- Преподавателю
- Начальные классы
- Развитие речевого творчества учащихся средствами искусства
Развитие речевого творчества учащихся средствами искусства
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Зайцева Т.С. |
Дата | 05.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
6
Развитие речевого творчества учащихся средствами искусства
В основе модернизации образования лежат идеи гуманистического воспитания, направленные на развитие целостной личности, где на первый план выступает ценность человека, которая воплощена, прежде всего, в его индивидуальности, уникальности, неповторимости, что неразрывно связано с проблемой творчества. Проблема развития речевого творчества детей средствами искусства является актуальной на протяжении долгих лет. Многие исследователи и педагоги отмечают, что речь играет уникальную роль в становлении и развитии личности человека, начиная с дошкольного детства. Одновременно она является важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, служит основным каналом приобщения ребенка к ценностям духовной культуры, выступает необходимым условием воспитания и обучения. Как показали многолетние наблюдения за процессом речевого развития дошкольников и младших школьников, у большинства детей не развита способность правильно воспринимать художественную информацию, адекватно выражать словами эмоционально-чувственную отзывчивость, описывать художественный образ, используя в речи изобразительно-выразительные средства языка. По мнению многих исследователей в области педагогики, психологии, лингвистики (Н.Д. Арутюнова, М.М. Бахтин, Л.И. Божович, Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, Н.В. Гавриш, Л.Н. Колунова и др.), именно произведения искусства, в частности живопись, музыка и литература, признаны действенными средствами, способствующими формированию и развитию целостной, активно творческой личности. Исследователи подтверждают и тот факт, что развитие речевого творчества необходимо осуществлять в период дошкольного и младшего школьного возраста, так как происходит активное становление и развитие таких психических процессов, как мышление, воображение, речь, память, восприятие. Применение произведений живописи, музыки и литературы в процессе обучения оказывает позитивное влияние на проявление интеллектуальных напряжений при создании творческих продуктов. Таким образом, обучение, должно представлять целенаправленный процесс, способствующий эффективности развития речевого творчества детей средствами искусства, который, в свою очередь, является подготовительной ступенью в развитии устной и письменной речи учащимися в средних и старших классах.
Цели обучения:
- формирование интереса к художественному образованию;
- развитие эмоционально-волевой сферы, познавательной активности; развитие творческой индивидуальности;
- воспитание эстетической культуры.
Процесс обучения осуществляется на уроках развития речи, разделенных на четыре цикла:
- «Красота вокруг нас»,
- «Природа и искусство»,
- «Воспитываем искусством»,
- «Волшебные узоры Украины».
Для достижения эффективности речевого развития детей на уроках применялись такие художественные произведения, которые отвечали критериям:
- высокохудожественной ценности произведения;
- доступности уровню восприятия детей;
- возможности в понимании средств художественной выразительности и использовании этих средств в речи ребенка.
Урок по теме «Вальс цветов» из цикла «Красота вокруг нас».
Цель: создание речевого высказывания на основе проявления творческого воображения.
Задачи:
- развивать творческое воображение и образность мыслей;
- совершенствовать умение в построении связной речи;
- активизировать словарь учеников с помощью разнообразных лексических средств;
- воспитывать эстетическую культуру чувств.
Оборудование: фонограмма - «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского; репродукция картины художника А. Пластова «Колокольчики и ромашки»; стихотворения русских поэтов.
Вступительная беседа. Природа удивительна и неповторима своим многообразием, своей красотой, своей волшебной силой. Посмотрите вокруг. Что необычного вы видите в нашей комнате? (Много различных растений.) Где можно встретить эти растения? (В лесу, саду, на лугу.) Назовите их. (Колокольчики, ромашки, гвоздики, васильки, луговая травка и т.д.) Эти растения не похожи друг на друга, каждый цветок, каждая травинка красивы по-своему. Растения могут разговаривать с нами на языке чувств. Посмотришь на ромашку, или на белоствольную березку, или на золотой колосок, качающийся в поле, так и охватывают тебя чувства радости, счастья, безграничной любви к этой красоте.
Расскажите, какие цветы вам больше нравятся? Почему? (Примеры некоторых высказываний учеников). Мне нравятся весенние цветы одуванчики. Их желтые головки похожи на маленькое солнышко. Смотришь на пушистый цветок, и сразу становится радостно. Из всех цветов мне нравится белая луговая ромашка. Словно яркие звездочки, рассыпались эти цветы по всему лугу. Этот цветок очень нежный и красивый. Я часто любуюсь этим цветком.
Вы хотите побывать на летнем лугу и увидеть эти цветы? В этом нам поможет художник Аркадий Александрович Пластов и его картина «Колокольчики и ромашки». (Ученики рассматривают репродукцию картины.) (Блок вопросов, задаваемых ученикам, отражает образное видение воспринимаемого объекта, эстетическое отношение к нему.) - Что изобразил художник на своей картине? (Художник изобразил красивый летний луг. Белые, голубые, розовые, желтые цветы рассыпались по всему лугу. Зеленая мягкая трава закрывает каждый цветок от яркого солнышка.) - Каким увидел художник летний луг? (Красивым, ярким, праздничным, сказочным, волшебным, он играл разными краска ми и т.д.) - Какое настроение чувствуется в картине? (Эта картина наполнена радостным, веселым, ликующим, бодрым настроением, чувством и т.д.) - Какие краски подчеркивают красоту этой картины? (Ярко-розовые, нежно красные, бело-голубые, зеленые, желтые краски говорят о красоте летнего луга.) - Какие чувства вызывает у вас этот пейзаж? (Этот пейзаж вызывает у меня радостные и светлые чувства. Я чувствую нежный аромат летнего луга и т.д.)
Учитель предлагает ученикам выполнить задание творческого характера: придумать название этой картине. Ученики предлагают следующие названия картине:
- Красивый луг.
- Волшебный луг.
- Сказочный луг.
- Удивительные цветы.
- Очаровательные цветы.
- Луговая сказка.
Для обогащения образного видения объекта и наблюдения над языковыми средствами ученикам предлагалось послушать стихотворения русских поэтов о цветах.
Одуванчик Как прохладно в чаще еловой! Я цветы в охапке несу. Одуванчик белоголовый, Хорошо ли тебе в лесу? Ты растешь на самой опушке, Ты стоишь на самой жаре, Над тобою кукуют кукушки, Соловьи поют на заре. И гуляет ветер душистый И роняет листья в траву... Одуванчик, цветок пушистый, Я тебя тихонько сорву.
И. Никитин
Васильки Их видимо-невидимо, не сосчитаешь их! И кто их только выдумал, веселых, голубых? Должно быть, оторвали от неба лоскуток, Чуть-чуть поколдовали и сделали цветок.
И. Токмакова
Колокольчики Колокольчики мои, цветики степные! Что глядите на меня, темно-голубые? И о чем звените вы в день веселый мая, Средь некошеной травы головой качая!
А.К. Толстой
- Какими словами описывают поэты цветы? Найдите их в тексте (одуванчик белоголовый, цветок пушистый, колокольчики мои, цветики степные). Придумайте сами образные слова для описания цветка. (Серебристый колокольчик, золотой одуванчик, кудрявая ромашка, веселый василек, гордый одуванчик и т.д.) Подберите слова, которые передают красоту этих цветов? (Изумительный, восхитительный, сказочный, великолепный и т.д.)
Для проявления творческого воображения предлагается ученикам выполнить следующее задание: «Придумайте рассказ о цветах, дайте название своему рассказу».
Создать настрой на активную, образно-мыслительную деятельность позволяет воображаемая ситуация: «Представьте, что вы попали на летний луг. Пройдешь босиком по такому лугу, почувствуешь великолепный аромат цветов, упадешь на спину, закинешь голову, раскинешь руки и... понесут тебя звуки душистой травы в заколдованную сказку цветов…»
Учитель предлагал лечь на ковер и послушать «Вальс цветов» П.И. Чайковского. Закройте глаза, раскиньте руки, и пусть звуки музыки и аромат цветов понесут вас на летний луг. Вопросы после прослушивания музыкального фрагмента: - Какая музыка по своему характеру прозвучала? (Нежная, немного игривая, ласковая, волнительная и т.д.) - Какие чувства испытывали вы, когда слушали эту музыку? (Нежности, трепета, волнения, очарования и т.д.) - Какую картину природы помогла вам представить музыка?
После прослушивания учитель предлагает ученикам выполнить работу в творческих альбомах по теме урока и составить рассказ по своему рисунку, дать ему название. (Примеры некоторых творческих рассказов учеников).
Сказочный луг Однажды солнечным ранним утром я оказалась на сказочном лугу. Чудесные летние цветы уже раскрыли свои причудливые лепестки. Маленькие капельки росы, словно слёзки, поблёскивали на цветах. Дунул лёгкий ветерок, и поплыл над лугом душистый аромат. Зазвенели голубые колокольчики, приветливо наклонили свои белые головки ромашки. Весело кружатся пчёлы над каждым цветком. Сколько радости и удовольствия дарят эти прекрасные цветы.
Удивительный цветок На сказочной летней поляне вырос удивительный цветок - колокольчик. «Какой прекрасный день!» - сказал цветочек. Солнечный лучик нежно ласкал его лепестки. Подул нежный ветерок, и закачался, зазвенел голубой цветок. Своим хрустальным звоном разбудил он все цветы на поляне. «Посмотрите, какой красивый наряд у нашего друга, словно кусочек синего неба», - весело говорили цветы. Обрадовались цветы новому другу и закружились в веселом летнем танце.
Итак, использование произведений искусства на уроках развития речи помогает ученикам не только увидеть, услышать, понять и почувствовать богатство и разнообразие окружающего мира, но и развивает умение находить и активно использовать в речи изобразительно-выразительные средства языка, правильно стилистически излагать свои мысли и чувства.