- Преподавателю
- Начальные классы
- Цифровые диктанты. Что это такое?!
Цифровые диктанты. Что это такое?!
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Крайнова Н.А. |
Дата | 08.11.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ЦИФРОВЫЕ ДИКТАНТЫ
На уроках русского языка я использую такую форму работы как цифровые диктанты. Такие диктанты позволяют отрабатывать навыки различных языковых явлений на слух, помогают проводить первичный контроль, закреплять учебный материал на практике, а также можно использовать при переходе от одного этапа урока к другому.
Методика проведения цифрового диктанта
-
Какое-либо понятие или языковое явление условно обозначается цифрой.
-
Данное условное обозначение обязательно записывается на доске.
-
Учитель диктует слова ( словосочетания, предложения ), а обучающиеся фиксируют в тетрадях только цифры.
-
В результате получается определённый код, который легко и быстро проверить.
Такой вид учебной работы позволяет сэкономить время на уроке, способствует накопляемости оценок, развивает интерес у обучающихся.
Цифровые диктанты по разделу «Предложение»
Словосочетание и предложение
№ 1.
1 - словосочетание
2 - предложение
Сильный ветер, плавает рыбка, работал в саду, тёплое пальто. Дружные ребята. Идёт дождь. Наступила осень, ножка стола. Урожай капусты, еду в город.
КОД: 1, 2, 1, 1, 1, 2, 2, 1, 1, 1
№ 2.
1 - словосочетание
2 - предложение
Зеленеют листья, чудесный платок, сверкает на солнце, листья осины, шёл снег, автор рассказа, деревья пожелтели, написал сочинение, ягоды малины, сгустились тучи.
КОД: 2, 1, 1, 1, 2, 1, 2, 1, 1, 2
№ 3.
1 - предложение
2 - словосочетание
Улетели на юг, светит солнце, дует ветер, высокая сосна, жил в Москве, городская улица, журчит ручей, прыгают белки, малиновый сок, растут грибы.
КОД: 2, 1, 1, 2, 2, 2, 1, 1, 2, 1
Виды предложений
№ 1.
1 - повествовательное
2 - вопросительное
3 - побудительное
-
Тихо журчит лесной ручей.
-
Что такое аптека?
-
Солнце уже скрылось за лесом.
-
Зачем вы меня разбудили?
-
Собирай ягоды осторожно!
-
Погода в июле стояла жаркая.
-
Пойдём, папа, домой.
-
Почему ты не пришёл?
-
Идите скорее сюда!
-
Полевые цветы долго стоят в вазе.
КОД: 1, 2, 1, 2, 3, 1, 3, 2, 3, 1
№ 2.
1 - распространённое
2 - нераспространённое
-
Льёт дождь.
-
Листья опадают.
-
Долго стояла дождливая осень.
-
Улетают птицы.
-
По небу неслись тёмные тучи.
-
Крупные капли дождя стучали по крыше.
-
С приходом осени покраснели листья осины.
-
Наступила осень.
-
Завяла трава.
-
Перелётные птицы улетают на юг.
КОД: 2, 2, 1, 2, 1, 1, 1, 2, 2, 1
№ 3.
1 - восклицательное
2 - невосклицательное
-
Наступила осень.
-
Как красив осенний лес!
-
Берёзки надели золотые платья.
-
Листья клёна разрумянились.
-
Только сосны и ели остались зелёными.
-
А сколько грибов в лесу!
-
Как хороши стройные подберёзовики и нарядные подосиновики!
-
Они давно ждут грибников.
КОД: 2, 1, 2, 2, 2, 1, 1, 2
Главные и второстепенные члены предложения
1 - главные
2 - второстепенные
-
Наступила долгожданная весна.
Какими членами предложения являются слова: наступила весна?
-
Побежали быстрые звонкие ручейки.
Какими членами предложения являются слова: быстрые звонкие?
-
Появилась зелёная травка.
Какими членами предложения являются слова: появилась травка?
-
Скоро покажутся зелёные листочки.
Какими членами предложения являются слова: покажутся листочки?
-
Громко и весело щебечут птички.
Какими членами предложения являются слова: громко и весело?
-
Появились первые весенние цветы.
Какими членами предложения являются слова: появились цветы?
-
В воздухе разливается весенний аромат.
Какими членами предложения являются слова: в воздухе весенние?
-
Ласковое солнышко освещает верхушки деревьев.
Какими членами предложения являются слова: ласковое верхушки деревьев?
КОД: 1, 2, 1, 1, 2, 1, 2, 2
Однородные члены предложения
1 - предложения с однородными членами
2 - предложения без однородных членов
-
Только осенью можно оценить красоту ясеня, осины, рябины и клёна.
-
Рябина вся в красных бусах.
-
У листьев ясеня жёлтый цвет.
-
Королевой осеннего леса становится осина.
-
Летом на её ствол, листья, ветви мы не обращаем внимания.
-
Осенью осина превращается в красавицу.
-
Листья осины жёлтые, малиновые, пурпурные.
-
Хорошо смотреть на осенние деревья при закате.
-
Лес весь лучится, сверкает, светится.
КОД: 1, 2, 2, 2, 1, 2, 1, 2, 1
Простые и сложные предложения
1 - простое
2 - сложное
-
Шуршит под ногами влажный песок.
-
Искры полетели огненной метелью, избы загорелись.
-
Пускай шумит волна морей!
-
Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит.
-
Десять дней Айболит не ест, не пьёт и не спит.
-
В синем небе плывут над полями облака с золотыми краями.
-
Лес пахнет дубом и сосной.
-
Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало, короче становился день.
КОД: 1, 2, 1, 2, 1, 1, 1, 2
Прямая речь
1 - предложение с прямой речью
2 - предложение без прямой речи
-
Мы попросили лесника, чтобы он нас проводил.
-
«Что, кумушка, ты так грустна?» - ей с ветки ласково Голубка ворковала.
-
«Кумушка, мне странно это: да работала ль ты в лето?» - говорит ей Муравей.
-
Лесник сказал, чтобы мы шли за ним.
-
И сказала скалка: «Мне Федору жалко.»
-
Ребята ответили, что они готовы.
-
И заплакали блюдца: «Не лучше ль вернуться?»
-
И зарыдало корыто: «Увы, я разбито, разбито!»
КОД: 2, 1, 1, 2, 1, 2, 1, 1
Обращение
1 - предложение с обращением
2 - предложение без обращения
-
Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна?
-
Я люблю тебя, Россия!
-
Ты расскажи мне о своей поездке.
-
Ленивое солнце ещё спит.
-
Вы осмотрите всё кругом внимательно.
-
Не трещите, морозы, в заповедном лесу.
-
Растёт берёзка около дороги.
-
Ёж, не верь словам лисицы!
КОД: 1, 1, 2, 2, 1, 2, 2, 1