Урок - игра Части речи

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок - игра по русскому языку в 3 классе.

«Что? Где? Когда?» по теме «Распознавание частей речи»

(с привлечением краеведческого материала)

Подготовил: учитель начальных классов И.Ю. Хорунженко.


« О городе родном

слово замолвить хочу…»


Цели урока:

  1. развивать умения распознавать части речи;
  2. формировать умение учащихся работать в группе;
  3. изучать краеведческий материал;
  4. воспитывать любовь к своему родному городу.

Оборудование урока: музыкальное сопровождение, презентация, награды участникам, макет совы.
Ход урока:
1. Организационный момент. - Ребята, давайте повторим наш девиз перед уроком: «Читай и запоминай, думай и смекай, тренируйся и вникай».
2. Минутка чистописания. - Выполните правописание буквы Юю. - Спишите отрывок из стихотворения нашего земляка Н. Костарёва.
Мой друг! Наш край донской богат! Здесь нивы тучные растят, Хлеб засыпают в закрома. Возводят новые дома. Комбайны строят. Сталь куют. Моря степные создают…
- Дайте характеристику звуку, который обозначает буква, прописанная на первой строчке. - В отрывке стихотворения подчеркните слова, где звуков больше, чем букв.
3. Сообщение темы урока. Актуализация знаний по теме. - С помощью чего было написано это стихотворение? ( с помощью слов) - Что вы можете о них сказать? (среди них есть имена существительные, имена прилагательные, глаголы, местоимения, наречие и предлог)
Ученики называют слова, относящиеся к каждой группе и объясняют свой выбор, учитель группирует слова.
- что помогло вам отнести слова, в ту или иную группу? (вопросы) - ребята, а кто из вас догадался, о чём мы будем говорить на уроке? (о частях речи) - правильно, мы будем говорить о частях речи. Части речи - это группы слов, которые живут в нашей речи. Любое, даже самое маленькое слово является частью нашей речи.
  1. Работа по теме урока.
Сегодня работа по теме урока будет проходить в форме игры «Что? Где? Когда?» на уроке мы будем не только распознавать части речи, но и узнаем много интересного о нашем городе. Ведь эпиграфом нашего урока являются такие слова - «О городе родном слово замолвить хочу…» Займите, пожалуйста места игроков. За игрой у нас наблюдает умнейшая сова. За правильные ответы Сова будет вручать Орден «Мудрая Сова» Разминка. Игру начинаем с разминки. Каждый знаток получает карточку с отрывком из стихотворения ещё одного поэта Дона И.Е.Ковалевского, учащиеся должны разложить по группам слова из отрывка стихотворения за 3 минуты. Первым кто справится с задание становится капитаном команды.
Гляжу в окно, а за окном Такая синева кругом: И Дон, и вербы над водой Залиты светлой синевой. Апрель выходит на поля, Посевы просыпаются, А небу синему земля Счастливо улыбается. (И.Е.Ковалевский)
Раунд первый. Со знатоками играет олимпийский чемпион 2008 года по прыжкам в высоту, уроженец нашего города Андрей Сильнов. - Уважаемые знатоки за 1 минуту вы должны подобрать к словам: Злость - (доброта) Вражда - (дружба) Жадность - (щедрость) Ненависть - (любовь) Слова, антонимы.
Вывод, какой частью речи являются эти слова? Что такое имя существительное? Раунд второй. (звучит музыка). Внимание, чёрный ящик! По перечисленным признакам определите, что за предмет лежит в чёрном ящике: лёгкая, праздничная, разноцветная, льняная. (салфетка) Откроем и проверим. Да, ребята это действительно льняная салфетка. Такие салфетки, скатерти, ткани выпускает в нашем городе ЗАО « Дон - Текс» Вывод: с помощью какой части речи вы смогли определить, что лежит в чёрном ящике? Что такое имя прилагательное? - а что вы ещё можете рассказать о предприятии, выпускающем такие красивые салфетки? (рассказ и презентация ученика о предприятии «Дон -Текс») Раунд третий. А сейчас с вами будет играть олимпийский чемпион 2009 года по плаванию Александр Неволин - Светов. (включается видеозапись) «Уважаемые знатоки! Я хочу вам прочитать стихотворение о моём любимом городе, к сожалению автор этого стихотворения мне не известен. Вы должны услышать и записать только глаголы из этого стихотворения. Удачи!»
В России много городов И знаменитых, и огромных, Но мне дороже город мой, Он тихий, маленький и скромный.
Но город мой гордится тем, Что он большой страны частица, Который многое сумел И сможет много добиться.
Ему хочу я пожелать, Чтоб счастливы в нём люди. Ведь состоит его судьба Из тысячи различных судеб.
Пусть наши дети в нём живут, Построят здесь, дома, больницы, Театры, детские сады, Гордятся, что они шахтинцы.
Мой город, как тебя мне не любить! С тобой хочу грустить и веселиться. Любимый город! Ты - частица Родины моей, И сердца моего частица! Учащиеся называют глаголы, которые услышали. Вывод: что такое глагол?
- уважаемые знатоки! А что вы можете рассказать ещё интересного о своём городе? (рассказ учащихся и презентация о зарождении города Шахты) - как видите ребята, наш посёлок является одним из «прародителей» города. - а что вы знаете и можете рассказать о названии улиц нашего посёлка? (рассказ ученика, презентация) - Ребята, если вы заинтересовались историей города, его традициями, хотите узнать ещё больше интересного о своём городе от глубокой древности до совсем недавнего прошлого, то вы можете обратиться к книге Веры Шестаковой «Город на семи холмах». Эта книга находится в нашей школьной библиотеке.
  1. Подведение итогов.
Подходит к концу наша игра. Мне хочется пожелать вам всегда любить свой родной город, относиться к нему, как к родному дому, уважать и понимать тех людей, которые живут с нами рядом. И я думаю, что грамотное употребление разных частей речи поможет вам в этом. Без существительных невозможно высказать свою мысль, прилагательные украшают, уточняют нашу речь. Глаголы обозначают действие, которое происходит. А стихотворение, которое вы сейчас услышите, поможет вам не путать части речи. Давно живёт существительное в мире этом, Даёт название предметам: Шепот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья.
Имя прилагательное, Мы с тобой дружны. Признаки предметов Называешь ты. Солнечное лето, Праздничная ель, Вкусные конфеты, Машенькин портфель.
Что без глаголов предметы? Лишь названья. А он придёт - всё в действие приходит: Летит ракета, Люди строят здания, Цветут сады и хлеб в полях растёт.
- Наша игра закончена. Умнейшая Сова за хорошие знания вручает вам орден «Знаток русского языка».
© 2010-2022