Урок по познанию мира «Почва. Как образуется почва»

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Алматинская область Сарканский район

село Койлык средняя школа имени М.Жумабаева

учитель начальных классов Севериненко Т.А

Тема урока: «Почва. Как образуется почва».

Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний.

Цели урока

1.Обучение работе с разными видами информации :

а) формирование умения извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о почве, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;

б) формирование умения обращаться к дидактической иллюстрации для решения проблемы .

2. Оценка достоверности получаемой информации .

3. Умение применять правила, пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями.

Оборудование и наглядные пособия:

Учебник «Познание мира»3 класс

Тетрадь для самостоятельной работы

Интерактивная доска, проектор, (подключение интернета) .


Ход урока.

  1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Цель: психологический настрой учащихся; обеспечение нормальной обстановки на уроке.

Глаза смотрят и всё видят.

Уши слушают и всё слышат.

Сначала думаю, а потом говорю.

Помню, что в классе я не один,

Умею слушать мнения других.

- Нарисуйте свое настроение в начале урока (у каждого рисунок солнышка, надо раскрасить ).

2. Этап актуализации знаний.

Цель: проверить знания по разделу «Тайны недр Земли».

А) Индивидуальная работа на интерактивной доске.

1. Какая горная порода состоит из кварца, слюды и полевого шпата? Она бывает серого или темно-красного цвета. (Гранит)

2. Какое полезное ископаемое помогает человеку привести в движение машины? Оно хорошо горит, легче воды, светло-коричневого, коричневого или почти черного цвета.

(Нефть).

3. Это полезное ископаемое имеет черный цвет, блестит на солнце, тонет в воде. Оно твердое, но хрупкое. Основное свойство - горючесть. (Каменный уголь)

4. Полезное ископаемое темно-коричневого цвета. Его мелкие кусочки притягиваются к магниту. (Железная руда)

5. Это полезное ископаемое в природе встречается очень часто. Бывает желтого и белого цвета, состоит из очень мелких частичек. (Песок)

6. Это полезное ископаемое бывает белого, красного, серого, голубого цвета. Из него изготавливают кирпичи, чашки, тарелки, вазы, статуэтки и т.д. (Глина)

7. Какое полезное ископаемое образуется на болотах из отмерших растений? (Торф)

8. Какое полезное ископаемое идет на побелку стен и потолков? (Известняк)

9. Какое полезное ископаемое необходимо нам на кухне, горит голубым пламенем, является ценным топливом? (Природный газ)

Б) «Графический диктант»( «да» +, «нет»-)

-Правда ли, что

1) не только горы, но и равнины, дно водоемов сложены из горных пород? (+);

2) горные породы не всегда твердые, бывают жидкие и газообразные? (+);

3) гранит- осадочная горная порода?(-);

4) базальт- магматическая горная порода, а каменный уголь - осадочная горная порода?(+);

5) в состав гранита входит три минерала?(+);

6) торф образовался из раковин морских животных?(-);

7) нефть, каменный уголь, природный газ - это горючие полезные ископаемые? (+);

8) мрамор, песок, гранит относятся к строительным полезным ископаемым? (+);

9) из руд цветных металлов человек выплавляет железо, чугун, а из руд черных металлов- алюминий, медь? (-);

10) запасы полезных ископаемых на Земле неограниченны? (-).

- Посмотрите, на доске правильный вариант ответов.

(+ + - + + - + + - -)

- Сделайте самопроверку и оцените себя по критериям:

«5» - без ошибок; «4» - 1-2 ошибки; «3» - 3-4 ошибки; «2» - 5 и более ошибок.

Вывод: изучив разнообразие минералов, полезных ископаемых и их практического использования человеком, можно начать изучение новой темы.

3. Этап выявления места и причины затруднения, построения проекта выхода из затруднения.

А) Определение темы и целей урока.

-Отгадайте загадку:

Бьют меня ногами,

Режут грудь ножами.

Каждый хочет растоптать.

А я с подарками опять. (Земля)

- Земля! Какое это емкое слово! У слова "земля" есть несколько значений. А какие это значения, будет выяснять у доски одна из групп: в интернете найти значение этого слова и в картинках оформить на ИД. ( Планета, суша, страна)

- А еще одна группа будет работать с Толковым словарем, искать значение слова «земля».

- А все остальные работают с ноотбуком. (узнают значение слова «земля»)

-Поверяем : смотрим на картинки, найденные первой группой, слушаем определение из словаря, и дополняем из интернета.

- Как из учебника узнать тему урока? (открыть оглавление учебника)

- Прочитайте название нового раздела и первой темы в нем. (Почва. Как образуется почва.)

- О какой земле будем говорить? (Почве)

-Земля-кормилица, земля-поилица. Родная мать - земля. Так исстари уважительно и ласково зовем мы нашу родную землю.

- Какую цель поставим? (учащиеся самостоятельно формулируют цель: узнать, что такое почва и как она образуется)

Б) Самостоятельная работа.

- Прочитайте первые четыре абзаца нового параграфа. Есть ли в них новые для тебя сведения? Какие?

В) Беседа.

Наш урок посвящен почве и её образованию.

- О! Это особая тема! Почва - вечная кормилица. Не зря у русского народа есть много пословиц, поговорок, загадок. Вот одна из них - «Никого не родила, а все матушкой зовут». О ком, если не о земле (почве) можно так ласково сказать!

И высокое дерево, и маленькая травинка укрепились своими корнями в земле, вернее в её верхнем слое, который называется …(почвой).

Вывод: итак, образование почвы происходит в результате разрушения горных пород под воздействием всех компонентов природы: солнечного тепла, воды, воздуха, живых организмов. Только все части природы, действуя друг на друга, образуют почву. Нет горных пород и живых организмов - не будет и почвы. Нет воды и воздуха - почва не образуется.

Давайте вспомним прогулку в осенний лес.

Г) Работа в группах.

- На основе своих наблюдений докажите, что почва связывает в единое целое неживую и живую природу?

Д) Рассказ учителя.

Сухие листья, хвоинки, травы, веточки деревьев падают на землю и скапливаются в самом верхнем её слое. Под опавшими листьями и ветками находятся песок и глина, мелкие камешки, останки животных и растений, перегной, а это относится к неживой природе. Всё это скоплено корнями растений, ведь каждое растение берёт из почвы питательные вещества.

Листья и травы разлагаются в почве сравнительно быстро. Всего через полгода они превращаются в прекрасные удобрения. Таким образом, питательные вещества постоянно возвращаются в почву и вновь расходуются растениями. Происходит почвенный круговорот. Почва связывает в единое целое неживую и живую природу.

- Почва - часть природы, в которой проявляется единство живой и неживой природы.

Е) Работа парами « с соседом по плечу».

- Рассмотрите рисунок в учебнике. Назови соседу животных, которых можно увидеть в почве.

Ж) Беседа.

Почву часто называют домом для животных. Здесь можно увидеть насекомых, червей, многоножек, грызунов и зверей. Одни в почве живут постоянно, другие прячутся от врагов и холода, третьи откладывают яйца размножения и т.д

4. Этап первичного закрепления знаний.

А) - Обратимся к полученным на уроке знаниям.

Работа в группах. (Тренажёр к уроку) .

- Сейчас вы обсудите в группах выбор правильных ответов, выберите правильный, а потом мы проверим ваш выбор.

Каким образом животные принимают участие в образовании почвы?

Шаг1 .Что делают животные с землёй?

Никакого отношения животные не имеют к образованию почвы .

Рыхлят породу, смешивают её с полусгнившими корнями растений.

Откладывают запасы пищи .

Шаг 2. Когда эти животные гибнут, то:

Сами становятся частицами почвы.

Их останки превращаются в горные породы .

Их уносит потоками воды.

Связывает ли почва в единое целое живую и неживую природу?

Шаг 1. Как пополняются запасы почвы?

Животные почвы прокладывают ходы, куда попадает вода и воздух, они перемешивают почву, измельчают остатки растений.

Их восстанавливают животные .

Сами восстанавливаются .

Шаг 2. Какая роль бактерий?

Прокладывают ходы для перемешивания почвы.

Они не принимают участия в пополнении запасов почвы .

Превращают остатки растений в перегной.

Почему кроты приносят пользу почве?

Шаг 1. Копая глубокие ходы, кроты:

Прячутся от дневной жары.

Закапывают запасы еды.

Выбрасывают на поверхность землю .

Шаг 2. Чем ценна выброшенная земля?

Она богата кальцием, магнием, железом и другими питательными веществами.

В этой земле содержатся вредные насекомые.

Она богата на алмазы.

5. Этап самостоятельной работы с самопроверкой.

Работа по учебнику

Рассмотрите рисунок слоёв земли. Обратите внимание на слой почвы. В нем на разной глубине находятся корни растений.

Закрась коричневым цветом слой почвы, голубым - подземные воды, а желтым - слой горных пород.

6. Этап включения в систему знаний и повторения.

А)

Сказала лопата: Земля - чтобы рыть. Ботинки сказали: Земля - чтоб ходить.
А люди сказали: Земля - чтобы жить. А. Тетивкин

- Как вы понимаете эти слова? О какой земле идёт речь? (О почве)

- Сегодня на уроке вы узнали о том, что почва - это единство живой и неживой природы, как образуется почва, и какие существуют цепи питания.

- Проверить полученные знания на уроке вы сможите с помощью теста.

Тест к уроку: «Как образуется почва»

Вопрос №1

Что грызут личинки майских жуков?

Майских жуков .

Кротов .

Корни одуванчиков .

Муравьёв.

Вопрос №2

Основа образования почвы - это:

Живые организмы .

Живая и неживая природа .

Неживая природа .

Горные породы Земли .

Вопрос №3

Каких животных можно увидеть в почве?

Кротов, муравьев, дождевых червяков.

Зайцев, медведей.

Дождевых червяков, белок, муравьёв .

Кротов, муравьёв, лис.

Вопрос №4

Образование почвы происходит в результате разрушения горных пород под воздействием?

Солнечного тепла .

Ветра.

Воды .

Солнечного тепла, воды, воздуха, живых организмов .

Вопрос №5

Что такое почва?

Природная совокупность минералов более или менее постоянного минералогического состава, образующая самостоятельное тело в земной коре Верхний плодородный слой земли .

Тело космического происхождения, упавшее на поверхность крупного небесного объекта.

Извержение раскаленных, огненных потоков особого вещества.

- Сделайте самопроверку, по ответам на ИД, и оцените себя по критериям:

«5» - без ошибок; «4» - 1ошибка; «3» - 2-3 ошибки; «2» - 4 и более ошибок.

Б) Домашняя работа.

Рассмотреть рисунок и написать, какую пользу приносят природе животные почвы.

7. Этап рефлексии учебной деятельности.

А) - А закончим наш урок словами из стихотворения Д. Зубарева «Любите родную природу!»

Давайте будем беречь планету, Во всей вселенной похожей нету!

- Почему замечательный русский ученый Василий Васильевич Докучаев говорил, что почва дороже золота. Без золота люди прожить могли бы, без почвы - нет. (Высказывания учеников)

Б) ( «солнышко»)

- Нарисуйте свое настроение в конце урока (у каждого рисунок солнышка, надо раскрасить ).


© 2010-2022