Лексическая работа на уроках русского языка

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Управление образования Администрации города Усть-Илимска

Муниципальное казенное учреждение «Центр развития образования»

Городские педагогические чтения «Инновационный потенциал учителя. Его роль в моделировании школьного образовательного пространства.

















Лексическая работа на уроках русского языка

















Калганова Татьяна Витальевна

учитель начальных классов,

МБОУ «СОШ №17»

первая квалификационная категория














г. Усть-Илимск, 2014 год





Содержание:



1. Введение 1 стр.

2. Основная часть 1 стр.

3. Описание опыта работы 2-6 стр.

4. Вывод 6 стр.

5. Литература 7 стр.



Введение Русский язык, как и другие языки мира, является языком слов, из которых строятся словосочетания и предложения. Слова - это важнейшая центральная категория языка. Их постоянно употребляют в процессе общения все люди, независимо от профессий, социального происхождения, образования и убеждений. «Слово, может заключать в себе два полярно-противоположных заряда: оно может быть разрушителем и созидателем. Оно может покалечить душу человека и возвысить его» - пишет известный советский писатель М.Н.Алексеев В современном обществе, на мой взгляд, так важна проблема эффективной речи, правильного и убедительного слова. Задача современной школы: подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни; умеет общаться и обладать внутренней культурой. Мне кажется, что приоритетными средствами этой подготовки служат культура речи и культура общения. Ни одно слово в языке не существует отдельно, изолированно от языка. С точки зрения механизмов речи перед школьником, по мнению М.Ф.Львова, стоят две задачи: 1. Задача качественного накопления в памяти ребёнка достаточно большого количества слов со всеми оттенками их значений. 2. Задача активности, готовности словаря в речевой деятельности, т.е. быстрого и точного выбора слов, включая их в предложения и текст в прямом и переносном значении. Исследования учёных показывают, что к окончанию начального обучения школьник имеет в своём словарном запасе от 7 до 15 тыс. слов. Благодаря урокам русского языка и литературы, ребёнок усваивает, по мнению исследователей, более половины этих слов. Следовательно, от качества работы учителя над лексическим составом русского языка ,напрямую зависит уровень овладения школьниками словарными единицами (словами и фразеологическими оборотами). Совокупность всех слов в языке составляет его словарный состав или лексику. Лексика русского языка представляет систему взаимосвязанных и взаимообусловленных языковых единиц. Слова объединяются в различные группы на основании тех или иных признаков. Лексическая работа над словом даёт широкие возможности для развития творческой деятельности школьников в учебном процессе, способствуют повышения интереса к знаниям, развивает интеллект. Федеральный Государственный общеобразовательный стандарт начального общего школьного образования по русскому языку предусматривает в разделе "Лексика" изучение однозначности и многозначности слова, синонимии и антонимии слов, прямого и переносного значения и употребления слов, а также умение школьников пользоваться различными словарями русского языка.

Основная часть. Методика развития речи на лексическом уровне предусматривает: 1. обогащение словаря, т.е.усвоение новых, ранее неизвестных учащимся слов, а также новых значений тех слов, которые уже имелись в словарном запасе. 2.уточнение словаря - это словарно-стилистическая работа, развитие гибкости словаря, его точности и выразительности, которая включает в себя наполнение содержанием тех слов, которые усвоены не вполне точно, что обеспечивается включением их в кон текст, сопоставлением и сравнением с другими словами. 3.Активизация словаря, т.е. перенесение как можно большего количества слов из словаря пассивного в словарь активный. В своей практике использую эффективные способы обучения со ознакомлением разных групп слов. Для этого применяю элементы дидактической системы Л.В. Занкова. Включаю материалы основанные на знании программного материала, задания, требующие логического размышления и внимания, задания на эрудицию и сообразительность, творческие задания.

Описание опыта работы. Эта система привлекает тем, что процесс деятельности на уроке раскрывает внутренние резервы ребёнка, заставляет учащихся осознавать свои возможности. Осуществляется обмен опытом, благодаря чему происходит обогащение деятельности каждого. Мой любимый приём формулировка заданий в общем виде: Задание: Записать слова под диктовку: Кистью, лист, глухой, звезда. Расскажите об этих словах. Дети самостоятельно без навязчивых вопросов и части речи, лексико-грамматические разряды слов (одуш., неодуш.) род, число, падеж, скл., орфограммы и т.д. Предлагаю обратить внимание на значение каждого слова. Так ученики сталкиваются с многозначностью слов, но далеко не всегда осознают её. Однако на первых порах наличие у слова нескольких значений поражает ребёнка, что воспитывает положительное отношение к учению.

кисть руки

кисть

винограда

ручка

ребёнка

звезда на небе

глухой старик

лист клёна

кисть для рисования

ручка двери

звезда экрана

глухая стена

лист картона

кисть винограда

ручка ученическая

звезда морская



В процессе наблюдения включается эмоционально-волевая сфера: проявляется устойчивое длительное внутреннее побуждение к деятельности, что говорит об активности волевых процессов; яркие эмоциональные реакции- удивление, заинтересованность. Широко использую словообразовательный анализ слова: Рассмотрите слова. Что заметили? Подосиновик, рыжик, подберёзовик. (растёт под осиной, рыжий, растёт под берёзой)
Словообразовательный анализ нередко сопровождается сопоставлением слова с другими словами с целью выяснения различий, для разграничения значений паронимов, например:

  • землянка и земляника (оба слова образовано от слова земля);
  • серебряный и серебристый (сделанный из серебра и похожий цветом на серебро).
Задание: Прочитать текст. ...Наконец кот попался. Он залез под дом в единственный узкий лаз. Выхода оттуда не было . Мы заложили лаз старой рыболовной сетью и начали ждать. Но кот не выходил... Значение какого слова вы можете объяснить при помощи текста? Опора на контекст способствует пониманию слова. Некоторые слова объясняю путём подбора антонимической пары: Тусклый -... становится понятным детям, если ему противопоставить уже известное ранее слово - яркий . Старт -...легче понять и запомнить как начала и конца пути соревнующихся спортсменов. Как и во всякой учебной работе, в объяснении значений слов руководствуюсь общей дидактической задачей повышения степени самостоятельности и познавательной активности самих учащихся. Добиваюсь, чтобы сами учащиеся уловили смысл самого слова и сумели объяснить его значение, значит обеспечить их умственное развитие, воспитать самостоятельность.


При знакомстве со словами омонимами использую загадки, их в литературе немало. Всем они известны. Что необычного в предложении? «Суслик выскочил из норки И спросил у чёрной норки: - Где вы были? - У лисички! - Что вы ели там? - Лисички!» (Норка, лисички) Детям нравятся шуточные вопросы:
  • Каким ключом нельзя отвернуть гайку?
(скрипичный, дверной)
  • Какая гусеница не годится для танка?
(насекомое)
  • Какую соль не кладут в суп? (нота «соль»)
Знакомство с антонимами происходит с использованием всем знакомой игры "Наоборот".Ребята заканчивают стихотворение : "Скажу я слово высоко, а ты ответишь ...(низко) Скажу я слово далеко, а ты ответишь... (близко) высоко- низко далеко-близко трус-храбрец Что происходит со словами? Ребята сами подводят к тому, что это очень увлекательно, "слова - наоборот","слова-противники".


Я продолжаю, как интересно устроен наш язык - в нём есть слова с противоположным значением - антонимы. А зачем они в языке? Этот этап урока ценен тем, что позволяет сохранять непринуждённость беседы. В дальнейшем такие игры-наоборот продолжаются с изучением частей речи, с обучением построению словосочетаний. Они помогают активизировать словарный запас детей, наблюдать за смысловыми отношениями слов. Мои ученики с удовольствием решают лингвистические задачи, наблюдают за звуковым и грамматическим строем языка, экспериментируют с лексическим значением слов в разных контекстах. Они учатся исследовать слова, привлекая к этому словари, другие источники. Я стараюсь "подогревать" их азарт, прибегая к коллизиям на уроках. При изучении глаголов с возвратным значением предложила фонетическую задачу: выполнить буквенную запись слова по его звуковому образу(транскрипции).На доске запись: (с п, и ц а). В тетрадях появились "спица",у кого-то глагол в настоящем времени "спится",у третьих глагол в неопределенной форме "спиться". Записи разные, а вывод один и важный: суффикс -ся в глаголах не звучит, поэтому необходимо быть внимательным при написании подобных глаголов. На том же уроке предлагаю классу убрать суффикс -ся, -сь в глаголах стихотворного текста:

  • просыпаюсь
  • лежится
  • умываюсь
  • занимаюсь
  • улыбаюсь
Рождается вывод: не все глаголы употребляются без -ся, сь. Посовещавшись в парах, мои исследователи делают и другое важное открытие: суффикс -ся, -сь может менять значение на противоположное: просыпаю-просыпаюсь. Рассказываю и о том, что не все слова имеют антонимы. Нет антонимов у существительных с конкретным значением, таких как: стакан, бумага, дом дверь, нож и т.д. Нет антонимов у числительных, у большинства местоимений, такие пары, как: этот - тот туда - сюда мой - твой не составляет антонимов т.к. не обозначают противоположных понятий. Близки к антонимам некоторые пары предлогов. Угадай задание: под-... (над) за-... (против) к-.... (от) с-... (без) Не имеют антонимов имена собственные.
Говоря о наличии в языке синонимов, расширяя у детей их запас, включаю в обсуждение вопрос о том, зачем люди придумали столько близких по значению слов, а наш язык их вобрал в себя и хранит. Не лишние ли они ,не правильнее ли было бы частично вычеркнуть их из словаря? Эту задачу решаем на конкретных примерах слов:

богатый

зажиточный

состоятельный

улыбается

смеётся

хохочет

опрятный

аккуратный

чистоплотный

светлый

ясный

освещённый

открыть

отпереть

отворить

отомкнуть

быстрый

скорый

торопливый

стремительный

хвалит

расхваливает

гладит по головке

возносит до небес

играть

резвиться

красивый

пригожий

прекрасный

очаровательный

изящный

хорошенький

прелестный

близко

поблизости

вблизи

рукой подать

под самым носом

зябнуть

мёрзнуть

коченеть

леденеть

стынуть, стыть

далеко

вдали

далече

в тридевятом царстве, в тридесятом государстве

лгун

лжец

врун

враль

вруша

брехун

подчиняться

покоряться

повиноваться

слушаться

спрятаться

скрыться

притаиться

схорониться

хитрить

лукавить

юлить

наводить тень на плетень или на ясный день

сказал

произнёс

проговорил

прошептал

воскликнул

возразил

добавил

шёл

пробирался

крался

передвигался

продвигался

рвался вперёд

едва плёлся

красивый

прекрасный

очаровательный

изящный

хорошенький

недурён собой

привлекательный



Задание: прочитать слова: желать, сообщение, хотеть, новость, задира, известие, драчун Что заметили? Можно их разделить на группы по смыслу. Составление слов выяснение того, что лишних среди них нет, так как каждое слово включает в себе какой-то оттенок, помогает понять, что синонимы - это слова, не только близкие по значению, но и немного отличные друг от друга. Такое наблюдение помогает учиться чувствовать слово, более осознанно подходить к его выбору. Моим ученикам нравятся задания: располагать синонимы по нарастающей степени качества: большой, огромный, громадный; объединять слова, классифицировать, составлять ряды смешных синонимов из разговорного языка, например: упасть -...(брякнулся, шлёпнулся, растянулся, чебурахнулся, полетел вверх тармашками) несмешные: (повалился, полетел, свалился) страшные: (рухнул, сорвался, разбился)
Работа с фразеологией не менее интересна, хотя и сложна. В 1 классе после изучения буквы Ф на одном из уроков знакомлю с" серьёзным" лингвистическим термином с помощью рассказа "Фразеология". "Были в мастерской две дужки и стержень, которые использовали и вместе, и по отдельности. Но однажды рабочий взял их, включил аппарат и сварил в одну деталь в виде буквы Ф ". Подобное мы видим и в жизни слов. Живут-поживают слова-детали, ими пользуются по отдельности и в виде временных сочетаний, но в какой-то момент, когда возникает в том необходимость, слова сливаются в неделимые сочетания- фразеологизмы. Например, существуют слова ВОДА, НЕ, РАЗЛИТЬ, и фразеологизм "ВОДОЙ НЕ РАЗОЛЬЁШЬ". Так из слов, вернее, из сочетаний слов рождается большинство фразеологизмов. Вот символ фразеологизма, слившегося из деталей в букву Ф.Слова теряют вдруг свои прежние значения: ЗОЛОТЫЕ РУКИ, ВИСЕТЬ НА ВОЛОСКЕ, и т. д. Дети после этого урока часто не могут вспомнить каким словом называются эти крылатые выражения. Но буква Ф напомнит и хоть один ребёнок, но это слово- ФРАЗЕОЛОГИЗМ назовёт. Русский язык очень богат фразеологическими оборотами. Они украшают нашу речь ,делают её выразительной, образной. В начальной школе мы знакомимся с целой серией подряд фразеологизмов. Чтобы они вошли в активный словарь, не только записываем, составляем предложения, предлагаю составить сказку, миниатюру, заучивают их наизусть. Чтобы запомнили фразеологизмы предлагаю упражнения: говорю начало ,дети заканчивают , или наоборот, сначала расшифровка, угадать фразеологизмы Эти упражнения ребята воспринимают как игру. По мере знакомства продолжаем наблюдать над значениями фразеологизмов. Потом ребята сами замечают, что устойчивые обороты, как и слова, могут иметь: синонимы: ДАТЬ НАГОНЯЙ; НАМЫЛИТЬ ШЕЮ; РАЗДЕЛАТЬ ПОД ОРЕХ антонимы: РУКОЙ ПОДАТЬ - У ЧЁРТА НА КУЛИЧКАХ; (ПРОПУСТИТЬ МИМО УШЕЙ НАВОСТРИТЬ УШИ. Дети любят и такие задания: Соединить части фразеологизма:

ГЛАЗА


НЕГДЕ


В МАСЛЕ

КОТ


КАК СЫР

НАПЛАКАЛ

РАЗБЕЖАЛИСЬ

УПАСТЬ

КУРЫ


ЯБЛОКУ

КАТАТЬСЯ

НЕ КЛЮЮТ











Использую приём "Придумай задание". Какую работу можете предложить с данными фразеологизмами?(сравнить значения, определить части речи, выделить орфограммы, выполнить грамматический разбор и т. д.) Находясь в постоянном поиске стараюсь подходить творчески к учебному процессу, помогаю раскрыться способностям каждого ученика. Нельзя сказать ,что процесс протекает гладко. Возникают проблемы и трудности, обусловленные тем ,что не каждый ребёнок открыт к творчеству, например из-за недоразвития внимания и воображения. Чтобы скорректировать эти недостатки и активизировать работу всех детей, ввожу в урок такие формы работы, которые бы не только развивали, подвигали к творчеству, но были доступны и интересны каждому.

Выводы. Данная система работы способствует не только обогащению словаря учащихся ,но и совершенствует навык чтения и развитию речи, создаёт основу для последующей языковой практики, помогает не только прочно усвоить материал, но и повысить внимание к слову. Первоначальное ознакомление младших школьников с элементами лексикологии поможет учителю среднего звена проводить углублённую и систематическую работу над словом, как лексической единицей, обеспечит систему преемственности двух ступеней обучения. В 2011 году приняла первоклассников. Больше половины детей пришли в школу с высокой социальной и межличностной тревожностью. Случались ежедневные проявления агрессии между ребятами. У обучающихся наблюдалась слабая осведомлённость об окружающем мире, низкая речевая культура, скудный словарный запас. С трудом овладели чтением и письмом. Но данная система работы по развитию лексики детей на уроках русского языка позволила добиться неплохих результатов.

Русский язык

1 четверть

2 четверть

«5»

2

«5»

3

«4»

11

«4»

14

«3»

8

«3»

5



Техника чтения

1 четверть

2 четверть

«5»

8

«5»

13

«4»

6

«4»

4

«3»

7

«3»

5












ЛИТЕРАТУРА:


  1. Агеева И.Д. Новые загадки про слова"-М., Сфера, 2005г.
  2. Бахир В.К. Развивающее обучение. Начальная школа,1997г.
  3. Грабчикова Е.С. Развиваем речь. Серия 1-3 кл. Минск: Книжный дом, 2003г.
  4. Ломакин П.И. В мире слов. Ч 3. - М.: Издат-школа, 1998.
  5. Львов М. Р. Школа творческого мышления - М., Дидакт, 1993г.
  6. Романовская З.Н. ,А.В.Полякова А.В. Обучаем по системе Занкова Л.В. для учителя.
  7. Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Словарь-справочник лингвистических терминов. М., 1985.
  8. Удзенкова А., Сагирова О. Русский с увлечением. - СПб.: Паритет, 2004.
  9. Учусь различать слова и их значения: Словарик многозначных слов, тематических групп слов, омонимов, паронимов, синонимов, антонимов.
  10. Учебное пособие для учащихся начальной школы.- М., Дрофа, 2003г.
  11. Фразеологический словарь русского языка. Под редакцией А.И. Молоткова.-М., 2001г.
  12. Удзенкова А., Сагирова О. Русский с увлечением. - СПб.: Паритет, 2004.


























© 2010-2022