• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Урок русского языка в 3 классе. УМК Школа 2100. Тема урока: Образование имён существительных с уменьшительно-ласкательным значением

Урок русского языка в 3 классе. УМК Школа 2100. Тема урока: Образование имён существительных с уменьшительно-ласкательным значением

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

9

Урок русского языка

3 класс

программа «Школа 2100»

Егошина Елена Михайловна

"Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательным значением" Цели: Образовательные:

  • знакомство учащихся с одним из способов образования имен существительных с уменьшительно-ласкательным значением с помощью суффиксов;
  • содействие усвоению знаний по теме.
Развивающие:
  • развитие зоркости, фонематического слуха, устной и письменной речи, памяти;
  • развитие логического мышления.
Воспитательные:
  • воспитание интереса к предмету;
  • воспитание умения работать в коллективе, воспитание коммуникативных потребностей.

Оборудование: ПК, проектор, экран, презентация, карточки
Для индивидуальной работы: учебник, рабочая тетрадь.
Планируемый результат: В ходе урока учащиеся познакомятся со способом образования имен существительных с уменьшительно-ласкательным значением с помощью суффиксов, научаться выделять суффиксы.

Ход урока

  1. Организационный момент
Слайд 2 Прозвенел звонок и смолк. Начинается урок. Вы за парты тихо сели, На меня все посмотрели. Каждый хочет получать Только лишь оценку «пять». Добрый день, дорогие ребята! Меня зовут Елена Михайловна, и я буду очень рада пообщаться с вами недолгие 30 минут.

- Улыбнитесь друг другу, настройтесь на активную работу, вспомните, как нужно сидеть за партой при письме. Откройте тетради, запишите число, название месяца. Классная работа.
- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по маленькой, доброй и ласковой стране. Там живут сказочные герои. Слайд 3 - Кто они и из какого произведения? Кто автор этого произведения?
II. Актуализация знаний - Проводниками в нашем путешествии будут герои романа - сказки Носова. Первое задание нам предлагает Знайка. Слайд 4 Словарная работа. - Чтобы попасть в мир сказочных героев, нам нужно отгадать загадки. Я буду читать загадки. Вы записываете отгадки в тетрадь в столбик.
1. Я длинный и зеленый, вкусен я соленый. Вкусен и сырой. Кто же я такой? (огурец)
2. Раскололся тесный домик На две половинки. И посыпались оттуда Бусинки-дробинки. (горох)
3. Что за скрип? Что за хруст? Это что еще за куст? Как же быть без хруста, Если я … (капуста)
4. Красна - девица сидит в темнице, А коса на улице. (морковь)
- Спишите вторые слова во второй столбик, через дефис. - Что общего в словах? (Овощи, Имена существительные, отвечают на вопрос что?) - На какие группы можно разделить эти имена существительные? (Без суффиксов, с суффиксами) - С помощью каких частей слова образуются новые слова? (С помощью приставки и суффикса).
III. Введение в тему урока - Ребята, вы догадались, о какой части слова пойдет речь? (О суффиксе) Слайд 5 - Подсказка от Знайки «С помощью этой части слова могут совершаться превращения. В слове она стоит справа от корня. Иногда в слове может быть две и даже три таких части» (суффикс) - О каких превращениях с помощью этой части слова, говорил нам Знайка? (Могут образовываться новые слова). - Какое значение внесли эти суффиксы в слова? (Уменьшительно-ласкательное) - Кто догадался, какова тема сегодняшнего урока? (Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательным значением) Слайд 6
IV. Работа по теме урока - Вы молодцы, справились с заданием! Итак, мы получили пропуск в Цветочный город. Отправляемся в путь в сказочную страну. А добраться нам поможет ветер. Как вы думаете, какой ветер дует в сказочной стране? Откройте учебники на стр.38 упр.№264. Слайд 7 1. - Выпишите однокоренные слова, разберите их по составу.

Ветер, ветерок, ветрище,
Ты чего по свету рыщешь?
Лучше улицы мети
Или мельницы крути. 2. Проверка. Какие слова выписали? Какие части слова выделили? Слайд 8 Ветер - ветерок; ветер - ветрище. - Какие суффиксы в этих словах? Какое значение они придают словам?
3. Работа с текстом в рамке с.39.
V. Первичное закрепление 1. Следующее задание вам предлагает Кнопочка. Посмотрите на слайд. Прочитайте. Слайд 9

Плывёт, плывёт кораблик
За запад, на восток.
Канаты - паутинки.
А парус - лепесток. - Какие имена существительные называют предметы ласково? (Кораблик, паутинки) (Лепест-ок - листочек от венчика цветка, здесь суффикс -ок- имеет другое значение).
2. Постановка проблемы. - А какие ещё суффиксы могут придавать словам уменьшительно-ласкательные значения? (Проблема)
Слайд 10 3. - Мы с вами оказались среди героев Николая Носова. А кто они? (Коротышки). - Верно. Коротышками их назвали потому, что они были очень маленькие. А когда мы с вами были маленькие, мамы ласково называли вас, качали на ручках и пели колыбельные песни. Гусля предлагает вам вспомнить одну из колыбельных песен.
Прочитайте, пожалуйста, текст: стр. 39, № 265. Слайд 11

Березонька скрип, скрип,
Моя доченька спит, спит…
Моя доченька уснёт -
Её сон унесёт,
Унесёт её в садок,
Под малиновый кусток.
А малинка упадёт,
Дочке в ротик попадёт.
Малиночка сладенька,
Спи, доченька маленька.
Берёзонька скрип, скрип,
А доченька спит, спит…
- Какие имена существительные называют людей, предметы ласково, нежно? - Посмотрите в образец, данный в учебнике в упражнении №265 на с. 39 (Разбираем образец) Слайд 12 Слово «садок» - от какой основы оно образовалось? (От слова сад). «Кусток» - куст. Выделите основу, корень и суффикс в словах. - Остальные слова выписываете самостоятельно. 4. Проверка. - Проверьте написанное вами. - Что вы наблюдали, выполняя это упражнение? (Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательным значением.) - От основ какой части речи образованы эти новые слова? (От основ имен существительных) - С помощью каких суффиксов? (-оньк, -еньк, -ок, -к, -ик, -очк, ) - Почему в этом тексте только ласковые слова? (Это колыбельная. В ней передается любовь матери к ребенку).
5. Работа с текстом в рамке на с.39. Слайд 13 - Прочитайте вывод в рамке c. 39.
VI. Физминутка. Слайд 14 Пришло время отдохнуть. Доктор Пилюлькин предлагает вам отдохнуть на море. Можно закрыть глаза, послушать шум прибоя. А можно понаблюдать за чайками или пароходами. Слайд 15 - 16
VII. Закрепление 1. Задание от жителей Цветочного города. Следующее задание вам приготовили Винтик и Шпунтик. Они очень любят конструировать и изобретать что-то новое. Слайд 17 На каждой парте приготовлены листочки, на которых записаны столбики существительных

Дуб - ягода - ель - Рука - рябина - дом - Сестра - брат - зерно - Солнце - дорога - мама -
- Вы работаете в парах. За 2 минуты вам нужно образовать от основ данных существительных ласковые слова с помощью уменьшительно - ласкательных суффиксов. - По цепочке зачитываете слова, но не повторяйтесь. Проверка. Чтение слов, с проговариванием основы и суффикса.
2. Образование уменьшительно-ласкательных форм мужских и женских имен. Слайд 18 - У друзей Незнайки добрые и ласковые имена: Сиропчик, Винтик, Шпунтик, Цветик, Кнопочка, Маргаритка, Снежинка, Галочка, Кубышка, Заинька. Слайд 19 - Давайте вместе с Тюбиком, с помощью суффиксов -ок-, -ек-, -очк-, -ечк-, -еньк_ образуем уменьшительно-ласкательные формы имен людей: Даша- (Дашенька) Коля - (Коленька)
- Мы говорили, что с помощью суффикса - образуются существительные с уменьшительно-ласкательным значением. Например: рыба-рыбка, рука - ручка. - Проследим, какое значение имеют имена людей с суффиксом -к-. (Маринка, Сережка, Верка, Ирка) ( суффикс -к- вносит оттенок пренебрежения) - Это уменьшительно-ласкательная форма имен? (Нет).
Постарайтесь при обращении к своим друзьям, одноклассникам не использовать суффикс -к- в их именах.
VIII. Разноуровневые задания. (2 минуты). А сейчас я и Стекляшкин предлагаем выполнить разноуровневые задания. Слайд 20
  1. От основ существительных "яблоко", "ель" образовать существительные с уменьшительно-ласкательным значением.
  2. Составить словосочетания с новыми существительными.
  3. Включить словосочетания в предложения.
  4. Обозначить суффиксы уменьшительно-ласкательного значения.
Проверка. - Кто успел выполнить первое задание? Прочтите орфографически имена существительные уменьшительно-ласкательного значения.
- Кто успел выполнить второе задание? Орфографическое чтение. - Кто успел выполнить третье задание? Орфографическое чтение.
VIII. Рефлексия. - Давайте повернемся к своему соседу по парте, улыбнемся ему и ласково его назовем. - Какие суффиксы вы использовали, чтобы обратиться к своему однокласснику? - Какое значение придают эти суффиксы словам? Слайд 21 - Какое задание понравилось? - Какое задание было самым трудным? Легким? - О чем не знали, а на уроке узнали?
IX. Домашнее задание Слад 22 Учебник с. 40, упр.268. Задание в упражнение аналогично заданию, которое вы выполняли в классе. Постарайтесь его выполнить правильно и красиво.
- Герои сказки Николая Носова очень рады, что вы справились со всеми заданиями. Вы большие молодцы! Вы многое узнали на уроке, хорошо отвечали. В заключении нашей встречи я предлагаю вам выбрать себе на память смайлик. Слайд 23 - Если вам было все понятно, и вы выполнили все задания - выбираете смайлик зеленого цвета. (Это оценка 5) - Если вы выполнили задания с недочетами - выбираете смайлик желтого цвета. (Это оценка - 4) - Если вам требуется помощь - выберите смайлик красного цвета. (Это - 3) Слайд 25 Вы - молодцы! Спасибо за урок!

9

© 2010-2022