Урок по литературному чтению

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок по литературному чтению в 4 классе

УМК «Школа России»

Учитель начальных классов:Терентьева Ольга Леонидовна

Тема: Басня Л.Н.Толстого «Как мужик убрал камень».

Цели урока: расширить знания учащихся о творчестве Л. Н. Толстого, обучать правильному чтению; развивать речь, память.

Задачи:

предметные

-изучить басню Л.Н.Толстого «Как мужик убрал камень»,

-сформировать понятие о басне, о морали басни.

метапредметные

-сформировать опыт творческой деятельности;

-развивать интерес к художественному слову,

-развивать умение выразительно читать,

-развивать способность сравнивать, анализировать, обобщать;

личностные

-воспитывать нравственные качества личности: трудолюбие, непринятие лецимерия, неприятие лести, уважение к мнению других.

Оборудование: Экран, мультимедийный проектор, презентация по теме урока, портрет Л.Н.Толстого, учебник 4 класса «Литературное чтение» Л.Ф. Климанова , иллюстрация к басне Л.Н.Толстого «Как мужик убрал камень», карточки для выполнения заданий в группах (2 вида) и для этапа рефлексии.

Технологическая карта урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Самоопределение к

деятельности.

Организационный момент.

Включение в рабочий ритм.

-Ребята, я предлагаю вам встать в круг и взяться за руки.

-Что вы ощущаете?

-Это поддержка ваших товарищей сегодня на уроке.

-Ведь нам сегодня необходимо показать гостям, как вы умеете читать, рассуждать, дружно работать.

Подготовка класса к работе

Дети встают вкруг, взявшись

за руки.

-Тепло

Личностные: самоопределение;

регулятивные: Целеполагание;

коммуникативные:

планирование учебного

сотрудничества с учителем и сверстниками

2.Актуализация знаний и

фиксация затруднений в

деятельности.

Выявляет уровень знаний.

Определяет типичные недостатки.

- Какой раздел изучаем на уроке литературного чтения?

- Какие произведения мы относим к классике?

- Произведения каких русских классиков читали на уроках?

Проверка домашнего задания по произведению Л.Н. Толстого «Детство»: пересказ автобиографического рассказа или сочинение про маму

- Чем запомнился вам рассказ маленького мальчика?

- Что вы чувствуете, когда слышите слово «мама»?

Работа с терминами в группах на карточках

-Объединитесь в группы. Прочитайте и соедините стрелочками правильное определение жанров литературы

Выполняют задание,

тренирующее отдельные

способности к учебной

деятельности, мыслительные

операции и учебные навыки

- Классики

-Выдающиеся, образцы литературы и искусства

- А.С. Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Л.Н. Толстого

(презентация»Русские классики»

Слайд»Критерии оценивания»

(после каждого этапа урока самооценивание и взаимооценивание учащихся)

-конкурс сочинений

-обмен мнений о чувствах ,вызываемых словом «мама»

-чей синквейн лучше?(сигнальные карточки)

- Отношение к матери, к родителям, ко всем людям

Составление синквейна к слову «мама»

(на листочках)

Работают в группах. Определяют по объяснению вид жанра:

Басня - краткий иносказательный, нравоучительный рассказ, стихотворение.

Пословица - краткое народное изречение с назидательным смыслом.

Быль - рассказ о действительном происшествии.

мен

3.Постановка учебной

задачи.

Активизирует знания учащихся.

Создаёт проблемную ситуацию.

- Как понимаете определение «басня»: что значит «краткий»? «иносказательный»? «нравоучительный»?

- Сравните с понятием «пословица»

- Как может быть написана басня?

-Кто из классиков написал огромное количество басен в виде стихотворений?

- Какую особенность написания басен мы выделяли, когда читали басни Крылова?

- Что такое мораль басни?

- Сегодня мы будем читать басню Толстого «Как мужик убрал камень». Какую цель поставим перед собой?

Ставят цели, формулируют

(уточняют) тему урока

-Короткий

Смысл спрятан, о нём нужно догадаться

Поучительный, воспитывающий

- П. изречение - предложение, более короткий жанр, но тоже поучительный

- Как рассказ или стихотворение?

- Иван Андреевич Крылов.

- Искали мораль.

-Главная поучительная мысль

- Найти мораль басни.

Регулятивные: целеполагание;

познавательные: общеучебные:

самостоятельное выделение -

формулирование

познавательной цели;

логические: формулирование проблемы

4.Построение проекта

выхода из затруднения.

Организует учащихся по

исследованию проблемной ситуации.

- О чем может идти речь в басне?

- Как узнаем мораль басни?

Составляют план достижения

цели и определяют средства

(алгоритм, модель и т.д.)

Дети высказывают свой предположения

- Прочитаем басню.

Обсудим поведение героев.

Регулятивные: планирование,

прогнозирование;

познавательные-

моделирование, логические -

решение проблемы, построение

логической цепи рассуждений,

доказательство, выдвижение

гипотез и их обоснование;

коммуникативные -

инициативное сотрудничество в

поиске и выборе информации.

5.Первичное закрепление.

Устанавливает осознанность

восприятия. Первичное обобщение.

Организация первичного ознакомления с текстом

- Есть ли такие слова, которые непонятны?

Объясните значение слов:

Инженер - специалист с высшим техническим образованием.

Порох - взрывчатое соединение или смесь.

Большой каток - машина для утрамбовки и уплотнения грунта, асфальта),

Подле камня (возле).

Выдумка - вымысел, изобретение.

-О какой проблеме говорится в басне?

-Что предложил 1 инженер?

Что предложил 2 инженер?

-Что больше 6 тыс. или 8 тыс. и на сколько?

-Что предложили бы вы, если оказались в группе инженеров?

-Как решил эту задачу мужик?

-Почему ему дали еще 100 руб?

-Как вы себе представляете мужика?

-Какими чертами характера обладал мужик?

- В чём заключается главная мысль - мораль басни Льва Николаевича?

- Прочитайте пословицы. Какая из них более точно передаёт мораль прочитанной басни?

Решают типовые задания с

проговариванием алгоритма

вслух

Чтение сильным учеником

Остальные учащиеся следят за чтением и отмечают непонятные слова.


-В одном городе лежал огромный камень. Камень занимал много места и мешал езде по городу.

-Один инженер сказал, что камень надо разбивать на куски порохом и потом по частям свезти его, и что это будет стоить 8000 рублей; другой сказал, что под камень надо подвести большой каток и на катке свезти камень, и что это будет стоить 6000 рублей.

-«Я выкопаю подле самого камня большую яму; землю из ямы развалю по площади, свалю камень в яму и заровняю землею».

-За умную выдумку.

- Умный, смекалистый, находчивый, не жадный

Важна не столько сила, сколько смекалка. Главное ум, а не сила.

Читают пословицы, делают выбор и аргументируют свой ответ:

1. Сколько голов, столько умов.

2. Ума за морем не купишь, коли дома его нет.

3.Сила ломит всё, а ум силу.

4. Мало что хотеть, надо знать да уметь.

5. Ленивые руки не родня умной голове.

6. Каков мастер, такова и работа.

7. Недаром говорится, что дело мастера боится.

Регулятивные: контроль, оценка,

коррекция; познавательные:

общеучебные -умение

структурировать знания, выбор

наиболее эффективных способов

решения задания, умение

осознанно и произвольно

строить речевое высказывание,

рефлексия способов и условий

действия; коммуникативные:

управление поведением

партнёра - контроль, коррекция,

оценка действий партнёра.

6.Самостоятельная работа с

самопроверкой по эталону.

Организует деятельность в группах по

применению новых знаний.

1группа: Прочитайте басню по ролям и определите её мораль

2 группа: Прочитайте басню по ролям. Какое произведение она вам напоминает? Сравните эти две басни.

3 группа: Прочитайте басню по ролям. Определите мораль этой басни. Вспомните русскую народную пословицу, которая бы отражала мораль этой басни.

Самостоятельная работа.

Осуществляет самопроверку,

пошагово сравнивая с эталоном.

Басни для выполнения задания по группам:

1: Отец и сыновья

Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принесть веник и говорит:

- Сломайте!

Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту.

Они легко переломали прутья поодиночке.

Отец и говорит:

- Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться да все врозь - вас всякий легко погубит.

2: Ворон и лисица

Достал ворон кусок мяса и сел на дерево. Увидела это лисица, захотелось и ей мяса. Подошла она и говорит:

- Эх, ворон, как посмотрю на тебя - такой ты красивый, что тебе только царём и быть. И верно, был бы царём, если б ещё и петь умел.

Ворон разинул рот и закричал изо всех сил. Мясо упало, лисица его подхватила и говорит:

- Ах, ворон! Если б тебе ещё ума побольше, быть бы тебе царём.

3: Рыбак и рыбка

Поймал рыбак рыбку. Рыбка и говорит:

- Рыбак, пусти меня в воду; видишь, я мелка: тебе от меня пользы мало будет. А пустишь, да я вырасту, тогда поймаешь - тебе пользы больше будет.

Рыбак и говорит:

- Дурак тот будет, кто станет большой пользы ждать, а малую из рук упустит.

Регулятивные: контроль,

коррекция, выделение и

осознание того, что уже усвоено

и что ещё подлежит усвоению,

осознание качества и уровня

усвоения; личностные:

самоопределение.

7.Рефлексия деятельности

(итог урока)

Организует рефлексию

-Продолжите предложения:

Я задумался …

Я понял…

Организует рефлексию

Осуществляют самооценку

собственной учебной

деятельности, соотносят цель и

результаты, степень их

соответствия

Зачитывают свои впечатления

Проговаривают ответы устно, сдают листочки

Коммуникативные: умение с

достаточной полнотой и

точностью выражать свои мысли;

познавательные: рефлексия;

личностные:

смыслообразование.

8. Домашнее задание

Объясняет выполнение домашнего задания

1: Пересказ басни с. 121

2: Найти и приготовить выразительное чтение другой басни Л.Н. Толстого

3. Сочинить басню на тему «Один ум - хорошо, а два - лучше»

Чтоб урок прошёл не зря

Вам желаю я, друзья,

Чтоб вы с книжками дружили

И воспитанными были!

По выбору записывают домашнее задание в дневник

Личностные:

Самоопределение, умение делать выбор.

7

© 2010-2022