Программа внеурочной деятельности Волшебство театра

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение «Никифоровская СОШ»













Рабочая учебная программа

по курсу внеурочной деятельности

« Волшебство театра»





для 2 класса

начального общего образования

на 2015-2016 учебный год








Составлена учителем

начальных классов

Клепиковой Е.В








2015 г.



Пояснительная записка

«...Таланты будущих поколений могут быть охраняемы

только путем развития и воспитания юных талантов;

для этого же необходимо их раннее узнавание…»

Г.Ревеш

Театр, один из самых демократичных и доступных для детей видов искусства, позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием памяти, воображения, фантазии, инициативности, раскрепощенности. Огромная сила воздействия театра развивает, воспитывает многие положительные качества личности и дает реальную возможность адаптироваться ребенку в социальной среде.

Рабочая программа «Волшебство театра» для учащихся второго класса по общекультурному направлению составлена на основе федерального государственного стандарта начального общего образования и ориентирована на развитие коммуникативной и эмоциональной сферы личности ребёнка, содействие его социализации, выявление и развитие задатков и творческих способностей младших школьников.

Программа является развивающей (направлена на решение первостепенных задач, ведущих к самораскрытию детей, к осознанию ими собственной духовной индивидуальности) и социально-адаптивной (развивает: отношение к себе - реабилитация «Я» в собственных глазах, достижение уверенности в себе; объективная самооценка, отношение к другим - способность к доброжелательному критическому восприятию достоинств и недостатков окружающих, формирование навыков адекватного общения).

Занятия выполняют одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции и ни в коей мере не сводятся только к подготовке выступлений. Занятия курса воспитывают понимающего, умного, воспитанного, театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, творческим мышлением, широким кругозором, собственным мнением

Интерес к актёрскому мастерству у учащихся очень велик. Именно соприкасаясь со сценой, дети по-настоящему могут проявить своё «Я»: они любят изображать различных героев, читать стихи. Это стремление надо развивать и поддерживать, предлагая те виды работы, которые нравятся детям. Данная программа направлена на создание условий для творческого развития личности ребёнка, развитие мотивации к познанию и творчеству, обеспечение эмоционального благополучия ребёнка. Ведётся приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям, на основании занятости детей и нравственного воспитания через сцену у учащихся предупреждается асоциальное поведение. Курс имеет возможность более широкого ознакомления детей с театром, с поведением на сцене, содействует развитию этического и эстетического кругозора учащихся, активизации интереса при проигрывании и подражании герою, которого они должны изобразить. Учащиеся становятся более раскрепощёнными в поведении, когда дают ответы на уроках, менее скованными, учатся следить за речью, постановкой предложений. При этом особо развиваются творчество и фантазия детей. Идёт ознакомление с театральными терминами. Развивается пластика тела, формируются определённые актёрские умения и навыки (например, дети учатся составлять программу выступлений, различные сценарии). Также учитывается общественно-полезная значимость получаемого результата от этого курса.

При составлении данной программы учитывались преемственность и согласованность её с образовательными и воспитательными программами образовательного учреждения. Одним из направлений работы школы является культурологическое воспитание учащихся.

Курс «Волшебство театра» для учащихся младшего возраста, именно здесь происходит рассмотрение личности ребёнка, как индивидуальности. Любой ученик значительно дополняет и углубляет свои знания и представления, учится прислушиваться к себе. Находить в себе силу и часто скрытые способности. Курс ориентирован на развитие любознательности, воображения, творческой активности, мышления детей.

Цель: углубление и расширение культурологических и художественных знаний через развитие творческих способностей.

Задачи:

-Выявить одарённых и заинтересованных учащихся

-Познакомить с историей актёрского мастерства, появления сценического костюма, с различными театральными жанрами.

-Помочь развить творческие способности у детей

-Учить умению правильно проигрывать сценические роли, развивать творческие способности учащихся.

-Развивать навыки выразительного чтения (сценического чтения), развивать творческую активность, наблюдательность, любознательность, воображение и мышление детей.

-Организовать активную деятельность учащихся во внеклассной работе

-Мотивировать активный интерес при выполнении различных заданий, воспитывать на основе понимания чувства прекрасного, учить дарить людям добро

-Устранить пробелы в знаниях учащихся литературоведческого характера ( выразительность при чтении, терминология и анализ поэтической и прозаической речи)

-Помочь учащимся увереннее чувствовать себя на сцене, проявлять свою коммуникабельность.

Педагогическая целесообразность - программа способствует воспитанию в детях таких качеств, как коллективизм, ответственность, требовательность к себе, желание найти своё место в творческой жизни коллектива.




Новизна программы состоит в том, что в процессе занятий учащиеся получают знания о выразительности речи, знакомятся с основами сценической игры, через сценическое искусство приобщаются к творчеству.

Актуальность темы:

Сегодня воспитательные и образовательные функции театра реализуются крайне слабо. Воспитание у школьников театральной культуры осуществляется, как правило, лишь от просмотра до просмотра спектаклей профессиональных театров. Играющий артист помогает ребенку- зрителю верить, радоваться и огорчаться тому, что считает полезным объектом для этого театра.

Ребенок, оказавшийся в позиции актера- исполнителя, может пройти все этапы художественно-творческого осмысления мира, а это значит задуматься о том, что и зачем человек говорит и делает, как это понимают люди, что является дорогим и важным в жизни.

Театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, творить играя. Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания, организации совместной деятельности детей, приобщает к духовному богатству.

Живая и увлекательная форма занятий, основывается на театральных тренингах, пластических импровизациях и играх. Игра, игровые упражнения, особенно в первом классе, выступают как способ адаптации ребенка к школьной среде. Именно игра приносит с собой чувство свободы, непосредственности, смелости.

Урок театра отличает гибкость, возможность отталкиваться от интересов и потребностей самих учеников, учитывать особенности того или иного маленького школьного коллектива. Актуальность программы обусловлена ещё и тем, что занятия театральным искусством, разнообразные по содержанию и форме, воспитывают у школьников эстетическое отношение к тому, что является прекрасным в быту, в природе и искусстве. Театральные игры и школьные спектакли положительно влияют на развитие мышления и творческой фантазии учеников.

К числу наиболее актуальных проблем относится:

-создание условий для творческого развития ребёнка;

-развитие мотивации к познанию и творчеству;

-обеспечение эмоционального благополучия ребёнка;

-приобщение детей к общечеловеческим ценностям;

-профилактика асоциального поведения;

-создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в систему мировой и отечественной культур;

-укрепление психического и физического здоровья.



Принцип построения программы.

На занятиях кружка учащиеся поэтапно учатся создавать сценические образы. Каждый последующий этап предусматривает усложнение характера сценического героя, его места в спектакле, увеличение объёма речи.

Отличительные особенности данной программы заключаются в том, что занятия предусматривают индивидуальную направленность овладения основами сценического искусства каждым ребёнком. Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:

- занятия в свободное от уроков время;

- добровольное посещение кружка;

- предоставление выбора ролей в спектакле.

Возраст детей: 7 - 8 лет. Дети этого возраста способны к заучиванию определённой информации о предстоящей роли.

Срок реализации данной программы рассчитан на 1 год обучения (34ч). Продолжительность занятия - 45 минут. В структуру программы входит несколько разделов, которые делятся на темы.

Программа строится на следующих концептуальных принципах: Принцип успеха Каждый ребенок должен чувствовать успех в какой-либо сфере деятельности. Это ведет к формированию позитивной «Я-концепции» и признанию себя как уникальной составляющей окружающего мира. Принцип динамики. Предоставить ребёнку возможность активного поиска и освоения объектов интереса, собственного места в творческой деятельности, заниматься тем, что нравиться. Принцип демократии. Добровольная ориентация на получение знаний конкретно выбранной деятельности; обсуждение выбора совместной деятельности в коллективе на предстоящий учебный год. Принцип доступности. Обучение и воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных возможностей подростков, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок. Принцип наглядности. В учебной деятельности используются разнообразные иллюстрации, видеокассеты, аудиокассеты, грамзаписи. Принцип систематичности и последовательности. Систематичность и последовательность осуществляется как в проведении занятий, так в самостоятельной работе воспитанников. Этот принцип позволяет за меньшее время добиться больших результатов.

Основные направления и пути реализации программы:

Театральное воспитание и образование выполняют одновременно следующие функции:

- познавательную; - воспитательную; - развивающую.

Осуществляется по следующим направлениям:

- воспитание основ зрительской культуры;

- развитие навыков театрально-исполнительской деятельности;

- накопление знаний о театре.

Основы зрительской культуры закладываются через формирование в детях внимания к особенностям исполнения этюдов, элементов коллективной работы. Выполнение одного и того же задания и сравнение его в исполнение других учеников.

Театрально- исполнительская деятельность рассматривается как подготовительный период, формирующий у ребенка навыки коллективной игры с элементами театральной деятельности. Здесь целесообразен цикл упражнений, основной целью которых является развитие произвольного (слухового и зрительного) внимания: от самых простых упражнений, направленных на развитие чувства ритма, к упражнениям образно- игровым. Развитие таких умений, как способность ориентироваться в предлагаемых обстоятельствах, во времени и пространстве. На этом этапе научиться сосредотачивать внимание, действовать в предлагаемых обстоятельствах.

Формы занятий

Принцип работы программы предполагает сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма.


Методы работы на занятиях

( для усвоения изучаемого материала: словесные, наглядные, проблемно-поисковые, самостоятельные и практические работы обучаемых, стимулирование интереса, ответственности и долга, дискуссия, создание эмоционально-нравственных ситуаций, организационные и целенаправленные игры)

Сценическое искусство включает множество методов самовыражения личности:

- ролевая игра (исполнение роли учит детей ориентироваться на сцене, строить диалог с партнёром, запоминать слова героев спектакля, развивать зрительную память, наблюдательность, фантазию);

- культура речи (на данном этапе развивается чёткая дикция, разнообразная интонация, творческая фантазия, пополняется словарный запас);

- ритмопластика (данный метод позволяет детям учить и запоминать нужные позы, учит создавать различные образы, развивает координацию движений).


Содержание программы:


Ι раздел. «Жизнь театра»

Мир увлечений детей. Что такое театр? История возникновения театра. Направления в театральном искусстве. Виды театров: балаган, кукольный театр, драмтеатр, оперный театр, музыкальный театр (водевиль), малый театр, пантомима. Основные театральные понятия: декорации, мизансцена, бутафория, реквизит, маски и амплуа, спектакль, этюд, сценические эффекты, инсценировка, импровизация, интермедия, комедия, трагедия, монолог, диалог. Школьный театр, история создания. Воспитание театром. Мир театра сегодня. О выдающихся личностях театра. Физическая подготовка в становлении юных актёров.



ΙΙ раздел. Создание сценического образа.

Театральный грим и костюмы. Театральные декорации. Как вести себя на сцене? Как костюм и макияж влияет на поведение героя. Отработка художественного чтения. Работа над постановкой голоса, жестов, выражения эмоций. Задумываемся о мелочах (техника сцены, музыкальное оформление, своевременный выход).

ΙΙΙ раздел. Театр в школе: шесть неизведанных «как»?

Как устроить простейшую сцену в школе? Как подготовить простейший реквизит? Как сделать театральный костюм? Как поставить спектакль в школе? Как пользоваться гримом, париком и другими театральными приспособлениями? Как добиться результата (о репетициях)? Игры на развитие слухового внимания, творческого воображения и фантазии. Творческие задания на развитие пантомимики. Этюды на общение. Обыгрывание стихотворений.

ΙV раздел. «Мы учимся!»

Работа над дикцией. Необходимость выразительности речи. О монологах. Моделирование игровых ситуаций.

V раздел. «У нас в проекте»

Подготовка выступлений в течение года


Тематическое планирование


Раздел 1. Жизнь театра.

Тема занятия

Кол-во часов

1


Твои увлечения.

Что такое театр? Виды театров(балаган, кукольный , оперы , драматический и т.д.)

1

2

История возникновения театра.

Основные театральные понятия.

Правила поведения в театре .

1

3

Воспитание театром.

Как вести себя на сцене?

1

4

Как костюм и макияж влияют на поведение героев?

1

5


Художественное чтение.

Постановка голоса.

1

6

Как устроить простейшую сцену в школе?

Как подготовить простейший реквизит?

Как сделать театральный костюм?

Как пользоваться гримом, париком и другими театральными приспособлениями?

1






Раздел 2. Создание сценического образа


7

Сценическое поведение.

Театральные костюмы.

1

8

Театральный грим.

Театральные декорации.

Влияние костюма и макияжа на характер героя.

1

9

Отработка художественного чтения.

Жест как помощник создания образа.

Эмоции при игре.

1

10

Диалог и монолог. Выразительность речи при исполнении. Подбор актёра на роль (по каким свойствам) Работа над постановкой голоса, жестов, выражения эмоций.

1

11

Задумываемся о мелочах (техника сцены, музыкальное оформление, своевременный выход).

1

Раздел ΙΙΙ: Театр в школе: шесть неизведанных «Как»?

12

Обыгрывание стихотворений. Игры на развитие слухового внимания, творческого воображения и фантазии.


2

13

Творческие задания на развитие пантомимики. Этюды на общение.

2

14

Как добиться результата? (о репетициях) Обсуждение выступления

1

Раздел ΙV: «Мы учимся!»

15

По каким критериям подбирают актёра на роль? Моделирование игровых ситуаций.


1

16

Подготовка спектакля на основе литературного материала.

10

17

Пригласительные билеты, программки и афиши.

1


Раздел V: «У нас в проекте»

18

«Я умею!» - конкурс актёрского мастерства

1

19

«Моя семья» ( отчётные выступления)

1

20

«В мире много сказок»(отчётные выступления)

1

21

«Предметные сценки» (отчётные выступления)

1

22

Поездка в театр

1

23

Участие в концертах ДК, мероприятиях школы и сада.

в теч.года

Раздел VΙ. Подведение итогов

24

Резервные репетиции изучаемого репертуара

В теч.года

25

Подведение итогов

1

Всего


34 часа


Ожидаемые результаты

Занимаясь в театральном кружке, дети должны научиться следующим умениям и навыкам:

- ориентироваться в пространстве;

- уметь запоминать ролевые слова;

- находить нужные позы и действия;

- уметь произносить одну и ту же фразу с разной интонацией;

- уметь читать наизусть текст, правильно расставляя логические ударения;

- уметь строить диалог с партнёром.

Главным критерием оценки учащегося является способность трудиться и добиваться достижения нужного результата.

К концу года ребёнок должен :

Знать:

что такое театр;

чем отличается театр от других видов искусств

с чего зародился театр

какие виды театров существуют

кто создаёт театральные полотна (спектакли)

Иметь понятия:

об элементарных технических средствах сцены

об оформлении сцены

о нормах поведения на сцене и в зрительном зале

Уметь:

направлять свою фантазию по заданному руслу

образно мыслить

концентрировать внимание

ощущать себя в сценическом пространстве

Приобрести навыки:

общения с партнером

элементарного актёрского мастерства

образного восприятия окружающего мира

адекватного и образного реагирования на внешние раздражители

коллективного творчества

Проверка результатов освоения программы предусматривает следующие формы:- просмотр спектаклей, подготовленных учащимися;

- участие в различных межшкольных и районных конкурсах;- участие в тематических праздничных программах

Уровни освоения образовательной программы:

Высокий уровень - творческая активность ребёнка, его самостоятельность, быстрое осмысление заданий, точное выразительное выполнение, ярко выраженная эмоциональность. Средний уровень - эмоциональная отзывчивость, интерес, желание включиться в деятельность. Но ребёнок затрудняется в выполнении заданий. Требуются дополнительные объяснения. Низкий уровень - мало эмоционален, не активен, равнодушен. Спокойно и без интереса относится к заданиям.

Материально-техническое обеспечение.

Кабинет для занятий, столы, стулья;

Проектор , компьютер.

Колонки

Костюмы, бутафория, реквизит.

Материальное обеспечение для каждого ребёнка необходимо.

Тетрадь для записей.

Сценарий.

Театральный реквизит, костюм.


Список литературы и интернет источники:


Энциклопедический словарь юного зрителя. ведущие редакторы Минина Т.П., Таттар Г.В.- М.Э 68 Педагогика, 1990. - 416с.:ил.,

Логинов С.В. Школьный театр миниатюр: сценки, юморески, пьесы - Волгоград: Учитель, 2009. - 187 с.

Агапова И.А., Давыдова М.А. Школьный театр. Создание, организация работы, пьесы для постановок: 5-11 классы. - М.: ВАКО, 2006, - 272с. - ( Мозаика детского отдыха).

Г.И. Василенко, Н.И. Ерёменко, Н.А. Касаткина, М.М. Малахова, М.А. Иченская. Дни наук в начальной школе: Сценарии предметных праздников и внеклассных мероприятий, посвящённых школьным наукам/ авт.- сост. Г.И. Василенко и др. - Волгоград: Учитель, 2006. - 156 с.

А.И. Буренина «Театр всевозможного: от игры до спектакля» Учеб.- метод. Пособие - 2 изд. Перераб. и допол. - СПб, 2002 г. - 114 с.

Журналы (любые выпуски):

«Чем развлечь гостей»

«Педсовет»

«После уроков»

«Классный руководитель»

Сценарии и сценки из интернета.

olesya-emelyanova.ru/index-piesy-mvpi-scenka_pro_uchitelja.html

solnet.ee/holidays/teacher.html

rsnd-kvn.narod.ru/scenki.html

4stupeni.ru/prazdnik/day_mama/2456-scenka-ko-dnyu-materi.html

talks.guns.ru/forummisc/search?query_id=979026

pozdrav.ru/scenary/ny_32.shtml

solnet.ee/holidays/s9.html

pozdravlyu.ru/scenary/stsenarii-novogo-goda7.html

erizo20.blogspot.com/2010/02/8_12.html

tca77.narod.ru/index278.htm

prazdnik.by/content/detail/11/190/49593/

olesya-emelyanova.ru/index-piesy-kasha_iz_topora.html

и другие…



© 2010-2022