Выступление на тему: «Современный урок с использованием здоровьесберегающих технологий»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Хренова М.А. учитель начальных классов, МБОУ Таштыпская общеобразовательная средняя школа № 2»

первая квалификационная категория

«Современный урок с использованием здоровьесберегающих технологий» Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально и духовно, но и физически. Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30% детей, приходящих в 1класс имеют отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе их число увеличивается в 4 раза. Число близоруких детей увеличивается с 3,9% до 12,3%, с нервно-психическими расстройствами с 5,6% до 16,4%, с нарушениями осанки с 1,9% до 16,8%. В настоящее время возникло особое направление в педагогике: «педагогика оздоровления». Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровье сберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения. Это может выражаться через непосредственное обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни, привитие детям элементарных навыков гигиены. Через здорововьесберегающие технологии процесса обучения и развития с использованием физкультминуток, проветривании и влажной уборки помещения, ароматерапии и витаминотерапии, через специально организованную двигательную активность ребенка, в процессе реабилитационных мероприятий, а также в работе с семьей. Цель современной школы: подготовка детей к жизни. Каждый школьник должен получить знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни. Достижение данной цели может быть достигнуто с помощью технологий здоровьесберегающей педагогики, которые рассматриваются как совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов. Также эти технологии, несут в себе резервы повышения качества образования, т.к. здоровый ребенок наиболее успешен, у него нет пробелов в знаниях по причине болезни, он легко адаптируется к любым условиям. В нашей школе № 2 широко применяются здоровьесберегающие технологии: школьники начинают день с утренней зарядки, после второго урока проводятся подвижные перемены, после третьего урока - музыкальная переменка. На большой перемене дети имеют возможность поиграть в настольный теннис, посидеть на диване с книжкой, спокойно, не торопясь пообедать. Основной формой организации обучения в школе является урок. Для урочных форм характерно то, что деятельностью учащихся управляет педагог, который в течение строго установленного времени в специально отведенном месте руководит учебным процессом. При этом строго соблюдается частота занятий, их продолжительность и взаимосвязь. Я рассматриваю технологию организации урока в условиях здоровосберегающей педагогики. Прежде всего, валеологически обоснованный урок, должен быть построен с учетом потребностей детей: в саморазвитии, в подражании, приобретении опыта. Я считаю, что основными требованиями в организации качественного урока, должны быть следующие: 1. Построение урока на основе закономерностей учебно- воспитательного процесса с использованием последних достижений передовой педагогической практики с учетом вопросов здоровьесбережения. 2. Обеспечение необходимых условий для продуктивной деятельности с учетом состояния здоровья, особенностей развития, интересов и наклонностей детей. 3. Активизация развития всех сфер личности учащихся. 4. Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности. 5. Эффективное использование средств здоровьесберегающих технологий (физминутки, паузы, коррегирующие упражнения, самомассаж и др.) 6. Обеспечение вариативного использования правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных условий проведения урока. 7. Формирование умения учиться, заботясь о своем здоровье. Идеи педагогики подводят учителя к широкому использованию нестандартных уроков: уроки-игры, уроки-дискуссии, уроки-соревнования, уроки с групповыми формами работы, уроки взаимообучения учащихся, уроки творчества, уроки-конкурсы, уроки-фантазии, уроки-экскурсии и т.д. На своих уроках я соблюдаю гигиенические критерии рациональной организации урока: - плотность урока не менее 60%, но не более 80%. - число видов учебной деятельности 4-7, с чередованием через 7-10 минут и средней продолжительностью не более 10 минут. - число видов преподавания не более 3, с чередованием не позже, чем через 15 минут. - наличие эмоциональных разрядок, благоприятный психологический климат на урок - поза чередуется в соответствии с видами работы. Учитель постоянно следит за правильной посадкой учащихся. - 2-3 физминутки за урок, состоящие из 3 легких упражнений, повторяющихся 3-5 раз. Соблюдая все описанные выше рекомендации, урок будет соответствовать условиям здоровьесбережения.

Остановимся подробнее на физминутках. Физминутки могут проводиться в различной форме и воздействовать на различные органы. 1. Комплекс упражнений « Мы - спортсмены». - Мы плаваем (махи руками вперед, назад.) - Мы - штангисты (ноги на ширине плеч, наклоны, имитируем поднятие штанги). - Мы - бегуны (имитируем ходьбу и бег на месте). - Мы - боксеры (руки в кулак, имитируем удары с резким выдохом). 2. Физические упражнения для формирования правильной осанки. - «Великан». Встать на носочки, поднять вверх руки, тянуть туловище вверх, ходить на месте. - «Обезьянка». Руки вверх, лезем по канату, считаем до пяти, затем руки встряхиваем. - «Военный на параде». Вытянуть руки по швам, прижать их к телу и маршировать как военный, вытягивая носок прямой ноги. Ногу ставить на всю ступню. - «Ворота». Встать спиной друг к другу, поднять вверх руки и взять соседа за руки. Сделать шаг вперед, спину прогнуть назад. 3. Упражнения для укрепления « мышечного корсета». Эти упражнения применяются с целью развития силы и выносливости мышечных групп, обеспечивают функцию прямостояния. Выполнять их нужно медленно, руки полусогнуты. - пальцы сжаты в кулаки, поднимаем руки до уровня плеч. - пальцы сжаты в кулак, руки поднимаем над головой, тыльные стороны руки соприкасаются, опускаем вниз. - наклоняем туловище чуть вперед, руки полусогнуты, разводим их в стороны, лопатки «сходятся». - руки перед собой, сжаты в кулаки. Делаем круговые движения назад, руки разводим за спиной. 4. Упражнения для глаз (И.В. Чупаха). - движение зрачков влево, вправо, вверх, вниз. - крепко зажмурить глаза на 10-20 секунд. - массаж век, бровей, области вокруг глаз кончиками пальцев. - созерцание точки на расстоянии 5 метров в течение 10-15 секунд. - сидя, руки на поясе, повернуть голову вправо - посмотреть на правый локоть, влево- на левый. - сидя, руки вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх- следить за пальцами, руки опустить, выдох. 5. Релаксационные упражнения для мимики лица. - сморщить лоб, поднять брови (удивиться). - нахмуриться, расслабить брови (рассердиться) - расширить глаза (страх, ужас) - расширить ноздри (вдыхаем запах) - зажмуриться (ужас) - поднять верхнюю губу, сморщить нос (презрение) 6. Упражнения для профилактики плоскостопия. - перекаты с пятки на носок. - ходьба на носках, на пятках. - ходьба на внешней и внутренней стороне стопы. - постоять на аппликаторе 1-2 минуты. Все эти упражнения желательно выполнять босиком. 7. Упражнения, способствующие выработке правильного дыхания. - вдох через рот, выдох через нос (и наоборот). - быстрый вдох, медленный выдох. - медленный вдох, выдох толчками. - на одном выдохе произнести звуки: ж, ж ; з , з ; р, р; с,с. - «свеча» плавно дуть на пламя свечи, как бы положив его. - «задуй свечу» резкий выдох. - на вдохе произнести 5-10 звуков «ф», делая паузы. - произнести скороговорку, считалку на одном дыхании. Психологическом климат урока. С самых первых минут ребенок должен почувствовать доброжелательный настрой. В классе, где учитель спокоен и приветлив, ученики с радостью устремляются с ним в мир знаний. А если учитель хвалит ученика, оценивает его работу по достоинству, то ребенок будет « на седьмом небе» от счастья. Очень полезно погладить ребенка, дотронуться до плеча, пожать руку. Мне очень близки педагогические заповеди А.В.Хуторского, которыми я руководствуюсь в своей работе. 1. Прими все, что есть в ребенке. 2. Сопроводи его позитивную самореализацию, приняв положительные и отрицательные проявления ребенка. 3. Старайся ничему не учить ребенка напрямую, всегда учись сам. 4. Ищи истину вместе с ребенком. 5. Искренне восхищайся всем красивым, что видишь вокруг. Пусть тебе подражают дети в твоем восторге. Через подражание придет истинное чувство. 6. Ничего не делай просто так. Если ты с детьми, то ты учитель в любой момент времени. Любая ситуация для тебя педагогическая. Помоги ученику прийти к верному решению. 7. Считай своим основным педагогическим методом осознанное наблюдение за ребенком. Вглядывайся, вслушивайся, вчувствуйся и вдумайся в ученика. Обсуждай с ним его успехи и проблемы.
Список литературы: 1. А.Гин. Приемы педагогической техники. Пособие для учителя. Вита-пресс. Москва 2002г. 2. А.В.Хуторской. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения. Москва. Владос. 2000 г. 3. В.И. Ковалько. Здоровьесберегающие технологии. 1-4 классы. Москва. Вако. 2004 г.

© 2010-2022