Наблюдение над словами, которые обозначают действие

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка во 2 классе

Тема. Наблюдение над словами, обозначающими действие.

Цель деятельности учителя: создать условия для развития интереса к родному языку, для наблюдения над словами, обозначающими действие, для развития умения ставить вопросы к этим словам.

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

  • осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;

  • видеть «опасные» места в словах, изученные орфограммы;

  • выделять существительные, прилагательные, называть их признаки;

  • составлять предложения из слов на заданную тему;

  • находить слова-действия, ставить к ним вопросы.

Личностные: осознавать роль языка и речи в жизни людей; понимать эмоции других людей, выражать свои.

Метапредметные:

  • Регулятивные : учатся составлять план и работать по нему; учатся высказывать своё предположение на основе работы с предложенным материалом, обосновывать его.

  • Познавательные: ориентируются в своей системе знаний , осознают необходимость нового знания; делают вывод в результате работы учителя с классом.

  • Коммуникативные: доносят свою позицию до других, умеют работать в паре.

Ход урока

1. Доклад

2 Мотивация к учебной деятельности

Учитель спросит - надо встать.

Когда он сесть позволит - сядь.

Ответишь хочешь -не шуми,

А лучше руку подними.

На вопрос дай чёткий ответ-

Ведь ты - будущий кадет!

- Ребята, у вас на столах листы самооценки «Лесенки успеха», активно работая на уроке, вы сможете оценить себя самостоятельно.

3. Минутка чистописания.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

- Пропишем буквосочетание, которое встречается в словах герой, война

ой

- Назовите соединение в этом буквосочетании (верхнее)

- Пропишите строчку буквосочетаний.

- Подчеркните те, которые написаны лучше всего. Если вы справились с заданием, закрасьте первую ступеньку лесенки успеха.

4. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

На доске слова: р_дина г_роический ру_кий п_беда н_род

- Назовите слова, записанные на доске

- Сформулируйте задание для одноклассников (вставить пропущенные буквы)

- В строчку запишите буквы, которые нужно вставить в эти слова. (о е сс о а )

- Сверьте результат с ответом на доске. Если в этой работе вы не допустили ни одной ошибки, закрасьте вторую ступеньку лесенки успеха.

- Что вы порекомендуете детям, которые в этой работе допустили ошибку? (Проговорить про себя слово так, как оно пишется)

-Почему так важно исправлять свои ошибки? ( русский язык- наш родной и мы должны его знать, изучать и любить)

- Запишите слова в алфавитном порядке.

Ученики первых парт всех рядов называют первое записанное слово. Ученики вторых парт называют второе записанное слово. (и так далее)

- Если вы с заданием справились верно, закрасьте третью ступеньку лесенки успеха.

- Куда бы вы записали слово защищать? Почему? ( в алфавите буква з стоит позже г, но раньше н, поэтому после слова героический).

- Что объединяет все эти слова? (они по одном теме - война, победа, они словарные)

- Почему так часто мы обращаемся к этой теме? ( в следующем году будет празднование 70-летия Победы, мы - наследники этой Победы, ею гордимся).

- На какие группы их можно разделить? (на 2: имена существительные и имена прилагательные)

- Назовите слова первой группы ( родина, победа, народ)

- Что вы знаете об имени существительном? (обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? что?)

На доске :

Имя существительное

Обозначает предмет

Отвечает на вопросы кто? что?

- Что вы знаете об имени прилагательном? (обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? какая ? какое? какие?)

На доске :

Имя прилагательное

Обозначает признак предмета

Отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?

- Обсудите в паре и ответьте на вопрос: к какой группе отнесём слово защищать? Почему?

Какое предположение можем сделать? ( существует 3 группа слов, мы с ней не знакомы)

5 . Постановка учебной задачи

- Чего мы с вами ещё не знаем и должны открыть на уроке? (что обозначают эти слова, на какие вопросы отвечают) Фиксирование на доске: Как называется группа слов? Что обозначает? На какие вопросы отвечает?

- Как может звучать тема нашего урока? (наблюдение над словами новой группы) Фиксирование темы на доске

6 Построение проекта выхода из затруднения.

Игра «Покажи словечко»

Ученику даётся карточка с глаголом, тот должен показать это действие. Остальные отвечают на вопросы:

- Маша что делает? Рисует

- Миша что делает? Поёт

- Катя что делает? Прыгает

- Владик что делает? Читает

- Настя что делает? Танцует

- Витя что делает? Плачет

- Что обозначают слова, которые изобразили ребята? (действия)

- Значит, новая группа слов обозначает действие. На доску помещается карточка «обозначает действие»)

- Уточните тему урока (Наблюдение над словами, обозначающими действие)

- Ребята , в словарной работе мы искали место слову «защищать». Что оно обозначает? (действие)

- Кто объяснит его лексическое значение?

- Где мы можем найти значение слова? ( в толковом словаре)

- Что или кого можно защищать ? (детей, животных, родину, страну).

- Как вы понимаете выражение «защищать проект»? (драться ни к чему, необходимо подробно рассказать о выполненном проекте).

Упр.81, устно. Материал для наблюдения

- Прочитайте стихотворение. Задайте вопросы к выделенным словам.

Что делает? Растёт

Что делает? Живёт

Что делает? Поёт

Что делает? Грызёт

Что делают? Стерегут

- На какие вопросы отвечают слова, которые обозначают действие? (что делает? Что делают?)

На доску помещается карточка «Что делает?» «Что делают?»

Физминутка

- Покажите действия, о которых говорится в стихотворении

Воспитанники идут, строевую песню поют.

Ребята остановились, вперёд наклонились.

Прыгают на одной ножке по узкой дорожке.

Хлопают в ладоши, взвод наш хороший!

- Какие действия вы выполняли? ( шли, пели, остановились, наклонились, прыгали, хлопали)

- Задайте вопросы к этим словам. ( что делали?) Вопрос фиксируем на доске.

7. Первичное закрепление

Упр. 83 Работа у доски, в тетрадях.

- Прочитайте слова 1 столбика. На какой вопрос они отвечают? ( кто?)

- Прочитайте слова 2 столбика. На какой вопрос они отвечают? ( что делает?)

- Найдите слову из 1 столбика соответствующее слово из 2 столбика. Запишите слова парами.

- Что у вас получилось? (предложения)

- Устно добавь в каждое предложение одно прилагательное. (Образец в учебнике).

- Что такое предложение? ( группа слов, связанных по смыслу, обозначающие законченную мысль)

- Можем ли мы, используя словарные слова, составить предложение? ( Русский народ защищает родину).

- Запишите предложение в тетрадь. Подчеркните опасные места.

- Поработайте учителем. Проверьте работу напарника. Если задание выполнено верно, закрасьте четвёртую ступеньку лесенки успеха.

- Что мы узнали о словах новой группы?

Сравните свой вывод с авторским на с. 64

- Что ещё хотите узнать о словах новой группы ? ( как называются такие слова)

В давние времена люди устно передавали информацию, их речь называли - глаголъ, (что они делали?) говорили, рассказывали, то есть глаголили. Поэтому для слов, обозначающих действие, оставили это название- глагол.

7. Рефлексия учебной деятельности.

- По какой теме мы сегодня работали?

- Какие цели поставили пред собой?

- Нашли ли мы ответы на все свои вопросы? Значит, цель урока достигнута. Мы очень хорошо поработали.

- Если вы можете рассказать о словах новой группы, закрасьте 5 ступеньку лесенки, если вы что-то не до конца поняли, оставьте её незакрашенной. Нарисуйте себя на той ступеньке, которая была закрашена последней. Это ваша оценка, как вы поработали на уроке и каких результатов сегодня достигли.

Домашнее задание Упр. 84 с. 64


© 2010-2022