- Преподавателю
- Начальные классы
- Буква ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков
Буква ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Крейденкова И.И. |
Дата | 26.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок 44
Тема
Буква ь - показатель мягкости предшествующих согласных звуков
Педагогическая цель
Создать условия для ознакомления учащихся с буквой ь, обозначающей мягкость согласных, развития речи, памяти, логического мышления
Тип урока
Решение учебной задачи
Планируемые результаты (предметные)
Осознают роль буквы ь как обозначение мягкости согласных на конце и в середине слова; читают слова с новой буквой, предложения и короткие тексты с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания
Личностные результаты
Проявляют интерес к окружающей природе
Универсальные учебные действия (метапредметные)
Регулятивные: удерживают цель до получения ее результата.
Познавательные: общеучебные - находят ответы на вопросы в иллюстрациях, художественном тексте; логические - характеризуют букву ь.
Коммуникативные: выразительно рассказывают
Основное содержание темы, понятия и термины
Буква ь - показатель мягкости предшествующих согласных звуков
Образовательные ресурсы
Нитка, шнурок. Предметные картинки
Сценарий урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Вид и форма
контроля
I. Мотивация и целеполагание
Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок
Приветствие учащихся.
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей.
Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя
Фронтальный. Наблюдение учителя
Беритесь, ребята,
Скорей за работу. - Проверим готовность к уроку
II. Актуализация знаний и умений
- Сколько букв вы уже изучили? Посчитайте по ленте букв на с.9 учебника
-А сколько звуков?
-Все ли изученные буквы обозначали какой-то звук?
-Какие буквы могут обозначать 2 звука?
-Как вы думаете, есть ли в русском языке буквы, которые не обозначают никакого звука?
Об этом вы узнаете, когда мы изучим новую тему.
-Какие гласные буквы указывают на мягкость согласного звука?
Слушают учителя, рассматривают изображение буквы
Принимают учебную задачу
Фронтальный. Наблюдение учителя
III. Освоение нового и его применение
-Запишите слово «конь» печатными буквами.
-Прочитайте. Что получилось?
-А нам нужно слово «конь» какой звук мы слышим на конце этого слова?
-Какие буквы обозначают мягкость согласных звуков?(И, Е, Я)
-Подставьте их в конце слова «конь» Что получилось?
-Какую букву надо поставить в конце слова, чтобы было слово «конь»?
Выполняют слого-звуковой анализ слова гуси (с опорой на схему). Объясняют, как обозначена мягкость согласного звука [с'].
Соотносят звуковую форму слова гусь с его схемой. Устанавливают количество звуков в слове
Фронтальный. Слого-звуковой анализ слов
-Посмотрите на рисунок в красной рамке на с.11 учебника. Кто там изображен?
- Прочитайте слова.
- Назовите слова, которые обозначают один предмет, много предметов
Читают слова.
- Один предмет: голубь, лебедь
Различают существительные единственного и множественного числа
Фронтальный. Устные ответы, упражнение
Мягкий знак в словах Придумайте свои пары слов.
- Назовите все месяцы года Названия каких месяцев имеют на конце мягкий знак?
Много предметов: голуби, лебеди.
- Январь, февраль, апрель, июнь, июль, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь
По аналогии составляют свои примеры.
Распознают мягкий знак в словах. Перечисляют названия месяцев года
3. Знакомство с буквой ь - На что похожа буква ь? Буква Р перевернулась - Мягким знаком обернулась
В. Степанов Мягкий знак - хитрый знак. Не сказать его никак. Он не произносится, Но в слово часто просится. Почему у дома угол Превратился сразу в уголь, Без пожара, просто так? Это сделал мягкий знак.
- Выложите букву ь из нитки или шнурка
Находят букву ь
на «ленте букв».
Высказывают свои предположения.
Из нитки выкладывают букву ь
Находят букву ь на «ленте букв». Моделируют ее из нитки или шнурка
Фронтальный. Устные ответы, моделирование
Физкультминутка - А теперь все тихо встали, Дружно руки вверх подняли, В стороны, вперёд, назад, Повернулись вправо, влево Тихо сели, вновь за дело
Выполняют движения под руководством учителя
Осуществляют профилактику утомления
Коллективный. Правильное выполнение движений
4. Работа с текстом | - Прочитайте текст. - О ком говорится в рассказе? - Чем питается лось? - Что насыпали мальчики лосю? - Как можно назвать рассказ? | Читают текст рассказа, отвечают на вопросы. Озаглавливают рассказ: - «Лось», «Что едят лоси?», «Помогли лесным великанам» | Осмысленно читают текст рассказа, соблюдая интонацию. Находят ответы на вопросы в тексте. Определяют основную мысль рассказа, озаглавливают его | Коллективный. Чтение, беседа |
5. Развитие речи. Работа с иллюстрацией (учебник, с. 10) | - Рассмотрите картинку. Составьте по ней рассказ. - Придумайте сказочную историю про лося | Рассматривают картинку, придумывают рассказ | Извлекают из иллюстрации необходимую информацию. Составляют рассказ на заданную тему | Коллективный. Рассказ |
6. Работа с пословицами (учебник, с. 10) | - Прочитайте пословицы. - Как вы понимаете смысл пословиц? | Читают, выполняют задание | Объясняют смысл пословиц, высказывают свое мнение | Фронтальный. Устные ответы |
Физкультминутка | Стали мы учениками, Соблюдаем режим сами: Утром мы, когда проснулись, Улыбнулись, потянулись. Для здоровья, настроенья, Делаем мы упражненья: Руки вверх и руки вниз, На носочки поднялись. То присели, то нагнулись. И опять же улыбнулись. А потом мы умывались, Аккуратно одевались. Завтракали не торопясь, В школу к знаниям стремясь | Выполняют движения по тексту | Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке | Коллективный. Правильное выполнение движений |
V. Закрепление знаний и способов действий. 1. Единственное и множественное число (учебник, с. 12) | - Сравните слова. Какие из них обозначают один предмет, а какие - много предметов? | Читают слова в столбиках. Называют слова в единственном числе и во множественном числе | Различают существительные единственного и множественного числа | Групповой. Чтение, устные ответы |
2. Развитие связной речи. Чтение рассказа (учебник, с. 12) | - Прочитайте рассказ. - Найдите в тексте слова с ь - Как вы понимаете выражение «ударили морозы»? - Придумайте конец рассказа | Читают. Находят слова с ь. Объясняют выражение. Придумывают конец рассказа | Понимают смысл прочитанного рассказа, распознают букву ь | Фронтальный, индивидуальный. Чтение, рассказ |
VI. Рефлексивно-оценочный | - Что нового вы узнали на уроке? - Что особенно вам понравилось? Почему? - Что вызвало затруднение? Почему? - Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке? - Спасибо за урок | Отвечают на вопросы учителя | Устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке | Индивидуальный, фронтальный. Устные ответы |