Урок литературного чтения И. А. Бунин «Гаснет вечер даль синеет»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока Аттестуемый педагог (ФИО) Александрова Татьяна Юрьевна Место работы: МБОУ Петровская СОШ Урюпинского муниципального района Волгоградской области Предмет литературное чтение Класс 4 Тема урока «Стихотворение И. А. Бунина "Гаснет вечер, даль синеет…"»

Учебно-методический комплект: «Начальная школа XXI века»

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку, произведение, фонограмма А.Л. Панаев, В.И. Ребиков и Н.С. романса «Вечер», учебник JI. А. Ефросининой «Литературное чтение» 4 класс, рабочие тетради к учебнику, раздаточный материал (текст), таблицы, сигнальные карточки, выставка рисунков, книг автора, меловая запись

Этапы работы

Содержание этапа 1.

Организационный момент, включающий:

  • постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной)

  • определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;

  • описание методов организации работы учащихся на началь-ном этапе урока, настроя учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учетом реальных особенностей класса, с которым работает педагог)

Цели обучающихся: подготовиться к продуктивной работе на уроке, включиться в деловой ритм урока

Цели учителя: выявить степень готовности учащихся к уроку, способствовать подготовке обучающихся к продуктивной работе Задачи: - создать положительный эмоциональный настрой

Методы: словесный, наглядный Ход этапа урока: 1) Приветствие Обсуждение девиза урока «Пусть добру откроется сердце» 2) Звучит романс.

3) Беседа - настрой на учебную деятельность Холодное утро притихло за окном. Но солнышко проснулось и взошло, сразу всюду сделалось светло. Пусть солнечный лучик прикоснется к нашим сердцам: и распахнем мы свое сердце для добра - подарим кому-то радость, простим и успокоим кого-то, откроем наше сердце навстречу доброму, потому что в каждом из нас живет маленькое доброе солнышко… Слайд 1
2.

Опрос учащихся по заданному на дом материалу, включающий:

  • определение целей, которые учитель ставит перед учениками на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут учащимися);

  • определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;

  • описание методов, способствующих решению поставленных целей и задач;

  • описание критериев достижения целей и задач данного этапа урока;

  • определение возможных действий педагога в случае, если ему или учащимся не удается достичь поставленных целей;

  • описание методов организации совместной деятельности учащихся с учетом особенностей класса, с которым работает педагог;

  • описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе опроса;

  • описание методов и критериев оценивания ответов учащихся в ходе опроса.

Цели обучающихся: смогут назвать: изучаемый раздел, изученные произведения о зиме (название, автор), выполнять выборочное чтение.

Цели учителя: выявить уровень усвоения знаний и умений: знать название изучаемого раздела, назвать изученные произведения по разделу, выполнять выборочное чтение (выразительно), провести оценку знаний, выявить ошибки и затруднения (если такие возникли) при выполнении заданий. Задачи: 1) повторить по изученному разделу: а) название, б) какие произведения уже изучены. 2) значение слов в толковом словаре (Что такое нива?)

3) проверить выборочное выразительное чтение текста; 4) провести взаимооценку чтения стихотворения Методы: учебный диалог, наглядный Ход этапа урока: 1. Повторение по изученному разделу - А сейчас проверим домашнее задание. а) - Какой раздел мы сейчас изучаем? (Стихи о природе….) Проверка верно ли назвали раздел Слайд 2 б) - На смену зиме приходит весна. Природа оживает. Слайд 3 - Вспомни, какие произведения о весне ты уже знаешь? 2. Проверка умения пользоваться толковым словарем - Какое объяснение значения слова «нива» вы нашли в толковом словаре? (Р. т. стр. 63 № 1) 3. Выразительное чтение текста стихотворения «береза» - Прочитай выразительно. Как автор передал красоту березы? Постарайтесь прочитать так, что бы мы это почувствовали. 4. Взамопроверка чтения в парах а) чтение по очереди в парах, взаимооценка б) обмен мнением и обсуждение ошибок - Молодцы! 5. Устранение ошибок и недочетов, выявленных при выполнении проверки д/з. - В чем заключались ошибки или недочеты (например, не соблюдение пауз)? Как их можно устранить?

(Чтение произведений теми, у кого были ошибки - в парах или группах, в зависимости от количества обучающихся, допустивших ошибки)


3.

Изучение нового учебного материала. Данный этап предполагает:

  • постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);

  • определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;

  • изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися (на основе содержания данного пункта эксперт выносит суждение об уровне владения педагогом предметным материалом);

  • описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала;

  • описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся с учетом особенностей класса, в котором работает педагог;

  • описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу;

  • описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала;

Цели обучающихся: смогут назвать фамилию, имя, отчество автора, проанализировать стихотворение и определить его главную мысль, отработать навыки выразительного чтения, смогут задуматься о роли сочувствия и сопереживания и выразить свое отношение к ситуации в тексте.

Цели учителя: организовать работу по изучению нового, создать условия для развития эмоционально-чувственной сферы; учить детей анализировать стихотворение И. А. Бунина и отрабатывать навыки читать его выразительно. Задачи: - обсудить затруднение в названии нового автора; - наметить проект решения учебной задачи; - назвать фамилию, имя, отчество автора; - узнать некоторые данные из биографии автора; - познакомиться с произведением И.А. Бунина (развивать умение слушать и слышать фонограмму). -выяснить значение непонятных слов; - проанализировать содержание; - формировать умения читать выразительно; Методы: наглядный, проблемный, частично-поисковый, коллективное взаимодействие Ход этапа урока: 1. Создание проблем­ной ситуации и поставка учебной задачи. - В начале урока мы говорили о том, что в каждом из нас живет доброе солнышко. - Солнышко этого человека украсило мир яркими добрыми красками. Кто у нас в гостях? Слайд 4 (И. А. Бунин) Учебно-познавательная игра «Лото» - задание на основе изученного и неизученного материала (работа в парах): Заполните, пожалуйста, пустые прямоугольники в схеме «Они писали стихи о природе» фамилиями поэтов. Постановка проблемы - Смогли ли вы, назвать фамилии, имена и отчества всех писателей и поэтов? - Это Бунин. ( Выставка книг поэта) - Мы можем ответить, что писал Бунин - рассказы, стихи, басни или сказки. 2. Формулирование темы, цели и задачи урока, расшифровка темы урока - Давайте поставим перед собой задачи. - Что мы должны узнать сегодня на уроке? (Имя и отчество Бунина, какие стихи и про что он писал) 3. Открытие новых знаний. Самостоятельная работа по изучению нового материала 1) Знакомство с фамилией и отчеством автора, годами жизни. а) Самостоятельно в парах решаем первую задачу. Имя отца Бунина подскажет данная схема, в каждой клетке которой номер буквы алфавита по порядку. 1 23 1 13 6 12 19 6 11 б) Проверка по эталону Слайд 5 (Его отца звали Алексеем. Он - Иван. Имя и отчество Бунина - Иван Алексеевич) - Перед вами портрет писателя. Что вы уже можете сказать об этом человеке? Слайд 6 (Дети называют годы жизни писателя, продолжительность его жизни).

2) Знакомство с жизнь и творчество И. А. Бунина(чтение текста в группах, тексты у всех, но читает заранее подготовленный ученик)

- Он прожил 83 года. Родился в 1870-м году и происходил из старинного дворянского рода. Детство он провёл в дворянской усадьбе на хуторе Бутырки, неподалёку от города Ельца. Именно здесь пробудилась поэзия в душе Бунина, ведь летом вокруг небогатой, запущенной усадьбы расстилалось море зелени - хлеба, травы, цветы … Зимой хутор тонул в снегах. И всё было пропитано духом Пушкина, так как мать Бунина постоянно читала детям стихи великого поэта «певуче и медленно на старомодный лад».

Отец говорил маленькому Ивану, что жить надо поближе к природе, любить родные поля, солнце, небо.

Счастье - по Бунину - это полное слияние с природой. Тогда ты свободен. Себя он относил к числу счастливых, так как вместе с крестьянскими ребятишками из ближайшей деревни он бывал в ночном (дети уже знают что это), разглядывая ночное небо, слушая звуки ночи, вдыхая аромат трав…3) Знакомство с произведением И. А. Бунина (Первичное восприятие) - Сядьте удобнее. Постарайтесь не только услышать, но и увидеть, и почувствовать. Слайд 7 Прослушивание фонограммы 4) Проверка первичного восприятия • Какие картины вы представляли себе, когда слушали это стихотворение? • Какие краски, звуки и запахи почувствовали? • Какие чувства пробуждает у вас это произведение? 5) Повторное чтение, необходимые комментарии текста - Прочитайте стихотворение самостоятельно и найдите слова, которые вам непонятны. - Разбор других непонятных для обучающихся слов. 6) Анализ содержания. Учебный диалог - Можем ли мы решить вторую задачу? (Можем. И. А. Бунин был поэтом, он писал стихи) - Кто является рассказчиком и героем стихотворения? (автор-рассказчик) 7) Дети работают на карточках с текстом стихотворения. -Стихотворение не имеет названия. Как бы вы его назвали? Почему? -Подтвердите словами текста, что это «летний вечер» («… зацветает белая гречиха», «…Тёплый ветер веет…») -Найдите слова и звуки, рисующие образ вечера. Эти слова взяты из жизни природы или человека?- - Ребята, вы хотите это стихотворение прочитать вслух выразительно? - Тогда давайте поставим перед собой такую задачу: научиться читать стихотворение вслух выразительно - Когда мы читаем "про себя" или шепотом, мы читаем только для себя. - Когда мы читаем вслух, это чтение для слушателей. А чтобы слушатели поняли, о чем мы хотим им сказать, поняли настроение героев, мы должны при чтении голосом, настроением, интонацией показать радость или грусть, шум или тишину. Это и будет выразительное чтение. -Почему поэт делит стихотворение на две строфы? (1 - наступление вечера; 2 - наступление ночи) -Прочитайте первые 4 строки и вслушайтесь в звучание этих строк. -Какой звук повторяется чаще всего? (звук с. Когда его произносишь, представляешь как колоски на поле («ниве») шевелятся под дуновением лёгкого ветерка) -Есть ли в этих строках метафоры? Назовите их. Гаснет вечер, даль синеет, Солнышко садится, Степь да степь кругом - и всюду Нива колосится! -Прочитайте следующие 6 строк. Что вы заметили? (После каждой фразы стоит знак многоточия. Автор, как бы, чувствует запах мёда и замирает, слышит звон колоколов перед вечерней службой в церкви и останавливается, прислушивается, а из рощи доносится кукование кукушки и, быть может, он считает сколько раз она прокукует.) -Как вы думаете, почему автор ставит рядом две фразы: «…Пахнет мёдом, зацветает белая гречиха…»? (Когда цветёт гречиха, пчёлы кружат над цветами. Значит, будет гречишный мёд.) -Какое чувство охватило автора, когда он писал эти строки? (Чувство счастья) -Каким средством Бунин передаёт это чувство в произведении? (Восклицанием) -Что должны мы передать при чтении 2 строфы? (Покой вечера) -Одинаково ли будем читать обе строфы? -Обратите внимание: Какое средство выразительности объединяет строфы? (Повтор) -Для чего автор его использует? (Автор подчёркивает основную мысль произведения: «Счастливы те, кто, когда гаснет вечер в степи, сливаются с природой») Физкультминутка (Звучит релаксационная музыка) Закройте глаза, представьте, что вы гуляете по степи, вдыхаете аромат трав, слышите колокола церкви …. Наступает вечер. Садится солнышко. Вы смотрите на небо, а там появилась первая звёздочка. Откройте глаза и посмотрите на неё (на экране). Она хочет с вами поиграть: попробуйте её поймать, глазками водя по экрану. Она вам ярко помигала приветствуя своих друзей. Цель, которая должна быть достигнута учащимися: ученик получит возможность устранить утомляемость, умственное напряжение. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: учитель создает условия для снятия утомляемости, умственного напряжения 4.

Закрепление учебного материала, предполагающее:

  • постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);

  • определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;

  • описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог.

  • описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала;

  • Описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал.

Цели обучающихся: смогут самостоятельно находить на страницах учебника необходимую информацию, пользоваться ею в практических целях; отрабатывать навыки выразительного чтения, передавать свои впечатления о прочитанном, работать в паре.

Цель, которую хочет достичь учитель: создать условия для формирования умения работать с учебником, извлекать нужную информацию; отработать навыки выразительного чтения стихотворения, способствовать продуктивной работе в паре. Задачи: - повторить имя и отчество Бунина, - назвать какие по жанру произведения он писал, - самостоятельно выполнить задания учебника, рабочей тетради, - обсудить затруднения, возникшие в ходе выполнения заданий, - наметить пути устранения недостатков и устранять недочеты, - поработать над пословицами, связать материал стихотворения с жизнью, - сделать вывод. Методы: практический - применение знаний на практике; коллективное взаимодействие в парах, беседа, работа с учебником, рабочей тетрадью, с пословицами и поговорками, опора на жизненный опыт,

Основания для определения степени усвоения нового материала: индивидуальный опрос, самостоятельная работа Ход этапа урока:

1.Самостоятельная работа в парах по выделению пауз. - Сравни с эталоном. Слайд 8. а) работа в тетрадях, (взаимопроверка) Выразительное чтение стихотворения. (в группах) а) чтение по очереди в группах, (взаимооценка), Слайд 9

б) обмен мнением и обсуждение ошибок .Поднимите руки, у кого улыбка - Молодцы! 2. Устранение ошибок и недочетов, выявленных при чтении. Обсуждение недочетов самостоятельной работы: В чем заключались ошибки или недочеты (например, не соблюдение пауз)? Как их можно устранить? (Чтение произведений теми, у кого были ошибки - в парах или группах, в зависимости от количества обучающихся, допустивших ошибки) -Кто желает выразительно, с чувством прочитать стихотворение? Молодцы, желающих много, поэтому от группы «лучший чтец» одно четверостишие прочитает вслух. Чтение было выразительным? Выскажите свое мнение. •Попробуйте найти средства выразительности во 2 строфе

•(метафоры: Гаснет вечер, скрылось солнце, закат краснеет, ветер веет)

•(эпитеты: Теплый ветер, мерцают кротко, в темном небе темной ночью, тихим светом, уснет глубокоМирным сном под звездным небом На степи широкой!)

•Расставьте паузы и логические ударения. 5. Рефлексия

Цели обучающихся: оценить собственную деятельность на уроке

Цель учителя: выявить результативность деятельности обучающихся, определить степень удовлетворенности обучающимися уроком Задачи: - определить удалось ли решить поставленные задачи на уроке; - оценить свою работу на уроке и работу класса Методы оценивания: взаимооценка, самооценка Ход этапа урока: 1) Определение удалось или нет решить поставленные задачи на уроке - Какие задачи ставили? -Удалось ли решить поставленные задачи?

- Что нам помогло справиться с затруднениями?

2) Самооценка Слайд 10 - Оцените себя, свой уровень знаний и умений по данному вопросу. - Как оцениваете свою работу? (шкала оценивания)

Если остались вопросы, то, возможно, они будут решены на следующих уроках (Какие стихотворения еще написал И. А. Бунин). Если много неизвестного (Биография И. А. Бунина), то вопросы будут решены индивидуально во внеурочное время. 3) Оценка степени удовлетворенности обучающимися уроком. Оцените работу класса в целом по данной теме. 6.

Задание на дом, включающее:

  • постановку целей самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания);

  • определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задание на дом;

  • определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания

Цели обучающихся: смогут выполнить задание по выбору, получат возможность выполнить творческое задание по желанию

Цель учителя: дать инструктаж по выполнению домашнего задания; разъяснить критерии его успешного выполнения

Смогут: (Самостоятельный обоснованный выбор.)

Выучить стихотворение наизусть Получат возможность: Подготовить выразительное чтение стих-ий о природе

Закончим урок словами - Дети, пусть добру откроется ваше сердце! Пусть никогда не коснется вас злое слово, тревога! - Пусть всегда светит для вас солнце! - Спасибо за хорошую работу на уроке.



© 2010-2022