Интегрированный урок по литературному чтению и музыке

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия № 5

г.Усть-Лабинска










ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК



ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ. МУЗЫКА




Я И МОИ ДРУЗЬЯ

Из опыта работы

учителя начальных классов

МОУ гимназии № 5

Кобзаревой Е.В.








г.Усть-Лабинск







Тема: Я и мои друзья


Цель: на примере прочитанных рассказов, стихов дать понятие о настоящей бескорыстной дружбе; воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение ребят друг к другу.
Оборудование. Пословицы о дружбе (на плакатах на доске): «Нет друга - ищи,а найдешь - береги!», «Друг познается в беде», «Недруг поддакивает, а друг спорит», «С другом веселее при удаче, легче в беде», «Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось», стихи А.Барто, С.Я.Маршака, С.Михалкова, В.Лившица, Н.Найденовой, Я.Акима; рассказы В.Сухомлинского, С.Косова, В.Осеевой, Е.Пермяка, Н.Чабаевского; песни В.Шаинского, М.Дунаевского


Ход урока


  1. Вступительная беседа по вопросам


  • Что такое дружба?

  • Что вам нравится в вашем друге?

  • За что вы иногда обижаетесь на него?

  • Как вы сами относитесь к своему другу?

  • Помогали ли вы другу, когда ему было трудно?

  • Помогал ли вам друг в трудную минуту?

  • Каким бы вы хотели видеть своего друга?

2. Тема урока


Учитель: Много пословиц и поговорок сложено о дружбе. Вот некоторые из них (ученики читают пословицы и объясняют их смысл). С чего же все началось? Как возникло само слово «друг»? Давайте послушаем стихотворение, которое так и называется «Слово друг»
Когда еще никто не знал ни слова Ни «здравствуйте», ни «солнце», ни «корова» Соседям древний человек привык Показывать кулак или язык И корчить рожи (что одно и тоже). Но словом стал гортанный резкий звук. Осмысленней лицо, умнее руки И человек придумал слово «друг». Стал друга ждать и тосковать в разлуке Ему спасибо за друзей моих Как жил бы я, что делал бы без них Друзей - людей, которых я люблю Я никогда ничем не оскорблю. Не для того наш предок шел сквозь мрак Чтоб встретив друга, я кричал «Дурак» Показывал язык или кулак И корчил рожи (что одно и тоже). А злое слово я приберегу. Пускай оно достанется врагу!
К сожалению, грубые слова иногда приходится слышать и в нашем классе, а иногда бывает и так как в стихотворении «Два козла». Может быть, прослушав это стихотворение, кто-то узнает себя, а не узнав, постарается не быть похожим на этих персонажей. Один из учеников выходит к доске и читает:

Однажды на лужайке подрались два козла.

Подрались для забавы, не то, чтобы со зла

Один из них тихонько приятеля лягнул,

Другой из них легонько приятеля боднул.

Один лягнул приятеля немножко посильней

Другой боднул приятеля немножко побольней

Один разгорячился, лягнул, что было сил!

Другой его рогами под брюхо подцепил!

Кто прав, а кто виновен - запутанный вопрос,

Но уж козлы дерутся не в шутку, а всерьез ...

Я вспомнил эту драку, когда передо мной

На школьной переменке такой же вспыхнул бой.


Да, такие отношения дружескими не назовешь. Лучше, если все происходит, как в песне «Вместе нам веселей». Ученики поют хором песню. Говорят, что нас тобою не разлить водой. Ты выходишь, я стрелою следом за тобой. А если выйду я, догонишь ты меня. Все знают: шагают по улице друзья.

Припев:

Вместе нам веселей,

Вместе мы вдвое сильней.

Легче вдвое дело любое

Спорится у друзей.

Я тебе в любой затее помогать хочу,

Я всему, что сам умею, друга научу.

А если нужно вдруг, меня научит друг,

Во всем мне поможет мой верный, добрый друг.

Припев.

В нашем классе все ребята вроде нас с тобой:

Всюду вместе, всюду рядом - не разлить водой.

А если ты сейчас зайдешь в соседний класс,

Так что же? Там тоже ребята вроде нас.

Припев.

Говорят, что нас тобою не разлить водой.

Ты выходишь, я стрелою следом за тобой.

А если выйду я, догонишь ты меня

Все знают: шагают по улице друзья.

Припев.
Владимир Иванович Даль в своем знаменитом «Толковом словаре» приводит такое определение слову «дружба»: «бескорыстная стойкая приязнь». На первое место знаменитый ученый и писатель ставит бескорыстие. Посмотрите инсценировку рассказа «Ни за то и не за это». Она поможет вам понять, что же такое бескорыстие.
Костя сделал скворечник и позвал Вову. «Костя, Посмотри, какой птичий домик я сделал». Вова присел на корточки. «Ой, какой. Совсем настоящий! С крылечком! Знаешь что, Костя, сделай и мне такой. А я за это планер сделаю». Костя: Ладно, только давай ни за то и ни за это, а просто так: ты сделаешь планер,

а я скворечник.

Ученик: Что же такое бескорыстная дружба?

Ответы учащихся. Учитель: Можно ли назвать бескорыстной героиню стихотворения «Требуется друг»? (Читает ученица)

Все живут, не тужат, а со мной не дружат.

Бант у Кати расписной, красные колготки

И характер кроткий. Я шепчу: «Дружи со мной,

Мы же одногодки. Мы, как две сестрички,

Мы как две голубки из одной скорлупки».

Я шепчу: «Но ты учти - ты во всем должна идти

Другу на уступки».

Предлагаю Ильиной: «Ты дружи со мной одной!»

Есть разряд у Ильиной и спортивный свитер,

И девчонок свита.

Подружусь я с Ильиной, стану знаменита!

Все пятерки до одной у Светловой Нади.

Я прошу: «А ты со мной подружись хоть на день!

Мы с тобой поладим:

Будешь ты меня спасать - дашь контрольную списать».

А девчонки на дыбы! Говорят: «Молчала бы!»

Не вставать же на колени, уговаривать подруг...

Напишу я объявленье: «Срочно требуется друг!»

Почему никто не хотел дружить с этой девочкой? А с героями этих стихов стали дружить?

Ученики читают стихи «Сонечка» и «Жадина».

Тронь ее нечаянно - сразу: - Караул!

Ольга Николаевна он меня толкнул!

Ой, я укололась, - слышен Сонин голос.

- Мне попало что-то в глаз,

Я пожалуюсь на вас!

Дома снова жалобы: - Голова болит ...

Я бы полежала бы - мама не велит.

Сговорились мальчики: Мы откроем счет.

Сосчитаем жалобы - сколько будет в год? Испугалась Сонечка и сидит тихонечко.

Кто держит конфету свою в кулаке,

Чтоб съесть ее тайно от всех в уголке,

Кто, выйдя во двор, никому из соседей

Не даст покататься на велосипеде.

Кто мелом, - резинкой, любою безделицей

В классе не поделится?

Имя тому подходящее дадено,

Даже не имя, а прозвище: ЖАДИНА

Жадину я ни о чем не прошу,

В гости я жадину не приглашу.

Не выйдет из жадины друга хорошего,

Даже приятелем не назовешь его.

Поэтому честно ребята скажу -

С жадными я никогда не дружу!



Так каким же должен быть настоящий друг? Может быть, таким как в песне, которая так и называется «Настоящий друг»?

Ученики поют песню.

Дружба крепкая не сломается,

Не расклеится от дождей и вьюг.

Друг в беде не бросит,

Лишнего не спросит,

Вот что значит настоящий верный друг!

Мы поссоримся - и помиримся,

«Не разлить водой» - шутят все вокруг.

Нужным быть кому-то в трудную минуту

Вот, что значит настоящий, верный друг.

Друг всегда меня сможет выручить.

Если что-нибудь приключится вдруг.

В полдень или в полночь

Друг придет на помощь - настоящий верный друг.


Хорошо когда рядом есть надежный, верный друг, с которым можно поиграть, поговорить или просто погулять. Ученица читает стихотворение «Друзья-товарищи».

День стоял веселый раннею весной

Шли мы после школы - я да ты со мной

Куртки нараспашку, шапки набекрень

Шли куда попало в первый теплый день.

Шли куда попало - просто наугад,

Прямо и направо, а потом назад.

А потом обратно, а потом кругом,

А потом вприпрыжку, а потом бегом.

Весело бродили я да ты со мной,

Весело вернулись к вечеру домой.

Весело расстались - что нам унывать?

Весело друг с другом встретимся опять!

И еще одно стихотворенье, в котором друзьям хорошо вместе.

Ученик читает «Мы с приятелем».

Мы с приятелем вдвоем замечательно живем.

Мы такие с ним друзья - куда он туда и я

Мы имеем по карманам: две резинки, два крючка.

Две больших стеклянных пробки,

Двух жуков в одной коробке, два тяжелых пятачка.

Мы живем в одной квартире, все соседи знают нас.

Только мне звонить - четыре, а ему 12 раз.

И живут в квартире с нами два ужа и два ежа,

Целый день поют над нами два приятеля чижа.

И про наших двух ужей, двух ежей и двух чижей

Знают в нашем новом доме все двенадцать этажей.
Подумайте и скажите, как поступила Соня по отношению к своей подруге в рассказе «Одинаковые». «Жили две неразлучные подружки первоклассницы. Обе они маленькие, розовощекие, светловолосые, они очень походили друг на друга. Обеих мамы одинаково одевали, обе учились только на пятерки. - Мы во всем одинаковые! - с гордостью говорили девочки. Но однажды Соня, так звали одну из девочек, прибежала домой и похвасталась маме: «Я получила по арифметике пять, а Вера только тройку. Мы стали уже не одинаковые...» Мама посмотрела внимательно на Соню, а потом сказала грустно: «Да ты стала хуже .» «Я? - удивилась девочка.- Но ведь тройку получила не я!». За что мама осудила Соню? Что бы вы сказали Соне? А что вы скажите о герое следующего произведения? Ученик читает стихотворение
Друг напомнил мне вчера, Друг напомнил мне вчера

Сколько сделал мне добра:

Карандаш дал мне однажды

(Я в тот день забыл пенал),

В стенгазете чуть не в каждой

Обо мне упоминал.

Я упал и весь промок,

Он мне высохнуть помог.

Он для милого дружка не жалел и пирожка -

Откусить мне дал когда-то,

А теперь поставил в счет.

Не влечет меня ребята,

Больше к другу, не влечет!
Можно назвать такого человека настоящим другом? Если нет, то почему? И еще одно стихотворение - «Моя родня». Читает ученик.

Мама с папой - моя родня.

Нет роднее родни у меня.

И сестренка родня, и братишка,

И щенок лопоухий Тяшка.

Я родных своих очень люблю,

Скоро всем подарки куплю.

Папе будет моторная лодка.

Маме в кухню волшебная щетка.

Молоток настоящий братишке,

Мяч - сестренке, конфета -Тишке.

А еще есть друг у меня,

Друг Сережа мне тоже родня.

Я к нему прибегаю с утра,

Без него мне игра не игра.

Все секреты ему говорю,

Все на свете ему подарю!


Когда друг такой преданный, то бывает очень грустно расставаться с ним. Но для настоящей дружбы расставания не помеха. Можно и письмо написать, а можно и вслед за другом отправиться. Послушайте стихи. Ученица читает стихотворение «Пишу тебе письмо».

А листок в конверте чист,

Нет на нем ни букв, ни строчек,

Пахнет осенью листочек

С дерева опавший лист

Только адрес твой да имя

На конверте напишу.

Синий ящик отыщу,

Свой листочек опущу.

Ты письмо мое получишь

И обрадуешься вдруг:

Жить на свете много лучше,

Если друга вспомнил друг.

Сразу мне ответ пиши!

А кончаются чернила

Просто перышко вложи

Что синица обронила.

Далее две ученицы читают стихотворение «Друг».

Друг уехал далеко, мне без друга нелегко.

День прошел потом неделя,

Три недели пролетели.

Летом дождь зимою вьюга.

Очень скучно мне без друга.

Скоро год пройдет.

Больше я не усижу.

Жить без друга не могу.

Щетку с мылом уложу и на станцию сбегу.

По полю да по лесу, к утреннему поезду.

Скорый поезд: «Тук-тук, где ты, где ты, друг, друг?»

Скорый медленно ползет, пересяду в самолет

Я лечу, я кричу, я пою на лету:

«Быстрый Ту, сильный Ту, набирай высоту!»

Сели. Аэровокзал (слово очень длинное).

Пробегаю через зал, прыгаю в машину я.

Красный свет. Терпенья нет! Дайте мне зеленый свет.

Стоп машина. Вот он - дом с голубым окошком.

Загляну в окошко, отдышусь немножко.

Вытру ноги на пороге. Громко в двери постучу.

Открывай скорей! - кричу.

Вышел друг, а я молчу.

Я спешил к нему пешком,

Я бежал к нему бегом,

В поезде качался, на машине мчался,

Даже по небу летел,

Я сказать ему хотел...

Столько я сказать хотел...

Все забыл! Иногда люди бывают так дружны, что им даже снятся одинаковые сны. Ну а если, друг уезжает и вы расстаетесь неизвестно на сколько то это мучительно для двоих. Приходилось ли вам расставаться надолго со своим другом? Как вы чувствуете себя в разлуке? Пишите ли вы друзьям? Звоните?

Ответы детей Послушайте еще два стихотворения. Два ученика читают по очереди стихотворения.

Есть у Лени лучший друг Петя Кочетков.

Они подраться могут вдруг

Из-за пустяков!

Но все равно они дружны на долгие года.

И до того они дружны,

Что одинаковые сны им снятся иногда!

В скором поезде мы едем,

Поезд мчит во весь опор.

В гости я пришел к соседям,

Говорю: «Привет, Егор!»

Мы еще вчера с Егором из-за марки подрались,

А потом запели хором, а сегодня обнялись.

Мне рассказывал Егорка, как в пещеру он залез,

И про то, что Лисьей горкой

В их селе зовется лес.

Стали мы по коридору от окна к окну бродить.

Но уже кричат Егору: «Где ты? Надо выходить!»

На потертом чемодане руку сжала мне рука.

- Что ж, - сказал я - до свиданья!

- Ну, - сказал Егор, - пока!
За окном стемнеет скоро,
Пролетают поезда.

Неужели я Егора не увижу никогда?!


Говорят, что друг познается в беде. В этом случае особенно проявляются такие качества, как бескорыстие, доброта, отзывчивость. Такого друга, который был у Павлика в рассказе «Терешка», наверное хотел бы иметь каждый. Учитель читает рассказ. «Заболел у Терешки друг его Павлик. Все ребята на экскурсиях бывали, за ягодами ходили, грибные места присматривали. А Павлик - никуда. Только и ходу ему, если мать сведет в больницу. Тощий он стал бледный. Пришел раз Терешка из лесу, ягод ему принес. «Эх, Павлик, одну поляну знаю! Клубники, земляники столько...» Павлик улыбается. Понимает, что Терешка подзадоривает его чтобы в лес пойти. «Не пойду я», - говорит Павлик. «Может быть, дойдешь как-нибудь! Посмотрел бы ты, какая поляна.. Лето пройдет, а ты ягод не поешь вдоволь. Пойдем, и гербарий нам составлять не надо». Лицо у Павлика делается печальным: «Нет, не дойду». Павлик молчит. Терешка обводит комнату глазами. Лежит Павлик один. На столике у изголовья желтый пузырек с наклейкой. Рядом с молоком. Тишина. У Терешки начинает щекотать в носу: жалко друга. Он вскакивает и со всех ног бросается домой. Дома Терешка забирается на чердак, копается среди хлама, гремит. «Куда она запропастилась?» - ворчит он. Наконец находит то, что искал. Это маленькая деревянная тележка-ползунок... На другой день Терешка появился у дома Павлика. К тележке он привязал толстую веревку и обмотал ее тряпками, чтобы не резало плечо. «Павлик, выходи! Поедем за ягодами!» - закричал он под окном. Павлик вышел к нему. «И-и-го-го! - заржал Терешка как лошадь. Стал по передку тележки бить пяткой, скрести землю ногой, будто копытом, - И-и-го-го!». «Конь какой!» - засмеялся Павлик. «Куда ты его потащишь? Он больной!» - закричала мать Павлика. «Тетя Маша, я его на дачу, в лес повезу!»
Какое бы вы придумали продолжение к этому рассказу?
Ответы учащихся.
С таким другом никакие трудности не страшны. Можно даже на медведя пойти. Ученики поют песню «Если с другом вышел в путь».

Если с другом вышел в путь, веселей дорога, Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями много

Припев: Что мне снег, что мне зной, Что мне дождик проливной, Когда мои друзья со мной. Если трудно одному, справлюсь вместе с вами, Где чего-то не пойму, разберем с друзьями.

Припев:

На медведя я, друзья, выйду без испуга Если с другом буду я, а медведь без друга .

Припев:
Чаше всего дружба бывает крепкой, верной и долгой, если у людей одинаковые интересы, вкусы, им нравятся одинаковые игры, занятия, если они добры, отзывчивы, не эгоистичны Сейчас поиграем в игру «Я и мой друг». Принять участие в ней могут все желающие, но только парами. Я буду задавать вопросы, и давать три ответа на них. Каждый из вас пишет тот вариант ответа, который ему больше нравится. После игры я соберу ваши листочки . Пара, у которой совпадет больше ответов станет победителем в нашей игре.

Вопросы к игре

  1. Назови свой любимый цвет (красный, желтый, зеленый)
  2. Что тебе больше нравится (яблоки, бананы, груши)
  3. Какой из предметов любимый? (математика, русский, чтение)
  4. На чем больше любишь кататься? (на коньках, на лыжах, на санках)
  5. Какая сказка любимая? («Чиполлино», «Золушка», «Золотой ключик»)
  6. Чем больше нравится рисовать? (цветными карандашами, красками, фломастерами)
  7. Какое время года любимое? (зима, весна, осень)
  8. Что нравится больше на уроке? (слушать учителя, отвечать самому, слушать ответы товарищей.)
  9. С чем нравится работать на уроке труда? (с бумагой, с тканью, с конструктором.)
  10. Какой вид спорта любите? (фигурное катание, теннис, футбол.)
  11. Где любите отдыхать? (на даче, у моря, путешествовать.)
  12. Что больше по вкусу? (торт, шоколад, конфеты)
  13. Что делаете в свободное время? (гуляю с другом, смотрю телевизор, читаю)
  14. Какой для вас лучший подарок? (игрушки, книги, одежда.)
  15. Что бы ты подарил другу? (игрушку, книгу, сувенир, сделанный своими руками)
  16. Кем ты хочешь стать, когда вырастешь? (учителем, врачом, бизнесменом)
  17. Умеешь ли ты плавать? (да, нет, немножко)
  18. Когда ты чистишь зубы? (утром, вечером, не чищу)
  19. Какой праздник любимый? (новый год, твой день рождения, день рождения твоего друга)
  20. Что нравится на уроке математики? (решать примеры, задачи, контрольные работы)
  21. Какие цветы любимые? (розы, гвоздики, тюльпаны)
  22. С чем удобнее ходить в школу? (с портфелем, с ранцем, с рюкзаком.)
  23. Какой предмет должен быть чаще? (рисование, музыка, труд)
  24. Какой бы фильм посмотрел сейчас? (приключенческий, сказку, мулътики.)
  25. Твой любимый день недели? (пятница, суббота, воскресенье)
  26. Куда любишь ходить? (в театр, на выставку, в кино)
  27. Какую музыку ты любишь? (эстрадную, классическую, не любишь совсем)
  28. Какие книги любишь читать? (о животных, сказки, фантастику)
  29. Когда ты с другом, чем вы занимаетесь чаще всего? (гуляете во дворе, играете дома в любимую игру, смотрите телевизор)
  30. Кого бы ты хотел иметь дома? (кошку, собаку, попугая)
  31. Если бы пошли в кино и купили 1 билет, как бы вы поступил? (отдадите другу, пойдете сами, не пойдете совсем)







© 2010-2022