- Преподавателю
- Начальные классы
- Внеурочная деятельность Я-пешеход и пассажир (2 класс)
Внеурочная деятельность Я-пешеход и пассажир (2 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Глазунова С.В. |
Дата | 22.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка.
Настоящая рабочая программа внеурочного курса «Я - пешеход и пассажир» соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования , разработана на основе сборника программ внеурочной деятельности, автор Н.Ф. Виноградова, - Издательский центр: « Вентана - Граф», 2012. В рабочую программу были внесены изменения: т.к. у детей в 1 классе внеурочный курс «Я - пешеход и пассажир» не проводился, в учебно-тематическое планирование вошли темы 1 и 2 классов.
Программа рассчитана на 1 час в неделю, что составляет 34 часа в год.
Актуальность программы:
На дорогах нашей страны ежегодно погибают и получают травмы множество детей младшего школьного возраста. Одна из причин такого явления - несформированность элементарной культуры поведения в условиях дорожного движения, неподготовленность детей к самостоятельному безопасному передвижению по улицам и дорогам. Становится очевидно, что семья в одиночку не может справиться с решением этих задач воспитания. Все это определяет необходимость введения данных занятий во внеурочной деятельности в начальной школе.
Целью программы является формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей младшего школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах. В дальнейшем дети смогут осознанно вести себя в условиях дорожного движения, что приведет к уменьшению числа дорожно-транспортных происшествий, участниками которых становятся младшие школьники.
Основные принципы реализации программы :
1 . Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает учёт личностных, возрастных особенностей учащихся начальных классов и уровня их психического и физического развития.
2. Принцип взаимодействия "Дети - дорожная среда". Чем меньше возраст школьников, тем легче формировать у них социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения.
3. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия. Учащиеся должны знать, какие опасности могут подстерегать их в дорожной среде.
4. Принцип социальной безопасности. Учащиеся должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определённые нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Государственная инспекция безопасности дорожного движения. Правила дорожного движения нужно соблюдать для общей безопасности, так как неправильные действия школьника на улице и дороге опасны и для него самого, и для окружающих.
Формы обучения :
- тематические занятия;
- игровые уроки;
- практические занятия ;
- конкурсы, соревнования, на лучшее знание правил дорожного движения;
- подготовка и проведение игр и праздников по ПДД;
- изготовление наглядных пособий для занятий по правилам дорожного движения;
- просмотр видеоматериалов по ПДД;
- организация экскурсий на улицу.
Новизна. Содержание программы «Я - пешеход и пассажир» отличается своей развернутостью, личностной ориентацией и экзоцентрическим подходом.
Планируемые результаты:
Предметные результаты: Ученик научится:
- правилам безопасного поведения на дорогах и улицах;
- познакомиться с работой современных технических устройств, используемых в различных службах ГИБДД;
- приобретет опыт реальной деятельности по профилактике детского дорожного травматизма;
- научиться приемам оказания первой доврачебной помощи людям, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;
- выявит и получит возможность развить природные задатки и способности, способствующие успеху в социальном и профессиональном самоопределении обучающихся.
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Ученик получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Метапредметные результаты:
В результате прохождения программы «Я- пешеход и пассажир» ученик научится:
Регулятивные универсальные учебные действия:
-
принимать и сохранять учебную задачу;
-
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
-
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
-
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
-
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках
Познавательные универсальные учебные действия:
-
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
-
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков
Коммуникативные универсальные учебные действия:
-
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
-
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
-
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
-
формулировать собственное мнение и позицию;
-
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов
Личностные результаты: У ученика будут сформированы: умения:
- выполнять правила безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах.
• наблюдать за дорогой;
• правильно оценивать дорожную обстановку во всей ее изменчивости;
• видеть, слушать, предвидеть, избегать опасность.
Календарно-тематическое планирование курса «Я - пешеход и пассажир» для 2 класса
-
№ п/п
Тема урока
Основные виды деятельности
Кол-во часов
Дата
План.
Факт.
1.
Что такое безопасность?
Пересказывать и понимать тексты и графические изображения о правилах дорожного движения.
Изображать путь от дома до школы с помощью условных обозначений.
Описывать увиденные дорожные ситуации.
Характеризовать поведение участников дорожного движения.
Формы контроля:
- устный опрос;
- письменная самостоятельная работа;
- творческая работа
Исследовать (на основе непосредственных жизненных наблюдений) связи поведения участников дорожного движения и частотой ДТП.
Проводить групповые наблюдения во время практических занятий.
Различать дорожные знаки и дорожную разметку.
Группировать дорожные знаки по назначению.
Анализировать дорожную обстановку.
Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных дорожных ситуациях (в городе, за городом, в транспорте).
Формы контроля:
- устный опрос;
- письменная самостоятельная работа;
- творческая работа;
- доклад
Оценивать конкретные примеры поведения на дороге.
Приводить примеры различных дорожных ситуаций.
Определять виды перекрёстков.
Сравнивать и различать сигналы светофора, регулировщика и водителей транспортных средств.
Характеризовать условия, обеспечивающие безопасность при переходе дорог.
Составлять рассказ по итогам практического занятия (тренинга).
Формы контроля:
- устный опрос;
- письменная самостоятельная работа;
- творческая работа
Проводить групповые наблюдения во время экскурсий по микрорайону и в тренажёрный класс.
Моделировать и оценивать различные ситуации поведения на дороге ив транспорте.
Различать формы поведения, которые допустимы на дороге и в транспорте.
Выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, взрослыми.
Выявлять потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека в условиях дорожного движения.
Формы контроля:
- устный опрос;
- доклад;
- письменная самостоятельная работа;
- творческая работа;
- контрольная работа
1
2.
Город, район, где ты живешь? Безопасный путь из школы домой.
1
3.
Улица полна неожиданностей. Улицы с односторонним и двусторонним движением.
1
4.
Безопасность на улице. Правила перехода улицы.
1
5.
Проектная работа по теме: «Безопасный путь домой.»
1
6.
Дорожные знаки и их виды
1
7
Знакомство с дорожными знаками: «Пешеходный переход», «Пешеходная дорожка», «Движение переходов запрещено» и другие.
1
8.
Викторина «Дорожные знаки в загадках и стихах».
1
9.
История возникновения светофора. Светофор и его сигналы.
1
10.
Сигналы регулирования дорожного движения.
1
11.
Виды транспорта
1
12.
Город в котором с тобой мы живём, можно по праву сравнить с букварём!
1
13.
Викторина на тему: «Зачем нужно знать правила безопасного поведения на дорогах».
1
14.
Правила поведения в общественном транспорте.
1
15.
Правила ожидания транспорта на остановке.
1
16.
Проектная работа по теме: «Общественный транспорт».
1
17.
Где можно и где нельзя играть?
1
18
«Осторожно! Плохая погода»
1
19
Безопасные места для детей.
1
20
Знакомство с транспортом города
1
21
Игра по ПДД «Подскажи словечко».
1
22
Виды перекрестков.
1
23
Музыкальный перекрёсток. Стихи и песни по ПДД.
1
24
Проектная работа по теме: «Дорожные ситуации».
1
25
Движение на дорогах города.
1
26
Элементы улиц и дорог
1
27
Урок-игра « Поле чудес»
1
28
Проектная работа по теме: «Общественный транспорт».
1
29
Тесты на знание ПДД.
1
30
Причины ДТП.
1
31
Праздник « Знай правила дорожного движения, как таблицу умножения!»
1
32
Викторина «В гостях у Светофорчика».
1
33
Проектная работа по теме: «Дорожные знаки»
1
34
Итоговое тестирование. Безопасность на дорогах в летние каникулы
1
Учебно-методическое обеспечение
1. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт начального общего образования.
2.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
3. Ковалько В. И. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1 - 4 классы. - М.: ВАКО, 2008 (Мастерская учителя).
4. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник для учащихся 1-4 классов общеобразовательных учреждений./ А.В.Гостюшин. - М.: Просвещение, 1999.
5. Основы безопасности жизнедеятельности. 2 класс/Сост.Г.Н.Шевченко. - Волгоград: Учитель, 2009.
6. Дорожная грамота. Начальная школа./Сост. Никитина Е.Р. - М.: ВАКО, 2014
7. Элькин Г. Н. Правила безопасного поведения на дороге. - СПб.: Издательский Дом «Литера». 2013
8. Гордиенко Н., Гордиенко С., Азбука дорожного движения. - Ростов -на-Дону. Феникс. 2015
9. Правила дорожного движения. 1-4 классы. Электронное пособие. - Издательство «Учитель», 2015
Интернет ресурсы:
1.zavuch.info/
2. solnet.ee/
3. pedsovet.org/
4.1september.ru
5.4stupeni.ru/
6.interneturok.ru/
7.viki.rdf.ru/
8. nachalka.info/
Материально-техническое обеспечение
1. Мультимедийный проектор.
2. Персональный компьютер.
3.Электронная доска.
1.Дорожная безопасность. Е.А.Козловская, С.А.Козловский /учебная книжка-тетрадь для 2 класса. - М.: Третий Рим, 2002.
2. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника: Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования /Под общ.ред.В.Н.Кирьянова - М.: Третий Рим, 2007.
3.Методические рекомендации: формирование у школьников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. - М.: Третий Рим, 2007.
Лист корректировки рабочей программы
Название раздела, темы
Дата проведения по плану Причина корректировки Корректирующие мероприятия
Дата
проведения по факту
11