- Преподавателю
- Начальные классы
- Факультативное занятие по Логике
Факультативное занятие по Логике
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Колова Л.В. |
Дата | 27.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Колова Л.В.
учитель начальных классов
КГУ «Школа - гимназия № 10» акимата города Рудного
Факультативное занятие по Логике
4 класс
Тема: Алгоритм.
Образовательные цели:
-
способствовать развитию наблюдательности, умения анализировать, сравнивать, делать выводы;
Развивающие цели:
-
способствовать развитию наблюдательности,
-
умения анализировать,
-
сравнивать, делать выводы;
Воспитательные цели:
-
воспитывать такие качества личности, как познавательная активность, самостоятельность, упорство в достижении цели.
-
побуждать учеников к само-, взаимоконтролю, вызывать у них
-
потребность в обосновании своих высказываний.
Ход урока
1. Организационный момент.
-
А начать сегодняшний наш с вами урок я хочу со слов из знаменитого произведения Льюиса Кэррола "Алиса в стране чудес":
-
"Алиса спрашивает у кролика:
Куда мне надо идти?
Мудрый кролик ей отвечает:
Все зависит от того, куда Вам надо прийти"
- Как понимаете эти слова?
-
Эти слова имеют глубокий смысл. Зачастую мы не находим решения задачи или какой-нибудь проблемы из-за того, что не можем выстроить правильно последовательность своих действий. Умный человек знает: чтобы не попасть впросак и добиться желаемой цели, нужно заранее продумывать и планировать свои действия. А как это сделать?
-
(Нужно составить план.)формулируют сами
2. Мозговая гимнастика.
Но сначала нам нужно подготовиться к этой работе. Я предлагаю вам выполнить мозговую гимнастику.
-
Качание головой (Упр. стимулирует мыслительные процессы):
Дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперед. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи.- 30секунд
-
«Ленивые восьмёрки» (Упр. активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания):
Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмёрки» по три раза каждой рукой, а теперь обеими руками.
-
«Шапка для размышлений» (улучшает внимание, ясность восприятия и речь)
«Наденьте шапку», т. е. мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза.
-
«Зоркие глаза» (Упр. служит для профилактики нарушений зрения):
Глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелки и 6 кругов против часовой стрелки.
-
«Стрельба глазами» (Упр.служит для профилактики нарушений зрения):
Двигайте глазами вправо - влево, вверх - вниз по 6 раз.
2. Ознакомление с новым материалом.
Детальный план действий имеет своё определение.
А чтобы узнать какое - это определение нам с вами нужно решить задачу.
(Работа по карточкам в парах.)
-
Запиши в конце линии ту букву, которая стоит в начале.
Какое слово получилось? ____________________
АЛГОРИТМ
2) Детальный план действий - это и есть алгоритм. Вот мы и подошли к теме нашего урока, к понятию "Алгоритм"
-А чему мы будем с вами учиться? (составлять алгоритм)
-Запомните цели нашего урока:
- учиться выделять шаги действия и составлять алгоритм.
3) Работа по толковому словарю Ожегова.
5-6 книг Работа в группах
- Найдите значение слова АЛГОРИТМ
Слово "алгоритм" происходит от имени выдающегося арабского математика Аль-Хорезми. Он сформулировал правила сложения чисел, которые в его честь были названы алгоритмами.
В природе все взаимосвязано, все на все влияет, и все зависит друг от друга. Складываются сложные цепочки событий. Если вынуть хоть одно звено, вся цепочка разорвется. Что будет, если из всем известного дела - заваривания чая - выбросить только одно действие: не наливать воды в чайник, когда ставить его на плиту?
Результат - расплавленный чайник. Или - не класть в чайник заварку.
Результат - вместо ароматического чая будет противный кипяток.
Надо научиться выстраивать в нужном порядке все звенья какой-нибудь жизненный или математической задачи, надо научиться предугадать, что будет, если случиться то-то и то-то.
3. Практическая работа.
1) Составление алгоритма задачи.
- А теперь составим алгоритм задачи. А кто нам поможет в этом, догадайтесь сами.
Загадка: Появился во дворе
Он в холодном декабре.
Неуклюжий и смешной
У катка стоит с метлой.
К ветру зимнему привык
Наш приятель … Снеговик. (слайд №3)
И так составим алгоритм задачи «Слепить снеговика».
Алгоритм можно записать по-разному. Как вы думаете? (Словами, рисунками.)
2) Шаги алгоритма можно записать словами. Шаги будем нумеровать, чтобы выполнить их последовательно один за другим.
(Работа в группах.)
Алгоритм «Снеговик». Слайд
-
Слепить из снега большой шар и положить его на землю.
-
Слепить шар меньше первого, и положить его на первый шар.
-
Слепить третий шар, меньше второго, и положить его на второй шар.
-
Надеть ведро на третьем шаре.
-
Сделать глаза из угольков на третьем шаре.
-
Воткнуть морковку между угольками.
Вот снеговик и готов.
- Как называется этот способ записи алгоритма?
Этот способ записи алгоритма называется словесным.
Эти действия можно изобразить с помощью рисунков.
Перед вами 6 прямоугольников: столько, сколько шагов в алгоритме. В каждом прямоугольнике нарисуйте очередной шаг алгоритма.
(Учащимся раздаются прямоугольники, они рисуют шаги алгоритма - самостоятельная работа).
- Все нарисовали? Молодцы!
Теперь, глядя на ваши рисунки, любой человек сможет слепить снеговика.
- Так какие способы записи алгоритма мы использовали?
( Словесный и с помощью рисунков)
- А результат получили одинаковый.
Изготовление алгоритма из бумаги.
- Каков теперь будет наш алгоритм? Устно проговаривают и в группах делают.
Физминутка для глаз «Снежинка»
4)Алгоритм с ветвлением.(слайд №4).
Коллективная работа у доски. Задача. Лена попросила Сашу задумать двузначное число и если задуманное число чётное, то разделить его на два и назвать результат. Если задуманное число нечётное, то ничего не делать, а просто назвать это число. - Составьте к данной задаче алгоритм. Подумайте, какой он должен быть.
(С ветвлением) Дети по очереди подбегают и вывешивают карточки алгоритма.
Самостоятельная работа по тетради Петерсон - 3 класс, 1 часть, стр. 112 №14. - Пользуясь алгоритмом, заданным блок - схемой, расшифруй имя и фамилию известного английского писателя. Знаешь ли ты его книги? (Алан Александр Милн)
4. Рефлексия: - Какие цели мы ставили в начале урока?
- Выполнили задуманное?
- Молодцы, нам удалось выполнить цели урока, потому что вы были
внимательны, сосредоточены и активны.
Ребята, у вас на столе лежат две карточки одна красного цвета другая зеленого цвета, поднимите карточку красного цвета, кто понял тему нашего урока, а кто еще не достаточно понял, поднимите карточку зеленого цвета.
5. Домашнее задание: Написать алгоритм : как приготовить любимое блюдо или придумать свой алгоритм (любой).