- Преподавателю
- Начальные классы
- Выступление на ГМО учителей начальных классов на тему Специфика кабинета начальных классов
Выступление на ГМО учителей начальных классов на тему Специфика кабинета начальных классов
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Мухина Л.Н. |
Дата | 02.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Выступление на ГМО
Слайд 1 СПЕЦИФИКА КАБИНЕТА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В соответствии со стратегией модернизации российского образования Образовательное пространство школы, формируется на основе компетентностного подхода. Задача состоит в разработке и адаптации образовательной программы как основы образовательно-воспитательной программы конкретной школы. В современных условиях мы понимаем, что знания - это не цель, а средство достижения другой цели - развития ребенка. Развитие - это не само знание, а умение его добывать, им пользоваться, умение его анализировать. Современные подходы к организации образовательного процесса предполагают реализацию социальных запросов общества. Социализация ученика происходит за счет обеспечения образовательного взаимодействия ученика с учителем, ученика с учеником, ученика с самим собой и информационной средой и образовательными объектами. Средой образовательного взаимодействия и становится современный кабинет. Каково содержание учебно-методического комплекса кабинета начальных классов и как оно может быть изменено? Каким он может стать, отличаясь от общепринятого представления? Традиционно ученики начальных классов обучаются в России в условиях кабинетной системы. Школьный учебный кабинет за последние десятилетия успешно эволюционирует от стандартного места трансляции ЗУНов к пространству, обеспечивающему разнообразную деятельность учеников, различные формы взаимодействия в системах «учитель - ученик» и «ученик - ученик Изменения в законодательных актах, касающихся содержания, оборудования и условий работы в кабинетах, отражают практически все аспекты модернизации образования. СЛАЙД 2 Нормативная база Так, валеологические параметры оценки кабинета становятся все разнообразнее, соответствуя экологическим требованиям к условиям организации пространства жизнедеятельности, а значения этих параметров, напротив, сужаются, конкретизируя оптимальные условия для участников образовательного процесса. Эти требования для учителя представляют инвариантную составляющую, выполнение которой строго оценивается при проведении внутришкольного контроля, в работе аттестационных комиссий и отслеживается членами жюри смотров и конкурсов. В то же время в требованиях к средствам и оборудованию кабинета все чаще прослеживается предоставление учителю права выбора дидактических средств для реализации целей, которые отражены в образовательных стандартах. Однако реализация любого права выбора на практике требует как минимум достаточную вариативность объектов, из которых предлагается свободно выбирать, и владение выбирающим субъектом адекватными целям способами выбора оптимального варианта из возможных. Первое условие - вариативность объектов - зависит не только от учителя, но и от возможностей конкретной школы. Критерии выбора оптимального варианта оборудования, дидактического обеспечения, основ для систематизации оснащения кабинета - это прерогатива самого учителя. Специфика оформления кабинета начальной школы основана на особенностях работы учителя, преподающего практически все учебные предметы, за исключением физической культуры, музыки, иногда ИЗО и технологии, а также заключается в особенностях восприятия учебного материала младшими школьниками. Сегодня уже недостаточно иметь комплект стандартных парт, учительский стол, классную доску и набор готовых таблиц. В современном учебном кабинете всё должно быть удобным и мобильным: парты «растут» вместе с учениками, доска - магнитная, маркерная, интерактивная. Место учителя - это не только письменный стол, но и обязательный на сегодняшний день комплект ТСО: музыкальный центр, персональный компьютер (а в некоторых кабинетах - телевизор с видеомагнитофоном). В классной библиотеке уже не обойтись без энциклопедий и словарей. Управление учебным кабинетом как составляющая профессиональной системы компетенций современного учителя начальной школы - это важный предмет разработки и исследования современной концептуальной педагогики. Успешность любого управления в первую очередь зависит от того, насколько четко управленец представляет себе цели своей деятельности. Как учитель формулирует свои цели в процессе управления кабинетом? Чем для него является кабинет: местом трансляции обязательных ЗУНов или пространством педагогического общения? В конечном счете все возможные вопросы, исследующие эту проблему, можно свести к одному: чьи интересы должен учитывать и обеспечивать учитель в своей деятельности по управлению учебным кабинетом? Практика показывает, что вопрос не так банален, как кажется с первого взгляда. Часто учитель грамотно, правильными словами объясняет, что означает субъектность ученика, но в своем кабинете продолжает быть верным традициям фронтальной работы и в процессе внутришкольного контроля, представляя свой кабинет, демонстрирует, насколько удобно в нем преподавать, но не насколько удобно и комфортно в кабинете учиться. В одном из исследований было выявлено, что до 30 % учителей начальной школы, организуя пространство и планируя развитие кабинета, исходят только из логики предметной дидактики начальной школы.
Слайд 3 Кабинет должен помогать помогает реализовать цели:
образовательную Наличие комплекта дидактических материалов, тестов, раздаточных материалов, таблиц, учебников, типовых заданий.
развивающую
воспитывающую Российская атрибутика, информационный материал на нравственные темы.
- содержать информационное обеспечение (ученик должен иметь возможность знать);
- быть обеспечен средствами, которые помогают поддерживать комфортные условия протекания познавательной деятельности учеников с разными особенностями психофизиологической сферы (ученик должен иметь условия для проявления своих психофизиологических и психических возможностей, особенностей своих внутренних ресурсов, которые в совокупности составляют его могу);
- обеспечивать условия, инициирующие и поддерживающие мотивацию к изучению разных предметов (ученику надо помочь осознать и развить собственный интерес к изучению этих предметов).
- быть обеспечен средствами, обучающими ученика практическим предметным, меж- и надпредметным навыкам (ученик должен иметь возможность научиться уметь);
- Поурочное планирование, разработки уроков и материалы к ним, в том числе практические и тестовые задания, дидактические материалы:
- карточки для самостоятельных и групповых занятий;
- набор заданий контрольных работ в нескольких вариантах;
- карточки индивидуальных заданий;
- творческие работы учащихся
- Методическая и справочная литература для учителя, литература по вопросам психологии, педагогики и т. д.; литература для учеников:
- учебно-методические комплекты;
- дополнительная литература по предмету;
- словари и т. д;
- Наглядные пособия (таблицы, схемы, графики), комплекты карт, планы, атласы, работы учащихся, предметы, муляжи, игрушки, применяемые в качестве наглядных пособий; тематические и предметные картины.
КОМПОНЕНТЫ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ : Слайд 7 Социальный, предметно-пространственный, технологический, информационный. Слайд 8 Социальный компонент творческой образовательной среды - это, прежде всего, характер общения субъектов образовательного процесса. Социальный компонент творческой среды может включать в себя: - эмоционально насыщенную доброжелательную среду, которая позволит детям считать школу действительно значимым вторым домом, в котором каждый будет иметь свое место, где он будет проявлять положительное личностное отношение к тем, кто в этом доме находится; -высокий уровень защищенности каждого ребенка от различного рода посягательств на его личность, отсутствие в классе «звезд» и «отверженных»; -уникальную среду личных и личностных взаимоотношений, возникающую при «встрече» детей с педагогами, обладающих высокой культурой, ведущих нравственный образ жизни; -человеческие связи и взаимоотношения, складывающиеся у детей при взаимодействии с учреждениями культуры (библиотеками, музеями, театрами и т.д.), клубами по интересам, досуговыми центрами, расположенными в городе; -опыт взаимопомощи и совместной работы, складывающийся у детей при реализации совместных образовательных и социально-образовательных проектов. Отражение в оборудовании кабинета этого компонента могут стать зона отдыха, классная библиотечка.
Слайд 9-15 Организация деятельности во внеурочное время
библиотечка
- классификация по жанрам или по темам;
- рекомендация, привлекающие учеников к чтению литературы («Прочитай, это интересно…», «Из книги … ты сможешь узнать…»;
- доступное, удобное пользование библиотечкой.
зона отдыха
- наличие специально отведенного места в классе;
- создание условий (мягкая мебель, ковровый настил, игровые наборы, музыкальная релаксация, питьевая вода (обработка посуды!), цветы, рыбки).
Соблюдение санитарно-гигиенических норм
- освещенность;
- состояние мебели;
- размеры проходов и расстояния между предметами: между рядами двухместных столов - не менее 60 см, от столов до продольной стены - не менее 50-70 см, от первой парты до учебной доски - 2,4-2,7 м, наибольшая удаленность последнего места учащегося от учебной доски - 860 см, высота нижнего края учебной доски над полом - 80-90 см,
Слайд 17-18, 19-24 Эстетическое оформление кабинета
цветовое
- желтый цвет - веселое, радостное настроение;
- фиолетовый и синий - неуверенность, мрачный настрой;
- голубой - легкий;
- зеленый цвет - успокаивает, клонит ко сну;
- красный - сила, активность;
- коричневый - жесткий;
- желтый и красный цвет желательно использовать в небольших дозах;
- зеленая передняя стена при желтых боковых стенах создает благоприятные условия для работы;
- ранний возраст - предпочитают красный, пурпурный и розовый
- 9-11 лет - оранжевый и желто-зеленый цвет.
зеленая зона
- многообразие декоративных цветов, желательно в отдельно отведенном месте;
- информационные карточки о цветах.
Санитарно-гигиеническая
- наличие мусорных корзин;
- наличие раковины
Слайд 25 Уголок здорового образа жизни
здоровый образ жизни
- наличие соответствующих стендов, информационных уголков, видеотеки, справочных материалов, рекомендаций, наглядных пособий, инвентаря;
- наличие тренажеров для глаз, софитов над доской;
- мебель в соответствии с ростом (цветовая маркировка).
- правила поведения в чрезвычайных ситуациях.
Слайд 26 Технологический компонент творческой среды будет включать: -деятельностное содержание образования и воспитания, удерживающее баланс между знаниями, умениями и навыками, с одной стороны, и способами мышления, коммуника-ции, деятельности, понимания и рефлексии, с другой стороны, и обеспечивающее социо-культурный и личностный смысл его усвоения; -полную структуру учебной деятельности обучающихся и игровой деятельности воспи-танников, которые реализуются в учебном пространстве, в пространстве общественно и личностно-значимой деятельности и конструктивном пространстве, «запускающие» про-цессы порождения и применения знаний; -художественную, исследовательскую, проектную и управленческую деятельности, которые включают детей в «переоткрытие» важнейших фундаментальных открытий, сделанных человечеством; -задачный способ организации образования и воспитания с использованием компьютер-ных, мультимедийных и интерактивных технологий, обеспечивающий становление ми-ровоззрения, универсальных умений, базовых способностей и ключевых компетентно-стей у детей; -демократичный коммуникативно-деятельностный стиль обучения, способствующий созданию благоприятной дружественной атмосферы в процессе образования и воспита-ния детей.
Слайд 27 Информационный компонент творческой среды включает в себя: -культурное содержание, разворачивающееся в процессе образования и воспитания в учебном пространстве, пространстве общественно и личностно-значимой деятельности, конструктивном пространстве; -правила внутреннего распорядка, личной и общественной безопасности, писанн(н)ые и «неписаные» законы, действующие в классе, традиции детского и взрослого сообщества, фактически принятые нормы отношения к людям и их мнению, обеспечивающие оптимальные условия для организации «человеческой» жизни в классе;
-мировоззренческие газета
Слайд 28 Кабинет позволяет развить общеучебные умения и навыки(информационная, интеллектуальная зона)
учебно-организационные Оптимальная организация ученических мест, места педагога; наличие ТСО.
учебно-информационные
Наличие постоянных и сменных учебно-информационных стендов:
- рекомендации по проектированию учебной деятельности;
- по организации и выполнению домашней работы;
- по тестированию;
- экран результативности;
учебно-интеллектуальные Схемы, модели, занимательные стенды по предметам или темам; ребусы, кроссворды, уголок «Почемучек», «А знаете ли вы…?»
учебно-коммуникативные Памятки или стенды по формированию речевых стереотипов, памятки по написанию сочинений, изложений, по работе с текстом и т. д.
Слайд 29 Кабинет позволяет активизировать содержание образования на разных уровнях:
репродуктивном Раздаточный материал для упражнений тренировочного характера.
частично-поисковом Разнообразный дидактический и раздаточный материал.
творческом
самостоятельная работа Материал для организации дифференцированной работы на уроках, организации самоподготовки в ГПД.
паспорт кабинета Функциональное назначение имеющегося в нем оборудования, приборов, технических средств, наглядных пособий, учебников, методических пособий, дидактических материалов и т.д.
Инвентарная ведомость на имеющееся оборудование Приложение.
Правила пользования учебным кабинетом учащимися Приложение. Правила техники безопасности
Акт о приёмке учебного кабинета
План работы на учебный год и перспективу Приложение.
Подводя итог, можно утверждать, что традиционные ресурсы, используемые для создания кабинета, могут и должны дополняться и расширятся за счет профессионального, творческого и научного поиска учителя, реализуя тем самым современные педагогические подходы в организации образовательного процесса. При этом принципиально изменяется и качество образовательного взаимодействия учащихся, учителя и образовательной среды. СЛАЙД 31 Спасибо за внимание с новым учебным годом, творческих успехов