Исследовательская работа ученика «История паровоза Л-9669»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

II Республиканский конкурс исследовательских и проектных работ

учащихся 1-4 классов «Я познаю мир»



Секция: история вокруг нас.

История Паровоза



Бекешов Азат

МБОУ татарская гимназия № 14

имени Хади Атласи, 3 класс

г. Бугульма

Руководитель:

Гафиатуллина Р.А.

уИсследовательская работа ученика «История паровоза Л-9669»читель начальных классов









г. Бугульма

2013 г.



Тема исследования: История паровоза Л-9669.

Объект исследования: территория вокзала и привокзальная площадь.

Предмет исследования: мемориал - памятник грузовому паровозу Л-9669. Цель моего исследования:

  • познакомиться с историей появления паровозов на станции Бугульма ;
  • узнать, как на привокзальной площади появился памятник грузовому паровозу;
  • выяснить, что означает индекс «Л» и номер 9669 на паровозе.

Задачи исследования:

  • знакомство с историей создания и развития паровоза;

  • изучение архивного материала.

Гипотеза исследования: я считаю, что мемориал - памятник грузовому паровозу Л-9669 является одной из главных достопримечательностей нашего города . Главным результатом моей исследовательской работы должен стать материал, в котором я бы хотел показать ценность духовного наследия своих предков.
План проведения исследовательской работы:

  • изучить материал. Познакомиться с дополнительной литературой об истории создания железной дороги в Бугульме. Найти сведения о создании железной дороги ( маршрут, основоположники ).
  • посетить музеи, поработать с архивными документами.
  • сфотографировать увиденное.
  • подготовить презентацию.
  • оформить исследовательскую работу и выступить на научно- практической конференции .



I . Вступление. До 7 лет я жил в городе Казани. А сейчас живу в Бугульме. Это маленький, но очень красивый город. Об истории города я заочно узнал на уроках окружающего мира и на классных часах.С достопримечательностями познакомился на экскурсиях. Однажды учитель рассказала нам о железнодорожном вокзале и повела на экскурсию. Незабываемое впечатление произвёл на меня музей на колесах. Исследовательская работа ученика «История паровоза Л-9669» Здесь увидел редкие экспонаты: старинный вокзальный колокол, набор фонарей, масленки, очень редкие фотографии, на которых изображена история строительства нашей железной дороги. Я впервые увидел здание вокзала, вокзальную площадь и мемориал - памятник грузовому паровозу Л-9669. Меня заинтересовала история появления этого паровоза на площади и я захотел больше узнать о нём, провести исследовательскую работу. Вот, что мне помогли узнать родители, учительница, интернет и архивные документы из музея - вагона. II. Из истории возникновения железной дороги в Бугульме (Материал выбран из архива). В вагоне - музее я узнал получил информацию"…Появление в 1911 году в Бугульме железной дороги открыл новые возможности для дальнейшего развития города. О том, чтобы дорога проходила именно через Бугульму, ходатайствовали перед Его императорским Величеством бугульминские дворяне и прежде. Это - генерал от инфантерии Валериан Александрович Бельгард, надворный советник Александр Францевич Елачич, коллежский секретарь Владимир Дмитриевич Рычков. Благодаря их стараниям в 1911 года первый рабочий поезд прибыл в Бугульму. Своим паровозным гудком он «разбудил» уездный городок и его экономику. Сама Бугульма была основана в 1736 году как слобода при впадении реки Бугульма в реку Зай. Может быть, именно за такое расположение поселение и получило название в переводе с тюркского «извилина, изгиб». Возможно, внесли свою лепту в развитие города и проводимые в этих местах крупные ярмарки, где продавали лошадей, рогатый скот и кожевенные изделия. Строительство дороги шло по тем меркам быстрыми темпами, хотя кроме лопаты, кирки и лошади никаких средств не было.

Исследовательская работа ученика «История паровоза Л-9669»

(Фотографии о строительстве участка дороги Мелекесс - Бугульма.

Материал из вагона - музея ). Когда сдали в эксплуатацию участок Мелекесс - Бугульма, и началось, как тогда называли, «правильное» движение поездов. В сутки ходила пара пассажирских (№ 3 и № 4) с деревянными двухосными вагонами и еще четыре пары грузовых. Вес грузового состава доходил до 600 пудов. Пассажирский поезд состоял из 5-6 вагонов первого, второго и третьего классов, обслуживали его машинист с помощником, кочегар, кондукторская бригада и тормозильщики (вагоны и тендер паровоза имели ручные тормоза). Паровозы отапливались дровами. Для них на станциях Бугульма, Дымка, Клявлино и Шентала имелись склады и водокачки.
III. Невиданное чудо. (Материал выбран из архива). А как же появился первый паровоз на нашей станции? Вот, что говорилось в газетах тех времён: «…Разбудил Бугульму свисток паровоза. Это случилось в мае 1911 года, когда прибытие первого паровоза всколыхнуло всю округу.
На открытие дороги собрались все бугульминцы. Празднично одетые горожане ждали с любопытством прибытия «невиданного чуда», ведь до этого транспорт был только конный. Собственно, станции как таковой и не было. У железной дороги стояло одинокое деревянное строение, покрашенное желтой краской. Паровоз с несколькими вагонами медленно приближался к арке. Он был весь обвешан гирляндами из сосновых веток и флагами. Тендер и вагоны украшали березовые ветки. Публика ликовала, бросая вверх шапки, охапки веток и цветов.

Исследовательская работа ученика «История паровоза Л-9669» Станция представляла собой три приемоотправочных пути общей протяженностью в полкилометра. Вокзал и паровозное депо - времянки, возведенные из досок. В 1912 году начали строить паровозно - вагонное депо, и через два года оно вступило в строй. Оно было рассчитано на четыре стойла. Не случайно паровоз сравнивали с железным конем, которому в конюшне полагалось свое место - стойло, так и место стоянки паровоза получило название на крестьянский манер и сохранилось до сих пор. К тому времени на станции Бугульма было пять станционных путей. Она пропускала четыре пары товарных поездов и один пассажирский из пяти-шести вагонов. Вес поезда составлял 9,5 тонны. Вывозили в основном хлеб и лесоматериалы. Железнодорожники делились на три службы: служба тяги, служба телеграфа и служба пути». IV. Стальной колосс. (Материал из архивов сайта города) На сайте Бугульмы я нашёл материал, посвящённый 100-летнему юбилею станции "Бугульма". Я узнал, что к 100-летию Волго-Бугульминской дороги Совет ветеранов Волго-Камского региона организовал специальный агитпоезд, состоящий из трех вагонов. В этот день над Бугульмой открылась своеобразная дверь в прошлое: на станции, как и 100 лет назад во время прибытия первого паровоза, собрался, казалось, весь город. И снова, как 100 лет назад, все прислушивались к далеким гудкам локомотива... Это было 25.08.2011года. К столетнему юбилею со дня открытия железнодорожного сообщения на участке Мелекесс (ныне Димитровград) - Бугульма и 100-летнему юбилею станции "Бугульма" состоялось торжественное открытие памятника знаменитому паровозу серии Л-3401, а именно мемориал - памятник грузовому паровозу Л-9669 .

Исследовательская работа ученика «История паровоза Л-9669»

Этот паровоз символизирует о трудовом подвиге железнодорожников Бугульмы. Установить стального гиганта на привокзальной площади было делом непростым, и только работники станции Бугульма знают, каких трудов им это стоило.
Паровоз был доставлен из Нурлата. Работники ремонтного локомотивного депо Бугульма починили и покрасили будущий экспонат. Он стал как новенький. В его установке принимали участие все железнодорожные подразделения Бугульмы, а также две путевые машинные станции из Ульяновска и Чишмов.
Подготовительные работы начались еще в феврале 2011 года, с установки рельсовых плетей. Нужно было уложить путь от 530-й стрелки до привокзальной площади. Большую помощь оказали восстановительный поезд станции Бугульма, ПМС-61 и ПМС - 149. Стоит отметить, что путеукладчик прокладывал путь с особой осторожностью, продвигаясь со скоростью 1 км/час.
Чтобы поставить паровоз на постамент, потребовалось развернуть его почти на 90 градусов - с этой задачей успешно справились работники восстановительного поезда. Городская администрация быстро и четко помогала во всех вопросах, и 21 августа паровоз был благополучно установлен на привокзальной площади. Новый памятник лаконично вписался в архитектурный облик вокзального комплекса города.

V. Назад в будущее. Производство "Лебедянок"


Паровоз "Л" (по фамилии главного конструктора Льва Сергеевича Лебедянского) - советский магистральный грузовой паровоз, выпускавшийся с 1947 по 1955 годы на Брянском и Ворошиловградском заводах. Является одним из лучших и массовых (свыше 4 тыс. локомотивов) советских паровозов, который мог эксплуатироваться на всей сети железных дорог Советского Союза, за что его конструкторов-разработчиков наградили Сталинской премией. В народе за паровозами "Л" закрепились прозвища "Лебедянка" и "Лебедь" Паровозы серии "Л" послужили основой для создания паровоза ОР18 (позже переименован в ЛВ), который стал самым экономичным советским паровозом. По имеющимся данным, за годы производства было пострено 4199 паровозов серии Л (см. табл.). Также Ворошиловградский паровозостроительный завод выпустил один опытный паровоз Лк−4276, то есть всего было построено 4200 паровозов.

V I. Конструкция.

Исследовательская работа ученика «История паровоза Л-9669»

Выпуск паровозов Л

Год выпуска

Завод-изготовитель

Всего

Коломенский

Ворошиловградский

Брянский

Количество

Номера

Количество

Номера

Количество

Номера

1945

2

0001, 0002

-

-

-

-

2

1946

76

0003 - 0078

-

-

1

1001

77

1947

180

0079 - 0258

-

-

30

1002 - 1031

210

1948

233

0259 - 0491

-

-

81

1032 - 1112

314

1949

261

0492 - 0752

-

-

147

1113 - 1259

408

1950

301

0753 - 1000
1501 - 1553

81

4001 - 4081

130

1260 - 1389

512

1951

240

1554 - 1793

391

4082 - 4275
4277 - 4473

-

-

631

1952

99

1794 - 1877
2001 - 2015

154

4474 - 4627

-

-

253

1953

240

2016 - 2255

423

4628 - 4743
3001 - 3307

-

-

663

1954

130

2256 - 2385

584

3308 - 3891

-

-

714

1955

-

-

415

3892 - 3999
5001 - 5307

-

-

415

Всего

1762

2048

389

4199

VII. Паровозы Л в кинофильмах.

Наиболее заметное появление «лебедянок» в фильме «Большие перегоны » (1971), где герои Николая Крючкова и Юрия Николаева работают на этих паровозах (из рабочих показаны Л-4620, Л-4625 и Л-4628). Помимо этого, рабочие паровозы серии Л можно увидеть в фильмах «12 стульев », «Подарки по телефону », «Дети Арбата », «Адмиралъ », «Необыкновенное путешествие Мишки Стрекачёва » - художественный фильм режиссёра Ильи Фрэза 1959 года и «Первые на Луне ». Нерабочий Л появляется в фильме «Ворошиловский стрелок ». VIII. Вывод. Хотелось бы, чтобы старшее поколение и мои сверстники понимали, как важно сохранить культурное наследие прошлого. Наш город должен быть в числе исторических городов России. А таким он и является, сохраняя воттакие памятники.













IX. Использованная литература.
  • Лугинин Н. Г. Паровоз Л. - М: Трансжелдориздат, 1950.
  • Чистов В. К. Паровоз Л: устройство, обслуживание и особенности ремонта. - М: 1-я тип. Трансжелдориздата, 1958.
  • Раков В. А. Локомотивы отечественных железных дорог 1845-1955. - М: Транспорт, 1995.
  • В.Г.Сальников. Бугульминское земство. Дела. Тревоги и мечты. -Бугульма. 2005г.
  • На высоком месте. - Бугульма. 2002
  • Татарстан в путь. События. Цифры. Факты. - Буклет. ОАО Российские железные дороги
  • Город счастливой судьбы. - Казань. 1981.
  • Материалы газет разных лет «Ленинское знамя», «Бугульминская газета».
  • Архивные материалы городского сайта, посвящённые 100-летнему юбилею станции "Бугульма".
  • Собственные наблюдения и выводы.




© 2010-2022