Урок русского языка по теме Имя существительное»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка по теме Имя существительное»Урок русского языка по теме Имя существительное»Урок русского языка по теме Имя существительное»Урок русского языка по теме Имя существительное»Урок русского языка по теме Имя существительное»Урок русского языка по теме Имя существительное»Урок русского языка по теме Имя существительное»Урок русского языка по теме Имя существительное»Урок русского языка по теме Имя существительное»Урок русского языка по теме Имя существительное»Открытый урок по русскому языку по теме «Имя существительное»

ТИП УРОКА: обобщение и систематизация знаний.

На уроке будут применены следующие формы работы: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная, взаимо- и самопроверка.

Будут использованы и методы: практический, словесный, наглядный , работа с раздаточным материалом, где даются разноуровневые задания. Все методы обучения обеспечивают мотивацию деятельности учащихся по достижению цели урока.

ЦЕЛИ:- закрепить знания учащихся об имени существительном, повторить грамматические признаки данной части речи;

- совершенствовать умение различать собственные и нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, определять их род и число, изменять по падежам;

- повторить разбор предложения по членам, разбор слов по составу, фонетический и морфологический разбор;

- развивать орфографическую зоркость, память, мышление;

- обогащать словарный запас учащихся, расширять их кругозор;

- формировать навыки связной речи;

- воспитывать любовь к родной природе, умение видеть прекрасное в окружающем мире.

ОБОРУДОВАНИЕ: картинки с изображением овощей и фруктов «Собираем урожай», кленовые листья с названиями падежей, надпись «Унылая пора! Очей очарованье…», карточки для индивидуальной работы учащихся, листы с заданиями для групповой работы, фрагмент музыкального произведения П.И. Чайковского «Времена года. Октябрь».

ХОД УРОКА:

1.ОРГМОМЕНТ.

- Ребята, сегодня я хочу начать урок со стихотворения, а вы будете хором мне помогать.

Ветки голые стучат,

Галки чёрные кричат,

В тучах редких просинь,

Наступила…( осень). (Слайд 1)

Льдинка хрустнет тонко,

Крикнет птица звонко,

Будто есть попросит,

Наступила …(осень).

Гнёзда чёрные пусты,

Меньше сделались кусты,

Ветер листья носит,

Наступила … (осень).

- Осень, ребята, не только за окном. Сегодня вместе с утренним прохладным ветерком она попала к нам в класс на урок.

2.ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ УРОКА.

-Прочитайте слова на доске: «Унылая пора! Очей очарованье…»

-Кто автор этих слов? ( А.С.Пушкин) (Слайд 2 )

-О каком времени года идёт речь? ( об осени)

-Что значит «унылая» пора? Подберите синоним. (унылая-грустная, печальная)

Что называется синонимами? (Слова, близкие по смыслу)

-Подберите синоним к слову «очей» (глаза)

-Какие орфограммы вы увидели в этих словах? (Загл. буква в начале предложения, безударн. гласн., проверяемая, безуд. оконч. прилаг., ча пиши с а, разделительный ь.

-Найдите имена существительные. (пора, очи, очарованье)

-Что называется именем существительным? ( часть речи, которая отвечает на вопрос КТО? или ЧТО? и обозначает предмет, действие или явление природы.)

- Сегодня на уроке мы вспомним и закрепим всё, что знаем об имени существительном.

3.СЛОВАРНАЯ РАБОТА.

- В народе говорят «Осенние месяцы холодны, да сыты».(Слайд 3)

- Как вы думаете, почему?(ответы уч-ся)

-Верно, с наступление осенней поры мы собираем урожай. И сейчас мы с вами тоже соберём урожай. Только 2 человека сделают это самостоятельно, работая по карточкам. А остальные ребята приготовятся записывать словарные слова по теме «Урожай» (дети по очереди читают подготовленные дома загадки и объясняют правописание слов)

1.Красная девица

Сидит в темнице,

А коса на улице.(м…рковь- безударная гласная ….)

2.Сто одёжек -

И все без застёжек. (к…пуста- безударная гласная ….)

3.И зелен, и густ

На грядке вырос куст.

Подкопай немножко

Под кустом… (к…ртошка) Записываем: к…ртофель- безударная …

4.В огороде вырастаю.

А когда я созреваю,

Варят из меня томат,

В щи кладут и так едят. (п…м…дор - безударные ….)

5.На грядке привалился на бочок

Солидный крутолобый …( к…б…чок - безударные …., после Ч пишем ….)

6.На грядке длинный и зелёный,

А в кадке жёлтый и солёный. (….гурец - непроверяемая ….)

7.Круглое румяное, я расту на ветке,

Любят меня взрослые и маленькие детки.(ябл….ко)

-Молодцы! А как вы думаете, какое из записанных слов можно назвать лишним и почему? (яблоко,т.к. это фрукт)

-А теперь найдите слова, в которых все согласные звуки твёрдые. (капуста )

- В каком слове букв больше, чем звуков? (морковь, яблоко)

- Назовите слова, в котором ударным является 3 слог (кабачок, огурец, помидор)

- Назовите слово среднего рода. (яблоко)

-Хорошо, а теперь сдайте карточки те, кто работал индивидуально.

Ответьте на вопрос: какой частью речи являются все записанные в словаре слова?(имена сущ)(Слайд 4) имя сущ . (появляется на доске )

4.РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА.

-Докажите, что это существительные. (они отвечают на вопрос что? и обозначают предмет) кто? Что?

Вспомните, как изменяются имена существительные? (по числам и падежам)(Слайд 5) единств. Множ. склоняются

- Сколько падежей в русском языке? Назовём их с вопросами.(хором)

И,Р,..

Название русских падежей(кроме творительного и предложного) происходят от дословного перевода латинских падежей. Расскажите нам о них.

Именительный падеж -«имя» предмета_начальная форма наименования предмета. Это падеж главного члена предложения.

Родительный-означает «полученный с рождения».При имени существительном часто стоит лицо,которое является родителем,создателем,владельцем (сын Ивана,дом отца, платье сестры)

Дательный -от слова «дать»,назвать того,кому что-то дают.

Винительный - назван так потому,что объект действия,обозначенный существительным,является причиной,вызывающей само действие (читать книгу,шить платье, делать зарядку). Падежу дано название по слову вина.

Творительный -связан с глаголом «творить»,обозначает орудие действия (резать ножом,рисовать карандашом, есть ложкой)

Предложный падеж назван так великим русским ученым Михаилом Васильевичем Ломоносовым, так как без предлога не употребляется.

- Как называется изменение существительных по падежам? (склонением)

- Отлично, сейчас 1 ученик пойдёт к доске, чтобы просклонять слово «осень», (обратная сторона доски), а мы с вами вспомним, что ещё нам известно об имени существительном?

(собственные и нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые, существительные не изменяются по родам, а относятся к одному из родов: мужскому, женскому или среднему)

ИГРА «Определи род» (учитель называет слова. Если м .р. , встаёт 1 ряд, если ж.р.- второй ряд, если с.р. - третий ряд) (Слайд 6)

Слова: окно, ветер, трава, листопад, осень, солнце, туча, туман, иней, дождь,пальто, листья.

Почему никто не встал, когда я произнесла последнее слово? (во мн. числе род определить нельзя)

- А теперь оцените работу у доски.

- Теперь запишем под диктовку предложение и разберём его по членам.(1 ученик к доске)

Холодный осенний ветер обрывал сухие листья.

- Пока мы разберём предложение, один ученик выполнит разбор по составу слов «холодный и осенний», а другой сделает звуко-буквенный анализ слова «листья» (на обратной стороне доски).

Работа с предложением: - дать характеристику предложения (простое,повествовательное,невоскл , распр.)

-объяснить орфограммы;

- разобрать по членам;

- показать связь слов в предложении.

-Поверьте и оцените разборы.

- Теперь выполним морфологический разбор слова «ветер»

1.Ветер (что?) - имя существительное;

2.Н.ф.- ветер; нар., неод., м. р.; в ед. числе, Им. падеже.

3. (Что?) ветер.

5.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. ( Закройте глаза, послушайте и представьте картину осени)

Звучит стихотворение на фоне спокойной , плавной музыки.

6.ПРОДОЛЖЕНИЕ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ УРОКА.

• Работа в группах.

Отдохнули немного, мысленно нарисовали картину осени.

- А теперь, продолжая наш осенний марафон, разделимся на 2 группы. Каждая группа получает лист с заданиями теста. Ваша задача вместе, как можно быстрее и тише, выполнить эти задания.

Тест

1.Просклонять имя существительное-это значит:

А) Изменить слово по падежам.

Б)Изменить слово по числам.

В)Выделить корень.

2.Сколько основных падежей в русском языке?

А.)-пять.

Б.)-три

В.)-шесть.

3. У имен существительных какого рода окончание -о (е)

А) мужского

Б) женского

В) среднего

4. Выбери правильное утверждение: имя существительное обозначает:

а) действие; б) предмет; в) признак.

5.В каком падеже имена существительные всегда с предлогом?

________________________________________

6.Определи падежи имен существительных в предложении:

Солнце закрыло облако.

ТЕСТ.

1.Какой падеж не имеет предлогов?

__________________________________

2. Подчеркни одной чертой постоянные признаки, а двумя непостоянные:

падеж род число склонение

3.Склонение связано.

А.)окончанием

Б.)приставкой

В.)корнем

4.Отметь падежные вопросы.

А.)откуда?

Б.)Кому?

В.)Где?

5.Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных показывает, что

А) Это мягкий согласный;

Б) Это имя существительное женского рода;

В) Это имя существительное мужского рода

6.Определи падежи имен существительных в предложении.

Автомобиль остановил шофер.

• Проверка.

• Графический диктант. А теперь подведём итог нашей работы и напишем небольшой графический диктант. Приготовьте осенние листья, которые лежат у вас на партах. Работать будем на обратной стороне листочков. Я буду говорить утверждения, если вы с ним согласны - ставите +, если же это утверждение не соответствует истине, ставите -.

1.Имя существительное - это часть речи, которая отвечает на вопрос кто? или что? и обозначает действие предмета.(-)

2.Имена существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые.(+)

3.Имена собственные всегда пишутся с заглавной буквы.(+)

4.Имена существительные изменяются по родам.(-)

5. Имена существительные изменяются по числам и падежам.(+)

6.Изменение имён существительных по падежам называется склонением.(+)

7.В русском языке основных шесть падежей.(+)

8. В предложении «Люблю березу русскую» имя существительное является подлежащим.(-)

9.При склонении имён существительных изменяется только окончание.(+)

- + + - + + + - +

• Взаимопроверка. Поменяйтесь листочками. Возьмите в руки карандаши и сверьте работу своего соседа по парте с правильными ответами на доске. Если нет ни одной ошибки, поставьте карандашом отметку пять. Если же есть ошибки, значит, вашему товарищу ещё нужно поработать по данной теме.

Встаньте, пожалуйста, те ученики, которые получили отметки, пять за графический диктант. Молодцы! Я рада, что вы хорошо поработали по теме «Имя существительное».

7.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

- Откройте дневники, запишем домашнее задание. Составить и записать в рабочую тетрадь небольшой рассказ по теме «Осень». Ваш текст должен состоять из 5-7 предложений.

8.ИТОГ УРОКА. ( звучит музыка)

Вот и подошёл к концу наш урок. А за окном - листопад… Неслучайно в старину октябрь называли листопадом. А ещё его называли грязником и свадебником, так как в эту пору было принято на Руси играть свадьбы. С падением листвы связана такая примета: начисто опал лист - к холодной зиме, лёг гладкой стороной - к неурожаю, шершавой - озимые не помёрзнут.

А вам я желаю, чтобы какой стороной не легли бы листья, ваше настроение оставалось хорошим, а успехи в школе радовали вас и ваших родителей



Карточка 1

Вставь пропущенные буквы. В последнем предложении над словами надпиши части речи.

Ябл…ко от ябл…ньки нед…л…ко падает.

Ябл…ньку за ябл…чки любят, пчелку - за ме…(д,т).

Слово пом….дор происходит от итальянского помидоро, что означает «з…л…тое ябл…ко»

Со…нце ябл…ки румянит в темной зел…ни с…дов.

Карточка 2

Вставь пропущенные буквы. В третьем предложении подчеркни грамматическую основу предложения и покажи связь слов в предложении.

Дни ст…ят ненас…ные. Ночи стали х…лодные. По утрам

бывают ле…кие м…ро…цы. Ов…щи могут замерзнуть. Спелые

ов…щи люди нач…ли снимать с п…лей и …г…родов. Убрали

…гурцы. Выд…рнули м…рковку, ре…ьку. Ост…ется на п…лях только

к…пуста.

Загадки

1.Красная девица

Сидит в темнице,

А коса на улице.(м…рковь- безударная гласная ….)

2.Сто одёжек -

И все без застёжек. (к…пуста- безударная гласная ….)

3.И зелен, и густ

На грядке вырос куст.

Подкопай немножко

Под кустом… (к…ртошка) Записываем: к…ртофель- безударная …

4.В огороде вырастаю.

А когда я созреваю,

Варят из меня томат,

В щи кладут и так едят. (п…м…дор - безударные ….)

5.На грядке привалился на бочок

Солидный крутолобый …( к…б…чок - безударные …., после Ч пишем ….)

6.На грядке длинный и зелёный,

А в кадке жёлтый и солёный. (….гурец - непроверяемая ….)

7.Круглое румяное, я расту на ветке,

Любят меня взрослые и маленькие детки.(ябл….ко)

Именительный падеж -«имя» предмета_начальная форма наименования предмета. Это падеж главного члена предложения.

Родительный-означает «полученный с рождения».При имени существительном часто стоит лицо,которое является родителем,создателем,владельцем (сын Ивана,дом отца, платье сестры)

Дательный -от слова «дать»,назвать того,кому что-то дают.

Винительный - назван так потому,что объект действия,обозначенный существительным,является причиной,вызывающей само действие (читать книгу,шить платье, делать зарядку). Падежу дано название по слову вина.

Творительный -связан с глаголом «творить»,обозначает орудие действия (резать ножом,рисовать карандашом, есть ложкой)

Предложный падеж назван так великим русским ученым Михаилом Васильевичем Ломоносовым, так как без предлога не употребляется.





© 2010-2022