Рабочая программа ОРКСЭ. Модуль

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Пояснительная записка


В современном мире особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культуроведческих основах, социальных явлений и традиций.

Основой для данного курса является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Данная программа реализует содержание одного из 6-и модулей - модуль «Основы светской этики». Программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта (начального) общего образования, учебной программы курса «Основы религиозных культур и светской этики» (автор А.Я.Данилюк). Она рассчитана на 34 часа, в неделю - 1 час. Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»- формирование российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной религиозно-культурной традиции. Задачами учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» являются: - обеспечение условий для усвоения обучающимися приоритетных традиционных морально-нравственных идеалов, базовых национальных ценностей, моральных норм; - знакомство обучающихся с культурно-историческими основами традиционных религий и светской этики в России; - развитие представлений младшего подростка о значении нравственности и морали в жизни личности, семьи, общества; - обобщение знаний, понятий и представлений о духовности, нравственности, морали, полученных обучающимися в младшей школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы. Задачи реализации модуля «Основы светской этики»: - знакомство учащихся с содержанием модуля «Основы светской этики»; - развитие представлений младшего подростка о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей; - обобщение знаний, представлений о духовной культуре и морали, полученных в начальной школе; - формирование у младших школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы.





Общая характеристика учебного предмета Курс «Основы религиозных культур и светской этики» в образовательном плане направлен на расширение знаний учащихся о разных религиях, феномене религии в целом, знакомит с описанием религий на нерелигиозной мировоззренческой основе. Его содержание отражает результаты философско-культурологических, социологических, исторических исследований, описаний религии, религиозных традиций как психологического и социально-исторического феномена. В воспитательном плане данный учебный курс должен способствовать освоению базовых ценностей актуального социума, формированию личностных качеств обучающихся, расширению их культурного кругозора, успешной социализации в современном обществе. Изучение модулей учебного курса оказывает существенное воздействие на становление личности обучающегося, его духовное и нравственное развитие, формирование мировоззренческой и культурной идентичности (религиозного или нерелигиозного типов). В процессе обучения, систематического освоения ребенком определенной суммы знаний формируется отношение учащихся к религиозной культуре в целом и к отдельным религиозным традициям. Поэтому изучение учебных курсов осуществляется на основе принципов добровольности и возможности свободного выбора для семьи несовершеннолетнего учащегося и самого учащегося.










Описание места учебного предмета в учебном плане Предмет, раскрывающий основы религиозных культур и светской этики, изучается на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы. И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный предмет дополняет обществоведческие, нравственные аспекты предметов «Окружающий мир», «Литературное чтение», с которым знакомятся учащиеся начальной школы. С другой - этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предметов «История», «Литература». Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего. В современных условиях содержание воспитательного процесса основывается на отечественных духовных традициях, нравственных приоритетах и идеалах, моральных нормах, хранимых в религиозных и культурных традициях многонационального народа России. Учебно-воспитательный процесс в рамках комплексного курса направлен на знакомство учащихся с духовными традициями многоконфессионального народа России, с историей и культурой крупнейших религиозных объединений нашей страны, а также с основами светской этики. Все это должно преследовать общую цель: нравственное воспитание российских школьников на основе традиционных идеалов и ценностей, развитие их интереса к окружающему миру, формирование уважительного отношения к представителям различных конфессий, укрепление толерантных отношений между участниками образовательного процесса, оздоровление морально-нравственной атмосферы в школе и семье. Внедрение комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» призвано содействовать более тесному взаимодействию семьи и школы в вопросах воспитания обучающихся, оказания им необходимой, своевременной и квалифицированной поддержки в непростых ситуациях нравственного выбора и общественного самоопределения. В соответствии с федеральным базисным учебным планом, курс «Основы религиозной культуры и светской этики» изучается в 4 классе по одному часу в неделю. Общий объём учебного времени составляет 34 часа.







Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета Ценность жизни - признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания. Ценность природы, основанная на ценности жизни, на осознании себя частью природного мира, живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания, а также переживание чувства красоты, гармонии, осознание совершенства природы, желание сохранить и приумножить её богатство. Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, означающая необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье. Ценность добра - направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви. Ценность истины - ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания. Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества. Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, нормального существования личности и общества. Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек. Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям. Ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, представителя народа, страны, государства. Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить отечеству. Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.



Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета Личностными результатами изучения данного курса должны быть следующие умения школьников:

  • Оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого.
  • Объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются хорошими и плохими.
  • Самостоятельно определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  • Опираясь на эти правила, делать выбор своих поступков в предложенных ситуациях.
  • Чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт ответственность за свои поступки.
Метапредметными результатами изучения курса должны быть перечисленные ниже универсальные учебные действия (УУД) - регулятивные, познавательные и коммуникативные.

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
  • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему).
  • Совместно с учителем составлять план решения задачи.
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя.
  • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся.
Средства формирования регулятивных УУД - это технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг.
  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов.
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок и др.).
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.


Коммуникативные УУД:

  • Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  • Доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы.
  • Слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения.
  • Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
  • Договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе.

Предметные результаты Ученик научится:

  • Определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим).
  • Излагать своё мнение по поводу значения светской и религиозной культуры в жизни отдельных людей и общества.
  • Знать основные понятия религиозных культур, их особенности и традиции, историю их возникновения в мире и в России.
  • Устанавливать взаимосвязи между определённой светской или религиозной культурой и поведением людей, мыслящих в её традициях.
Ученик получит возможность научиться:
  • Строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций.
  • Делать свой выбор в общественно значимых жизненных ситуациях и отвечать за него.
  • Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций.

Диагностика успешности достижения этих результатов выполняется, прежде всего, в ходе проектной работы учащихся. Основной способ диагностики - рефлексивная самооценка каждого ребёнка и коллективная оценка детьми друг друга под руководством учителя. Дополнительный способ диагностики - экспертная оценка учителем

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
«ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом шести учебных модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики». Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объем материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент. Содержание каждого из шести модулей учебного курса организуется вокруг трех базовых национальных ценностей: Отечество, семья, религия - и представляется четырьмя основными тематическими блоками (разделами). Два из них (первый и четвертый) являются общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического блока - духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвертый тематический блок представляет духовные традиции многонационального народа России. Второй и третий тематические блоки дифференцируют содержание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей. Учебный модуль «Основы православной культуры» Россия - наша Родина. Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство(иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и ее ценности. Любовь и уважение к отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Учебный модуль «Основы исламской культуры» Россия - наша Родина. Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия. Пророк Мухаммад - образец человека и учитель нравственности в исламской традиции. Столпы ислама и исламской этики. Обязанности мусульман. Для чего построена и как устроена мечеть. Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России. Семья в исламе. Нравственные ценности в исламе. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения. Искусство ислама. Любовь и уважение к отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Учебный модуль «Основы буддийской культуры» Россия - наша Родина. Введение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия. Будда и его учение. Буддийские святые. Будды. Семья в буддийской культуре и ее ценности. Буддизм в России. Человек в буддийской картине мира. Буддийские символы. Буддийские священные сооружения. Буддийский храм. Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре. Искусство в буддийской культуре. Любовь и уважение к отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Учебный модуль «Основы иудейской культуры» Россия - наша Родина. Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия. Тора - главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма. Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре. Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и ее устройство. Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей. Еврейский дом. Знакомство с еврейским календарем: его устройство и особенности. Еврейские праздники: их история и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции. Любовь и уважение к отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Учебный модуль «Основы мировых религиозных культур» Россия - наша Родина. Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий. Любовь и уважение к отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Учебный модуль «Основы светской этики» Россия - наша Родина.

Культура и мораль. Этика и ее значение в жизни человека.Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время. Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.



Тематическое планирование модуля «Основы светской этики»

учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

урока

Название

тем модуля

Результаты

Основное

содержание

по темам

Основные виды учебной деятельности

Задания для совместной работы с родителями

Система оценивания

личностные

Метапредмет-ные

предметные

1

Россия - наша Родина.

Проявлять дружелюбие и демонстрировать культуру своего поведения

Формулировать вопросы, отвечать на них, работать с книгой.

Идентифицировать явления материального мира и мира культуры; понимать суть терминов «культурные традиции», «духовный мир человека», понимать, осознавать культурное многообразие собственной семьи.

Отечество,

Родина, духовный мир, материальный мир, культурные традиции, вечные ценности.

1.Рассказывают, что такое духовный мир человека. Определяют функции культурных традиций..

2.Приводят примеры, как влияет духовного мир человека на его настроение и поведение.

.

Посоветуйтесь с родителями и назовите несколько традиций, принятых в вашей семье.

Какие ценности лежат в основе традиций вашей семьи?

дневник самонаблюдений, звездный лист

групповая рефлексия «Прогноз погоды»

2

Урок 2. Культура и мораль. Этика и её значение в жизни человека.

Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения

Вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения

Идентификация термина: этика.

Культура.

Мораль.

Светская этика и ее значение в жизни человека.

1. Объясняю, что такое культура, этика.

2. Доказывают, что культура и этика играет большое значение в жизни человека

3. Делают выводы о том, что каждый человека быть культурным.

Найдите и покажите, где проживают крупнейшие народы нашей страны.

Укажите, каких этических норм они придерживаются.

дневник самонаблюдений,

звездный лист

рефлексия

портфолио

3

Урок 3. Род и семья - исток нравственных отношений в истории человечества.

Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения

Вести диалог, излагать свое мнение, аргументировать точку зрения

Идентификация терминов: мораль, культура


  1. Вспоминают, повторяют.

  2. Сочиняют загадки о семье и родстве.

  3. Составляют свод семейных моральных ценностей.

  4. Объясняют значение новых категорий с помощью словаря.

Поговорите со старшими и приведите примеры нравственных отношений в семье

дневник самонаблюдений, звездный лист

портфолио

4

Урок 4. Ценность родства и семейные ценности

Развитий этических чувств как регуляторов морального поведения, воспитание эмоционально-нравственной отзывчивости

Овладение логическими действиями анализа, навыками смыслового чтения текста

Знакомство с особенностью морали

Родство. Семейные ценности.

1.Сравнивают семейные ценности своей семьи и семьи прабабушек и прадедушек.

2.Делайют выводы.

3. Приводят примеры из русских народных сказок.

Прочти родителям сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Расскажи о ценности родства брата и сестры.

дневник самонаблюдений, звездный лист

5

Урок 5. Семейные праздники как одна из форм исторической памяти.

Воспитание доброжелательности и эмоциональной нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей

Овладение логическими действиями сравнения

Осознавать, оценивать добрые и злые поступки. Понимать, осознавать необходимость совершенствования, работая над собой

Праздники. Семейные праздники.

1. Определяют, какое значение имеют семейные праздники в жизни каждого члена семьи и какую функцию выполняют.

2. Оформляют рисунок (рассказ) на тему «Моя семья»

3. Делают выводы о том, почему многие традиции семьи, возникнув так давно, существуют и теперь.

4. Участвуют в обсуждении.

Рассмотри вместе с родителями семейный альбом. Попросите старших рассказать, какой семейный праздник из своего детства они запомнили больше всего.

звездный лист

портфолио

рефлексия «Незаконченное предложение»

6

Урок 6. Образцы нравственности в культурах разных народов

Знакомятся со взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей

Овладение логическими действиями анализа, осмысление и принятие основных общепринятых модулей этики, морали

Идентифицировать понятие «добродетель», «порок»

Образец.

Образцы нравственности.

1. Приводят примеры образцов нравственности из книг и мультфильмов.

2. Обсуждают с одноклассниками и учителем вопрос о том, почему в сказках добро всегда побеждает зло.

Прочти вместе с родителями «Сказки народов мира». Найди и покажи родителям образцы нравственности в сказках разных народов.

звездный лист

рефлексия

портфолио

7

Урок 7. Нравственный образец богатыря

Моральные требования, предъявляемые к человеку в светской культуре

Осмысление и принятие основных общепринятых модулей этики, морали

Идентификация терминов: свобода, моральный выбор

Нравственный образ богатыря. Рисование, лепка и другие проекты на тему «Нравственный образ»

Изображают нравственный образ богатыря (рисунки, стихи, песни…)

Изображают нравственный образ богатыря (рисунки, стихи, песни…)

Самооценка

8 Урок 8. Дворянский кодекс чести

Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения

Овладение логическими действиями анализа

Идентификация термина: свобода, ответственность

Кодекс чести.

Составляют дворянский кодекс чести

Составляют дворянский кодекс чести

Самооценка

9

Урок 9. Джентльмен и леди

Осознание необходимости исполнения моральных норм

Излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения

Понимать, осознавать ценность нравственности и духовности в человеческой жизни

Государство. Мораль. Гражданство. Мораль гражданина.

  1. Участвуют в дискуссии.

  2. Предлагают свои правила поведения.

Изготовление «Мини-книжки» с пословицами на данную тему

Самооценка

10

Урок 10. Государство и мораль гражданина

Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения, воспитание эмоционально нравственной отзывчивости

Излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения

Идентификация термина «справедливость»

Джентльмен. Леди. Правила поведения.

  1. Конструируют инструкцию о правилах гражданина, путешественника в своей стране.

  2. Приводят примеры.

  3. Отвечают на вопросы.

  4. Подбирают синонимы к словам.

Письменно опишите памятник неизвестному солдату. Объясните назначение разных частей этого сооружения.

звездный лист

рефлексия

«Камни и мосты»

портфолио

11

Урок 11. Образцы нравственности в культуре Отечества

Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения, развитие начальных форм регуляции своих эмоций

Готовность вести диалог

Идентификация терминов «альтруизм» «эгоизм»

Образцы нравственности в культуре и искусстве

  1. Составляют образец нравственности в культуре Отечества.

  2. Приводят примеры.

Приведите пример мужества и героизма твоих соотечественников

портфолио

12

Урок 12. Мораль защитника Отечества

Воспитание доброжелательности

Умение не создавать конфликтов

Адекватное использование речевых средств и средств информационно - коммуникационных технологий для решения различных задач

Знание, понимание и принятие ценностей миролюбие, как основы культурных традиций

Мораль. Мораль защитника Отечества.

  1. Встреча с защитниками Отечества.

  2. Участие в дискуссии (спрашивают, задают вопросы, слушают).

  3. Составляют предложения со словом «долг».

Вспомните 2-3 пословицы о долге человека перед Отечеством.

Самооценка

13

Урок 13. Порядочность. Интеллигентность.

Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения

Излагать свое мнение, умение вести диалог

Понимать, осознавать ценность нравственности и духовности в человеческой жизни.

Порядочность. Интеллигентность.

  1. Подбирают примеры по картинкам.

  2. Создают собирательный образ.

  3. Участвуют в диалоге(слушают, высказывают свою точку зрения).

Приведите примеры порядочных и интеллигентных людей среди своих односельчан, родственников.

Самооценка.

Устная оценка учителя.

14

Урок 14. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками

Умение осуществлять информационный поиск

Излагать и доказывать свою точку зрения

Труд. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства

  1. Планируют будущую деятельность.

  2. Создают моральный кодекс российского предпринимателя.

  3. Выпускают стенгазету.

  4. Излагают свое отношение к трудовой деятельности.

Вспомните 2-3 пословицы о труде

Самооценка

15

Урок 17. Что значит «быть нравственным» в наше время?

Находить выходы из спорных ситуаций, наличие мотивации к работе на результат

Умение осуществлять информационный поиск, работать с книгой

Изменение понятия во времени.

  1. Характеризуют участников предложенных диалогов с точки зрения «Золотого правила нравственности».

  2. Создают пирамиду нравственных ценностей.

Охарактеризуй героев любимой сказки с точки зрения «Золотого правила нравственности»

Самооценка

16

Урок 16. Творческие работы учащихся.

Воспитание доброжелательности, умение не создавать конфликтов, забота о продолжении рода

Работать с книгой, слушать собеседника, давать оценку событиям. Установление причинно - следственных связей, вести диалог

Осознавать значение рода и семьи как истока нравственных отношений в истории человечества, понимать и делать выводы о ценности родства и семейных ценностях

Род. Семья.

Нравственность.

Нравственные отношения.


  1. Рисуют, лепят, создают проекты (по выбору учащихся).

  2. Составляют план работы над творческим проектом.

Совместный подбор иллюстраций к презентации.

дневник самонаблюдений,

звездный лист

17

Урок 17. Защита творческих работ.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, развитие этических чувств как регуляторов морального поведения

Работать с иллюстрациями в книге, делать выводы, излагать свое мнение

Осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни

Итоги работы.

  1. Представляют творческие работы.

  2. Участвуют в игре.

Совместное участие в дискуссии.

Самооценка

18

Урок 18. Добро и зло

Поиски способов правильного выбора и обоснования поступка, развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально нравственной отзывчивости.

Овладение логическими действиями построения рассуждений, готовность слушать собеседника

Понимать, что значит: быть нравственным

Что такое «хорошо» и что такое «плохо». Добро. Зло.

  1. Участвуют в инсценировке.

  2. Анализируют поступки.

  3. Составляют слова с корнем добр-

Приведите примеры добрых поступков героев русских народных сказок.

Самооценка

19

Урок 19. Долг и совесть.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах

Вести диалог

Идентификация понятий: стыд, вина. извинения

Долг. Совесть.

  1. Участвуют в сценках.

  2. Анализируют ситуации, изображенные на картинках.

Приведите примеры о героических поступках людей

звездный лист

рефлексия

«Камни и мосты»

портфолио

20

Урок 20. Честь и достоинство

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе

Развитие мотивации к совершению честных и достойных поступков.

Работа с книгой.

Понимать в чём суть честных и достойных поступков

Честь. Достоинство.

  1. Поют гимн РФ.

  2. Анализируют жизненные ситуации.

  3. Раскрывают смысл пословицы «Береги платье снову, а честь смолоду».

Вспомните 2-3 пословицы о чести и совести.

портфолио

21

Урок 21. Смысл жизни и счастье

Развитие этических чувств

Как регуляторов морального поведения

Излагать свое мнение и аргументировать, развитие личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах

Понимать что такое совесть

Смысл жизни. Счастье.

  1. Создают образ счастливого человека (рассказ, рисунок, песня - по выбору учащихся).

  2. Аргументируют свою точку зрения.

Составьте рассказ о счастливом человеке.

Самооценка

22

Урок 22. Высшие нравственные ценности

Развитие личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах

Овладение логическими действиями обобщения, излагать свою точку зрения

Осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Нравственные ценности.

  1. Создают презентацию.

  2. Комментируют иллюстрации.

Обсудите с родителями нравственные ценности семьи.

Самооценка

23

Урок 23. Идеалы

Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех времен

Формирование умения осуществлять информационный поиск, работать с книгой

Осознание ценности нравственности человеческой жизни в культурах разных народов, оценивать нравственность как основу культурных традиций многонационального народа России

Идеалы. Примеры из литературы и искусства.

  1. Изображают свой идеал.

Расскажите о своих идеалах родителям и расспросите об их идеалах.

Самооценка

24

Урок 24. Принципы морали

Формирование основ гражданской идентичности

Стремится быть нравственно достойным

Понимание и принятие ценностей: Отечество, долг

Моральные принципы.

  1. Вырабатывают моральные принципы школьной жизни.

Моральные принципы семьи.

Самооценка

25

Урок 25. Методика создания морального кодекса в школе.

Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения. Демонстрировать культуру своего внешнего вида

Готовность слушать собеседника, вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения. Признавать права каждого.

Понимать что такое этикет. Научится этикетной стороне костюма

Создание морального кодекса школьника.

  1. Создают проект морального кодекса школьника

Обсуди с родителями проект морального кодекса школьника

дневник самонаблюдений,

звездный лист

26

Урок 26. Нормы морали. Этикет.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, проявлять дружелюбие и демонстрировать культуру своего поведения

Готовность участвовать в праздниках, признавать права каждого и излагать свою точку зрения

Понимать значение семейных праздников как одной из форм исторической памяти, осознавать культурное многообразие собственной семьи

Нормы морали

  1. Описывают картинки. Дают оценку.

  2. Работают со словарем.

Совместное участие в дискуссии.

Самооценка

27

Урок 27. Этикетная сторона костюма. Школьная форма: «за и против».

Формирование этических чувств как регуляторов морального поведения

Работать с книгой, вести диалог, излагать свою точку зрения.

Осознание ценности человеческой жизни, методы нравственного самосовершенствования, саморазвития

Форма. Школьная форма.

  1. Участвуют в дискуссии.

  2. Создают проект школьной формы.

Плюсы и минусы школьной формы.

Самооценка

28

Урок 28. Образование как нравственная норма

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину

Формулировать вопросы и ответы, вести диалог, излагать свое мнение

Знание, понимание и принятие ценностей: Отечество, долг, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России, осознание ценности нравственности и духовности в культуре Отечества

Нравственность в образовании.

  1. Объясняют смысл пословиц.

  2. Участвуют в диспуте.

Обсуди с родителями пословицу «Ученье - свет, неученье - тьма».

Самооценка

29

Урок 29. Человек - то, что он из себя сделал. Методы нравственного самосовершенствования.

Развивать мотивацию к труду, работе на результат

Адекватное использование речевых средств и средств информационно коммуникационных технологий

Излагать и доказывать свою точку зрения

Самовоспитание и самосовершенствование

  1. Составляют план работы над собой на неделю.

  2. Анализируют свою деятельность.

Обсуди с родителями план работы над собой.

Самооценка

30

Урок 30. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину

Формулировать вопросы и ответы, вести диалог, излагать свое мнение

Знание, понимание и принятие ценностей: Отечество, долг, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России, осознание ценности нравственности и духовности в культуре Отечества

Патриотизм

  1. Рассказывают о поступках героев.

  2. Работают со словарем.

Устный рассказ «Моя малая родина».

Самооценка

31

Урок 31. Подготовка творческих проектов

Развивать мотивацию к труду, работе на результат

Адекватное использование речевых средств и средств информационно коммуникационных технологий

Излагать и доказывать свою точку зрения

Работа над проектом

Работают над проектом под руководством учителя

Совместная подготовка к проекту.

Самооценка

32

Урок 32. Выступление с творческими работами: «Что такое этика?»

Развивать мотивацию к труду, работе на результат

Адекватное использование речевых средств и средств информационно коммуникационных технологий

Излагать и доказывать свою точку зрения

Демонстрация творческих работ

Выступают с творческими работами.

Подбор фотографий для творческой работы

дневник самонаблюдений,

звездный лист

33

Урок 33. Выступление с творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества «Мой дедушка - защитник Родины», «Мой друг» и т.д.

Развивать мотивацию к труду, работе на результат

Адекватное использование речевых средств и средств информационно коммуникационных технологий

Излагать и доказывать свою точку зрения

3. Выступление обучающихся с творческими работами

Выступают с творческими работами

Практическое участие родителей

Самооценка

Портфолио

34

Урок 34. Презентация творческих проектов

Развивать мотивацию к труду, работе на результат

Адекватное использование речевых средств и средств ИКТ

Излагать и доказывать свою точку зрения

Показ творческих работ.

  1. Демонстрируют проекты.

  2. Рефлексируют

Участие в презентации

Самооценка

Портфолио

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


Главная цель курса по изучению основ религиозных культур и светской этики - формирование российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной религиозно-культурной традиции. Реализация этой цели ставит перед учителем задачи, решения которых можно добиться при соответствующем материально-техническом обеспечении. - оборудование: ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкаф для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр., настенные доски для вывешивания иллюстративного материала; - технические средства обучения

  • классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
  • компьютер, проектор
  • электронное пособие курса «Основы религиозных культур и светской этики»;
  • мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;
- библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

учебно-методические комплекты, обеспечивающие преподавание и изучение учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»:

- «Основы светской этики», пособие для учащихся -М. Просвещение 2012

- «Основы религиозных культур и светской этики», книга для учителя- М.: Просвещение, 2012

- «Основы религиозных культур и светской этики», книга для родителей- М.: Просвещение, 2012

- Электронное приложение к курсу «Основы религиозных культур и светской этики» М. :Просвещение,2012

- хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически связанные с содержанием курса;

- документальные источники;

- энциклопедическая и справочная литература;

-печатные пособия: картографические издания, иллюстративные материалы, включая портреты выдающихся людей России.



© 2010-2022