- Преподавателю
- Начальные классы
- Тема: «Общее представление о тексте и предложении как единицах речи»
Тема: «Общее представление о тексте и предложении как единицах речи»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Орлова М.Ю. |
Дата | 20.05.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Открытый урок № 1
Класс: 1А
Дата: 13.02.2012г.
Учитель: Орлова М.Ю.
Тема: «Общее представление о тексте и предложении как единицах речи».
Тип урока: урок закрепления пройденного материала. Вид урока: интегрированный урок-игра с применением активных, интерактивных методов обучения: работа в группах, с наглядным электронным материалом, использование интерактивных упражнений и заданий на изучение нового материала, вопросов по кругу, выполнение творческих заданий, здоровье сберегающих упражнений.
Программа: «Русский язык 1-4», Москва, Просвещение, 2011г.
Авторы: В.П. Канакина
Учебник: «Русский язык 1 класс», Москва, Просвещение, 2011г.
Авторы: В.П. Канакина и др.
Открытый урок русского языка в 1А классе
Тема: «Общее представление о тексте и предложении как единицах речи».
Дата: 13.02.2012г.
Учитель: Орлова М.Ю.
Тип урока: урок закрепления пройденного материала.
Вид урока: интегрированный урок-игра с применением активных, интерактивных методов: работа в группах, с наглядным электронным материалом, использование интерактивных упражнений и заданий на изучение нового материала, вопросов по кругу, творческих заданий, здоровье сберегающих упражнений.
Цель: расширить понятие о тексте и предложении, активизировать речемыслительную деятельность, развивать сознательное отношение к слову, развивать память, внимание, умение слушать, воспитывать у детей любовь и интерес к русскому языку, истории нашей страны; воспитывать трудолюбие, совершенствовать лексические навыки предыдущих уроков, организовать закрепление материала.
К окончанию урока мои ученики:
- будут иметь понятие о тексте и предложении;
- определять начало и конец предложения;
- смогут формулировать задачу урока, отвечать на поставленные вопросы;
- смогут продемонстрировать навыки самостоятельной работы, работы с учебником.
Педагогическая цель: показать эффективность использование приёма создания проблемной ситуации, разных видов продуктивных заданий в уроке введения нового знания.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективная.
Методы обучения:
- по источнику знаний: словесные, наглядные, практические;
- по уровню познавательной активности: проблемный, объяснительно - иллюстративный, репродуктивный;
- по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, синтетический, сравнительный, классификационный, обобщающий.
Технологии: интерактивные, здоровьесберегающие, информационные.
Оборудование:
1. Мультимедийная установка, электронное учебное пособие по окружающему миру для 1 класса.
2. Учебник «Русский язык 1 класс» В.П. Канакина.
- повторение и закрепление знаний - подготовка к получению новой информации - обсуждение вопросов
- работа с учебником
- использование компьютерных технологий - работа в тетрадях
Ход урока
-
Организационный момент.
Долгожданный дан звонок -
Начинается урок.
Каждый день - всегда, везде,
На уроке и в игре,
Смело, четко говорим,
И тихонечко сидим.
-
Минутка чистописания.
-- Разучим знакомую многим скороговорку. Прочитайте и повторите по одному: Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
- О каком качестве идет речь?
- Почему нельзя воровать?
- Что вы сейчас повторяете?
- Почему вы так решили?
- Какие звуки повторяются в скороговорке чаще всего?
- Назовите слова со звуками [р] и [л].
Запишите 2 строчки букв этих звуков
-
Актуализация знаний.
- Давайте повторим виды речи, изученные на предыдущих уроках.
Научимся отличать текст от набора предложений.
- Прочитайте записи:
1) Наш класс очень дружный. Много цветов стоит на окнах. Катя любит молоко. Я пойду на выставку.
2) Мне нравится учиться в школе. Каждый день мы узнаем новое. На уроках очень интересно. У меня много друзей.
- Определите, где написан текст? Докажите это.
- О чем говорится в предложениях под цифрой «один»?
- О чем говорится в записи под цифрой «два»?
- Кто сможет придумать название к первой записи? Ко второй?
- Итак, во втором случае записан текст. Все предложения в нем связаны по смыслу.
- Какое заглавие вы придумали ко второй записи?
- Итак, мы можем сделать следующие выводы:
1) В тексте все предложения связаны по смыслу.
2) К тексту можно придумать заглавие.
Вывод: текст состоит из предложений. Предложения связаны по смыслу. Текст можно озаглавить.
-
Развитие логико-грамматических конструкций.
- Для того чтобы составлять текст, нужно знать схемы предложений и знаки, которые ставятся в конце предложения.
Упражнения в составлении схем предложения со знаками в конце предложения- ! ? .
бабушка сказка внук читает
- составьте из этих слов 3 предложения и прочитайте с интонацией.
-Прочитайте пословицу три раза, логическое ударение ставьте на выделенное слово.
- Понаблюдайте, меняется ли смысл пословицы?
- Выберите тот вариант, который передает правильный смысл пословицы.
1) Друзья познаются в беде.
2) Друзья познаются в беде.
3) Друзья познаются в беде.
- Каким словом можно заменить слово «познаются»?
5. Физминутка.
- Прослушай стихотворение «Лентяй», выполните вместе со мной следующие упражнения:
Две руки хлопают,
Две ноги топают,
Два локотка вращаются.
Два глаза закрываются. (Дети выполняют соответствующие движения)
Мой дружок такой лентяй, (Школьники разводят руки в стороны)
Только отдых подавай! (Ученики приседают, руки кладут под голову.)
6. Выделение предложений из сплошного текста.
- Прочитайте текст.
Проворонила ворона вороненка добры бобры идут в боры
- Получился рассказ?
- Почему?
- Укажите письменно границы предложений. Проставите знаки препинания в тексте.
- Какие знаки препинания ставятся в конце предложения?
- Как еще можно показать границы предложения?
- Что такое граница?
- С какой буквы начинается предложение?
- Прочитайте еще раз выразительно рассказ.
- Покажите голосом начало и конец каждого предложения.
- Докажите, что вы прочитали текст.
- Что мы узнали о тексте? Сделайте вывод.
- Все предложения в тексте имеют границы (начало и конец).
Ту же работу выполняют учащиеся в учебнике.
7. Работа с деформированным текстом
- Прочитайте предложения.
Я дала Мурке молока. У нашей Мурки усы. У нее мягкие лапки, теплая шубка. Кошка сыта, она спит.
- Можно ли это назвать текстом? Почему?
- Что нужно сделать, чтобы из данных предложений получился текст?
- Обозначьте цифрами порядок предложений в тексте.
- Прочитайте предложения в нужной последовательности.
- Докажите, что вы составили текст.
- Какой вывод можно сделать после проделанной вами работы? В тексте все предложения связаны по смыслу и располагаются последовательно.
- Как располагаются предложения в тексте?
- Можно ли в таком виде записать текст?
- Как пишется первое предложение в тексте? (С красной строки.)
- Слово красное в славянских языках обозначало красивый, хороший.
- В древних книгах (и в современных тоже) первую букву первого предложения абзаца, текста красиво оформляли.
- Красная строка показывает законченную часть текста.
- Какой заголовок можно придумать к получившемуся тексту?
- Спишите текст.
Наша Мурка.
У нашей Мурки усы. У нее мягкие лапки, теплая шубка. Я дала Мурке молока. Кошка сыта, она спит.
8. Итог занятия
- Что такое текст?
- Работали ли вы с текстами на других уроках?
- Какие тексты вы можете назвать?
- Будут ли текстами скороговорки, поговорки? Почему? Что нового о тексте вы сегодня узнали?
- Какие выводы сделали?
1. В тексте все предложения связаны по смыслу.
2. К тексту можно придумать заглавие.
3. Все предложения имеют границы (начало и конец).
4. Предложения в тексте располагаются последовательно.
9. Оценка деятельности учащихся.