- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок русского языка на тему Слог. Ударение (1 класс ПНШ)
Урок русского языка на тему Слог. Ударение (1 класс ПНШ)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Баландина А.В. |
Дата | 03.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Предмет: Обучение грамоте
Класс: 1
Программа: УМК «Перспективная начальная школа»
Автор: Баландина Анастасия Валентиновна, учитель начальных классов, I квалификационная категория, педагогический стаж - 10 лет
Тип урока: Открытие нового знания
Тема: Слог, ударение.
Цель урока: Знакомство с понятиями слог, ударение, со смыслоразличительной ролью ударения.
Задачи урока:
1) Познакомить с понятиями слог, ударение, со смыслоразличительной ролью ударения, с моделями ударного гласного звука, обозначением слогов.
2) Развивать внимание, память, речь
3) Формировать УУД: формирование дисциплинарных традиций; умение сотрудничать в паре, с учителем, умение формулировать цель, задачи деятельности, действовать в ситуации затруднения, моделирование, поиск информации
4) Воспитывать интерес к предмету
Содержание урока:
Этап
урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
I. Орг. мом
- Добрый день, ребята!
- Присаживайтесь
II. Мотивационный
Работа над темой, постановка проблемной ситуации,
постановка цели, планирование деятельности
Физминутка
- На доске 2 звуковых схемы: и'рис и ири'с (без ударения и слогов), над ними 2 закрытых иллюстрации
- Сравните схемы.
- Откроем иллюстрацию к первой, схеме. Назовите, что изображает иллюстрация
- Назовите, что изображено на 2 иллюстрации
- Вот так чудеса, схемы мы с вами решили совершенно одинаковые, а вот слова, к которым они составлены -разные.
- Почему так получается? Сможем ли мы с вами ответить на этот вопрос?
- Сегодня на уроке мы и узнаем секрет, таких слов.
- Тема нашего урока- Знакомство с ударением и слогом
- Давайте поставим цель нашего урока
- Чтобы достичь поставленной цели нам нужно решить ряд задач, давайте сформулируем их вместе
-
Узнаем, что такое ….. ударение
-
Узнаем, для чего в слове нужно …ударение
-
Узнаем, что такое ….. слог
-
Будем учимся выделять …ударение и делить слово на ….слоги
- Итак тема нашего урока -Знакомство с ударением и слогом
- Назовите ещё раз цель, задачи, которые нам необходимо решить, чтобы достичь цели
Одинаковое количество звуков, одинаковые звуки, схемы полностью одинаковы
и'рис
ири'с
Нет
Знакомство с ударением и слогом
Продолжают формулировку задач
Повторяют цель и задачи
Познавательные
-анализ
-сравнение
Познавательные
-поиск информации
Регулятивные
-формулирование, принятие и сохранение цели
Регулятивные
-постановка учебных задач
- планирование
III. Операциональный
1) Открытие нового знания
2) Применение полученных знаний
Первая задача
- Чтобы открыть секрет, нам нужно быть активными и умение слышать и слушать. Приступаем.
- Что мы запланировали сделать вначале?
- Я ставлю перед вами критерии, по которому буду оценивать: умение слышать и активность
- Для этого, давайте произнесём 1 слово, так, как будто мы его зовём, окликаем
- ирис
- Какой из звуков выделился и каким образом?
- Такой гласный звук и называется ударным, на него падает ударение. Для выделения ударения мы будем использовать модель (показ)
- Ещё раз скажите, какой звук ударный в слове ирис
- В схеме, над ударным звуком
и я ставлю знак ударения
- Теперь позовём второе слово, найдите ударный звук, как мы его произнесли?
- Ставим в схеме соответствующую модель
- Проведите самостоятельно наблюдение:
сколько ударных звуков в каждом из слов?
- Какие это звуки, гласные или согласные
- Сделайте вывод, что такое ударение
- Итак, обратимся к 1 задаче, смогли ли мы её решить?
Поставим +
Оцените себя по заданным критериям
Вторая задача
- Обратимся к следующей задаче, что мы запланировали сделать?
- Я ставлю перед вами критерии, по которому буду оценивать: наблюдательность
- Для этого посмотрите на модели слов, снова сравните их
- Значит, для чего в слове необходимо ударение?
- Со второй задачей мы тоже справились.
Оцените себя
Третья задача
- Переходим к 3, что запланировали сделать?
- Я ставлю перед вами критерии, по которому буду оценивать: внимательность
- Произнесите 1 слово, что ещё, кроме выделения голосом 1 гласного звука вы услышите
- Произнесите так, чтобы пауза слышалась чётко
- Чтобы себя проверить и никогда не ошибаться, я вам покажу секретный жест, поставьте ладошку под подбородок и произнесите слово, сколько раз подбородок опустился на ладошку? Столько раз подбородок ударился о ладошку, столько и частей в слове.
- Части, на которые делится слово и называются слогами
- Обозначать слог мы будем дугой внизу, в нашем слове 2 слога, значит я обозначу их 2 дугами.
- Пронаблюдайте и ответьте, сколько частей-слогов в слове, сколько гласных
- Сделайте вывод
- Слог, где гласный под ударением называется ударным, предположите, как называется слог, где нет ударения…
- Аналогично со 2 словом (делим на слоги)
- Вернёмся к 3 задаче, достигли ли мы её? Поставим +
Оцените себя, насколько вы были внимательны
Четвёртая задача
+Последняя задача -учиться находить ударение, делить слово на слоги
- Оценивать себя будем по критерию- умение работать в паре
-Помогите разобраться, у меня 2 иллюстрации, а модель к ним одна, к кому же слову она подходит
- Чтобы помочь мне, вы должны поработать в парах.
- Что изображено на иллюстрациях?
- Кружки и кружки
- Иллюстраций 2, а звуковая модель слова у каждой пары 1, ваша задача решить, к какому слову подходит модель
- Давайте построим план действий
- Приступаем к работе
- Проверяем (1 пара по плану)
- Обращаемся к последней задаче, решили ли мы её?
Узнать, что такое ударение
«Зовут» слово
1-й звук и произносится более высоким тоном, дольше и громче, с большей силой голоса.
2-й звук и произносится более высоким тоном, дольше и громче, с большей силой голоса
Самостоятельно наблюдают
1
Гласные
Выделение голосом 1 из гласных звуков
Да
Оценивают каждый себя
Узнаем, для чего в слове нужно ударение
Отличаются местом постановки ударения, поэтому отличаются и слова
Различать слова
-Узнаем, что такое слог
Паузу, слово разделилось на 2 части
И -рис
Наблюдают:
по 2
Самостоятельный вывод: - в каждом слоге по 1 гласному звуку, сколько гласных, столько и слогов
Безударным
Оценивают себя
- произнести слово
- сосчитать, сколько в нём звуков
-охарактеризовать эти звуки
- Найти ударный звук
- Разделить на слоги
- Решить, к какому из слов подходит модель
Проверка
Познавательные
-анализ
-сравнение
-обобщение
Регулятивные
- самоконтроль
Познавательные
-анализ
-сравнение
Познавательные
-моделирование
Познавательные
-анализ
-сравнение
- обобщение
Регулятивные
- самоконтроль
Регулятивные
-умение работать с планом
-самоконтроль
Личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению
Коммуникативные
-работа в парах
III. Рефлексивно- оценочный
- Вот мы открыли новое для нас знание. Обсудите, что нового вы узнали?
Обратимся к цели урока, достигли ли мы её?
- А сейчас каждый оценит себя сам, при помощи сигнальных карточек
З - Я знаю и могу рассказать другу
Ж- Я знаю, но нужно ещё повторить
С - Я ничего не понял
- Похвала
Возможные ответы детей:
- Мы узнали, что в слове один гласный звук выделяется особым звучанием. Его называют ударным гласным;
- Слово можно разделить на слоги;
- В слоге может быть разное количество звуков, может быть один гласный, так как он образует слог;
- Согласные звуки не могут образовать слог;
- Чтобы найти ударный звук, нужно «позвать» слово;
- В слове может быть только один ударный звук;
- По ударному звуку мы различаем разные слова, узнаем слово.
Самооценка
Регулятивные
- соотнесение цели и результата деятельности
- самоконтроль