Развиваем руки, чтоб учиться писать и красиво рисовать

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа элективного курса Овчинниковой Натальи Иннокентьевны

Представленная программа предназначена для учащихся предшколы. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать

Основная цель курса- интенсивное развитие тонко-кординирующих движений руки (мелкой моторики), совершенствование зрительного восприятия и зрительной памяти ребёнка. Материал программы содержит систематизированные сведения, изложенные в доступной и удобной с методической точки зрения форме.

В программе отдаётся приоритет игровым, интерактивным методам работы с детьми, грамотно используются новейшие педагогические методы и технологии, такие как: методика игрового моделирования, ролевая игра, дидактическая игра, достигается их полноценная интеграция с традиционными, хорошо зарекомендованными себя за многие годы методами.

Занятия строятся на основе системного, деятельностного и компетентностного подходов.

Обучение лично-ориентировано, позволяет педагогу выстраивать как групповую, так и индивидуальную работу с дошкольниками, помимо этого консультативная помощь оказывается родителям, помогающим своим детям заниматься в рабочей тетради при приготовлении домашних заданий.

Принципиальное отличие и новизна предложенного автором подхода, заключается в том, что преподаватель младших классов занимается с дошкольниками - своими будущими учениками, что позволяет решить разнообразные педагогические задачи, связанные с психологической готовностью к обучению в школе.

Материал соответствует возрастным особенностям детей 6 лет, индивидуализированная подача дидактического материала преимущественно в игровой форме, наиболее доступной для детей, помогает прочно освоить полученный материал.

Программа составлена на основе Федерального компонента Государственных образовательных стандартов начального (общего ) образования и Программы развивающего обучения по системе Л.В.Занкова, содержит необходимые методические рекомендации, разработку занятий, учебно-тематический план, а так же приложения, дополняющие методические материалы.

Пояснительная записка Поступление в школу - чрезвычайно ответственный момент, как для самого ребенка, так и для его родителей. Практический опыт психологического обследования детей показывает, что далеко не все дети всесторонне подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную деятельность. Понимая важность подготовки детей к школе, за несколько месяцев до начала учебного года мы организуем целенаправленные развивающие занятия с детьми, которые помогут им на этом новом этапе жизни. Одним из предметов подготовки к школе является подготовка руки к письму. Письмо - сложный координационный навык, требующий слаженной работы мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Овладение навыком письма - длительный и трудоемкий процесс, который не всем детям дается легко. Подготовка к письму - один из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению. Это связано с психофизиологическими особенностями 5-6 летнего ребенка, с одной стороны, и с самим процессом письма, с другой стороны. Курс рассчитан на 32 часа, по одному часу в неделю. Актуальность. В связи с тем, что у детей дошкольного возраста слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений, не закончено окостенение запястий и фаланг пальцев, большое значение приобретает проблема подготовки детей к письму. Зрительные и двигательные анализаторы, которые непосредственно участвуют в восприятии и воспроизведении букв и их элементов, находятся на разной стадии развития, недостаточно сформирована способность к оценке пространственных различий, от которых зависят полнота и точность восприятия и воспроизведения форм букв. Таким образом, процесс письма требует от ребенка не только физических, интеллектуальных, но и эмоциональных усилий. Всякого рода перегрузки и связанные с ними переутомления самым негативным образом сказываются на овладении графическими навыками и, более того, на развитии детского организма. Поэтому в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему.
Целью данного курса является развитие механизмов, необходимых для овладения письмом, создание условий для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развитие навыков ручной умелости.
Задачи:

  1. Развитие мелкой моторики и координации движения руки.
  2. Формирование правильной позы при письме.
  3. Привитие интереса к знаниям, опираясь на занимательный, и в тоже время содержательный игровой материал.
  4. Развитие психических процессов у ребенка, которые необходимы для успешного обучения в школе: памяти, внимания, образного мышления, логического мышления, творческих способностей, фантазии, воображения, конструктивного мышления.

Основными методами работы являются дидактические игры, игровые упражнения, занимательные и требующие творческого подхода задания, вопросы, которые ориентируют детей на поиск и самостоятельные открытия. 1) Комплекс мер, способствующих развитию рук и ручной умелости.
  • Пальчиковая гимнастика.
  • Игры с пуговицами, бусинками, мелкими камешками.
  • Занятия с пластилином.
  • Занятия с конструкторами. Закручивание гаек, шурупов.
•Игры с мозаикой. Составление картинок по образцу и самостоятельное придумывание сюжетов.
  • Вырезание ножницами.
  • Рисование различными материалами - ручкой, простым карандашом,
цветными карандашами, мелом, акварелью и т.д.
  • Работа с бумагой. Складывание (оригами). Плетение. Аппликации.
  • Графические упражнения. Штриховка.
  • Раскрашивание картинок в книжках-раскрасках.

Основными уроками в воскресной школе по подготовке детей к школе являются уроки лепки и письма. Ниже представлены тематическое планирование по этим предметам. 1) Занятия с пластилином На занятиях с пластилином развиваются мелкие мышцы пальцев рук, что является подготовкой к правильному письму элементов букв, букв любой сложности. У детей развивается творческая способность, воспитывается познавательная активность, умение наблюдать предметы окружающей действительности, выделять главное, наиболее характерное, эстетическое воспитание, воспитание трудолюбия, художественное просвещение детей, привитие им интереса к искусству, развитие трудовых умений и навыков. В процессе каждого занятия осуществляемся индивидуальный подход к детям, учитывая их особенности: быстроту и прочность усвоения умений и навыков, богатство или бедность представлений. Большое значение уделяется анализу детских работ. Все работы выставляются для просмотра на доске или на столе. Занятия (38ч.) 1. Изготовление «вишенок» -1ч. Дать детям представление о том, что пластилин мягкий, из него можно лепить различные предметы так же, как и из глины. Перед началом работы пластилин размягчается кончиками пальцев. На данном занятии проводится обучение резание пластилина при помощи нитки. Обучение учащихся изготовление шариков на твёрдых ладонях рук. 2. Изготовление «баранок» -1ч. Продолжить работу по знакомству с пластилином, резание брусочка пластилина ниткой на несколько частей, размягчение при помощи кончиков пальцев, раскатывание на ладонях колбасок и свёртывание их в кольцо, скрепив два конца плотно прижав друг к другу. В конце занятия учащиеся учатся рекламировать свою продукцию. Игра «Ярмарка». 3. Лепка «пирамидки» -1ч. Продолжать учить раскатывать пластилин между ладонями, расплющивать шар между ладонями, составлять предмет из нескольких частей. 4. Лепка игрушки + куклы «неваляшки» -1ч. Учить детей лепить предмет из нескольких частей одинаковой формы. Украшать предмет мелкими деталями (пуговицы, помпоны, шапочка). 5. Лепка грибов - 2 ч. Проведение беседы о грибах. Учить детей лепить знакомые предметы, состоящие из нескольких частей, делить ниткой шарики пополам для изготовления шляпок, раскатывание пластилина для изготовления ножки гриба. 6. Лепка фруктов и ягод -5 ч. Закреплять умения лепить предметы круглой формы и разной величины. Учить передавать в лепке впечатления от окружающего. Воспитывать правильное отношение к результатам работы. 7. Лепка овощей -13 ч. Учить детей лепить предметы удлинённой формы, овальной. Закреплять умение лепить предметы большие и маленькие. Развивать инициативу, самостоятельность и творческие способности детей.
8. Лепка «Рыбки» -2 ч. Закреплять полученные знания. Учить детей передавать форму и характерные особенности рыбок, раскатывать пластилин по контуру рисунка рыбки. 9. Лепка птиц -5 ч. Учить приёму примазывания, глаживания, приплющивания. Воспитывать у детей стремление добиваться лучшего результата. 10. Лепка «Яйцо» Продолжить знакомить детей с предметами овальной формы. Познакомить с понятиями «острый», «тупой». 11. Лепка животных -9 ч. Учить детей передавать в лепке впечатления от увиденного животного, создавать образ животного. Закреплять умение лепки животного по контуру. Упражнять в применении разнообразных способов лепки. 12. Лепка посуды - 3 ч. Учить лепить посуду, используя приёмы раскатывания, оттягивания. Добиваться сходства по форме и пропорциям, тщательно сглаживать поверхность. 13. Лепка «новогодней ёлки», Дед Мороз -2 ч. Учить детей передавать в лепке впечатления от праздника. Закреплять умения лепить различные игрушки (мелкие детали). Развивать память и воображение. 14. Лепка игрушки-сувенира -1ч. Учить лепить по мотивам народной игрушки, соблюдать пропорции фигуры, нанесение рисунка на одежду и головной убор. 15. Лепка сказочного персонажа -1ч. Учить выделять и передавать в лепке характерные особенности персонажей известных сказок, пользуясь усвоенными ранее приёмами лепки. 16. Лепка цветов.

Закреплять умение передавать в лепке характерные особенности цветов. Учить добиваться более точной передачи формы, пропорций частей цветка. Развивать эстетическую оценку вылепленных изображений. Упражнять в создании коллективных работ. Календарный план занятий лепки в воскресной школе на 2009-2010 учебный год
№ п/п Темы занятий Дата проведения Примечание 1. Изготовление «вишенок» (счётный материал). Беседа о пластилине. Использование природного материала - иголки (хвоя) сосны. 11.09.

2. Изготовление колец («баранки на верёвочке»).
Игра «Ярмарка». 18.09.

3. Изготовление «пирамидки». 25.09.
4. Изготовление «неваляшки». Подбор разных цветов пластилина для мелких украшений. 02.10.

5. Лепка грибов «На лесной полянке» (семейство грибов). 09.10.
6. Белый гриб (работа по контуру). 16.10.
7. Лепка сливы. Беседа о фруктах. 23.10.
8. Лепка яблока. 30.10
9. Лепка малины. Беседа об ягодах. 06.11
10. Лепка груши. 13.11
11. Лепка огурца. Беседа об овощах. 20.11.
12. Лепка помидора. 27.11.
13. Лепка моркови. 04.12.
14. Лепка рыбок. Беседа о рыбах, виды рыб. 11.12.
15. Аквариумная рыбка (золотая). 18.12.
16. Лепка птиц (утка). Беседа о птицах (домашних). 25.12.
17. Лепка «новогодней ёлки». 01.01.
18. Лепка птиц (гусь). 08.01.
19. Лепка Деда Мороза. 15.01.
20. Лепка диких птиц (лебедь). 22.01.
21. Лепка диких птиц (ласточка). 29.01.
22. Лепка петуха. Беседа о Новом годе по лунному календарю - годе Петуха.
05.02.
23. Лепка животных (заяц). Беседа о животных.
12.02.
24.
Лепка животных (медведь). 19.02.
25. Лепка животных (волк). 26.02.
26. Лепка животных (олень). 05.03.
27. Лепка животных (ёжик). 12.03.
28. Лепка животных (котёнок). 19.03.
29. Лепка животных (щенок). 26.03.
30. Лепка животных (коза). 02.04.
31. Лепка животных (белка). 09.04.
32. Лепка «Яйцо» (пасхальное) 16.04.
32. Лепка посуды (чайная чашка). 23.04.
32. Лепка посуды (чайник). 30.04.
32. Лепка посуды (ваза для цветов). 07.05.
33. Лепка игрушки-сувенира (матрёшка). 14.05.
34. Лепка сказочного персонажа (чебурашка). 21.05.
34. Лепка цветов. Беседа о летнем отдыхе. Выставка работ. Подведение итогов работы за год. 28.05


38 ч.

2) Обучение письму. Выработка правильной осанки, наклонного расположения тетради на парте и умение держать карандаш и ручку при письме и рисовании. Подготовительные упражнения для развития глазомера, кисти руки и мелких мышц пальцев: обводка и штриховка контуров, соединение линий и фигур, рисование и раскрашивание узоров и бордюров непрерывным движением руки. Овладение строчкой. Подготовка к письму элементов букв. Письмо элементов букв: прямой наклонной короткой палочки, прямой наклонной длинной палочки, палочки с закруглением внизу, длинной палочки с петлей, палочки с закруглением вверху и внизу, полуовала и овала.






п/п Название тем Дата Примечание 1. Пальчиковая гимнастика. Графические упражнения.

2. Штриховка. Графические упражнения.
Графические упражнения. 3. Строка. Междустрочное пространство. Вырезание.
Пальчиковая гимнастика 4. Письмо элементов букв.
Графические упражнения.
а) Пальчиковая гимнастика. Ученые пришли к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинетических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Необходимо стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает ребенка к рисованию, письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма. "Пальчиковые игры" очень эмоциональны и увлекательны. Они как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В .ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук, тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. "Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и др. Очень важны эти игры для развития творчества детей. Если ребенок усвоил какую-нибудь одну "пальчиковую игру", он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку. Дети старше 5 лет могут оформить игры разнообразным реквизитом: домиками, кубиками, мелкими предметами и т.д. Целесообразно каждое занятие по подготовке к письму начинать с "пальчиковых игр", чтобы размять пальчики, активизировать моторику рук для успешного выполнения детьми разнообразных графических упражнений. Время проведения 3-7 минут.

б) Графические упражнения. Штриховка. Упражнения выполняются на нелинованной бумаге. Способствуют подготовке руки к письму. Развитие мелкой моторики определяется не только четкостью и красотой изображения линий, но и легкостью и свободой: движения руки не должны быть скованными, напряженными. Правильно соблюдать графические пропорции, писать плавно и симметрично важно для выработки красивого и четкого почерка. Ребенок должен стараться не отрывать ручку от бумаги и не прерывать линии. При прочерчивании прямых линий хорошо видна четкость почерка и уверенность движения руки. Умение свободно рисовать плавные линии слева направо важно при формировании почерка. Умение писать с наклоном сверху вниз и снизу вверх необходимо при формировании почерка. Развитию точности движений, вниманию и контролю за собственными действиями также способствуют графические упражнения. Штриховка - одно из важнейших упражнений. Овладевая механизмом письма, дети вырабатывают такую уверенность штриха, что когда они приступят к письму. В тетрадях, у них это будет получаться как у человека, много писавшего. Правила штриховки:

  1. Штриховать только в заданном направлении.
  2. Не выходить за контуры фигуры.
  3. Соблюдать параллельность линий.
4. Не сближать штрихи, расстояние между ними должно быть 0,5 см.
Выполняя различные упражнения по подготовке к письму, ребенок и
обучающий должны постоянно помнить и соблюдать гигиенические правила
письма, доводя их выполнение до автоматизма. Соблюдение гигиенических
правил поможет ребенку в дальнейшем преодолеть трудности технической
стороны письма. в)Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками. Эти игры оказывают прекрасное тонизирующее и оздоровительное действие. Детям предлагается сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцем, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Можно научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней шестигранный карандаш. Можно предложить детям выкладывать буквы, силуэты различных предметов из мелких предметов: семян, пуговиц, веточек и т.д. Все занятия с использованием мелких предметов должны проходить под строгим контролем взрослых.

г) Вырезывание ножницами. Педагог уделяет особое внимание усвоению основных приемов вырезания - навыкам резания по прямой, умению вырезать различные формы (прямоугольные, овальные, круглые). Задача состоит в том, чтобы подвести детей к обобщенному пониманию способов вырезывания любых предметов. При объяснении задания необходимо учить детей не только пассивно усваивать процесс вырезывания, но и побуждать их давать словесную характеристику движениям рук педагога при показе способов вырезывания. Получая симметричные формы при сгибании бумаги, сложенной гармошкой, дети должны усвоить, что они вырезают не целую форму, а ее половину. Старшие дошкольники начинают овладевать без предварительной прорисовки, подготовки линии контура навыками силуэтного вырезывания. Обучая силуэтному вырезыванию, успешно используется прием обведения контура предмета в воздухе. Развитию умения "видеть" предмет в воздухе способствуют систематически проводимые игры "Угадай, что рисую?", "Загадай, я отгадаю" (дети или педагог очерчивают в воздухе предмет, отгадывают). Прежде чем приступить к вырезыванию силуэта, следует продумать, откуда, с какого угла, в какую сторону листа, направить ножницы, т.е. учиться планировать предстоящее действие. Умение уверенно пользоваться ножницами играет особую роль в развитии ручной умелости. Для дошкольников это трудно, требует скоординированности движений. Симметричное вырезывание, вырезание различных фигурок из старых открыток, журналов - полезное и увлекательное занятие для будущих первоклассников.
д) Рисование, раскрашивание. Необходимо учить детей раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры изображенных предметов, равномерно нанося нужный цвет. Раскрашивание, как один из самых легких видов деятельности, вводится в значительной степени ради усвоения детьми необходимых для письма гигиенических правил. Вместе с тем, оно продолжает оставаться средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки. Ребенок, выполняя работу по раскрашиванию, в отличие от работы, связанной с написанием букв, не чувствует усталости, он делает это с удовольствием, свободно, хотя его рука проделывает те же манипуляции, что и при письме. Поскольку эта работа не затрудняет ребенка, он может сосредоточиться на основной задаче - выполнении гигиенических правил письма. Рисование различными материалами (ручкой, простым карандашом, цветными карандашами, мелом) требует различной степени нажима для того, чтобы на бумаге остался след от пишущего предмета. Это тоже способствует развитию ручной умелости.

е) Работа с бумагой. Оригами. Плетение. Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, складывание корабликов, фигурок зверей из бумаги. Необходимо познакомить детей с инструментами для обработки бумаги, показать приемы сгибания и складывания бумаги, дать первоначальные сведения о видах бумаги (писчая, рисовальная, газетная, оберточная).

Предполагаемые результаты: К концу занятий дети должны: - знать и соблюдать гигиенические правила письма (посадка, положение рук при письме, положение ручки, тетради);



  • ориентироваться в тетради, на строке, на странице;
  • выполнять штриховку, соблюдая правила штриховки;
  • уверенно пользоваться ножницами;
  • изготавливать простые фигурки из бумаги путем складывания.


Условия для реализации программы
  1. Школьная доска.
  2. Мебель, соответствующая росту детей.
  3. Плакат "Правильно сиди при письме".
  4. Мозаика.
  1. Комплект трафаретов.
  2. Шаблоны для вырезания.
  3. Фасоль, семена, пуговицы, спички, пластилин.


У каждого ребенка должны быть:


  1. Альбом с нелинованной бумагой.
  2. Книги-раскраски.
  3. Тетрадь в узкую линейку.
  4. Ручка.
  5. Простой карандаш.
  6. Цветные карандаши.
  7. Ножницы.
  8. Бумага белая.
  9. Бумага цветная.




Литература:
  1. Моисеева Л.Г. Готовим руку к письму / Л.Г. Моисеева. - СПб.: Речь, 2004.
  2. Безруких М.М. Как научить ребёнка писать красиво / М.М. Безруких. - М.: Дидакт, 1995.
  3. Грек В.А. Рисую штрихом / В.А. Грек. - Минск : Скарынв, 1992.
  4. Тушканова О.И. Подготовка к школе. Подготовка руки к письму / О.И. Тушканова. - Волгоград, 1993.
  5. Лопухина И.С. Логопедия - речь, ритм, движение: пособие для логопедов и родителей / И.С. Лопухина. - СПб.: Дельта, 1997.
  6. Эйнон Д. Творческая игра / Д. Эйнон. - М.: Педагогика-пресс, 1995.

4


© 2010-2022