ходите туда вместе с ним.

III. Осмысление итогов собрания

1. Родители делятся своим опытом, как привить детям любовь к чтению.

2. Мнение родителей о пользе собрания.

3. Решение собрания. Учитывая большую роль родителей в воспитании у детей интереса к книге, поставим себе цель:

Читать с ребенком каждый день, обсуждать прочитанное, составлять по картинкам в книгах яркие, образные рассказы, обучая при этом детей правильной, точной речи, исключая слова-повторения и слова-паразиты.

В обращении с ребенком помнить народную мудрость: «Кто не возьмет лаской - не возьмет и строгостью». Каждая семья найдет время и возможности для семейного чтения.

Выписать детские журналы и приучить детей их читать.

Оказывать детям помощь в оформлении читательских дневников. В них можно помещать рисунки к прочитанным книгам, выписывать интересные мысли из прочитанного. Объявить конкурс на лучший читательский дневник. На итоговом собрании в конце года победителю вручить приз.

Провести праздник сказок: инсценировать сказку по выбору детей, организовать сказочную викторину и т.д.

Держать связь с библиотекой: проводить совместные мероприятия с детьми и родителями.

Учитель. Вот и закончилось наше собрание. Пусть наши совместные старания, силы, труд, направленные на воспитание у детей интереса к чтению, дадут добрые всходы. Пусть каждый ученик нашего класса будет уметь и любить читать. Пусть каждый день будет связан с увлекательным путешествием в мир книг, чтение станет для детей самой сильной страстью и принесет им счастье!

Список используемой литературы

Захаров С.Н. Детские праздники. - Владимир, 1994.

Никитин Ю.С. Спутник досуга. - М., 1989.

Шклярова Т.В. Справочник для начальных классов. - М., 1993.

Воскобойников В.М. Как определить и развить способности ребенка. - 1996.

Дереклеева Н.И. Родительские собрания. - М.: Вако, 2004.





Вопрос, как привить ребёнку любовь к чтению, волнует многих родителей. Однозначного ответа нет, хотя имеется ряд общих правил и рекомендаций.

Прежде всего, надо развить собственную культуру чтения. Извините, но если всё свободное время мама смотрит слезливые сериалы, а папа - спорт, и единственные книги в доме - кулинарная, журнал мод и несколько детективов, то не ждите, что ребёнок окажется книголюбом.

Важно начинать приучать к литературе ребёнка ещё на первом году жизни: через короткие стишки, которые мама читает между делом, через колыбельные и песенки-потешки. Первая книга появилась у моего сына, когда он научился что-то удерживать в руках - где-то в 4 месяца. Это была пластиковая мягкая книжка-пищалка с простыми картинками: кошка, собака, мячик. Потом я купила ещё несколько книжек из пластика и ткани. Их можно было жевать, а потом стирать, и я не боялась, что ребёнок откусит кусок странички. Книжки можно делать самим. Изготовление занимает максимум часа три: берёте квадратики ткани, разные по цвету и текстуре (бархат, драп, атлас и т.д.), вкладываете внутрь тонкий слой синтепона, чтобы странички были более упругими и не мялись. Сшиваете квадратики в виде книжки, а в середине каждой странички нашиваете аппликацию для одежды (такие аппликации продают в магазинах).

Первые книжки из плотного картона можно давать уже в 6-7 месяцев, но только под присмотром, так как в этом возрасте ребёнок грызёт гранит науки в прямом смысле. Гиперактивному ребёнку на раннем возрасте лучше вводить по одной книжке в неделю, чтобы, пока не изучили одну книжку, не отвлекались на вторую. Психологи рекомендуют читать малышам стихи постоянно, но что делать, если на заучивание стихов у родителей нет ни сил, ни времени, а ребёнок ещё мал, чтобы сам обращаться с книгой? Я развесила по квартире листочки бумаги со стихами. На кухне - про еду и обжор, в ванной (предварительно заламинируйте лист!) - про грязнуль и купание, около дивана - про зарядку и силачей и т.д. После этого в поэтическое воспитание ребёнка включились все родственники, и весёлые рифмы сопровождали малыша весь день, что бы он ни делал.

Месяцев в 10 уже можно давать в руки первые книжки со стихами. Причём не удивляйтесь, когда ребёнок выберет две любимые, которые за день будут перечитываться, каждая по 25-30 раз. Я позаимствовала позитивный опыт моей знакомой Светланы: постепенно приучила к правилу, если на вопли «поиграй» или «помоги» мама может и не отреагировать, то просьба «почитай» удовлетворяется всегда (в конце концов, маленькая книжечка отнимает от силы минуты 2 времени).

Мой сынишка - ребёнок с диагнозом СДВГ - пытался в процессе чтения попрыгать, покувыркаться, залезть мне на спину и т.д. Особенно меня раздражала его привычка переворачивать страничку раньше, чем я успевала дочитать. Устав однажды от такого чтения, я завела правило: читаем, только если ты сидишь. И пока не дочитана это страница - на следующую не переходим. Гере нравилось, не дослушав конец одной сказки, вырывать у меня из рук книгу, совать мне другую. Это я тоже решила пресекать. Причём без объяснений. Так книги не читают, и всё тут. Или мы будем читать правильно - или никак.

Если я видела, что сын устаёт, мы начинали «играть в книжки». Прочитали стишок про «идёт бычок, качается», покажи мне, как он качается. А как Таня заплакала? А как мячик скачет? Показал - садись рядом, будем читать дальше. Кстати, я не согласна, что если занять руки пластилином, можно добиться какого-то результата. Это помогает не всем. Мой ребёнок настолько увлечётся лепкой, что полностью «отключится» от окружающей действительности. То есть, прочитанного он не услышит и не усвоит.

Я ввела обязательный ритуал чтения книг на ночь. Причём тут прыгать не позволяется. Чтобы не убегал, я сажала Герочку себе на колени. Обязательно читались три книги. Сначала маленькие, теперь уже более серьёзные по тексту и объёму. Итак, одна книжка - стихи на вольные темы. Одна - сказка (не стихотворная). И одна книжка - обучайка, то есть что-то для воспитания (стихи о том, как себя вести, о самостоятельности, сказка с явным подтекстом или рассказ). С трёх лет мы ещё каждый вечер читаем немного из Нового завета, адаптированного для детей от 2-х лет.

Книжки - единственное, в чём я редко отказываю Гере. А покупка книг - это праздник. Обычно в месяц покупается 4-6 книг. При этом у меня осталась большая библиотека от меня самой и моих сестёр. Но старые книги в своём большинстве лишены ярких иллюстраций, поэтому при первой возможности я их заменяю. Двойные книги раздаются по домам родственников, у которых мы часто бываем в гостях.

Раз в две недели мы ходим в книжный магазин вместе. Это - знаменательное событие. Мы заранее оговариваем, сколько книг купим и про что. Бродим-выбираем около получаса, а потом идём «отметить» покупку в ближайший кафетерий песочным колечком с орехами и газировкой (от одного стаканчика в две недели никто ещё не умирал, поэтому не нападайте на меня, сторонники здорового питания!). Право на посещение книжного магазина сын получает за какие-то заслуги: мужественно вёл себя на прививке, хорошо выступил на празднике в детском саду, в течение недели хорошо себя вёл, выучил несколько цифр и т.п. Дома новая книга сразу прочитывается и детально рассматривается.

Книжки для детей с СДВГ, как я поняла, должны быть с большим количеством картинок. А текст под иллюстрацией - минимален. Иначе у ребёнка ослабевает внимание. Хорошо помогает удержать непоседу, если Вы по тексту показываете на картинке, где что и где кто. «Где Карабас-Барабас? А где Буратино? Видишь, Карабас-Барабас рассердился. Посмотри, какое у него злое лицо. Покажи, как Карабас-Барабас рассердился. А почему он рассердился?».

Я очень привередлива к тексту и иллюстрациям. И всем советую не покупать книгу только из-за яркой обложки. Например, я в ужасе от очень популярного нынче детского поэта Степанова. Вот перл его творчества: «на дворе хвалился Гусь: никого я не боюсь. Если только захочу, индюка я растопчу. А Козе то, га-га-га, обломаю я рога. Утоплю свинью в корыте…» Вам это нравится? А ещё, у многих сказок бывают разные концовки, на что надо обращать внимание. Скажем, имеется конец сказки «Морозко», где дочка-Ленивица привозит подарок от Мороза, который оказывается обычной сосулькой, и все над ней смеются. А есть концовка не для малышей, они после такого вообще читать расхотят: Ленивица замерзает в лесу, и её косточки привозят матери. «Заголосила тут старуха, да поздно было». Из этого можно вывести правило, что книги должны соответствовать уровню развития вашего крохи. Кто-то уже в 2 года читает Носова, а кто-то в пять лет больше всего любит «Где обедал воробей». Если ребёнок сопротивляется определённой книге, значит он до неё ещё не дорос. Постараётесь достать адаптированную книгу, укороченный и упрощённый вариант.

Помогают привить любовь к чтению диафильмы. Даже самый неусидчивый ребёнок завораживается, глядя на статичные картинки на стене его комнаты. К тому же, просмотр диафильмов - это таинственный ритуал: мама задёргивает шторы, достаёт проектор, что-то налаживает… Чтобы ребёнок меньше скакал во время просмотра диафильма, наша бабушка придумала интересный ход - ребёнок помещается в свою кроватку и смотрит оттуда. Узкое замкнутое пространство ограничивает проявления активности: мой сын за просмотр успевает перевернуться, попрыгать, посмотреть лёжа и сидя, обнять и откинуть игрушку, попытаться дотянуться до проектора. Но основное время он следит за ходом повествования. Впервые диафильмы мы пытались смотреть в полтора года, но не получилось удержать Герочку на одном месте. Начали реально смотреть только с 2-х лет 5 месяцев. Но я знаю некоторых детей, которые «доросли» до диафильмов раньше.

Обратите внимание на книги с наклейками. Особенно там, где маленькие наклеечки нужно вставлять в текст. Получается чтение совместно с активным занятием. Причём, если позволяют средства, можно купить книжку с многоразовыми наклейками, и тогда можно будет читать-играть почти бесконечно.

Для закрепления прочитанного попробуйте такую игру: убирая игрушки, каждый читает про убираемый предмет наизусть короткий стишок. Про мячик, машинку, мишку, паровозик, куклу… А ещё продаются книжки с кассетами или с СД. Рекомендую книжки издательства «Самовар». Тут надо правильно преподать: сначала вы читаете ребёнку раз пять книжку. Потом включаете кассету и показываете малышу, что запись точно соответствует тексту и иллюстрациям в книжке. Обычно раза с третьего прослушивания ребёнок понимает смысл действа. Что лично мне нравится на таких кассетах - это весёлые мелодии, разыгранные по ролям стихи и то, что некоторые стихи исполняются как песни.

Попробуйте сами писать книги. Например, я с удивлением обнаружила года полтора назад, что нет ни единой книги о том, как мальчик должен помогать маме и папе. Всё - о самостоятельности девочки! Поэтому я собрала из всех книг стихи про самостоятельность мальчиков, несколько сочинила сама, потом распечатала стихи, сформировала книжку формата А5 (сложенный пополам лист из альбома для рисования). Иллюстрации частично вырезала из старых журналов, частично нарисовала от руки. С тех пор я «выпустила» штук 8 собственных книжек: про зимние развлечения, про Рождество, про весну, про детский садик и т.д. Теперь готовлю про Пасху (такой книги в России просто нет!). Составьте книжку про Вашего сына (дочку), детям нравится слушать истории про самих себя.

Ещё один приём - составлять книжки вместе с ребёнком. Например, мы недавно ходили на выставку кошек. После садимся рисовать, и я предлагаю изобразить всё, что мы делали утром. Сын на небольших листочках рисует: это - мы идём смотреть, это - дом, где были кошки. Это - кошки в клетках. А это - самая красивая белая кошка. Потом рисунки мы скрепляем, а я подписываю текст. Получается книжка-малышка о хорошо проведённом воскресенье. А ещё можно лепить сказку из пластилина, устраивать кукольный театр на дому или ходить в настоящий театр. Единственное, что мало способствует приучению к чтению - телевизор. Не только я, но и другие родители отмечают, что те сказки, что есть в виде мультфильмов, дети реже просят читать.

И ещё, важный момент - надо прививать и культуру обращения с книжками. Рисование в книжках пресекается сразу и жёстко. Книжки нельзя кидать на пол и рвать. После прочтения их надо обязательно класть на место, иначе они обижаются и уходят к другим детям. Книжки должны находиться в пределах досягаемости ребёнка. Пока книжек мало, можно облегчить ребёнку работу по их хранению. Не используйте коробки, так как из них трудно доставать нужную книжечку, приучайте сразу к тому, что место книг - книжная полка. А чтобы книжечки не падали, купите пластмассовую подставку-сушилку для посуды. В отделениях для ложек-вилок удобно хранить книжки-малютки, картонные книги размером побольше располагаются в отделениях для тарелок.

В заключение скажу, что на трёхлетие Геры мы приготовили ему массу подарков: машинки, танки, книжки, пластилин и сладости. Сын в первую очередь поспешил рассмотреть книги. Значит, пока мы действуем в правильном направлении.















Как привить у ребенка любовь к чтению. Как развивать интерес к чтению

Развитие интереса к чтению у первоклассника - необходимое и практически самое трудное действие. И дело вовсе не в том, что современные средства коммуникации успешно заменяют книгу. Просто научить ребенка читать гораздо труднее, чем отправить его смотреть телевизор или играть в компьютер. Речь не идет о том, что учить читать и писать ребенка должны родители. Этим занимается школа, учитель. Родители же формируют устойчивый интерес к чтению, поскольку у них для этого больше средств, да и условия для домашнего чтения комфортнее, чем в школе.

Правильное чтение - это техничное чтение. Но нас волнует не только то, сколько слов в минуту будет прочитывать первоклассник. Кстати, к концу первого класса он должен прочитывать 50 слов в минуту. Техника чтения важна, поскольку быстро читающий ученик гораздо легче справится с заданием по математике, русскому языку, окружающему миру, чем плохо читающий. Но в обучении чтению важно, чтобы ребенок понимал, что он читает, и мог ответить на вопросы по содержанию прочитанного.

Первоклассник еще не понимает, что чтение необходимо для усвоения других дисциплин. Воля его только формируется, и слово «надо» не всегда находит отклик в его душе. В этом случае воспитательные возможности семьи можно использовать в развитии интереса к чтению у ребенка. Как это сделать? Вот об этом сейчас и поговорим.

Наблюдательные родители знают, что дошкольники очень любят, когда им читают вслух. Такое пассивное слушание тоже полезно, но зацикливаться на нем нет необходимости. Обязательно после прочтения текста полезно с ребенком поговорить о содержании. Задать вопросы на выяснение смысла прочитанного. Обсудить действия героев. Это очень важно в работе над текстом. Если в семье есть традиция читать малышу перед сном, то ребенок, приучаясь к слушанию интересных книг, потом сам стремится к чтению. Правда, бывает и наоборот, ребенку так нравится слушать, что ему не хочется напрягаться, чтобы научиться читать. Родителям следует выбирать правильный путь в соответствии с особенностями своего ребенка. Но и в том, и в другом случае необходимо использовать специальные техники, помогающие развить интерес к чтению у детей. Назовем некоторые из них и расскажем, как именно их использовать с пользой для ребенка:

* В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте для чтения лучше использовать книги с крупным шрифтом и красочными картинками. Толщина книг не так важна. Важно заинтересовать ребенка содержанием книги. Для этого можно охарактеризовать героев, фигурирующих в книге. Можно раскрыть книгу в середине и увлечь ребенка картинкой, а потом предложить вернуться к началу книги и узнать, в чем дело, почему герой находится в море (или в лодке, или на горе и пр.).

* Начинать чтение необходимо тогда, когда у ребенка хорошее настроение. Ни в коем случае чтение не должно быть наказанием. Этим формируется негативное восприятие чтения, и никакая красочная книга не поможет его преодолеть. Надо готовить малыша к чтению. Здесь важна психологическая готовность ребенка к трудному действию. Если он играл, прыгал и кричал, необходимо дать время для успокоения. Можно что-то интересное рассказать. «Подвести» к чтению, заинтересовать этим действием.

* Можно использовать книжки-малышки. Это книги маленького формата, которые легко и быстро можно прочитать. Они также должны быть красочными и по содержанию несложными. Дети-первоклассники больше всего любят читать сказки. Этот жанр им близок и нетруден для усвоения. Конечно, лучше начинать с простых сказок - народных. Потом можно переходить и к другим жанрам.

* Интересен такой прием, когда книгу читают по очереди - ребенок и родитель. По одной страничке или по одному отрывку. Или еще один совет. Можно начать интересную книгу взрослому, потом остановиться на самом интересном месте и предложить ребенку прочитать дальше.

* Когда ребенок читает, необходимо очень внимательно его слушать. Ни в коем случае не делать каких-то, пусть и важных для взрослого, дел. Все внимание ребенку. Только так вы можете показать ему, что чтение очень важное дело для всей семьи.

* Еще один прием. Можно рассказать ребенку часть сказки или рассказа (самый интригующий кусочек), а потом сделать вид, что что-то забылось, и попросить ребенка прочитать, напомнить.

* Конечно, после прочтения обязательно надо поговорить с ребенком о прочитанном. Это очень важно и для усвоения содержания, и для развития интереса к чтению, и для формирования нравственных качеств малыша, поскольку книги несут в себе обязательно нравственную нагрузку. В качестве примере приведем несколько вопросов, которые можно задать после прочтения любого текста. Такой алгоритм можно применять после прочтения как целого рассказа или сказки, так и отрывка

Как анализировать с ребенком прочитанный текст

♦ Понравился или не понравился тебе рассказ (сказка)?

♦ Чем понравился? Или почему не понравился?

♦ Кто из героев тебе понравился?

♦ Почему?

♦ Ты бы хотел быть похожим на этого героя?

♦ Какие его действия тебе понравились больше всего?

♦ Чем они тебе понравились?

♦ Какой герой не понравился?

♦ Почему?

♦ Какие действия отрицательного героя тебе не понравились больше всего?

♦ Что нужно сделать, чтобы отрицательный герой не смог победить положительного героя?

Вопросы могут быть разные. Важно в их постановке соблюдать меру, их не должно быть слишком много, и обязательно должны присутствовать вопросы, выявляющие отношение ребенка к нравственным коллизиям, описанным в тексте.

Для развития интереса к чтению важно, чтобы любовью к чтению была отмечена семья, в которой воспитывается малыш.

Если члены семьи не читают, а постоянно сидят перед телевизором или компьютером, странно было бы надеяться, что ребенок заинтересуется этим видом деятельности. Более того, желательно, чтобы у ребенка была своя «библиотека». Полочка, где стоят его книги. Пусть там будут книги не только маленького формата или специально предназначенные для первоклассника. Полезно, чтобы на ней находились и те произведения, которые предназначены для старшего возраста. Их вид будет интриговать ребенка. А родителям следует подыграть ему, расписать, какие интересные события описываются в этих книгах.

Самое важное в развитии интереса к чтению - помнить, что для ребенка чтение - трудная работа, преодоление себя, поиск истины. Если ребенок уже не любит читать, то родителям легко это увидеть: он тянет время, не начинает, трет глаза, отвлекается, хочет то пить, то писать. Все эти симптомы говорят о том, что ребенку не хочется читать. Главное - это терпение. Действовать осторожно, деликатно, не «наседая».

Поначалу дети ошибаются, и это вполне естественно. Они могут переставлять звуки, слоги, слова. Пропуск звуков, слогов, слов тоже довольно часто встречающаяся трудность. Что в этом случае делать родителям? Во-первых, не нервничать и не злиться, а терпеливо попросить ребенка еще раз прочитать медленнее. Еще часто встречающаяся ошибка при обучении чтению первоклассников. Они проговаривают слова и предложения два раза, сначала про себя, а потом вслух. Это двойное чтение. Кроме отрицательного результата оно ничего не дает ребенку. Если у малыша выявляется этот дефект, необходимо сразу же начинать работать над его исчезновением. Терпеливо объяснять, что так читать нельзя, следить, чтобы он не читал про себя, а сразу вслух. Можно использовать такой педагогически прием. Попросить прочитать про себя и пересказать то, что ребенок прочитал, не давая при этом ему читать вслух.

Когда ребенок научится сносно читать, освоит технику чтения, можно приступать к обучению выразительности. Выразительное чтение очень важно для ребенка. Использование эмоционально окрашенного голоса вызывает в душе ребенка отклик, и прочитанное легче и крепче усваивается. Но для начала необходимо научиться делать логические остановки.

Ребенку необходимо объяснить, что когда он видит запятую, он должен остановиться и просчитать про себя «раз», а потом читать дальше. Если стоит точка, то пауза должна быть дольше - «раз-два». Используя эту методику, малыш научится делать паузы, что, несомненно, поможет ему усвоить прочитанное с большим толком.

Теперь можно переходить к обучению выразительному чтению. Для этого очень хорошо подходят басни или маленькие эмоциональные диалоги, к примеру, детского писателя Н. Носова. Читать басни лучше по ролям, где каждый участник должен говорить с теми интонациями, которые присущи героям. Получаются такие мини-спектакли.

Родители должны быть готовы к тому, что даже тогда, когда их первоклассник научится читать, он все равно будет просить родителей почитать ему вслух, особенно перед сном. Не надо отказывать ребенку в этом. Это полезно. Использование такого чтения влияет на формирование слуховой памяти. К тому же формируются мотивы овладения техникой чтения, поскольку родитель, читающий ему вслух, будет все время говорить о том, что как только ребенок научится хорошо читать, он сам будет читать такие толстые и интересные книги.

Работа родителей по приобщению ребенка к чтению не прекращается до тех пор, пока ребенок не научится читать бегло и выразительно и будет проявлять устойчивый интерес к чтению.









© 2010-2022