Буква ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок 44

Тема

Буква ь - показатель мягкости предшествующих согласных звуков

Педагогическая цель

Создать условия для ознакомления учащихся с буквой ь, обозначающей мягкость согласных, развития речи, памяти, логического мышления

Тип урока

Решение учебной задачи

Планируемые результаты (предметные)

Осознают роль буквы ь как обозначение мягкости согласных на конце и в середине слова; читают слова с новой буквой, предложения и короткие тексты с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания

Личностные результаты

Проявляют интерес к окружающей природе

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: удерживают цель до получения ее результата.

Познавательные: общеучебные - находят ответы на вопросы в иллюстрациях, художественном тексте; логические - характеризуют букву ь.

Коммуникативные: выразительно рассказывают

Основное содержание темы, понятия и термины

Буква ь - показатель мягкости предшествующих согласных звуков

Образовательные ресурсы

Нитка, шнурок. Предметные картинки



Сценарий урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вид и форма

контроля


I. Мотивация и целеполагание

Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок

Приветствие учащихся.

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

Фронтальный. Наблюдение учителя

Беритесь, ребята,

Скорей за работу. - Проверим готовность к уроку

II. Актуализация знаний и умений

- Сколько букв вы уже изучили? Посчитайте по ленте букв на с.9 учебника

-А сколько звуков?

-Все ли изученные буквы обозначали какой-то звук?

-Какие буквы могут обозначать 2 звука?

-Как вы думаете, есть ли в русском языке буквы, которые не обозначают никакого звука?

Об этом вы узнаете, когда мы изучим новую тему.

-Какие гласные буквы указывают на мягкость согласного звука?

Слушают учителя, рассматривают изображение буквы

Принимают учебную задачу

Фронтальный. Наблюдение учителя

III. Освоение нового и его применение

-Запишите слово «конь» печатными буквами.

-Прочитайте. Что получилось?

-А нам нужно слово «конь» какой звук мы слышим на конце этого слова?

-Какие буквы обозначают мягкость согласных звуков?(И, Е, Я)

-Подставьте их в конце слова «конь» Что получилось?

-Какую букву надо поставить в конце слова, чтобы было слово «конь»?

Выполняют слого-звуковой анализ слова гуси (с опорой на схему). Объясняют, как обозначена мягкость согласного звука [с'].

Соотносят звуковую форму слова гусь с его схемой. Устанавливают количество звуков в слове

Фронтальный. Слого-звуковой анализ слов

-Посмотрите на рисунок в красной рамке на с.11 учебника. Кто там изображен?

- Прочитайте слова.

- Назовите слова, которые обозначают один предмет, много предметов

Читают слова.

- Один предмет: голубь, лебедь

Различают существительные единственного и множественного числа

Фронтальный. Устные ответы, упражнение

Мягкий знак в словах Придумайте свои пары слов.

- Назовите все месяцы года Названия каких месяцев имеют на конце мягкий знак?

Много предметов: голуби, лебеди.

- Январь, февраль, апрель, июнь, июль, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

По аналогии составляют свои примеры.

Распознают мягкий знак в словах. Перечисляют названия месяцев года

3. Знакомство с буквой ь - На что похожа буква ь? Буква Р перевернулась - Мягким знаком обернулась

В. Степанов Мягкий знак - хитрый знак. Не сказать его никак. Он не произносится, Но в слово часто просится. Почему у дома угол Превратился сразу в уголь, Без пожара, просто так? Это сделал мягкий знак.

- Выложите букву ь из нитки или шнурка

Находят букву ь
на «ленте букв».

Высказывают свои предположения.


Из нитки выкладывают букву ь

Находят букву ь на «ленте букв». Моделируют ее из нитки или шнурка

Фронтальный. Устные ответы, моделирование

Физкультминутка - А теперь все тихо встали, Дружно руки вверх подняли, В стороны, вперёд, назад, Повернулись вправо, влево Тихо сели, вновь за дело

Выполняют движения под руководством учителя

Осуществляют профилактику утомления

Коллективный. Правильное выполнение движений



4. Работа с текстом
(учебник, с. 11)

- Прочитайте текст.

- О ком говорится в рассказе?

- Чем питается лось?

- Что насыпали мальчики лосю?

- Как можно назвать рассказ?

Читают текст рассказа, отвечают на вопросы.

Озаглавливают рассказ:

- «Лось», «Что едят лоси?», «Помогли лесным великанам»

Осмысленно читают текст рассказа, соблюдая интонацию. Находят ответы на вопросы в тексте. Определяют основную мысль рассказа, озаглавливают его

Коллективный.

Чтение, беседа

5. Развитие речи. Работа с иллюстрацией (учебник, с. 10)

- Рассмотрите картинку. Составьте по ней рассказ.

- Придумайте сказочную историю про лося

Рассматривают картинку, придумывают рассказ

Извлекают из иллюстрации необходимую информацию. Составляют рассказ на заданную тему

Коллективный. Рассказ

6. Работа с пословицами (учебник, с. 10)

- Прочитайте пословицы.

- Как вы понимаете смысл пословиц?

Читают, выполняют задание

Объясняют смысл пословиц, высказывают свое мнение

Фронтальный. Устные ответы

Физкультминутка

Стали мы учениками,

Соблюдаем режим сами:

Утром мы, когда проснулись,

Улыбнулись, потянулись.

Для здоровья, настроенья,

Делаем мы упражненья:

Руки вверх и руки вниз,

На носочки поднялись.

То присели, то нагнулись.

И опять же улыбнулись.

А потом мы умывались,

Аккуратно одевались.

Завтракали не торопясь,

В школу к знаниям стремясь

Выполняют движения по тексту

Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке

Коллективный. Правильное выполнение движений



V. Закрепление знаний и способов действий.

1. Единственное и множественное число (учебник, с. 12)

- Сравните слова. Какие из них обозначают один предмет, а какие - много предметов?

Читают слова в столбиках. Называют слова в единственном числе и во множественном числе

Различают существительные единственного и множественного числа

Групповой. Чтение, устные ответы

2. Развитие связной речи. Чтение рассказа (учебник, с. 12)

- Прочитайте рассказ.

- Найдите в тексте слова с ь
в середине и в конце слова.

- Как вы понимаете выражение «ударили морозы»?

- Придумайте конец рассказа

Читают.

Находят слова с ь.

Объясняют выражение.

Придумывают конец рассказа

Понимают смысл прочитанного рассказа, распознают букву ь
в словах, составляют связное продолжение рассказа

Фронтальный, индивидуальный. Чтение, рассказ

VI. Рефлексивно-оценочный

- Что нового вы узнали на уроке?

- Что особенно вам понравилось? Почему?

- Что вызвало затруднение? Почему?

- Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке?

- Спасибо за урок

Отвечают на вопросы учителя

Устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке

Индивидуальный, фронтальный. Устные ответы



© 2010-2022