Рабочая программа Мир деятельности (1 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Мир деятельности» для 1 класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы Л.Г. Петерсон («Школа 2000…»),

Курс «Мир деятельности» направлен на устранение отмеченного разрыва в формировании УУД и умения учиться, составляющих главный приоритет ФГОС.

Основной целью курса является создание теоретического фундамента для формирования у учащихся общеучебных умений и связанных с ними деятельностных способностей и личностных качеств как необходимого условия построения современной модели образования, ориентированной на инновационное развитие экономики.

Новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) выдвигает в качестве приоритета развития российского образования задачу формирования у учащихся не простои знаний и умений по различным предметам, а метапредметных умений и способностей к самостоятельной учебной деятельности, готовности к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию

Задача ценностной линии − сформировать у ребенка такие нравственно-этические и ценностные ориентиры, которые придадут его деятельности созидательный смысл, а не будут нацелены на разрушение общественной жизни и его самого как личности.

Курс «Мир деятельности» создает благоприятные условия для построения единого учебно-воспитательного пространства семьи и школы.

Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

Комплект для ученика включает в себя:

1. «Мир деятельности», 1 класс: Учебное пособие с разрезным материалом и наклейками / Под ред. Л.Г. Петерсон. - М.: Национальное образование, 2012.

2. «Мои открытия», 1 класс: Эталоны к курсу «Мир деятельности» / Под ред. Л.Г. Петерсон. - М.: Национальное образование, 2012.

В комплект эталонов «Мои открытия» для ученика входит также альбом с файлами, в который ученик помещает по каждой теме курса «Мир деятельности» эталоны (изученные способы действия - правила, алгоритмы и т.д., открытые учащимися на уроках) и «Копилку достижений». В течение недели, следующей за изучением той или иной темы, учитель проводит работу по са-

мооценке учащимся своих достижений по данной теме.

Комплект для учителя включает в себя:

1. «Мир деятельности», 1 класс: Методические рекомендации / Под ред. Л.Г. Петерсон. - М.: Национальное образование, 2012.

2. Демонстрационные материалы к надпредметному курсу «Мир деятельности», 1 класс. - М.: Национальное образование, 2012.

3. CD-диск с презентациями и печатным материалом к каждому уроку надпредметного курса «Мир деятельности», 1 класс.

1 класс 1 ч в неделю, всего 32 часа

Минимум содержания образования по разделам

Курс «Мир деятельности» состоит из четырех параллельно развивающихся содержательно-методических линий.

I. Организационно-рефлексивная: формирование в достаточной полноте регулятивных УУД, предусмотренных ФГОС, и умения учиться в целом (мотивация к учебной деятельности, умение выполнять пробное учебное действие, фиксировать затруднение в учебной деятельности, выявлять его причину, ставить цель, составлять план действий, осуществлять выбор способов и средств достижения цели, реализовывать проект, проводить самоконтроль и самооценку собственных учебных действий, коррекцию ошибок и т.д.).

II. Коммуникативная: формирование норм поведения в классе, норм общения, норм коммуникативного взаимодействия, волевая саморегуляция и т. д.

III. Познавательная: организация саморазвития познавательных процессов, знакомство с методами и средствами познания, методами работы с информацией и т.д.

IV. Ценностная: формирование нравственно-этических норм, ценностных ориентиров, норм самовоспитания, здоровьесбережения.

Содержание учебного предмета

Организационно-рефлексивная линия (9 часов). У учащихся формируются первичные представления об учебной деятельности,ее цели и результате, двух основных этапах, которые структурно разделены на учебные шаги, а также опыт пребывания в учебной деятельности при изучении различных предметов. Дети учатся точно следовать образцу и осуществлять самопроверку своей работы по образцу. Формируется представление о роли учителя в учебной

деятельности, цели выполнения домашнего задания и его значимости для ученика, доказательстве правильности выполнения заданий с помощью ссылки на образец или согласованный способ действий(эталон).

Что значит учиться? (Два основных этапа учебной деятельности.) Роль учителя в учебной деятельности (помощник и организатор). Адаптированная структура первого этапа учебной деятельности на уроке («Что я не знаю?»): повторение необходимого для открытия

нового знания; итог повторения; пробное учебное действие; фиксирование своего затруднения; обдумывание; поиск причины затруднения. Пробное учебное действие и фиксирование затруднения как необходимые этапы учения. Способ действий «затруднение − думаю». Причина затруднения. Выявление причины затруднения в пробном учебном действии.

Цель выполнения домашнего задания. Выполнение инструкций, точное следование образцу. Самопроверка своей работы по образцу.

Коммуникативная линия (3 часа). Учащиеся знакомятся со способами общения на уроке, самостоятельно строят основные правила общения, основанные на доброжелательности, приобретают положительный опыт их применения для получения высокого учебного результата. Учащиеся открывают для себя правила поведения на уроке, правила работы в паре, в группе и применяют их в ходе предметных уроков. Правила поведения на уроке. Правила работы в паре, в группе.

Познавательная линия (1 час). У учащихся формируется представление о внимании в учебной деятельности и его значении для получения хорошего результата. Они знакомятся с простейшими приемами концентрации внимания, которые помогут им эффективнее учиться.

Как научиться быть внимательным.

Ценностная линия (6 часов). У учащихся формируются первичные представления о ценностях жизни и качествах личности. Обсуждаются такие фундаментальные ценности, как Жизнь,

Здоровье, Семья. Организуется работа над качествами личности, помогающими успешно учиться. Эти обсуждения строятся на имеющемся у детей опыте, организуются самостоятельные выводы детей об этих ценностях, создаются условия для их принятия на личностно значимом уровне.

Ценности нашей жизни: жизнь и здоровье.

Семья - мой помощник в учении.

Ценностные качества личности: активность, честность, терпение,

доброжелательность.

Обобщение и систематизация знаний (4 часа).

Праздник первоклассника «Что значит уметь учиться?»

(1 час).

Диагностика (2 часа).

Резерв (6 часов).



Критерии оценки

Курс «Мир деятельности» не входит в число обязательных учебных дисциплин, поэтому учитель может применять собственные критерии и способы оценивания. Однако важно помнить, что основной целью оценки в рамках данного курса является формирование положительной познавательной мотивации учащихся. Поэтому обязательными является выполнение перечисленных ниже требований.

1) Оцениваются только достижения, отрицательные оценки исключены.

2) Основным критерием оценки является учебный труд ученика, вложенные им усилия и положительная динамика результатов относительно себя.

3) Качества личности детей не оцениваются, по результатам соответствующих тестов и анкет никакие оценки не выставляются.

4) Основной акцент в системе оценивания должен быть сделан на самооценке детьми своих достижений: ежедневно по изучаемой теме с помощью «Копилки достижений» и один раз в неделю на основании полученных результатов - на «Лесенке успеха» в

учебном пособии.

Текущий контроль осуществляется в течение всего учебного года как в ходе проведения обычных уроков, так и в рамках курса

«Мир деятельности», а итоговый − на уроках по курсу «Мир деятельности». Результатом контроля (текущего и итогового)

должно быть, создание ситуации успеха для каждого ученика в самосовершенствовании личности.


Требования к уровню подготовки обучающихся

Основные требования к знаниям, умениям и системе ценностей учащихся к концу первого года обучения

Знать основную цель и результат учебной деятельности, ее два основных этапа.

Знать основные функции ученика и учителя на уроке.

Знать правила поведения на уроке, уметь их применять.

Знать цель выполнения домашней работы и роль семьи как помощника в учебе, уметь грамотно обратиться к семье за помощью в самостоятельном выполнении домашнего задания.

Уметь осознанно осуществлять пробное учебное действие.

Уметь грамотно фиксировать свое индивидуальное затруднение по результатам выполнения пробного действия.

Уметь формулировать причину затруднения как свою конкретную проблему (отсутствие у меня определенных знаний, умений).

Уметь самостоятельно проверять свою работу по образцу.

Знать структуру первого этапа учебной деятельности (6 шагов: повторение необходимого; итог повторения; пробное учебное действие; фиксирование своего затруднения; переход к обдумыванию; выявление причины затруднения), приобрести опыт их осознанного прохождения.

Знать простейшие правила работы в паре и в группе, уметь их применять.

Знать основные приемы развития внимания, приобрести опыт их применения.

Иметь представления о здоровье и семье как главных ценностях жизни, знать простейшие правила и приемы сохранения и поддержки своего здоровья в учебной деятельности, приобрести опыт их применения.

Иметь представления о качествах личности, которые помогают ученику успешно учиться: активность, честность, терпение, доброжелательность; приобрести позитивный опыт их проявления в учебной деятельности.

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности по курсу

«Мир деятельности» 1 «Г» класс

на 2015- 2016 учебный год

Дата по плану

Дата по факту

Тема занятия

Количество часов

Формы проведения занятия

Виды деятельности учащихся

I четверть (8 часов)

1

07.09

«Учиться… А что это значит»

1 Урок: «Открытия» нового знания.

Беседа, игра, диалог.

2

14.09

«Учитель и ученик»

1

Урок: Построения системы знаний.

Беседа, игра, диалог.

3

21.09

«Я ученик. Правила поведения на уроке»

1

Урок: «Открытия» нового знания.

Беседа, игра, диалог, просмотр презентации.

4

28.09

«Личностные качества ученика. Активность в учебной деятельности»

1

Урок: «Построения системы знаний».

Беседа, игра, диалог.

5

05.10

«Учимся дружно. Работа в парах»

1

Урок: «Открытия» нового знания

Учимся работать в парах

6

12.10

«Я ученик: что я уже знаю и умею»

1

Урок: «Развивающего контроля»

Учимся работать в парах

7-8

19.10

26.10

Резерв (2 урока)

2

Уроки: «Рефлексии»

Беседа, игра, диалог

II четверть (7 часов)

9

09.11

«Как научиться быть внимательным»

1 Урок: «Открытия» нового знания.

Беседа, игра, диалог.

10

16.11

«Затруднение - мой помощник в учении»

1

Урок: «Построения системы знаний».

Беседа, игра, диалог

11

23.11

«Ценности нашей жизни. Здоровье»

1 Урок: «Открытия» нового знания.

Просмотр презентации, беседа.

12

30.11

«Учимся дружно. Работа в группах»

1 Урок: «Открытия» нового знания.

Учимся работать в парах

13

07.12

«Личностные качества ученика. Терпение в учебной деятельности»

1

Урок: «Построения системы знаний».

Учимся работать в парах

14

14.12

«Я ученик. Что я уже знаю и умею»

1

Урок: «Развивающего контроля»

Учимся работать в парах

15

21.12

Резерв (1 урок)

1

Урок: «Рефлексии»

Проверка знаний.

III четверть (10 часов)

16

11.01

Урок диагностики № 1 (входное тестирование)

1

Урок: «Развивающего контроля»

Проверка знаний.

17

18.01

«Как выяснить, что я не знаю»

1

Урок: «Построения системы знаний».

Просмотр презентации, беседа.

18

25.01

«Зачем ученику домашнее задание»

1 Урок: «Открытия» нового знания.

Беседа, игра, диалог

19

01.02

«Семья - мой помощник в учении»

1 Урок: «Открытия» нового знания.

Беседа, игра, диалог

20

15.02

«Пробное учебное действие»

1

Урок: «Построения системы знаний».

Беседа, игра, диалог

21

22.02

«Не могу? − Остановлюсь, чтобы подумать»

1

Урок: «Построения системы знаний».

Учимся работать в парах

22

29.02

«Причина затруднения»

1

Урок: «Построения системы знаний».

Беседа, игра, диалог

23

07.03

«Невероятные приключения первоклассников в тридевятом царстве, или История о том, что значит учиться»

1 Урок: «Открытия» нового знания.

Беседа

Просмотр презентации, беседа.

24

14.03

«Я ученик. Что я уже знаю и умею»

1

Урок: «Развивающего контроля»

Учимся работать в парах

25

21.03

Резерв (1 урок)

1

Урок: «Рефлексии»

Проверка знаний.

IV четверть (7 часов)

26

04.04

«Как проверить свою работу»

1

Урок: «Построения системы знаний»

Учимся работать в парах

27

11.04

«Личностные качества ученика. Честность в учебной деятельности»

1 Урок: «Открытия» нового знания.

Беседа, игра, диалог

28

18.04

Урок диагностики № 2 (итоговое тестирование)

1

Урок: «Развивающего контроля»

Проверка знаний.

29

25.04

«Личностные качества ученика. Доброжелательность в учебной деятельности»

1

Урок: «Построения системы знаний».

Беседа, игра, диалог

30

03.05

Я ученик. Что я уже знаю и умею» (творческая гостиная для детей и родителей)

1

Урок: «Развивающего контроля»

Утренник

31

18.05

Резерв

1

Урок: «Рефлексии»

Проверка знаний.

32

23.05

Резерв

1

Урок: «Рефлексии»

Проверка знаний.


8


© 2010-2022