Урок русского языка по ФГОС. 3 класс. Программа «Школа 2100 «Авторы Бунеев Р. Н. , Бунеева Е. В. , Пронина О. В

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОС «Школа 2100». 3 класс.

Урок русского языка по теме

«Грамматическая основа предложения.

Подлежащее и сказуемое».

Урок проведен в технологии деятельностного метода

Тип урока: ОНЗ


Цели и задачи урока:

Совершенствовать знания о связи слов в предложении; развивать умение находить в предложении грамматическую основу;

Продолжить работу по развитию навыков орфографической зоркости; расширение кругозора учащихся; развитие творческой активности учащихся; развивать зрительную память, самооценку, внимание; воспитывать любовь к природе, к родному краю.

Методы обучения:

Проблемные; частично-поисковые; наглядные.

Средства обучения:


1.ИКТ.Презентация по теме.
2.Карточки (тест).

Оборудование:

1.Тетрадь, ручка, простой карандаш, линейка;

2.Учебник «Русский язык» для 3 класса - авторы Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.;

3.М/м проектор.


Ход урока.

1.Самоопределение к учебной деятельности.

Мотивация учащихся к учебной деятельности посредством анализа девиза урока Слайд 2

« Всегда - учиться, все - знать! Чем больше узнаешь, тем сильнее станешь» (М. Горький)

- Почему сегодня у нас такой девиз? - А можно ли их отнести к вам? (Да, чем больше мы узнаем, тем сильнее станем в своих знаниях…) - Как связаны эти слова с нашим уроком? (Мы узнаем, что-то новое и станем сильнее в своих знаниях.) - А вы хотите стать сильнее? (Да) - Тогда подарите улыбку и пожелайте друг - другу удачи!

- Вы угадали , сегодня у нас урок открытия нового знания , а значит мы с вами будем находиться в учебной деятельности. - Находясь в учебной деятельности, мы выполним два шага учебной деятельности: I шаг II шаг Урок русского языка по ФГОС . 3 класс. Программа «Школа 2100 «Авторы Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.Урок русского языка по ФГОС . 3 класс. Программа «Школа 2100 «Авторы Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности.


Для начала мы должны повторить то, что уже знаем. - Повторять будем всё подряд? - Нет, только то, что нам необходимо. ( дом. задание) Работа с картиной. «Весна». - Послушайте стихотворение Коста Хетагурова «Весна», представьте себе весенний день, нарисованный в нём.

Коста Хетагуров. «Весна» (читает подготовленный ученик).

ВЕСНА

Снег сходит, в природе

Все стало пестрей.

Где север, усеян

Склон грудой камней.

Склон южный весь в дружных

Побегах весны.

Землица дымится,

Дороги грязны.

Шалун мотылёчка

Поймал... Для чего?

Весны ты защита, -

Не мучь ты его!

Слайд 3.

  • ШАЛУН- тот, кто шалит (преимущ. о детях).

  • СКЛОН - наклонная поверхность (горы, холма, берега).

  • ПОБЕГ - молодая ветка, стебель растения с листьями и почками.

  • МОТЫЛЁК- небольшая бабочка.

Минутка чистописания.

- Откройте тетради и запишите: (число, кл. работа)

- В стихотворении вы слышали строку: « склон южный весь в дружных

побегах весны». Нарисуем буквы - травинки в тетради, посмотрите на мой образец, повторите в воздухе. Слайд 4.

- Запишите слоги. Слайд 5.

_____________________________________

_____________________________________

Словарная работа.

- Угадайте птиц, которые живут у нас круглый год.

Я назову лишь действия этих птиц, а вы по ним узнаете и запишите названия. (В строчку, 1 слово с большой буквы, через запятую).

Показ слайдов после отгадывания слова.

1) Летает, прыгает, чирикает… (воробей). Слайд 6.

2) Летает, ворует, стрекочет… (сорока). Слайд 7.

3) Летает, важничает, клюёт, каркает … (ворона). Слайд 8.

- Какое общее правило правописания объединяет эти слова? (Сочетание -оро-).

- Поставьте ударение, подчеркните -оро-, запомните написание слов.

Слайд 9.

- Продолжаем наблюдать за природой весной.

- Прочитайте предложение на экране:

С.рока л.тит к старому дер.ву.

- Каким оно является по цели высказывания и интонации?

- Объясните написание пропущенных букв.

(сорока -оро- , летит - лётчик, полёт, к дереву - деревья)

- Запишите.

- Сколько слов в этом предложении?

- Назовите грамматическую основу?

/Затруднение!!! Проблема!!!/

3.Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности.

- Попробуйте прочитать предложение без первого слова (сорока); без второго (летит); без третьего; без четвёртого.

- Какой вывод можно сделать? ( В предложении есть главные члены).

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

-Тогда цель нашего сегодняшнего урока?

- Хором прочтите предложение. О ком в нём говорится? (О сороке )

- Задайте вопрос к слову СОРОКА . (КТО? сорока)

- Как называется главный член предложения, отвечающий на вопрос КТО? (Подлежащее).

- Что говорится о сороке? (Летит).

- Задайте вопрос : сорока …(ЧТО ДЕЛАЕТ? летит)

- Как называется главный член предложения, отвечающий на вопрос

ЧТО ДЕЛАЕТ? ( Сказуемое).

- Какой частью речи выражено подлежащее?

-Какой частью речи выражено сказуемое?

Прочтём грамматическую основу предложения: Сорока летит.

Урок русского языка по ФГОС . 3 класс. Программа «Школа 2100 «Авторы Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.Вывод:

Итак, подлежащее и сказуемое - главные члены предложения. Именно в них заключена главная мысль, содержащаяся в предложении, вместе мы их называем - грамматическая основа.

4. Физкультминутка. Слайд 10.

5. Проектирование и фиксация нового знания.

-Откройте учебники на стр. 125.

Упр. 397.

Выполняется устно по «шагам».

- Упр. 398.

Выполняется устно по «шагам».

-Прочитайте предложения. Сравните их с предложениями из упр. 397.

Что изменилось? (Добавили слова).

- Как изменился смысл предложения?(Оно стало более полным и точным).

- Сравните два рисунка. (На втором рисунке художник внёс уточнения и получился зимний пейзаж).

- Как называются выделенные слова?

- Выведем алгоритм нахождения грамматической основы.


  • Прочитай предложение.

  • Определи вид предложения по цели высказывания и по интонации.

  • О ком или о чём говорится в предложении?

  • Задай вопрос (кто? или что?) Найди подлежащее.

  • Подчеркни одной чертой.

  • Какой частью речи выражено?

  • Задай вопросы (что делает? что сделает?..). Найди сказуемое.

  • Какой частью речи выражено?

  • Подчеркни двумя чертами.

  • Прочитай грамматическую основу.

Работа с текстом определения .(Стр. 126).

  1. Чтение 1-го определения (в рамке).

Вопросы после чтения:

- Что происходит со словами разных частей речи в предложении?

(Они становятся членами предложения).

- Что такое грамматическая основа предложения?

- Может ли предложение состоять только из грамматической основы?

- Приведите примеры.

2. Самостоятельное чтение 2-го определения.

Дети сами задают вопросы к каждому абзацу и отвечают, зачитывая фрагменты.

3.Ответы на вопросы поле определения на стр. 126.

7.Первичное закрепление с проговариванием.


Выполнение упр. 399. ( у доски с проговариванием, далее по вариантам, взаимопроверка). Образец рассуждения: Это предложение повествовательное, невосклицательное. В предложении говорится о вечере: что? вечер. Это подлежащее, выражено существительным. Вечер (что сделал?) наступил, это сказуемое, выражено глаголом.
сущ. гл. Долгожданный вечер наступил. сущ. гл. Жёлтые фонари зажглись за окном. Урок русского языка по ФГОС . 3 класс. Программа «Школа 2100 «Авторы Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. 6.Самоконтроль с самопроверкой по эталону.
Дети продолжают выполнять упражнение 399 самостоятельно с самопроверкой по эталону. Слайд 11. гл. сущ. Скрипят старые половицы. Урок русского языка по ФГОС . 3 класс. Программа «Школа 2100 «Авторы Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.сущ. гл. Часы громко тикают. Урок русского языка по ФГОС . 3 класс. Программа «Школа 2100 «Авторы Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.сущ. гл. СУрок русского языка по ФГОС . 3 класс. Программа «Школа 2100 «Авторы Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.верчок поёт за печкой. мест. гл. ЯУрок русского языка по ФГОС . 3 класс. Программа «Школа 2100 «Авторы Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.читаю любимую сказку.


Творческая работа. Слайд 12.

Работа в группах.

Составить небольшой текст по картине. (4-5 предложений). Озаглавить.

- Подчеркнуть грамматическую основу предложения.

7.Рефлексия учебной деятельности.

1.- Что такое грамматическая основа предложения?

- Какие главные члены предложения вы знаете?

- Что такое подлежащее? Чем оно может быть выражено?

- Что такое сказуемое? Чем оно может быть выражено? 2. «П о с ч и т а й». - Сколько грамматических основ в отрывке из стихотворения С. Маршака? Дождь прошел, трава блестит, В небе радуга горит.

Самооценка . Слайд 13.

- Оцените свою работу на уроке. Выберите вариант утверждения. Домашнее задание: выполнить упр. 4, с. 135.

Спасибо за урок!

Литература: 1. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева "Русский язык", 3 класс, изд. М., "Баласс", 2009. 2. Л.Ю. Комиссарова, Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева "Дидактический материал" к учебнику "Русский язык" для 3 класса, изд. М., "Баласс", 2009. 3. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева "Русский язык", 3 класс, "Методические рекомендации для учителя", изд. М., "Баласс", 2009.

Ссылки на Интернет - источники:

ruskid.ru/uploads/posts/2009-03/1237448837_010.jpg- картинка

mosechkax.narod.ru/s6.jpg- смайлик 1.

sworn2fun.com/smiley_with_thumbs_up.gif- смайлик 2.

funforkids.ru/pictures/school1/school0105.gif- колокольчик

our-nature.ucoz.ru/_fr/0/09601809.jpg- сорока


© 2010-2022