Программа Школы будущего первоклассника «Солнышко»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Пояснительная записка


Основной целью непрерывного образования должно выступать развитие каждого ребёнка, охрана и укрепление его психического, физического и нравственного здоровья. Преемственность между дошкольным и школьным звеном следует рассматривать как построение содержательной единой линии, обеспечивающей эффективное развитие, воспитание, обучение. В настоящее время проблема адаптации детей в начальной школе стоит очень остро. Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников уровень психического развития ребенка. По этой причине необходимо не только учитывать, но и формировать готовность учащегося к школе. Зачастую наблюдается несформированная внутренняя позиция школьника, низкий уровень произвольности, завышенная самооценка, интеллектуальная неготовность к обучению, недостатки развития речевой сферы, отсутствие мотивации. Работа по соблюдению преемственности между дошкольным и школьным образовательными учреждениями необходимо спланировать так, чтобы овладение знаниями в школе не нарушало естественный ход развития ребёнка, максимально способствовало его продвижению. Программа Школы будущего первоклассника «Солнышко» развивает идею создания единого, непрерывного образовательного пространства при переходе от дошкольной к ступени начального образования. Посредством данной программы школа оказывает востребованные заказчиками и потребителями образовательные услуги, расширяет возможности реализации природных способностей дошкольников, формирования его личности.

Программа предшкольного образования «Школа будущего первоклассника» составлена на основе комплексной программы развития и воспитания дошкольников образовательной системы «Школа 2100», рассчитанная на детей старшего дошкольного возраста (5,5 - 6,5 лет). Данная программа одобрена и утверждена Министерством образования и науки РФ.

Назначение программы: оказание помощи родителям и педагогам во всестороннем развитии и подготовке к школе детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение. Главная цель предшкольной подготовки - выравнивание стартовых возможностей будущих школьников, чтобы у них не возникало стрессов, комплексов, которые могут отбить желание учиться на все последующие годы.

Цель, задачи


Целью программы является развитие познавательно-интеллектуальной, эмоционально-волевой и коммуникативной сфер личности ребенка и формирование готовности к школьному обучению Данная цель реализуется путем решения следующих задач:

  • формирование культуры общения и культуры поведения в общественных местах;
  • формирование учебной мотивации;
  • развитие основных психических функций, необходимых для успешного обучения в школе (внимание, память, мышление и т.д.);
  • развитие элементарных, математических представлений;
  • развитие речи и фонематического слуха;
  • развитие мелкой моторики;
  • развитие творчески активной личности;
  • овладение необходимыми навыками ручного труда;
  • создание предпосылок к школьному обучению - формирование предпосылок УДД (универсальных учебных действий);

  • развитие коммуникативных умений;
  • обеспечение преемственности дошкольного и начального образования.

Особенности программы «Школы будущего первоклассника» по преемственности:

  1. Не допускает дублирования программ первого класса;
  2. Создает условия для включения ребенка в новые социальные формы общения;
  3. Готовит переход от игровой к творческой, учебной, деятельности;
  4. Инвариантна и готовит к любой системе школьного образования;
  5. Большое внимание уделено взаимодействию с родителями;
  6. Представлена комплексная диагностика готовности к школе.


Ведущая идея программы -

Создание возможностей для развития природных особенностей в содержательно организованной образовательной среде. Обязательными условиями проведения занятий являются:

  • использование игровых методов преподавания;
  • смена видов деятельности;
  • положительная оценка личных достижений каждого учащегося;
  • отсутствие отметок и домашних заданий (в отдельных случаях выполнение заданий по желанию дошкольника).
Для составления объективного мнения о каждом учащемся в группах подготовки к школе предусматривается предметное преподавание. В основе подготовки к обучению в школе лежат развивающие технологии, которые направлены на развитие мыслительной активности, формирование предпосылок универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных, творческих). Большое внимание уделено решению творческих задач - самостоятельное определение способа решения, поиск и нахождение закономерностей, ранее не известных, но необходимых при проектировании, а в дальнейшем и при изготовлении того или иного объекта, решения задач, содержащие поисковые творческие элементы.

Принципы: 1. Доступность (для детей любого уровня готовности к школе). 2. Универсальность (подготовка осуществляется теми средствами, которые наиболее подходят для формирования данной группы школьников). 3. Комфортность (положительная эмоциональная оценка любого достижения учащегося со стороны ведущего группу, чтобы успех ребят переживался ими как радость). 4. Направленность (не занимается комплексным развитием ребенка, а формирует компоненты, необходимые для последующей учебной деятельности ребенка, на основе уже сформированной игровой). 5. Открытость (работают педагоги разной специфики, программы, которых одобрены педагогическим советом). 6. Добровольность (в группы подготовки попадают все дети, родители которых (или заменяющие их лица), дали согласие на подготовку. 7. Актуальность (Использование современных достижений науки. Своевременное реагирование на изменение социального заказа, стандартов образования мониторинговых показателей).

Форма организации обучении дошкольников
Реализация модели подготовки дошкольников к обучению в школе планируется через организацию группы кратковременного пребывания детей. Данная форма организации предназначена для подготовки к школе детей 6-7 лет охваченных и не охваченных дошкольным образованием. Наполняемость групп 15 - 20 человек. Продолжительность урока 30 минут. Режим занятий: 1 раз в неделю (суббота) по 4 урока. Кроме учителей начальных классов к педагогическому процессу будут привлекаться: музыкальный работник, психолог.
В программе выделяются три основные линии, по которым должна вестись подготовка к школе. 1. Общее развитие. К тому времени, когда ребенок станет школьником, его общее развитие должно достичь определенного уровня. Речь идет в первую очередь о развитии памяти, внимания и особенно интеллекта. И здесь нас интересует как имеющийся у него запас знаний и представлений, так и умение, как говорят психологи, действовать «во внутреннем плане» или, иными словами, производить некоторые действия в уме. 2. Воспитание умения произвольно управлять собой. У ребенка дошкольного возраста яркое восприятие, легко переключаемое внимание и хорошая память, но произвольно управлять ими он еще до конца не научился. Ребенок может надолго и в деталях запомнить какое-то событие, если оно чем-то привлекло его внимание. Но сосредоточиться сколько-нибудь длительное время на том, что не вызывает у него непосредственного интереса, ему пока еще достаточно трудно. А между тем это умение совершенно необходимо выработать к моменту поступления в школу. Равно как и умение более широкого плана - делать не только то, что тебе хочется, но и то, что надо, хотя, может быть, и не совсем хочется или даже совсем не хочется. 3. Формирование мотивов, побуждающих к учению. Имеется в виду не тот естественный интерес, который проявляют ребятишки-дошкольники к школе. Речь идет о воспитании действительной и глубокой мотивации, которая сможет стать побудительной причиной их стремления к; приобретению знаний. Все эти три линии одинаково важны, и ни одну из них нельзя упускать из виду, чтобы учеба ребенка не «захромала» с самого начала.

Критерии сформированности способностей дошкольников: 1.Деятельность и общее развитие: -произвольная деятельность; -психологическая саморегуляция; -развитость творческого потенциала; -способность принимать инструкцию; -коммуникативные способности; -зрительное восприятие 2.Речевое развитие: -словесная реакция на ситуацию; -способность понимать говорящего; -способность объяснять мысль словами

Функции:

1.Методическая -сопровождение деятельности ребенка, родителей, специалистов; -консультирование; -рекомендации. 2.Диагностическая (отслеживание результатов с целью корректировки) 3.Обучающая 4.Развивающая 5.Воспитывающая

Участники реализации программы: -администрация ОУ -педагоги ОУ -дети -родители
Механизм реализации программы: I. Обеспечение здоровья и здорового образа жизни: 1 .Правильное составление расписания в соответствии с нормами СанПина. 2.Физкультминутки во время занятий. 3.Разучивание подвижных игр и проведение их на переменах II. Обеспечение базового уровня воспитания и образования дошкольников: 1 .Комплектование групп по подготовку детей к школе. 2.Обеспечение учебниками и наглядными пособиями. Ш.Методическое и кадровое обеспечение: 1.Разработка и утверждение программы будущего первоклассника. IV.Обеспечение готовности дошкольников к обучению в школе. Формирование следующих характеристик дошкольника, необходимых для поступления в 1 класс: • Формирование навыка произвольной деятельности (выполнение задания на протяжении 10 минут). • Формирование навыка наблюдения за объектом: - выделение существенных признаков объекта; -умения сравнивать объекты по признакам (форма, величина, цвет функции); -умение найти лишнее; -умение определить наличие изменений. • Тренинг мелкой моторики (подготовки руки к письму). • Формирование навыка деятельности в группе. • Формирование навыков самоорганизации (поведение на уроке).
V. Работа с родителями. 1. Консультации с родителями по результатам диагностики определения уровня готовности детей к школе. 2. Проведение родительских собраний с родителями будущих первоклассников. 3. Привлечение родителей как социальных партнеров.

Реализация программных требований: Разделы: 1. Обучение грамоте/Развитие речи 2. Формирование первичных математических представлений 3. Психологическая готовность к школе

Содержание данной программы соответствует целям и задачам, стоящим перед предшкольным образованием на сегодняшний день.


Ожидаемые конечные результаты реализации программы


Реализация целей и задач курса подготовки дошкольников предполагает достижение следующих результатов: Качественные:

  • выравнивание стартовых возможностей детей при поступлении в 1-й класс;
  • удовлетворение запроса родителей на подготовку детей к обучению в 1-м классе;
  • повышение качества образования.

Количественные:
  • увеличение процента охвата детей 6-7 лет предшкольным образованием.

Планируемый результат: Дошкольник готовый к обучению должен

Знать:

· правила поведения в школе на уроке и на перемене;

· как правильно организовать своё рабочее место;

· правила посадки за партой;

· своего учителя, школьного психолога;

Уметь:

· правильно держать ручку, карандаш;

· внимательно слушать учителя, выполнять задания по его инструкции;

· переключаться с одного вида деятельности на другой;

· правильно реагировать на свои неудачи и победы, на успехи и неудачи одноклассников;

По окончании курса:

· добиться сформированности положительного эмоционального отношения к обучению в школе у будущих первоклассников;

· привить детям навыки уверенного поведения школьника;

· по результатам диагностики выработать рекомендации родителям для дальнейшей работы с детьми в последующий период подготовки к школе
По окончании курса дети будут уметь


  • соблюдать правила поведения в школе, осознавая свою позицию как позицию ученика;
  • свободно считать в пределах 10;
  • сравнивать числа в пределах 10;
  • знать «соседей числа»;
  • решать простые задачи (в одно действие);
  • на слух выделять звуки в слове, давать им характеристику (гласный - согласный, твердый - мягкий, звонкий - глухой);
  • составлять рассказ по картинке из 5-6 предложений;
  • пересказывать небольшие тексты;
  • правильно пользоваться карандашом, а также другими графическими материалами;
  • выполнять на слух инструкцию для обучающего;
  • правильно писать печатные цифры и буквы;

После завершения обучения в группах подготовки к школе проводится психолого-педагогическая диагностика, включающая в себя следующие задания:
  • копирование рисунка;
  • ориентировка в межклеточном пространстве;
  • решение простых математических задач с графическим изображением ответа;
  • тест, на развитие фонематического слуха;
  • выделение главного признака предмета;
  • выявление закономерности;
  • графический диктант.

Для открытия групп кратковременного пребывания необходимы:
  • приказ об открытии «Школы будущего первоклассника»;
  • режим дня и распорядок организации жизнедеятельности детей;
  • список детей;
  • заявления родителей;
  • образовательная программа.




Список литературы

  1. Айзман Р. И., Жарова Г.Н., Айзман Л.К., Савинков А.И., Забрамная С.Д., Ядрихинская И.Е. «Подготовка ребёнка к школе».

  2. Андрющенко Т.Ю., Карабекова Н.В. Коррекционно-развивающие игры для младших школьников. - Волгоград, 1993.

  3. Безруких М.М. Ступеньки к школе: книга для педагогов и родителей. - М.: Дрофа, 2000

  4. Белая А., Гамазакова М. 150 тестов, игр и упражнений для подготовки детей к школе. - М.: АСТ, 2000

  5. Г. П. Попова, В. И. Усачёва «Занимательное азбуковедение».

  6. Гаврина С.Е.Обучаемся грамоте. Лучшие упражнения для детей 5-6 лет. . ООО «Академия развития». - 2007 г., 16 стр.

  7. Гаврина С.Е.Развиваем внимание. Лучшие упражнения для детей 5-6 лет. . ООО «Академия развития». - 2007 г., 16 стр.

  8. Ельцова О.М. «Подготовка дошкольников к обучению грамоте». Новосибирск НИПК и ПРО 2007.

  9. Жукова О.С.Как хо-ро-шо у-меть чи-тать! Быстрое обучение чтению. ООО «Харвест», 2008 г., 127 стр.

  10. Журнал «Начальная школа» № 8 - 99. № 11 - 99, с.70 - 76 «Педагогическая диагностика готовности детей к обучению в школе и методические рекомендации по преодолению выявленных трудностей».

  11. Завьялова и другие «Интегрированный курс подготовки дошкольников к школе».

  12. Зайцев В.В. «Математика для дошкольников». Издательство «Учитель». Волгоград.

  13. И. Светлова «Развитие речи», «Моя первая азбука», «Познаём окружающий мир»,

  14. Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. - М., 2000

  15. Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. - М., 2000

  16. Л.С. Михайлова «Как подготовить ребёнка к школе».

  17. Марцинкевич В.Ф. «Обучение грамоте детей дошкольного возраста».

  18. Марцинкевич Г.Ф. «Обучение грамоте детей дошкольного возраста» Волгоград. Издательство «Учитель» 2004.

  19. Матюгин И.Ю. Как развить внимание и память вашего ребенка. - М.: Эйдос, 1994.

  20. Матюгин И.Ю. Как развить внимание и память вашего ребенка. - М.: Эйдос, 1994.

  21. Н. Г. Кувашова, Е. В. Нестерова «Методика подготовки детей к школе».

  22. Никитин Б.П. Развивающие игры. - М.: Знание, 1994.

  23. Светлова И. Е. «Тесты. Готов ли ваш ребёнок к школе».

  24. Столяр А.А. Давайте поиграем. - М.: Просвещение, 1991.

  25. Столяр А.А. Давайте поиграем. - М.: Просвещение, 1991.

  26. Тумакова Г. А. «Ознакомление дошкольника со звучащим словом».

  27. Тушканова О.И. Подготовка к школе: развитие памяти. - Волгоград, 1997.

  28. Тушканова О.И. Подготовка к школе: развитие памяти. - Волгоград, 1997.

  29. Узорова О., Нефёдова Е. «Пальчиковая гимнастика»

  30. Цвынтарный В. В. «Играем пальчиками и развиваем речь».

  31. Цвынтарный В. В. «Играем, слушаем, подражаем, звуки получаем».

  32. Черемошкина Л.В. Развитие внимания детей. - Ярославль: Академия развития, 1997.

  33. Черемошкина Л.В. Развитие внимания детей. - Ярославль: Академия развития, 1997.

  34. Чистякова М. И. «Психогимнастика» (в 2 частях).

  35. Школа для дошколят. Развиваем память. - М.: Росмэн, 2002.


© 2010-2022