Урок обучения грамоте в 1 классе Согласный звук [ч′], буквы Ч, ч

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Согласный звук [ч′], буквы Ч, ч.

1Б класс МБОУ СОШ №9 г.Воронеж

урок обучения грамоте

учитель Слободенюк Ирина Анатольевна

Задачи:

  • познакомить с буквами Ч,ч, обозначаемыми ими звуками;

  • учить характеризовать звуки по алгоритму;

  • учить читать слоги, слова, текст с изученной буквой.

Ребята, сегодня мы с вами приглашены на чаепитие к гостеприимной черепахе. Вместе с нами к ней спешит и Мудрая Сова. Ах, посмотрите, они нас уже ждут. На часах..., кстати, кто определит сколько времени на часах? Правильно, 4 часа. Как раз время предвечернего чая. Посмотрите, на столе чайные чашки, чудесный чай в чайнике, чайные ложечки, песочное печенье с черничной начинкой и конфеты "Чародейка". Чайный сервиз стоит на чудесной салфеточке. Черепаха и Сова в очках читают друг другу сказочки Корнея Чуковского и слушают музыку Петра Ильича Чайковского.

Вы внимательно слушали? Какой же звук повторялся в моём рассказе чаще остальных?

Правильно, звук [ч′]. Какие же цели мы поставим перед собой? Используйте опорные слова: познакомиться...., учиться отличать..., учиться читать... . Проверим у Мудрой Совы.(Познакомиться со звуком [ч′] и буквой Ч; учиться отличать звук [ч′] и букву от других звуков и букв; учиться читать слоги, слова с новой буквой).

Давайте произнесем несколько слов с этим звуком.

Произносим хором: чай, печенье, очки, начинка.

Что же вы можете сказать об этом звуке?

Ответ. Это согласный глухой звук.

Вопрос. Как определили?

Ответ.

Все верно. На письме звук [ч′] обозначается буквой Ч и ч. И, конечно, эта буква тоже приглашена в гости. И знаете, почему? Она очень любопытная и ужасно любит задавать всевозможные вопросы. А это очень нравится Мудрой Сове.

Вопрос. А вы можете задать вопросы, используя названия этих предметов?

Ответы. Что в чашках? Почему чай горячий? Зачем у чашек блюдечки? А из чего сделаны печенья?

Молодцы! Видно, что вы такие же любознательные, как и буква Ч. А на что она похожа?

Да, вы правильно решили,

Ч мы пишем, как четыре.

Только с цифрами, друзья,

Буквы путать нам нельзя.

У нас осталось невыясненным, может ли звук [ч′] быть мягким и твердым. Как вы думаете?

Для этого произнесем слова: чистота, чай, ручка. Что слышим?

Ответы.

Предположения.

Проверим! Посадим слоги, которые сейчас прочитаем на мягкий диван и на твердый стул.

Внимание на экран. ( Использование аудиоприложения "Обучение грамоте")

Вывод : звук [ч′] всегда мягкий. А теперь задание от Мудрой Совы. 1 ряд придумывает слова, где звук и буква стоят в начале слова, 2 ряд - в середине, 3 ряд - в конце слова.

Проверяем. Молодцы!

Вопрос. На доске вы видите большую и маленькую букву Чч. Когда они пишутся?

Ответ. Ч - в начале предложения и в ив начале имён собственных. ч - в остальных случаях.

Вам наверное трудно придумать имя на букву Ч. Я вам подскажу. Есть два сказочных персонажа. Как их зовут? Один это очень непонятная смешная игрушка, второй живет в стране фруктов и овощей.

Правильно Чипполино и Чебурашка. (Картинки вывешиваются на доске)

А теперь откройте тетрадки для печатания и напишите 5 раз печатные буквы Ч,ч.

Вопрос. Как правильно нужно сидеть при письме?

Ответ.

Приступайте к работе.

Физкультминутка.

Вот окошко распахнулось,

Вышла кошка на карниз.

Посмотрела кошка вниз.

Вот направо повернулась,

Проводила взглядом мух.

Потянулась, улыбнулась

И уселась на карниз.

Прочитаем ещё раз слоги.

Задание от Мудрой Совы. Прочитайте слоги, прибавляя по одной букве.

ча ча

чо чо

чу к у чу

че че

чи чи

Вы заметили, что написаны совсем не те гласные, которые вам слышатся? Но мы с вами уже знаем, что звук Ч всегда мягкий. Его уже не надо смягчать в слогах ча и чу. Эти слоги принято писать с буквами а и у. Прочитайте правило на стр 5.

Задание от Мудрой Совы. Придумайте слова со слогами ча и чу (Запись на доске)

ту шка шеп лок

ку ча йник мол чу жой

пар сы ле до

В следующем задании пойдёт речь о ... Отгадайте, о чём.

За стеклянной дверцей или Мы дни не спим,

Бьётся чьё-то сердце: И ночи мы не спим.

Тик-так, тик-так. Мы стучим, стучим, стучим.

Тихо так, тихо так.

Откройте учебник на стр.5 . Кто изображён на картинке? Часовщик. Прочитаем текст.

Вопросы. Определите, о чём идёт речь, какие бывают часы, почему они так называются, где можно найти сведения о часах, какие ещё бывают часы, озаглавьте текст.

Ответы.

Посмотрите на иллюстрацию на стр. 4.

Работа с иллюстрацией.

Вопросы. Кто изображён на иллюстрации(звездочёт, волшебник)?

Почему вы так решили? Чем он занят? Какие вы видите часы(песочные, водяные, солнечные)? Вы знаете, как они работают? А вы знаете, что есть цветочные часы (можно объяснить, как они работают)? Предлагает озаглавить иллюстрацию. Сравните названия рассказа и иллюстрации.

Ещё одно задание от Мудрой Совы. В тетрадках начертите схемы слов: часики, ручка, мяч.

Не забывайте, что звук [ч′] всегда мягкий.

Проверим на доске. Ученики у доски. определяют количество слогов, ставят ударение, называют слоги-слияния и звуки примыкания.

Молодцы.

И последнее задание от Мудрой Совы. Прочитайте пословицу и объясните её смысл.

Подведём итоги урока.

Что нового вы сегодня узнали? Кому было всё понятно и легко?

Кому было трудно справляться с заданиями?

Оцените свою работу на уроке с помощью цветных смайликов.

Мудрая Сова и гостеприимная Черепаха благодарят вас за урок и прощаются с вами: "До следующей встречи! Чао!"

Если останется время презентация "Ча-ча-ча".



© 2010-2022