Конспект по изобразительному искусству на тему Посуда у тебя дома

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Посуда в твоем доме»

Дидактическая цель урока:

Помочь детям осознать, что без участия Братьев - Мастеров не создаётся ни один предмет и познакомить с разнообразием посуды, техникой выполнения гжельской росписи.

Задачи урока.

Личностные:

-Создание условий для раскрытия интеллектуальных и духовных возможностей обучающихся.

- Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.

Метапредметные:

-Развивать навыки самостоятельной художественно-творческой деятельности.

-Совершенствовать умения обучающихся анализировать, сравнивать, обобщать информацию, контролировать и оценивать результаты своей деятельности.

- Находить варианты решения различных художественно-творческих задач.

- Формирование коммуникативных компетенций - освоение диалоговой формы общения.

-Формирование регулятивных компетенций - умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствие с поставленной задачей.

Предметные:

Сравнивать форму и украшение посуды с её назначением: праздничная или повседневная.

Осознавать нерасторжимую связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство формы и декора в предметах посуды.

-Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, давать эстетическую оценку произведениям гжельской керамики.

Осваивать приемы выполнения техники гжельской росписи посуды.

Создавать композицию росписи в процессе практической творческой работы.

Характеристика видов деятельности учащихся:

В ходе урока обучающиеся получат возможность:

-Рассуждать, что без участия Братьев - Мастеров не создаётся ни один предмет, в том числе и посуда.

-Приобретать представления, что конструкция, форма и украшение посуды зависят от её назначения и от материала.

-Овладевать навыками и техникой гжельской росписи.

-Импровизировать по мотивам гжельской росписи посуды.

Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Образовательные ресурсы:

-компьютер, мультимедийная приставка, экран, презентация к уроку «Посуда у тебя в доме», музыкальный центр;

- гжельская посуда, таблицы с изображением предметов посуды, таблицы с элементами росписи «под Гжель»;

- детские работы на тему;

- кисти, синяя и белая гуашь, палитры, карандаш, альбом для рисования, вода, трафареты посуды;

- стихи «Чудо - наша Гжель».

Практическая работа: Изобразить и украсить по мотивам гжельской росписи праздничную посуду для чая.

Ход урока.

Эпиграф к уроку.

«Создание каждой вещи - это большая работа.

Именно художник придумывает, как будет выглядеть вещь,

как сделать так, чтобы она радовала и помогала жить».

Б.М.Неменский.

1.Организационный этап (1мин.)

Проверка готовности учащихся к уроку:

- наличие инструментов и материалов (альбомы, карандаш, ластик, вода, синяя краска, 2 кисти).

2. Этап мотивации и актуализации знаний.

Мы продолжаем с вами изучать тему 1 четверти «Искусство в твоём доме».

Русский художник Б.М. Неменский говорил:

«Создание каждой вещи - это большая работа.

Именно художник придумывает, как будет выглядеть вещь,

как сделать так, чтобы она радовала и помогала жить».

Посмотрите на предметы зрительного ряда.

- Кто догадался, о чем пойдет речь?

3. Постановка учебной задачи. (3мин.)

- Как вы думаете, что вам предстоит узнать о посуде?

Сообщение темы и цели урока.

У каждого в доме есть предметы, над которыми трудились художники. И сегодня мы поговорим с вами о посуде. Тема нашего урока так и называется «Посуда у тебя в доме».

4.Открытие обучающимися нового знания. (16 мин.)

- Ребята, назовите предметы посуды, которые есть в вашем доме.

-Рассматриваются предметы посуды, выставленные для обозрения на выставочном столике. Посуда бывает разной.

- А из каких материалов делают посуду? (Ученики называют - дерево, металл, стекло, пластмасса и т.д.)

- Какой материал на Руси был самым подходящим для изготовления посуды?

В старину на Руси пользовались деревянной посудой. Народная деревянная посуда очень красива, и теперь мы, любуясь, украшаем ею дома.

- Что напоминает вам этот ковш? (Утку).

Действительно - это красивый ковш-утица из дерева. Такие ковши на свадьбу дарили как пожелание мирной, долгой жизни, добра и достатка в семье.

Это керамическая посуда.

-Из какого природного материала она сделана?

Действительно её делают из глины, затем украшают лепным узором или росписью.

. А бывает металлическая посуда: алюминиевая, чугунная, серебряная и даже золотая. Перед вами предметы царской посуды, выполненной из золота. Очень причудливы вазы из стекла. Их выдувает из большой капли раскалённого стекла художник-стеклодув.

Рассмотрим 2 чашки для чая.

Обратите внимание на форму, силуэт, украшения.

-Какая чашка подойдёт для праздничного стола?

Есть будничная посуда - на каждый день, а есть праздничная посуда.

-Чем отличается праздничная посуда от повседневной посуды? (Праздничная более нарядная, хрупкая, изящная).

- А кто из вас знает, как называется набор посуды?

Я соберу всю посуду, которая перед вами и скажу, что это сервиз. Буду ли я права?

-Сервиз - слово французское, обозначает полный набор посуды, в котором предметы объединены единством образно-декоративного и конструктивного решения.

- Какие бывают сервизы по назначению? (Сервизы бывают столовые, чайные и кофейные).

- Всякую посуду вначале придумывают художники.

- Ребята, как вы думаете, где производят посуду?

Есть много городов, сел, деревень, фирм, заводов, где создают посуду. А мы сегодня познакомимся с посудой из города Гжель.

Стих.

Ах, ребята, верь - не верь,
Есть в России город Гжель.

Привезла я вам оттуда…

Посмотрите, вот так чудо!

В белом небе, словно птицы,
Всем на загляденье
Голубых цветов поляна -

Дивных рук творенье.

Здесь и кружки, и кувшины,
Как весной капель,
С красотою несравненной

Чудо - наша Гжель.

Рассмотрим гжельскую посуду.

Посуда Гжели кажется воздушной - в ней синь рек и неба с облаками. Она лепится из глины и поэтому бывает неожиданной формы и с украшениями.

Гжелью исстари называлась местность богатая залежами глин, из которых народные умельцы лепили то, что нужно было в быту и мило душе.

Вначале посуду расписывали синим, зелёным и жёлтым цветом. Постепенно мастера пришли к росписи изделий только кобальтом - это синий цвет и его оттенки.

- Рассмотрим технику гжельской росписи. Вначале художник придумывает форму предмета посуды, делает эскиз на бумаге, работая карандашом, потом синей краской. Затем по эскизу делает роспись на глиняном изделии.

-Что является излюбленными мотивами росписи у мастеров Гжели? (цветы, травы, птицы).

Цветы можно изобразить, используя оттенки синего цвета, можно использовать технику «капелька» (демонстрируются приемы)

Элементы гжельской росписи - «точки и прямые линии» (демонстрируются приемы).

Элементы гжельской росписи - «бордюры».

- Где лучше нарисовать бордюры, что бы завершить композицию?

(демонстрируются приемы)

4.Первичное закрепление материала.

- Гжельская посуда будничная или праздничная?

-Назовите предметы чайного сервиза

Динамическая пауза.

5. Творческая практическая деятельность. (16 мин).

Изобразить и украсить

по мотивам гжельской росписи праздничную посуду для чая.

а) Перед учениками право выбора:

Можно воспользоваться шаблоном, можно форму чайной посуды придумать и нарисовать самостоятельно. Затем украсить синей краской без предварительной прорисовки карандашом.

в) Индивидуальная работа с учениками.

-Контроль правильности выполнения рисунка.

-Контроль организации рабочего места.

- Оказание помощи обучающимся, испытывающим затруднения.

Фоном звучит песня в исполнении Леонида Утесова «У самовара

6. Рефлексия деятельности.(3мин)

А) Выставка работ учащихся.

Б) Рефлексия.

-Какие 3 мастера участвуют в создании посуды?

-Как называют полный набор посуды?

- Назовите город, где изготавливают бело-синюю глиняную посуду.

- Как называются элементы гжельской росписи?

Закончите фразу:

-Я знаю…

-Я понимаю….

-Для меня было открытием…

-Мне понравилось…

В) Заключительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы еще раз убедились, что в каждой вещи, в каждом предмете, который наполняет наш дом, заложен труд художника.

Г) Выставление оценок.

Д) Домашнее задание. Рассмотреть дома посуду.

Придумать форму вазы для цветов.



© 2010-2022