- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по окружающему миру Школа России 1 класс
Рабочая программа по окружающему миру Школа России 1 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Дробышевская Ж.Л. |
Дата | 27.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Рабочая учебная программа по предмету «Окружающий мир»
1-4 класс
срок реализации программы - 4 года
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для 1-4 классов составлена на основе основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ No 22». Согласно учебному плану МБОУ «СОШ No22» на изучение окружающему миру в 1-4 классах отводится 271 ч, в 1 классе - 66 ч. (2 ч в неделю, 33 учебные недели), во 2-4 классах по 68 ч. (2 ч. в неделю, 34 недели). Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей: - формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребѐнком личного опыта общения с людьми и природой; - духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества. Основными задачами реализации содержания курса являются: 1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни; 2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём; 3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; 4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Общая характеристика учебного курса Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях. Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своѐ место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своѐ личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаѐт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности. Используя для осмысления личного опыта ребѐнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своѐ место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля. Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей - умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности. Существенная особенность курса состоит в том, что в нѐм заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира. Общая характеристика курса Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей: 1) идея многообразия мира; 2) идея целостности мира; 3) идея уважения к миру. Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественнонаучных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей. Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; еѐ реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса. Уважение к миру - это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества. В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребѐнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы. В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нѐм, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за еѐ стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.
Место предмета в учебном плане. На изучение предмета «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2ч в неделю. Программа рассчитана на 270ч: 1 класс -66ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы - по 68ч (34 учебные недели).
Ценностные ориентиры содержания курса • Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества. • Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всѐм многообразии еѐ форм. • Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума. • Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле. • Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству. • Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества. • Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности. • Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное. • Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Содержание (270Ч)
Человек и природа
Тематическое распределение количества часов
№ п/п
Разделы, темы
Количество
часов
Рабочая программа по классам
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
1
Человек и природа.
139
38
34
37
30
2
Человек и общество.
89
18
21
18
32
3
Правила безопасной жизни.
25
6
8
9
2
4
Проверочные работы.
17
4
5
4
4
5
Итого:
270
66
68
68
68
Планируемые результаты изучения предмета «Окружающий мир» Личностные результаты: 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметные результаты: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств еѐ осуществления; 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»; 9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 11) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»; 13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; 14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир». При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты: 1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы; 2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, еѐ современной жизни; 3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; 4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве); 5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» 1 класс.
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для 1 «Б» класса разработана на основе Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ No22» , учебного плана МБОУ «СОШ №22» и списка учебников утверждаемых директором школы ежегодно. Цель изучения предмета «Окружающий мир» в начальной школе - формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основные задачи содержания курса:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
«Окружающий мир»- предмет особый. Его изучение требует использование нетрадиционных форм организации, усиления роли занятий, которые проходят вне класса (в уголки природы, на пришкольном участке, в парке, музее, физкультурном и игровом зале).
Программа предусматривает проведение уроков общения. Цель их-оживить знания школьника, которые он получил не только в данном классе, но и за предыдущие годы обучения, и на основе этого систематизировать и обобщить полученные представления, создать стройную картину определённого исторического периода развития нашего государства.
Общая характеристика учебного предмета Значение курса «Окружающий мир» состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей - умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены в соответствии с тематикой Фундаментального ядра содержания данной предметной области в системе начального общего образования, а также с проблематикой, раскрытой в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, и представлены в примерной программе содержательными блоками: «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни».
Ценностные ориентиры содержания предмета «Окружающий мир» - Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества. - Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм. - Наука как часть культуры, отражающая человечески стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума. - Искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества. - Человечество как многообразие народов, культур, религий,
-Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
- Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству. - Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к - Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально-культурного многообразия России и мира. - Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества. Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности. Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно-нравственной консолидации российского общества. Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно и социально-нравственное. - Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно учебного плана МБОУ «СОШ №22» на изучение учебного предмета «Окружающий мир» в 1 классе отводится 66 ч (2 ч в неделю, 33 учебные недели). В изучение предмета «Окружающий мир» включены элементы поликультурного образования (17 час.)
В календарно-тематическом планировании фактическая дата может быть скорректирована за счет резерва (3 часа) в связи с учетом учебных возможностей класса, выпадением учебных занятий на государственные праздники, другое. При отсутствии данных обстоятельств часы резерва используются на организацию системного повторения, устранение пробелов в знаниях учащихся.
Содержание учебного предмета
№
Наименование разделов и тем
Всего
часов
В том числе на:
экскурсии
практические работы
1
Введение
1
2
2
Что и кто?
20
4
6
3
Как, откуда и куда?
12
3
4
Где и когда?
11
5
Почему и зачем?
21
1
6
Заключение
1
Итого
66
6
10
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
Наименование раздела
Кол-во часов
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)
Введение в тему
1
Учащиеся осваивают первоначальные умения:
- задавать вопросы;
- вступать в учебный диалог;
- пользоваться условными обозначениями учебника;
- различать способы и средства познания окружающего мира;
- оценивать результаты своей работы на уроке
Раздел «Что и кто?»
20
- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- работать с картинной картой России, актуализировать имеющиеся знания о природе и городах страны, занятиях жителей;
- работать в паре: узнавать насекомых на рисунке, определять насекомых с помощью атласа-определителя, осуществлять самопроверку, приводить примеры насекомых; рассказывать (по рисунку-схеме) о возможностях компьютера, обсуждать значение компьютера в нашей жизни;
- сравнивать, различать и описывать герб и флаг России;
- рассказывать о малой родине» и Москве как столице государства;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке;
- рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о строении насекомых, сравнивать части тела различных насекомых;
- сочинять и рассказывать сказочные истории 1 по рисункам;
- характеризовать назначение частей компьютера;
- сравнивать стационарный компьютер и ноутбук;
- моделировать устройство компьютера;
- соблюдать правила безопасного обращения с компьютером;
- Выполнять тестовые задания учебника;
- выступать с сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;
- обсуждать выступления учащихся.
Раздел «Как, откуда и куда?»
12
Понимать учебную задачу данного урока и стремиться её выполнить;
- рассказывать о жизни семьи по рисункам учебника; об интересных событиях в жизни своей семьи;
- называть по именам (отчествам, фамилиям) членов своей семьи;
- оценивать значение семьи для человека и общества.
В ходе выполнения проекта дети с помощью взрослых учатся:
- отбирать из семейного архива фотографии членов семьи во время значимых для семьи событий;
- интервьюировать членов семьи;
- оценивать значение семейных альбомов для укрепления семейных отношений;
- составлять экспозицию выставки;
- оценивать результаты собственного труда и труда товарищей.
- Выполнять тестовые задания учебника;
- выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;
- обсуждать выступления учащихся;
- оценивать свои достижения и достижения других учащихся
Раздел «Где и когда?»
11
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- сравнивать жизнь взрослого и ребёнка;
- определять по фотографиям в учебнике профессии людей, рассказывать о профессиях родителей и старших членов семьи, обсуждать, какие профессии будут востребованы в будущем; по фотографиям в учебнике профессии людей, рассказывать о профессиях родителей и старших членов семьи, обсуждать, какие профессии будут востребованы в будущем;
- работать в паре: сравнивать рисунки учебника, формулировать выводы в соответствии с заданием;
- рассуждать о том, что в окружающем мире зависит от наших поступков;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке;
- анализировать схему смены времён года и месяцев; называть времена года в правильной последовательности, соотносить времена года и месяцы; использовать цветные фишки для выполнения заданий; характеризовать природные явления в разные времена года;
- различать зимующих и перелётных птиц; группировать (классифицировать) птиц с использованием цветных фишек;
- отличать национальную одежду своего народа от одежды других народов
«Почему и зачем?»
21+1
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- анализировать схемы движения Луны вокруг Земли и освещения её поверхности Солнцем; формулировать выводы о причинах изменения внешнего вида Луны;
- моделировать из пластилина форму Луны;
- рассказывать с помощью рисунков в учебнике об изучении Луны учёными, осуществлять самопроверку;
- работать со взрослыми: наблюдать за изменениями внешнего вида Луны, фиксировать результаты наблюдений в рабочей тетради;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
- сочинять и рассказывать сказку по рисунку;
описывать чувства, возникающие при виде радуги; называть цвета радуги по своим наблюдениям и рисунку учебника;
- запомнить последовательность цветов радуги с помощью мнемонического приёма;
- Выполнять тестовые задания учебника;
- выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;
- обсуждать выступления учащихся;
- оценивать свои достижения и достижения других учащихся.
Планируемые результаты изучения предмета «Окружающий мир» в1 «Б» классе
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
-
первичное представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, одновременно осознающего свою принадлежность к определённому этносу*;
-
умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины;
-
первичное представление о ценностях многонационального российского общества (образ Родины как семьи разных народов, образ Москвы как духовной ценности, важной для разных народов)*;
-
ценностные представления о своей семье и своей малой родине;
-
первичные представления об изменении человека и окружающего мира с течением времени, овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о развитии техники, в том числе электронной;
-
представление о новой социальной роли ученика, правилах школьной жизни (быть готовым к уроку, бережно относиться к школьным принадлежностям - учебнику, рабочей тетради и др.);
-
положительное отношение к школе и учебной деятельности;
-
первичное представление о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе и окружающему миру в целом*;
-
эстетические чувства, впечатления от восприятия предметов и явлений окружающего мира;
-
этические чувства, эмоционально-нравственная отзывчивость на основе взаимодействия с другими людьми и с природой, доброжелательное отношение к сверстникам, стремление прислушиваться к мнению одноклассников*;
-
потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий*;
-
первоначальная установка на безопасный, здоровый образ жизни через выявление потенциальной опасности окружающих предметов, знакомство с правилами безопасности в быту, при переходе улицы, в транспорте, осознание важности правильной подготовки ко сну, правильного питания, выполнения гигиенических процедур;
-
бережное отношение к материальным и духовным ценностям через знакомство с трудом людей разных профессий.
Метапредметные результаты:
Регулятивные
Обучающийся научится:
-
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
-
сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя);
-
выделять из темы урока известные знания и умения;
-
планировать своё высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что потом);
-
планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и пр. по усмотрению учителя);
-
сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или рабочей тетради;
-
осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности, используя «Странички для самопроверки»;
-
фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), позитивно относиться к своим успехам/неуспехам.
Познавательные
Обучающийся научится:
-
понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);
-
находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов, иллюстраций, в учебных пособиях и пр.;
-
понимать схемы учебника, передавая содержание схемы в словесной форме;
-
понимать содержание текста, интерпретировать смысл, применять полученную информацию при выполнении заданий учебника, рабочей тетради или заданий, предложенных учителем;
-
анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков;
-
проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям;
-
устанавливать элементарные причинно-следственные связи;
-
строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
-
проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, схем, подготовке сообщений и пр.;
-
располагать рассматриваемые объекты, события и явления на шкале относительного времени «раньше - теперь».
Коммуникативные
Обучающийся научится:
-
включаться в диалог с учителем и сверстниками;
-
формулировать ответы на вопросы;
-
слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
-
договариваться и приходить к общему решению;
-
излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
-
интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;
-
признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
-
употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
-
понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий;
-
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
-
готовить небольшие сообщения с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
-
правильно называть родную страну, родной город, село (малую родину);
-
различать флаг и герб России;
-
узнавать некоторые достопримечательности столицы;
-
называть по именам, отчествам и фамилиям членов своей семьи;
-
проводить наблюдения в окружающем мире с помощью взрослого;
-
проводить опыты с водой, снегом и льдом;
-
различать изученные объекты природы (камни, растения, животных, созвездия);
-
различать овощи и фрукты;
-
определять с помощью атласа-определителя растения и животных;
-
описывать по плану дерево, рыбу, птицу, своего домашнего питомца (кошку, собаку);
-
сравнивать растения, животных, относить их к определённым группам;
-
сравнивать реку и море;
-
использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты;
-
находить на глобусе холодные и жаркие районы;
-
различать животных холодных и жарких районов;
-
изготавливать модели Солнца, звёзд, созвездий, Луны;
-
различать прошлое, настоящее и будущее;
-
называть дни недели и времена года в правильной последовательности;
-
соотносить времена года и месяцы;
-
находить некоторые взаимосвязи в окружающем мире;
-
объяснять причины возникновения дождя и ветра;
-
перечислять цвета радуги в правильной последовательности;
-
ухаживать за комнатными растениями, животными живого уголка;
-
мастерить простейшие кормушки и подкармливать птиц;
-
раздельно собирать мусор в быту;
-
соблюдать правила поведения в природе;
-
правильно готовиться ко сну, чистить зубы и мыть руки;
-
подбирать одежду для разных случаев;
-
правильно обращаться с электричеством и электроприборами;
-
правильно переходить улицу;
-
соблюдать правила безопасной езды на велосипеде;
-
различать виды транспорта;
-
соблюдать правила безопасности в транспорте.
Форма и периодичность текущего контроля.
Текущий контроль и промежуточная аттестация проводятся в соответствии с Положением «О форме, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся».
Примерная тематика контрольно-измерительных материалов
№ ур.
Вид работы
По теме
5
Проект
«Моя малая Родина»
21
Проверочная работа
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?»
22
Проект
«Моя семья»
33
Проверочная работа Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?»
35
Проект «Мой класс и моя школа»
44
Проверочная работа
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?»
51
Проект
«Мои домашние питомцы»
Распределение часов в течение учебного года
Период обучения
Количество часов
Количество часов на:
Тест
Проект
проверочные работы
Контрольные работы
1 четверть
18 часов
-
-
-
1
2 четверть
14 часов
1
-
-
1
3 четверть
20 часов
1
-
-
1
4 четверть
14 часа
1
1
-
1
Итого за год:
66 часа
3
1
-
4
Календарно-тематическое планирование по предмету «Окружающий мир»
в 1 «Б» классе.
№
Тема урока
К-во час
Дата
Приме
чание
план
факт
Раздел «Что и кто?» (20 ч)
1
Задавайте вопросы!
1
2
Что такое Родина? Малая Родина Хакасия.
1
ПО
3
Что мы знаем о народах России?
1
ПО
4
Что мы знаем о Москве, об Абакане?
1
ПО
5
Проект «Моя малая Родина» Подготовка к выполнению проекта.
1
ПО
6
Что у нас над головой?
1
7
Что у нас под ногами?
1
8
Что общего у разных растений?
1
9
Что растёт на подоконнике?
1
10
Что растёт на клумбе?
1
11
Что это за листья? Растения Хакасии.
1
ПО
12
Что такое хвоинки? Растения Хакасии.
1
ПО
13
Кто такие насекомые? Насекомые Хакасии.
1
ПО
14
Кто такие рыбы? Рыбы Хакасии.
1
ПО
15
Кто такие птицы? Птицы Хакасии.
1
ПО
16
Кто такие звери? Звери Хакасии.
1
ПО
17
Что окружает нас дома?
1
18
Что умеет компьютер?
1
19
Что вокруг нас может быть опасным?
1
20
На что похожа наша планета?
1
21
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?»
1
Раздел «Как, откуда и куда?» (12 ч)
22 Как живёт семья? Проект «Моя семья»
1
ПО
23 Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?
1
ПО
24 Откуда к нам приходит электричество? СШГЭС.
1
ПО
25 Как путешествует письмо?
1
26 Куда текут реки? Реки Хакасии.
1
ПО
27 Откуда берутся снег и лёд?
1
28 Как живут растения?
1
29 Как живут животные?
1
30 Как зимой помочь птицам?
1
31 Откуда берётся и куда девается мусор?
1
32 Откуда в снежках грязь?
1
33 Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?»
1
Раздел «Где и когда?» (11ч)
34 Когда учиться интересно?
1
35 Проект «Мой класс и моя школа»
1
ПО
36 Когда придёт суббота?
1
37 Когда наступит лето?
1
38 Где живут белые медведи?
1
39 Где живут слоны?
1
40 Где зимуют птицы?
1
41 Когда появилась одежда? Хакассская национальная одежда
1
ПО
42 Когда изобрели велосипед?
1
43 Когда мы станем взрослыми?
1
44 Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа»
1
Раздел «Почему и зачем?» (22 ч)
45 Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью?
1
46 Почему Луна бывает разной?
1
47 Почему идёт дождь и дует ветер?
1
48 Почему звенит звонок?
1
49 Почему радуга разноцветная?
1
50 Почему мы любим кошек и собак?
1
51
Проект «Мои домашние питомцы»
1
ПО
52 Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?
1
53 Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?
1
54 Зачем мы спим ночью?
1
55 Почему нужно есть много овощей и фруктов?
1
56 Почему нужно чистить зубы и мыть руки?
1
57 Зачем нам телефон и телевизор?
1
58 Зачем нужны автомобили и поезда?
1
59 Зачем строят корабли?
1
60 Зачем строят самолёты?
1
61
Почему в автомобиле, поезде, на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности?
1
62 Зачем люди осваивают космос?
1
63 Почему мы часто слышим слово «экология»?
1
64 Комплексная контрольная работа.
1
65 Резерв
1
66 Резерв.
1