Урок №15 ОРКСи Э

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока

ОРКСЭ, модуль ОПК.

Учитель начальных классов: Куликова Елена Борисовна.

Урок № 15

Тема урока: ИКОНА

Цель урока: дать представление учащимся о православной традиции отношения к иконам.

Задачи урока:

• Обучающая: познакомить с особенностями изображения икон; научиться различать иконы и картины.

• Развивающая: научится понимать значение цвета в иконе.

• Воспитывающая: воспитывать уважительное отношение к иконам, как к изображению священных для православных христиан образов.

• Ключевые понятия урока: нимб или ореол, лики, молитва перед иконой.

Для более эффективной работы дети разделены на группы.

Оборудование урока:

Мультимедиа.

Иллюстрации.

Структура урока:

1. Введение в тему. Постановка проблемы.

2. Объяснение нового материала( с демонстрацией презентации).

3. Беседа с классом и работа с иллюстративным материалом.

4. Закрепление материала.

5. Рефлексия.

Ход урока:

В начале урока я попрошу вас угадать загадку из стихотворения Санина Е.Г. «Духовная азбука». О чем идет речь?

Божьей силою полна,

В каждом храме есть она,

В каждом доме, где про Бога

Люди помнят хоть немного.

Это …..(икона).

Слайд №1

Где мы можем увидеть икону в нашей жизни? (В храме, дома, на теле человека).

Как вы понимаете, что такое «икона»?

Икона в переводе с греческого языка означает «образ».

Работа в группах.

У вас на столах лежат несколько изображений. Попробуйте определить, которое из них икона? Обоснуйте свой выбор.

Учитель: Те изображения, которые вы не отнесли к иконе, как можно назвать? Иконы - это не картины.

Работа с учебником.

Прочитайте в учебнике с.52, в чем состоит одно из главных отличий иконы от картины? (Слайд№2).

Слайд № 3.

Икона заметно отличается от картины. Задача иконы - показать сокровенный мир души святого человека.(Иконы Христа Спасителя, Богородицы, святых, Праздничные иконы)

Самое главное в иконе свет.

Внешний источник света отсутствует. Свет исходит от ликов и фигур, из глубины их, как символ святости.

Икона изображает мир Горний, где все Свет и нет места тьме. Тела не отбрасывают тени, ибо источником Света являет Бог. Его нетварный Свет освещает все. Поэтому в традиционной иконе невозможен эффект светотени, возникающий вследствие внешнего источника света, при котором одна сторона становится освещенной, а противоположная - остается в тени.

Вокруг лика Господа, Пресвятой Богородицы, ангелов или святых вы видите золотой или светлый круг, означающий святость. Называется такой круг нимбом или ореолом.

На иконе нет беспорядка. Даже складки одежды переданы прямыми и гармоничными линиями. Иконописец внутреннюю гармонию святого передает через гармонию внешнюю. И еще одна отличительная особенность: картины пишет художник, а иконы не просто художник, а иконописец.

Слайд №4.

По преданию первым иконописцем стал евангелист Лука, написавший образ Богородицы. По преданию, когда Богородица увидела Свой первый написанный Образ, Она произнесла: "Благодать Родившегося от Меня и Моя с этой иконой да будет".

Слайд № 5.

А как появилась первая икона? В Священном Предании христианской Церкви история связана с больным царем Эдессы Авгарем V и посещением его Фаддеем после того, как посланный им художник не сумел изобразить Христа: Христос умыл лицо, отёр его платом (убрусом), на котором остался отпечаток, и вручил его художнику. Рассмотрим икону Спас Нерукотворный.

Самое поразительное в иконе это лица и глаза. В лицах проступает мудрость и любовь.

Каждый цвет в иконе имеет свое значение. Цвет в иконе символичен. Он предопределен и лишен произвола. В иконах мы встречаем три основных цвета: красный, синий и зеленый.

Красный - это цвет земной, цвет крови и жертвы, но в то же время и цвет царский.

Синий цвет - это цвет небесный, божественный, он обозначает чистоту, непорочность, избранность.

Зеленый - цвет Святого Духа, вечной жизни, вечного цветения (не случайно на Троицу церкви и дома на Руси украшают зеленью).

Слайд № 6.

Икон на Руси было всегда много .Они сопровождали человека с самого рождения. Когда ребенок рождался, ему заказывали «мерную» иконку, ставили ее у кроватки.

Слайд № 7.

В каждой семье был святой угол (красный угол), где хранились дорогие сердцу иконы.

Этими иконами благословляли молодых на свадьбе, а когда мужчины уходили на защиту Родины, благословляли их на благополучную службу. На шею часто надевали нательную икону с изображением Георгия Победоносца-покровителя воинов на Руси.

Слайд№8.

Икона и молитва. Христиане не молятся иконам. Они молятся перед иконами, перед святыми ликами.

Закрепление материала. Вопросы.

1. Как вы поняли, в чем состоит отличие иконы от обычной живописной картины?

Расскажите о нимбе. Знаковым обозначением чего является на иконе нимб?

3. Почему православные христиане считают возможным изображать невидимого Бога?

4. Кому молятся православные христиане, стоя перед иконой?

Практическая работа: в конвертах для каждой группы лежат репродукции картин и икон. Задача ребят правильно разделить на две группы данные изображения.

Рефлексия: заполнение анкеты

1.Своей работой на уроке я доволен / не доволен

2.Урок для меня показался коротким / длинны

3.За урок я не устал / устал

4.Мое настроение стало лучше / стало хуже

5.Материал урока мне был интересен / скучен











Икона

1

Беседа. Участие в беседе. Ответы на вопросы. Учатся описывать различные явления православной духовной традиции и культуры

Знать: В чём состоит отличие иконы от обычной живописной картины, и почему. Зачем христианам нужны иконы, и как на иконах изображается невидимый мир.

Уметь: Объяснить, как понятие света связано с пониманием Бога в христианстве. Объяснить, почему христиане считают возможным изображать невидимого Бога. Рассказать, кому молятся христиане, стоя перед иконой. Объяснить слова «нимб» и «лик

Беседа по тексту учебника. Ответы на вопросы

Ирина Дарнина

Пред иконой стою в тиши -

Помолюсь за своих родных...

За спасенье живой души

Перед ликом прошу Святых.

ГОСПОДЬ ВСЕДЕРЖИТЕЛЬ

Есть икона в доме нашем -

Нет ее родней!

Золотом оклад украшен,

Сам Господь на ней!

Я проснусь, и Он заглянет

Мне в глаза с утра,

И теплей на сердце станет

От Его добра!

Целый день под этим взглядом

Я хожу потом,

Пусть икона и не рядом,

И далек мой дом.

Наступает вечер длинный,

Вновь я перед ней, -

Пред иконою старинной...

Нет ее родней!

Мне не надо даже клада,

Песнь моя проста -

Даже клада вместо взгляда

Господа Христа! hram-veshnjaki.ru

Прекрасный лик,

Печальный взор,

Младенец на руках:

То Божья Матерь.

С давних пор

Она глядит сквозь годы и века.

Несет мне свет

Любви и доброты, detprav.ucoz.ru/index/stikhotvorenija_detjam_o_presvjatoj_bogorodice/0-125

Цели:

познакомить учащихся с русской иконой - образцом духовной живописи;

приобщить детей к литературному наследию;

формировать эстетический вкус учащихся на примере образцов русской светской и церковной культуры;

учить видеть прекрасное в литературе и живописи.

воспитывать чувство патриотизма;

способствовать формированию в сознании детей высоких духовно-нравственных ценностей.

Первые иконы Богородицы с Младенцем Иисусом Христом на руках написал в 1 веке евангелист Лука. <Слайд с изображением святого Луки>.

По преданию, когда Богородица увидела Свой первый написанный Образ, Она произнесла: "Благодать Родившегося от Меня и Моя с этой иконой да будет". < Слайд иконы Богородицы > Лучшие иконописцы и художники старались выразить чувство глубокой любви людей к Матери Божией, более всех людей послужившей соединению мира земного с Небесным.

Слайд 1. "Икона Владимирской Богоматери"

Ведущий 2 Владимирская икона Богоматери - одна из древнейших икон. Великий князь Андрей Боголюбский привез её из Киева во Владимир. В 1395 году она была помещена в Успенский собор Московского Кремля и стала наиболее чтимой в Москве.

Стихотворение "Владимирская Богоматерь". М.Волошин.

Слайд 2. "Икона Казанской Божией Матери"

Ведущий 1. Перед нами одна из самых почитаемых в России - икона Казанской Божией Матери. Не раз она спасала от нашествия врагов. Народная молва приписывает ей благодать исцеления от слепоты и болезней глаз. Ею благословляют при вступлении в брак.

Стихотворение "У Казанской Божьей Матери". С.Городецкий.

У Казанской Божией Матери

Тихо теплятся огни.

Жены, дочери и матери

К Ней приходят в эти дни.

И цветы к Её подножию

Ставят с жаркою мольбой:

"Матерь-Дева, с силой Божией

Охрани ушедших в бой.

Над врагом победу правую

Дай защитникам Руси,

Дай сразиться им со славою

И от смерти их спаси".

Стихотворение "Рождество Пресвятой Богородицы" Т. Николаева.

Ведущий 2. Икона Божией Матери "Нечаянная радость" <Слайд 3 > связана с историей о чудесном прощении грешника. Богородица заговорила с ним с иконы во время молитвы, и грешник уверовал в свое спасение, хотя грехи его были слишком велики. К этой иконе обращаются даже тогда, когда уже не надеются ни на чью помощь.

Ведущий 2 Покров Пресвятой Богородицы.< Слайд 5>. Это чудное явление Матери Божией произошло в 10 веке в Константинополе. Когда храм был наполнен молящимися, святые Андрей и Епифаний, подняв глаза к небу, увидели Богородицу, которая со слезами молилась за христиан. Когда она закончила молиться, то сняла со своей головы покрывало и накрыла им молящихся, защищая их от врагов видимых и невидимых.

Стихотворение "Покров Богородицы". С.Ю.Высоцкая

Убывает день осенний.

Умолкает птичье пенье.

И сегодня выпал в срок

Первый беленький снежок.

В этот день Андрей блаженный

Видел свет неизреченный:

Богоматерь во Влахернах

Богу молится о верных.

Всех невидимым покровом осеняет

И в земном пути суровом

От несчастий сохраняет.

Литература:

Библия и русская литература: хрестоматия / автор- составитель М. Г. Кочурин. - СПб.: "Каравелла", 1995. - 584 с.

Сюжеты и образы древнерусской живописи. - М.: Просвещение, 1993. - 223 с.

Православный календарь. 2008.

ИСПОЛЬЗОВАНЫ СТИХИ

А. К. Толстого "Благовест"

А. Огильви "Введение во храм"

М. Волошина "Владимирская богоматерь"

С. Городецкого "у Казанской Божией Матери"

Т. Леушинской "Перед чудотворной иконой Божией матери"

С. Высоцкого "Покров Богородицы"

С. Бехтеева "Молитва", "Любите дети старину"

Р. Матюшина "Стоял бы и смотрел"

К. Бальмонта "Икона"

В. Шамонина "Рождество"

Ф. Достоевского "Божий дар"

И. Бродского "В деревне Бог живет не по углам"

К. Фофанова "Живите, люди добрые"

Т. Подобедовой "Русь колокольная"

Т. Николаевой "Рождество Пресвятой Богородицы"

Цель:

- познакомить учащихся с изготовлением древнерусских икон;

-постичь глубину духовного содержания иконы;

-пробуждать у детей чувство уважения перед талантами русских мастеров;

-развивать познавательные и творческие способности;

-воспитывать национальную гордость и любовь к Родине.

Задачи:

-раскрыть смысл иконописного изображения;

-показать связь прошлого и настоящего;

-расширить словарный запас и кругозор учащихся;

-получить эстетическое наслаждение от общения с духовной культурой.

Оснащение:

Зрительный ряд: иконы, иллюстрации икон, детская энциклопедия «Русская икона».

Используемое программное обеспечение: электронный урок «Иконопись», презентация урока.

Музыкальный ряд: колокольный звон «Благовест», спокойная музыка.

I этап - психологическое вхождение в тему урока.

Раздается звон колоколов, из-за сцены ведущий читает стихотворение, по залу

Перед началом работы над иконой художник постился, ходил в баню, облачался в чистую рубаху.

-Приступая к работе, иконописец молился, спрашивая благодати за труды свои.

Лука́ (ивр. לוקא‎, греч. Λουκᾶς) - апостол от семидесяти, сподвижник апостола Павла, христианский святой, почитаемый как автор одного из четырёх Евангелий и Деяний святых апостолов. Был врачом (Кол.4:14), возможно судовым.

Евангелист Лука в православной и католической традициях считается первым иконописцем и святым-покровителем врачей и живописцев.

Общецерковное восточное предание [править]

Восточное предание о Нерукотворном образе, более древнее, прослеживатся с первой половины IV века. История связана с больным царем Эдессы (Месопотамия, современный г. Шанлыурфа, Турция) Авгарем V Уккамы и посещением его Фаддеем после того, как посланный им художник не сумел изобразить Христа: Христос умыл лицо, отёр его платом (убрусом), на котором остался отпечаток, и вручил его художнику.[1] Так как борода после умывания водой была мокрая, то она отпечаталась в виде клина одной пряди и, поэтому, этот нерукотворный образ иногда называют «Спас Мокрая Брада». Таким образом, согласно преданию, Мандилион стал первой в истории иконой. Евсевий Кесарийский в своей Церковной истории сообщает следующее:

Царь Авгарь и Нерукотворный образ Спасителя

Согласно Преданию, изложенному в Четьи Минее, Авгарь Пятый Ухама, больной проказой, послал ко Христу своего архивария Ханнана (Ананию) с письмо, в котором просил Христа прийти в Едессу и исцелить его. Ханнан был художником, и Авгарь поручил ему, если Спаситель не сможет прийти, написать Его образ и принести ему. Ханнан застал Христа окруженным густой толпой; он встал на камень, с которого ему было виднее, и попытался изобразить Спасителя. Видя, что Ханнан хочет сделать Его портрет, Христос потребовал воды, умылся, вытер Свой лик платом, и на этом плате отпечатался Его образ.

Нерукотворный образ Господа нашего Иисуса Христа. 12 век., Новгород

Спаситель передал этот плат Ханнану с повелением отнести с ответным

письмом пославшему его. В этом письме Христос отказывался идти в Едессу сам, говоря, что ему надлежит исполнить то, на что Он послан. По исполнении Своего дела он обещал послать к Авгарю одного из Своих учеников. Получив портрет, Авгарь исцелился от главного своего недуга, но лицо его оставалось еще поврежденным. После Пятидесятницы в Едессу пошел святой апостол Фаддей, один из 70-ти, закончил исцеление Авгаря и обратил его в христианство. Авгарь написал на ткани Нерукотоворённого Образа слова "Христе Боже, всякий, уповающий на тебя, не постыдится", прикрепил образ к доске и поместил в нише над городскими воротами, убрав оттуда находившегося там идола. Так появилась первая икона - Нерукотворный образ Спасителя.

В 630 году Эдессой завладели арабы, но они не препятствовали поклонению Нерукотворённому Образу, слава о Котором распространилась по всему Востоку.

В 944 году император Константин Багрянородный выкупил Нерукотоворённый Образ у тогдашнего мусульманского правителя Эдессы - эмира, и перенёс Его в столицу Православия - Константинополь.

За всю историю Своего существования, до захвата Его крестоносцами и исчезновения вместе с кораблём во время бури в Мраморном море (1204-1261), Нерукотворённый Образ прославился неисчислимыми чудотворениями, которые и принесли Ему всемирную славу. Множество копий было сделано с Него в разное время и многие из этих копий также прославлены чудесами и исцелениями. На Руси Нерукотворённый Образ издревле является одним из самых почитаемых образов Господа Иисуса Христа.



© 2010-2022