- Преподавателю
- Начальные классы
- Исследовательская работа ученика «История паровоза Л-9669»
Исследовательская работа ученика «История паровоза Л-9669»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Гафиатуллина Р.А. |
Дата | 20.12.2012 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
II Республиканский конкурс исследовательских и проектных работ
учащихся 1-4 классов «Я познаю мир»
Секция: история вокруг нас.
История Паровоза
Бекешов Азат
МБОУ татарская гимназия № 14
имени Хади Атласи, 3 класс
г. Бугульма
Руководитель:
Гафиатуллина Р.А.
учитель начальных классов
г. Бугульма
2013 г.
Тема исследования: История паровоза Л-9669.
Объект исследования: территория вокзала и привокзальная площадь.
Предмет исследования: мемориал - памятник грузовому паровозу Л-9669. Цель моего исследования:
- познакомиться с историей появления паровозов на станции Бугульма ;
- узнать, как на привокзальной площади появился памятник грузовому паровозу;
- выяснить, что означает индекс «Л» и номер 9669 на паровозе.
Задачи исследования:
-
знакомство с историей создания и развития паровоза;
-
изучение архивного материала.
Гипотеза исследования: я считаю, что мемориал - памятник грузовому паровозу Л-9669 является одной из главных достопримечательностей нашего города . Главным результатом моей исследовательской работы должен стать материал, в котором я бы хотел показать ценность духовного наследия своих предков.
План проведения исследовательской работы:
- изучить материал. Познакомиться с дополнительной литературой об истории создания железной дороги в Бугульме. Найти сведения о создании железной дороги ( маршрут, основоположники ).
- посетить музеи, поработать с архивными документами.
- сфотографировать увиденное.
- подготовить презентацию.
- оформить исследовательскую работу и выступить на научно- практической конференции .
I . Вступление. До 7 лет я жил в городе Казани. А сейчас живу в Бугульме. Это маленький, но очень красивый город. Об истории города я заочно узнал на уроках окружающего мира и на классных часах.С достопримечательностями познакомился на экскурсиях. Однажды учитель рассказала нам о железнодорожном вокзале и повела на экскурсию. Незабываемое впечатление произвёл на меня музей на колесах. Здесь увидел редкие экспонаты: старинный вокзальный колокол, набор фонарей, масленки, очень редкие фотографии, на которых изображена история строительства нашей железной дороги. Я впервые увидел здание вокзала, вокзальную площадь и мемориал - памятник грузовому паровозу Л-9669. Меня заинтересовала история появления этого паровоза на площади и я захотел больше узнать о нём, провести исследовательскую работу. Вот, что мне помогли узнать родители, учительница, интернет и архивные документы из музея - вагона. II. Из истории возникновения железной дороги в Бугульме (Материал выбран из архива). В вагоне - музее я узнал получил информацию"…Появление в 1911 году в Бугульме железной дороги открыл новые возможности для дальнейшего развития города. О том, чтобы дорога проходила именно через Бугульму, ходатайствовали перед Его императорским Величеством бугульминские дворяне и прежде. Это - генерал от инфантерии Валериан Александрович Бельгард, надворный советник Александр Францевич Елачич, коллежский секретарь Владимир Дмитриевич Рычков. Благодаря их стараниям в 1911 года первый рабочий поезд прибыл в Бугульму. Своим паровозным гудком он «разбудил» уездный городок и его экономику. Сама Бугульма была основана в 1736 году как слобода при впадении реки Бугульма в реку Зай. Может быть, именно за такое расположение поселение и получило название в переводе с тюркского «извилина, изгиб». Возможно, внесли свою лепту в развитие города и проводимые в этих местах крупные ярмарки, где продавали лошадей, рогатый скот и кожевенные изделия. Строительство дороги шло по тем меркам быстрыми темпами, хотя кроме лопаты, кирки и лошади никаких средств не было.
(Фотографии о строительстве участка дороги Мелекесс - Бугульма.
Материал из вагона - музея ). Когда сдали в эксплуатацию участок Мелекесс - Бугульма, и началось, как тогда называли, «правильное» движение поездов. В сутки ходила пара пассажирских (№ 3 и № 4) с деревянными двухосными вагонами и еще четыре пары грузовых. Вес грузового состава доходил до 600 пудов. Пассажирский поезд состоял из 5-6 вагонов первого, второго и третьего классов, обслуживали его машинист с помощником, кочегар, кондукторская бригада и тормозильщики (вагоны и тендер паровоза имели ручные тормоза). Паровозы отапливались дровами. Для них на станциях Бугульма, Дымка, Клявлино и Шентала имелись склады и водокачки.
III. Невиданное чудо. (Материал выбран из архива). А как же появился первый паровоз на нашей станции? Вот, что говорилось в газетах тех времён: «…Разбудил Бугульму свисток паровоза. Это случилось в мае 1911 года, когда прибытие первого паровоза всколыхнуло всю округу.
На открытие дороги собрались все бугульминцы. Празднично одетые горожане ждали с любопытством прибытия «невиданного чуда», ведь до этого транспорт был только конный. Собственно, станции как таковой и не было. У железной дороги стояло одинокое деревянное строение, покрашенное желтой краской. Паровоз с несколькими вагонами медленно приближался к арке. Он был весь обвешан гирляндами из сосновых веток и флагами. Тендер и вагоны украшали березовые ветки. Публика ликовала, бросая вверх шапки, охапки веток и цветов.
Станция представляла собой три приемоотправочных пути общей протяженностью в полкилометра. Вокзал и паровозное депо - времянки, возведенные из досок. В 1912 году начали строить паровозно - вагонное депо, и через два года оно вступило в строй. Оно было рассчитано на четыре стойла. Не случайно паровоз сравнивали с железным конем, которому в конюшне полагалось свое место - стойло, так и место стоянки паровоза получило название на крестьянский манер и сохранилось до сих пор. К тому времени на станции Бугульма было пять станционных путей. Она пропускала четыре пары товарных поездов и один пассажирский из пяти-шести вагонов. Вес поезда составлял 9,5 тонны. Вывозили в основном хлеб и лесоматериалы. Железнодорожники делились на три службы: служба тяги, служба телеграфа и служба пути». IV. Стальной колосс. (Материал из архивов сайта города) На сайте Бугульмы я нашёл материал, посвящённый 100-летнему юбилею станции "Бугульма". Я узнал, что к 100-летию Волго-Бугульминской дороги Совет ветеранов Волго-Камского региона организовал специальный агитпоезд, состоящий из трех вагонов. В этот день над Бугульмой открылась своеобразная дверь в прошлое: на станции, как и 100 лет назад во время прибытия первого паровоза, собрался, казалось, весь город. И снова, как 100 лет назад, все прислушивались к далеким гудкам локомотива... Это было 25.08.2011года. К столетнему юбилею со дня открытия железнодорожного сообщения на участке Мелекесс (ныне Димитровград) - Бугульма и 100-летнему юбилею станции "Бугульма" состоялось торжественное открытие памятника знаменитому паровозу серии Л-3401, а именно мемориал - памятник грузовому паровозу Л-9669 .
Этот паровоз символизирует о трудовом подвиге железнодорожников Бугульмы. Установить стального гиганта на привокзальной площади было делом непростым, и только работники станции Бугульма знают, каких трудов им это стоило.
Паровоз был доставлен из Нурлата. Работники ремонтного локомотивного депо Бугульма починили и покрасили будущий экспонат. Он стал как новенький. В его установке принимали участие все железнодорожные подразделения Бугульмы, а также две путевые машинные станции из Ульяновска и Чишмов.
Подготовительные работы начались еще в феврале 2011 года, с установки рельсовых плетей. Нужно было уложить путь от 530-й стрелки до привокзальной площади. Большую помощь оказали восстановительный поезд станции Бугульма, ПМС-61 и ПМС - 149. Стоит отметить, что путеукладчик прокладывал путь с особой осторожностью, продвигаясь со скоростью 1 км/час.
Чтобы поставить паровоз на постамент, потребовалось развернуть его почти на 90 градусов - с этой задачей успешно справились работники восстановительного поезда. Городская администрация быстро и четко помогала во всех вопросах, и 21 августа паровоз был благополучно установлен на привокзальной площади. Новый памятник лаконично вписался в архитектурный облик вокзального комплекса города.
V. Назад в будущее. Производство "Лебедянок"
Паровоз "Л" (по фамилии главного конструктора Льва Сергеевича Лебедянского) - советский магистральный грузовой паровоз, выпускавшийся с 1947 по 1955 годы на Брянском и Ворошиловградском заводах. Является одним из лучших и массовых (свыше 4 тыс. локомотивов) советских паровозов, который мог эксплуатироваться на всей сети железных дорог Советского Союза, за что его конструкторов-разработчиков наградили Сталинской премией. В народе за паровозами "Л" закрепились прозвища "Лебедянка" и "Лебедь" Паровозы серии "Л" послужили основой для создания паровоза ОР18 (позже переименован в ЛВ), который стал самым экономичным советским паровозом. По имеющимся данным, за годы производства было пострено 4199 паровозов серии Л (см. табл.). Также Ворошиловградский паровозостроительный завод выпустил один опытный паровоз Лк−4276, то есть всего было построено 4200 паровозов.
V I. Конструкция.
Выпуск паровозов Л
Год выпуска
Завод-изготовитель
Всего
Коломенский
Ворошиловградский
Брянский
Количество
Номера
Количество
Номера
Количество
Номера
1945
2
0001, 0002
-
-
-
-
2
1946
76
0003 - 0078
-
-
1
1001
77
1947
180
0079 - 0258
-
-
30
1002 - 1031
210
1948
233
0259 - 0491
-
-
81
1032 - 1112
314
1949
261
0492 - 0752
-
-
147
1113 - 1259
408
1950
301
0753 - 1000
1501 - 1553
81
4001 - 4081
130
1260 - 1389
512
1951
240
1554 - 1793
391
4082 - 4275
4277 - 4473
-
-
631
1952
99
1794 - 1877
2001 - 2015
154
4474 - 4627
-
-
253
1953
240
2016 - 2255
423
4628 - 4743
3001 - 3307
-
-
663
1954
130
2256 - 2385
584
3308 - 3891
-
-
714
1955
-
-
415
3892 - 3999
5001 - 5307
-
-
415
Всего
1762
2048
389
4199
VII. Паровозы Л в кинофильмах.
Наиболее заметное появление «лебедянок» в фильме «Большие перегоны » (1971), где герои Николая Крючкова и Юрия Николаева работают на этих паровозах (из рабочих показаны Л-4620, Л-4625 и Л-4628). Помимо этого, рабочие паровозы серии Л можно увидеть в фильмах «12 стульев », «Подарки по телефону », «Дети Арбата », «Адмиралъ », «Необыкновенное путешествие Мишки Стрекачёва » - художественный фильм режиссёра Ильи Фрэза 1959 года и «Первые на Луне ». Нерабочий Л появляется в фильме «Ворошиловский стрелок ». VIII. Вывод. Хотелось бы, чтобы старшее поколение и мои сверстники понимали, как важно сохранить культурное наследие прошлого. Наш город должен быть в числе исторических городов России. А таким он и является, сохраняя воттакие памятники.IX. Использованная литература.
- Лугинин Н. Г. Паровоз Л. - М: Трансжелдориздат, 1950.
- Чистов В. К. Паровоз Л: устройство, обслуживание и особенности ремонта. - М: 1-я тип. Трансжелдориздата, 1958.
- Раков В. А. Локомотивы отечественных железных дорог 1845-1955. - М: Транспорт, 1995.
- В.Г.Сальников. Бугульминское земство. Дела. Тревоги и мечты. -Бугульма. 2005г.
- На высоком месте. - Бугульма. 2002
- Татарстан в путь. События. Цифры. Факты. - Буклет. ОАО Российские железные дороги
- Город счастливой судьбы. - Казань. 1981.
- Материалы газет разных лет «Ленинское знамя», «Бугульминская газета».
- Архивные материалы городского сайта, посвящённые 100-летнему юбилею станции "Бугульма".
- Собственные наблюдения и выводы.