Методическая разработка урока

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Русский язык

Урок № 133

Тема: Устаревшие слова, слова-синонимы, новые слова. Цель: Содействовать расширению кругозора о словах, вышедших из употребления, установят причины, по которым слова выходят из употребления; наблюдать за значением устаревших слов; развивать речь учащихся, расширять словарный запас.

Предметные результаты

Метапредметные результаты и деятельность учащихся

Устаревшие слова, слова-синонимы, новые слова

Познавательные: Уметь определять значение слова с помощью словаря. Уметь правильно использовать способы проверки.

Регулятивные: Уметь оценивать свою работу и работу одноклассников на основе заданных критериев. Формировать интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях

Коммуникативные: Уметь точно выражать собственное мнение и позицию. Уметь ориентироваться в целях, средствах, задачах, условиях общения.

Оборудование: учебник «Русский язык», рабочие тетради, презентация

Этапы урока

Ход урока

(деятельность учителя и учащихся)

Формирование УУД

Ι. Актуализация знаний

- Сегодня на машине времени мы совершим путешествие в прошлое на сто-двести лет назад.

Минута чистописания

Зз

Зеркало завод зерцало

-Какое слово лишнее?

Цель нашего урока - познакомиться с некоторыми устаревшими словами, которые встречаются в современном русском языке.

Наша задача - научиться понимать смысл устаревших слов, правильно объяснять их значение и употреблять их, подбирать к ним синонимы и грамотно писать их, умело пользоваться словарями.

- Что такое синонимы?

- Что такое антонимы?

-Сегодня в работе нам встретятся и синонимы и антонимы.

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;

7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации

ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания

Предлагается задание «Найди пару».

Изгородь город

Челядь забор

Войско народ

Замарашка воевать

Чужеземец армия

Кушанье аккуратный

Физкультурник неряха

Хата иностранец

Шлюпка Родина

Благоухание еда

кушать

спортсмен

изба

лодка

вонь

запах

аромат

- Причитайте слова первого столбика.

-Какие слова вам не понятны? (челядь)

(Челядь- это определённая категория людей: домочадцы, прислуга, работники, дворовые люди, наёмные слуги)

- В чём отличие слов 1-го столбика от слов 2-го ?

- Вам необходимо подобрать к каждому слову из 1-го столбика синоним из 2-го столбика. Обратите внимание на то, что во 2-ом столбике, кроме синонимов, можно встретить антонимы и однокоренные слова - будьте внимательны! Кроме того, вам надо соединить эти слова линией и обвести первую букву слова из 2-го столбика.

- Что у вас получилось?

ЗНАНИЕ-СИЛА

- Эти слова будут девизом нашего урока.

Физминутка

И царица хохотать,

И плечами пожимать,

И подмигивать глазами,

И пощёлкивать перстами.

- Мы немного отдохнули, не забыли про здоровье. В народе говорят: «Здоровье надо беречь, как зеницу ока».

- Какие слова из этого выражения вам не понятны?(зеница-зрачок, око-глаз)

На доске слова: ОКО ГЛАЗ ОЧКИ ОКНО.

- Какое из этих слов мы ещё не произносили?

(Окно- отверстие для воздуха и света в стене. Но, как свидетельствуют археологи, первоначально оно делалось для того, чтобы можно было наблюдать, видеть то, что происходит вне дома, т.е. оно уподоблялось оку, глазу, было небольшим по размеру).

Следовательно, слова : око,очки,окно - однокоренные.

-А слово ГЛАЗА им синоним.

У каждого слова - своя жизнь, своя судьба. Слова, как и люди, рождаются, живут и уходят из жизни, устаревают.

Вот как пишет о таких словах поэт Р.Заславский:

Они пришли издалека,

И ты созвучью их доверься.

И знай: ланиты, око, перси -

Не груди, глаз или щека.

Слеза стекает по щеке,

А слёзы льются по ланитам…

Повторов нет им в языке,

Да жаль, оттенки позабыты.

У них особый смысл и суть,

Своё особое значенье.

Мы лишь в высокие мгновенья

На них дерзаем посягнуть…

- О каких старых словах здесь идёт речь?

- Что обозначает слово «перси»?

- Что обозначает слово «ланиты»?

- Где мы можем встретить устаревшие слова?

Жизнь слова очень интересна. Иногда слово живёт в течение нескольких столетий, но живёт с разными значениями. Например слово «баян».

- Что обозначает в нашем языке слово «баян»?

Баян - большая гармошка со сложной системой ладов. Баян был создан петербургским мастером Стерлиговым и назван в честь крейсера «Баян». А в XIIвеке так звали древнерусского певца и поэта, который в своих песнях прославлял князей и бояр.

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое

высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение работать в паре

Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Личностные УУД:

1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией

Духовно-нравственное развитие и воспитание:

1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

2) гражданско-патриотическое воспитание;

3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;

4) воспитание здорового образа жизни;

5) экологическое воспитание;

6) эстетическое воспитание

ΙΙΙ. Применение нового знания

Работа в учебнике на с. 88

Упр.1 с.88

-Какое задание надо выполнить?

Упр.2 с.89

-Прочтите задание. Что сделаете?

ΙV. Домашнее задание

Упр.3 с.89-90; р.т. с.83 упр.5-6

Рефлексия

Учащимся раздаются листочки со схематичным изображением лица.

- Подпишите на листочках, как назывались в старину различные части лица.



© 2010-2022