Выступление на ГМО учителей начальных классов на тему Специфика кабинета начальных классов

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Выступление на ГМО

Слайд 1 СПЕЦИФИКА КАБИНЕТА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В соответствии со стратегией модернизации российского образования Образовательное пространство школы, формируется на основе компетентностного подхода. Задача состоит в разработке и адаптации образовательной программы как основы образовательно-воспитательной программы конкретной школы. В современных условиях мы понимаем, что знания - это не цель, а средство достижения другой цели - развития ребенка. Развитие - это не само знание, а умение его добывать, им пользоваться, умение его анализировать. Современные подходы к организации образовательного процесса предпо­лагают реализацию социальных запросов общества. Социализация ученика происходит за счет обеспечения образовательного взаимодействия ученика с учителем, ученика с учеником, ученика с самим собой и информационной средой и образовательными объектами. Средой образовательного взаимо­действия и становится современный кабинет. Каково содержание учебно-методического комплекса кабинета начальных классов и как оно может быть изменено? Каким он может стать, отличаясь от общепринятого представления? Традиционно ученики начальных классов обучаются в Рос­сии в условиях кабинетной системы. Школьный учебный кабинет за послед­ние десятилетия успешно эволюционирует от стандартного места трансляции ЗУНов к пространству, обеспечивающему разнооб­разную деятельность учеников, различные формы взаимодействия в системах «учи­тель - ученик» и «ученик - ученик Изменения в законодательных актах, касающихся содержания, оборудования и условий работы в кабинетах, отражают практически все аспекты модернизации об­разования. СЛАЙД 2 Нормативная база Так, валеологические парамет­ры оценки кабинета становятся все разно­образнее, соответствуя экологическим тре­бованиям к условиям организации прост­ранства жизнедеятельности, а значения этих параметров, напротив, сужаются, конкретизируя оптимальные условия для участников образовательного процесса. Эти требования для учителя представляют инвариантную составляющую, выполнение которой строго оценивается при проведе­нии внутришкольного контроля, в работе аттестационных комиссий и отслеживается членами жюри смотров и конкурсов. В то же время в требованиях к сред­ствам и оборудованию кабинета все чаще прослеживается предоставление учителю права выбора дидактических средств для реализации целей, которые отражены в об­разовательных стандартах. Однако реали­зация любого права выбора на практике требует как минимум достаточную вариа­тивность объектов, из которых предлага­ется свободно выбирать, и владение выби­рающим субъектом адекватными целям способами выбора оптимального варианта из возможных. Первое условие - вариа­тивность объектов - зависит не только от учителя, но и от возможностей конкретной школы. Критерии выбора оптимального варианта оборудования, дидактического обеспечения, основ для систематизации ос­нащения кабинета - это прерогатива само­го учителя. Специфика оформления кабинета начальной школы осно­вана на особенностях работы учителя, преподающего практи­чески все учебные предметы, за исключением физической культуры, музыки, иногда ИЗО и технологии, а также заклю­чается в особенностях восприятия учебного материала млад­шими школьниками. Сегодня уже недостаточно иметь комплект стандартных парт, учительский стол, классную доску и набор готовых таблиц. В современном учебном кабинете всё должно быть удобным и мобильным: парты «растут» вместе с учениками, доска - магнитная, маркерная, интерактивная. Место учителя - это не только письменный стол, но и обязательный на сегодняшний день комплект ТСО: музыкальный центр, персональный компьютер (а в некоторых кабинетах - телевизор с видеомагнитофоном). В классной библиотеке уже не обойтись без энциклопедий и словарей. Управление учебным кабинетом как составляющая профессиональной системы компетенций современного учителя на­чальной школы - это важный предмет раз­работки и исследования современной кон­цептуальной педагогики. Успешность лю­бого управления в первую очередь зависит от того, насколько четко управленец пред­ставляет себе цели своей деятельности. Как учитель формулирует свои цели в процессе управления кабинетом? Чем для него явля­ется кабинет: местом трансляции обяза­тельных ЗУНов или пространством педаго­гического общения? В конечном счете все возможные вопросы, исследующие эту проблему, можно свести к одному: чьи ин­тересы должен учитывать и обеспечивать учитель в своей деятельности по управле­нию учебным кабинетом? Практика показывает, что вопрос не так банален, как кажется с первого взгляда. Часто учитель грамотно, правильными сло­вами объясняет, что означает субъектность ученика, но в своем кабинете продолжает быть верным традициям фронтальной ра­боты и в процессе внутришкольного конт­роля, представляя свой кабинет, демон­стрирует, насколько удобно в нем препода­вать, но не насколько удобно и комфортно в кабинете учиться. В одном из исследований было выявлено, что до 30 % учителей начальной школы, ор­ганизуя пространство и планируя развитие кабинета, исходят только из логики предмет­ной дидактики начальной школы.


Слайд 3 Кабинет должен помогать помогает реализовать цели:

образовательную Наличие комплекта дидактических материалов, тестов, раздаточных материалов, таблиц, учебников, типовых заданий.

развивающую

воспитывающую Российская атрибутика, информационный материал на нравственные темы.

Специаль­но разработанная программа исследования кабинетной системы позволила с помощью ресурсного и компетентностного подходов выявить уровень развития и особенности пе­дагогической системы учителя, заведующего кабинетом. Так, например, у учителя, при­держивающегося принципов модульной тех­нологии планирования и организации обра­зовательного процесса, кабинет разительно отличается от кабинета его коллеги по мето­дическому объединению более высоким уровнем системности, наличием вертикаль­ных модулей и других средств, отражающих профессиональное кредо учителя. Учитель, целенаправленно работающий над социали­зацией ученика средствами учебных предме­тов, насыщает пространство кабинета зада­ниями, развивающими над- и межпредмет­ные навыки, обеспечивает дидактическое сопровождение экскурсионной работы и по­сещения театров. Оценка качества обустройства кабинета как дидактического ресурса должна отра­жать структуру учебного успеха ученика (знаю, могу, хочу, умею). Учебный кабинет как ресурс должен: Слайд 4
  • содержать информационное обеспече­ние (ученик должен иметь возмож­ность знать);
  • быть обеспечен средствами, которые помогают поддерживать комфортные условия протекания познавательной деятельности учеников с разными осо­бенностями психофизиологической сферы (ученик должен иметь условия для проявления своих психофизиоло­гических и психических возможнос­тей, особенностей своих внутренних ресурсов, которые в совокупности сос­тавляют его могу);
  • обеспечивать условия, инициирующие и поддерживающие мотивацию к изу­чению разных предметов (ученику надо помочь осознать и развить собственный интерес к изучению этих предметов).
  • быть обеспечен средствами, обучаю­щими ученика практическим предмет­ным, меж- и надпредметным навыкам (ученик должен иметь возможность научиться уметь);
Сопоставление совокупности професси­ональных компетенций учителя начальной школы с вышеперечисленными критериями качества обустройства кабинетов выявляют конкретные компетенции, владение кото­рыми обеспечивает высокое качество каби­нета как дидактического ресурса личностно-ориентированного развивающего обра­зовательного процесса. Так, недостаточный уровень психолого-педагогической компетентности учителя проявится в том, что среди оборудования и оснащения кабинета будут преобладать те средства, которые от­ражают индивидуальный стиль деятельнос­ти учителя, но не будут предоставлять воз­можности для реализации индивидуально­го стиля деятельности разных учеников. Низкий уровень компетентности в области валеологии образовательного процесса «га­рантирует» его ученикам утомляемость, сниженную работоспособность, проблемы со зрением, осанкой, вплоть до дидактогенных заболеваний. Проанализировать ресур­сы и условия кабинета с профессиональной точки зрения, определить проблемы, сфор­мулировать цели, выстроить план действий, организовать выполнение этого плана, по­лучить результат и проанализировать его на соответствие результата заявленным це­лям - эти умения и навыки характеризуют управленческую компетентность учителя, который сознательно управляет своим ка­бинетом, а не просто выполняет «распоря­жения сверху». Учителя начальных классов желательно освоить технологии педагогического анализа ре­сурсов и условий образовательного про­цесса по обустройству классных комнат; изучить рекомендации по оснащению ка­бинета в соответствии с системой характе­ристик индивидуального стиля учебной деятельности ученика начальной школы; сформировать содержание паспорта учебного кабинета по специально разработанной форме, позволяющей учи­тывать качество обустройства по различ­ным критериям, в том числе по принципам систематизации дидактического сопровож­дения образовательного процесса. Кабинет, именно Кабинет с большой буквы, позволяет создать тот рабочий и тонкий эмоциональный настрой, при котором все слова учителя моментально могут быть подхвачены учениками. Настоящий кабинет предметника является не только фоном, красивым дополнением, но и инструментом, который мощно стимулирует ученика и становится помощником учителя. Именно поэтому ка­бинет является одной из важных составляющих образовательного процесса. Каждый учитель стремится к такому содержанию учебно-методического комплекса кабинета, в который входят Слайд 5 :
  1. Поурочное планирование, разработки уроков и материалы к ним, в том числе практические и тестовые задания, ди­дактические материалы:
  • карточки для самостоятельных и груп­повых занятий;
  • набор заданий контрольных работ в не­скольких вариантах;
  • карточки индивидуальных заданий;
  • творческие работы учащихся
  1. Методическая и справочная литература для учителя, литература по вопросам психологии, педагогики и т. д.; литература для учеников:
  • учебно-методические комплекты;
  • дополнительная литература по предмету;
  • словари и т. д;
  1. Наглядные пособия (таблицы, схемы, графики), комплекты карт, планы, атласы, работы учащихся, предметы, муляжи, игрушки, приме­няемые в качестве наглядных пособий; тематические и предметные картины.
Кроме того желательно создать картотеку учебного оборудования, наглядны пособий для изучения каждой темы программы; картотеку с заданиями для осущес­твления дифференцированного подхода при обучении, организации самостоятельных ра­бот и проведения контрольных работ Современный кабинет, кроме методической базы, имеет, как правило, и разнообразные техни­ческие средства обучения: телевизор, видеомагнитофон, DVD-проигрыватель, компьютер, проекционная техника, принтер, сканер Таким образом, традиционные ресурсы, используемые при оснащении кабинета как учебно-методического комплекса, можно объединить в две груп­пы: научно-методические и технические. Современный кабинет начальной школы - это «визитная карточка» учителя на­чальных классов, это пространство, которое требует особого подхода к оформлению и оснащению для «проживания» учи­теля и младших школьников, их развития, творчества, инди­видуальной, групповой и коллективной деятельности. Учителю начальных классов приходится вникать во все события класса, следить за взаимоотношениями в нем, ис­пользовать демократический стиль общения с детьми и взрос­лыми, основанный на взаимном уважении и доверии, форми­ровать доброжелательные отношения между участниками об­разовательного процесса, помнить о соблюдении такта и педагогической этики. То есть в классе должна быть создана творческая развивающая среда. Слайд 6 Развивающая образовательная среда - это творческая среда, понимаемая как совокупность влияний, условий и возможностей становления индивидуальности детей и подростков, содержащихся в социальном, предметно-пространственном, технологическом и информационном компонентах среды. Любая образовательная среда неизбежно влияет на восприятие, психику, поведение и принятие решений, но только творческая образовательная среда обеспечивает саморазвитие свободной и активной индивидуальности. Поэтому развитию социального, предметно-пространственного, технологического и информационного компонентов образовательной среды в начальном образовании должно быть уделено особое внимание.


КОМПОНЕНТЫ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ : Слайд 7 Социальный, предметно-пространственный, технологический, информационный. Слайд 8 Социальный компонент творческой образовательной среды - это, прежде всего, характер общения субъектов образовательного процесса. Социальный компонент творческой среды может включать в себя: - эмоционально насыщенную доброжелательную среду, которая позволит детям считать школу действительно значимым вторым домом, в котором каждый будет иметь свое место, где он будет проявлять положительное личностное отношение к тем, кто в этом доме находится; -высокий уровень защищенности каждого ребенка от различного рода посягательств на его личность, отсутствие в классе «звезд» и «отверженных»; -уникальную среду личных и личностных взаимоотношений, возникающую при «встрече» детей с педагогами, обладающих высокой культурой, ведущих нравственный образ жизни; -человеческие связи и взаимоотношения, складывающиеся у детей при взаимодействии с учреждениями культуры (библиотеками, музеями, театрами и т.д.), клубами по интересам, досуговыми центрами, расположенными в городе; -опыт взаимопомощи и совместной работы, складывающийся у детей при реализации совместных образовательных и социально-образовательных проектов. Отражение в оборудовании кабинета этого компонента могут стать зона отдыха, классная библиотечка.

Слайд 9-15 Организация деятельности во внеурочное время

библиотечка

  • классификация по жанрам или по темам;
  • рекомендация, привлекающие учеников к чтению литературы («Прочитай, это интересно…», «Из книги … ты сможешь узнать…»;
  • доступное, удобное пользование библиотечкой.

зона отдыха

  • наличие специально отведенного места в классе;
  • создание условий (мягкая мебель, ковровый настил, игровые наборы, музыкальная релаксация, питьевая вода (обработка посуды!), цветы, рыбки).
Слайд 16 Пространственно-предметный компонент характеризуется связанностью его функциональных зон, гибкостью, индивидуальностью и автономностью. Предметно-пространственный компонент творческой среды будет включать: -оптимальную экологичность обстановки на территории школы; -оптимальный с точки зрения эстетики общий облик класса, этажа и внутреннего дизайна, отсутствие скученности детей, а также свободу передвижения ; -оптимальные размеры «жизненных пространств», их комфортность, разнообразие, эко-логичность, «очеловеченность», легкость пространственной трансформации классных помещений, наличие «приватных зон» и возможности уединения; -оптимальные материально-технические условия (мебель, учебные материалы и обору-дование, игры, учебные и наглядные пособия); -оптимальные физико-химические, биологические и гигиенические условия (микро-климат, чистота воздуха и т.д.) в кабинете.

Соблюдение санитарно-гигиенических норм


  • освещенность;
  • состояние мебели;
  • размеры проходов и расстояния между предметами: между рядами двухместных столов - не менее 60 см, от столов до продольной стены - не менее 50-70 см, от первой парты до учебной доски - 2,4-2,7 м, наибольшая удаленность последнего места учащегося от учебной доски - 860 см, высота нижнего края учебной доски над полом - 80-90 см,

Слайд 17-18, 19-24 Эстетическое оформление кабинета

цветовое

  • желтый цвет - веселое, радостное настроение;
  • фиолетовый и синий - неуверенность, мрачный настрой;
  • голубой - легкий;
  • зеленый цвет - успокаивает, клонит ко сну;
  • красный - сила, активность;
  • коричневый - жесткий;
  • желтый и красный цвет желательно использовать в небольших дозах;
  • зеленая передняя стена при желтых боковых стенах создает благоприятные условия для работы;
  • ранний возраст - предпочитают красный, пурпурный и розовый
  • 9-11 лет - оранжевый и желто-зеленый цвет.

зеленая зона

  • многообразие декоративных цветов, желательно в отдельно отведенном месте;
  • информационные карточки о цветах.

Санитарно-гигиеническая

  • наличие мусорных корзин;
  • наличие раковины

Слайд 25 Уголок здорового образа жизни

здоровый образ жизни

  • наличие соответствующих стендов, информационных уголков, видеотеки, справочных материалов, рекомендаций, наглядных пособий, инвентаря;
  • наличие тренажеров для глаз, софитов над доской;
  • мебель в соответствии с ростом (цветовая маркировка).
  • правила поведения в чрезвычайных ситуациях.

Слайд 26 Технологический компонент творческой среды будет включать: -деятельностное содержание образования и воспитания, удерживающее баланс между знаниями, умениями и навыками, с одной стороны, и способами мышления, коммуника-ции, деятельности, понимания и рефлексии, с другой стороны, и обеспечивающее социо-культурный и личностный смысл его усвоения; -полную структуру учебной деятельности обучающихся и игровой деятельности воспи-танников, которые реализуются в учебном пространстве, в пространстве общественно и личностно-значимой деятельности и конструктивном пространстве, «запускающие» про-цессы порождения и применения знаний; -художественную, исследовательскую, проектную и управленческую деятельности, которые включают детей в «переоткрытие» важнейших фундаментальных открытий, сделанных человечеством; -задачный способ организации образования и воспитания с использованием компьютер-ных, мультимедийных и интерактивных технологий, обеспечивающий становление ми-ровоззрения, универсальных умений, базовых способностей и ключевых компетентно-стей у детей; -демократичный коммуникативно-деятельностный стиль обучения, способствующий созданию благоприятной дружественной атмосферы в процессе образования и воспита-ния детей.
Слайд 27 Информационный компонент творческой среды включает в себя: -культурное содержание, разворачивающееся в процессе образования и воспитания в учебном пространстве, пространстве общественно и личностно-значимой деятельности, конструктивном пространстве; -правила внутреннего распорядка, личной и общественной безопасности, писанн(н)ые и «неписаные» законы, действующие в классе, традиции детского и взрослого сообщества, фактически принятые нормы отношения к людям и их мнению, обеспечивающие оптимальные условия для организации «человеческой» жизни в классе;

-мировоззренческие газета

Слайд 28 Кабинет позволяет развить общеучебные умения и навыки(информационная, интеллектуальная зона)


учебно-организационные Оптимальная организация ученических мест, места педагога; наличие ТСО.

учебно-информационные


Наличие постоянных и сменных учебно-информационных стендов:

  • рекомендации по проектированию учебной деятельности;
  • по организации и выполнению домашней работы;
  • по тестированию;
  • экран результативности;
Памятки для учащихся, справочники, энциклопедии.

учебно-интеллектуальные Схемы, модели, занимательные стенды по предметам или темам; ребусы, кроссворды, уголок «Почемучек», «А знаете ли вы…?»

учебно-коммуникативные Памятки или стенды по формированию речевых стереотипов, памятки по написанию сочинений, изложений, по работе с текстом и т. д.


Слайд 29 Кабинет позволяет активизировать содержание образования на разных уровнях:

репродуктивном Раздаточный материал для упражнений тренировочного характера.

частично-поисковом Разнообразный дидактический и раздаточный материал.

творческом

самостоятельная работа Материал для организации дифференцированной работы на уроках, организации самоподготовки в ГПД.

Образовательная среда кабинета не является однозначным и наперед заданным условием. Она будет начинаться там, где будет происходить встреча педагогов, родителей с детьми и подростками, где они совместно начнут проектировать и строить эту среду. Большинство кабинетов нельзя создать за короткое время. Создание кабинета - дело очень сложное, кропотливое, требующее терпения и времени. Это общий труд единомышленников: педагогов, родителей, учащихся. И сегодня уже никто из учителей не сомневается в том, что хорошо оформленный и оснащенный кабинет способствует позитивным переменам в организации учебно-воспитательного процесса. Работать в таком кабинете легче, потому что учитель имеет возможность значительно сократить время на подготовку урока, может больше внимания уделить методической и дидактической оснащенности обучения и воспитания, повышая тем самым свой профессионализм и культуру труда. Кабинет начальных классов похож на трансформер: он многолик, легко превращается из мастерской в театральную площадку, здесь поют, рисуют, сочиняют, клеят, шьют, декламируют… Здесь живут! Все компоненты среды общего и дополнительного образования будут проектироваться и строиться таким образом, чтобы обеспечивать комфортную и безопасную, здоровую и дружественную, доступную и развивающую среду. Только такая образовательная среда будет функционировать в школе как среда развития детской одаренности. Слайд 30 Документация кабинета

паспорт кабинета Функциональное назначение имеющегося в нем оборудования, приборов, технических средств, наглядных пособий, учебников, методических пособий, дидактических материалов и т.д.

Инвентарная ведомость на имеющееся оборудование Приложение.

Правила пользования учебным кабинетом учащимися Приложение. Правила техники безопасности
Акт о приёмке учебного кабинета

План работы на учебный год и перспективу Приложение.


Подводя итог, можно утверждать, что традиционные ресурсы, используе­мые для создания кабинета, могут и должны дополняться и расширятся за счет профессионального, творческого и научного поиска учителя, реализуя тем са­мым современные педагогические подходы в организации образовательного процесса. При этом принципиально изменяется и качество образовательного взаимодействия учащихся, учителя и образовательной среды. СЛАЙД 31 Спасибо за внимание с новым учебным годом, творческих успехов



© 2010-2022