Факультативное занятие по Логике

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Колова Л.В.

учитель начальных классов

КГУ «Школа - гимназия № 10» акимата города Рудного


Факультативное занятие по Логике


4 класс

Тема: Алгоритм.

Образовательные цели:

  • способствовать развитию наблюдательности, умения анализировать, сравнивать, делать выводы;

Развивающие цели:

  • способствовать развитию наблюдательности,

  • умения анализировать,

  • сравнивать, делать выводы;

Воспитательные цели:

  • воспитывать такие качества личности, как познавательная активность, самостоятельность, упорство в достижении цели.

  • побуждать учеников к само-, взаимоконтролю, вызывать у них

  • потребность в обосновании своих высказываний.

Ход урока


1. Организационный момент.

  • А начать сегодняшний наш с вами урок я хочу со слов из знаменитого произведения Льюиса Кэррола "Алиса в стране чудес":

  • "Алиса спрашивает у кролика:
    Куда мне надо идти?
    Мудрый кролик ей отвечает:
    Все зависит от того, куда Вам надо прийти"

- Как понимаете эти слова?

  • Эти слова имеют глубокий смысл. Зачастую мы не находим решения задачи или какой-нибудь проблемы из-за того, что не можем выстроить правильно последовательность своих действий. Умный человек знает: чтобы не попасть впросак и добиться желаемой цели, нужно заранее продумывать и планировать свои действия. А как это сделать?

  • (Нужно составить план.)формулируют сами

2. Мозговая гимнастика.

Но сначала нам нужно подготовиться к этой работе. Я предлагаю вам выполнить мозговую гимнастику.

  • Качание головой (Упр. стимулирует мыслительные процессы):

Дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперед. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи.- 30секунд

  • «Ленивые восьмёрки» (Упр. активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания):

Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмёрки» по три раза каждой рукой, а теперь обеими руками.

  • «Шапка для размышлений» (улучшает внимание, ясность восприятия и речь)

«Наденьте шапку», т. е. мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза.

  • «Зоркие глаза» (Упр. служит для профилактики нарушений зрения):

Глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелки и 6 кругов против часовой стрелки.

  • «Стрельба глазами» (Упр.служит для профилактики нарушений зрения):

Двигайте глазами вправо - влево, вверх - вниз по 6 раз.

2. Ознакомление с новым материалом.

Детальный план действий имеет своё определение.

А чтобы узнать какое - это определение нам с вами нужно решить задачу.

(Работа по карточкам в парах.)

  1. Запиши в конце линии ту букву, которая стоит в начале.

Факультативное занятие по Логике

Какое слово получилось? ____________________

АЛГОРИТМ

2) Детальный план действий - это и есть алгоритм. Вот мы и подошли к теме нашего урока, к понятию "Алгоритм"

-А чему мы будем с вами учиться? (составлять алгоритм)

-Запомните цели нашего урока:

- учиться выделять шаги действия и составлять алгоритм.

3) Работа по толковому словарю Ожегова.

5-6 книг Работа в группах

- Найдите значение слова АЛГОРИТМ

Слово "алгоритм" происходит от имени выдающегося арабского математика Аль-Хорезми. Он сформулировал правила сложения чисел, которые в его честь были названы алгоритмами.

В природе все взаимосвязано, все на все влияет, и все зависит друг от друга. Складываются сложные цепочки событий. Если вынуть хоть одно звено, вся цепочка разорвется. Что будет, если из всем известного дела - заваривания чая - выбросить только одно действие: не наливать воды в чайник, когда ставить его на плиту?

Результат - расплавленный чайник. Или - не класть в чайник заварку.

Результат - вместо ароматического чая будет противный кипяток.

Надо научиться выстраивать в нужном порядке все звенья какой-нибудь жизненный или математической задачи, надо научиться предугадать, что будет, если случиться то-то и то-то.

3. Практическая работа.

1) Составление алгоритма задачи.

- А теперь составим алгоритм задачи. А кто нам поможет в этом, догадайтесь сами.

Загадка: Появился во дворе
Он в холодном декабре.
Неуклюжий и смешной
У катка стоит с метлой.
К ветру зимнему привык
Наш приятель … Снеговик. (слайд №3)

И так составим алгоритм задачи «Слепить снеговика».

Факультативное занятие по Логике

Алгоритм можно записать по-разному. Как вы думаете? (Словами, рисунками.)

2) Шаги алгоритма можно записать словами. Шаги будем нумеровать, чтобы выполнить их последовательно один за другим.

(Работа в группах.)


Алгоритм «Снеговик». Слайд

  1. Слепить из снега большой шар и положить его на землю.

  2. Слепить шар меньше первого, и положить его на первый шар.

  3. Слепить третий шар, меньше второго, и положить его на второй шар.

  4. Надеть ведро на третьем шаре.

  5. Сделать глаза из угольков на третьем шаре.

  6. Воткнуть морковку между угольками.

Вот снеговик и готов.

- Как называется этот способ записи алгоритма?

Этот способ записи алгоритма называется словесным.

Эти действия можно изобразить с помощью рисунков.

Перед вами 6 прямоугольников: столько, сколько шагов в алгоритме. В каждом прямоугольнике нарисуйте очередной шаг алгоритма.

(Учащимся раздаются прямоугольники, они рисуют шаги алгоритма - самостоятельная работа).

- Все нарисовали? Молодцы!

Теперь, глядя на ваши рисунки, любой человек сможет слепить снеговика.

- Так какие способы записи алгоритма мы использовали?

( Словесный и с помощью рисунков)

- А результат получили одинаковый.

Изготовление алгоритма из бумаги.

- Каков теперь будет наш алгоритм? Устно проговаривают и в группах делают.


Физминутка для глаз «Снежинка»


4)Алгоритм с ветвлением.(слайд №4).

Коллективная работа у доски. Задача. Лена попросила Сашу задумать двузначное число и если задуманное число чётное, то разделить его на два и назвать результат. Если задуманное число нечётное, то ничего не делать, а просто назвать это число. - Составьте к данной задаче алгоритм. Подумайте, какой он должен быть.

(С ветвлением) Дети по очереди подбегают и вывешивают карточки алгоритма.
Самостоятельная работа по тетради Петерсон - 3 класс, 1 часть, стр. 112 №14. - Пользуясь алгоритмом, заданным блок - схемой, расшифруй имя и фамилию известного английского писателя. Знаешь ли ты его книги? (Алан Александр Милн)

4. Рефлексия: - Какие цели мы ставили в начале урока?

- Выполнили задуманное?

- Молодцы, нам удалось выполнить цели урока, потому что вы были

внимательны, сосредоточены и активны.

Ребята, у вас на столе лежат две карточки одна красного цвета другая зеленого цвета, поднимите карточку красного цвета, кто понял тему нашего урока, а кто еще не достаточно понял, поднимите карточку зеленого цвета.

5. Домашнее задание: Написать алгоритм : как приготовить любимое блюдо или придумать свой алгоритм (любой).


© 2010-2022