Внеурочная деятельность Я-пешеход и пассажир (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка.


Настоящая рабочая программа внеурочного курса «Я - пешеход и пассажир» соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования , разработана на основе сборника программ внеурочной деятельности, автор Н.Ф. Виноградова, - Издательский центр: « Вентана - Граф», 2012. В рабочую программу были внесены изменения: т.к. у детей в 1 классе внеурочный курс «Я - пешеход и пассажир» не проводился, в учебно-тематическое планирование вошли темы 1 и 2 классов.

Программа рассчитана на 1 час в неделю, что составляет 34 часа в год.

Актуальность программы:
На дорогах нашей страны ежегодно погибают и получают травмы множество детей младшего школьного возраста. Одна из причин такого явления - несформированность элементарной культуры поведения в условиях дорожного движения, неподготовленность детей к самостоятельному безопасному передвижению по улицам и дорогам. Становится очевидно, что семья в одиночку не может справиться с решением этих задач воспитания. Все это определяет необходимость введения данных занятий во внеурочной деятельности в начальной школе.
Целью программы является формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей младшего школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах. В дальнейшем дети смогут осознанно вести себя в условиях дорожного движения, что приведет к уменьшению числа дорожно-транспортных происшествий, участниками которых становятся младшие школьники.
Основные принципы реализации программы :

1 . Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает учёт личностных, возрастных особенностей учащихся начальных классов и уровня их психического и физического развития.

2. Принцип взаимодействия "Дети - дорожная среда". Чем меньше возраст школьников, тем легче формировать у них социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения.

3. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия. Учащиеся должны знать, какие опасности могут подстерегать их в дорожной среде.

4. Принцип социальной безопасности. Учащиеся должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определённые нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Государственная инспекция безопасности дорожного движения. Правила дорожного движения нужно соблюдать для общей безопасности, так как неправильные действия школьника на улице и дороге опасны и для него самого, и для окружающих.

Формы обучения :

- тематические занятия;

- игровые уроки;

- практические занятия ;

- конкурсы, соревнования, на лучшее знание правил дорожного движения;

- подготовка и проведение игр и праздников по ПДД;

- изготовление наглядных пособий для занятий по правилам дорожного движения;

- просмотр видеоматериалов по ПДД;

- организация экскурсий на улицу.


Новизна. Содержание программы «Я - пешеход и пассажир» отличается своей развернутостью, личностной ориентацией и экзоцентрическим подходом.

Планируемые результаты:


Предметные результаты: Ученик научится:

  • правилам безопасного поведения на дорогах и улицах;
  • познакомиться с работой современных технических устройств, используемых в различных службах ГИБДД;
  • приобретет опыт реальной деятельности по профилактике детского дорожного травматизма;
  • научиться приемам оказания первой доврачебной помощи людям, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;
  • выявит и получит возможность развить природные задатки и способности, способствующие успеху в социальном и профессиональном самоопределении обучающихся.
    • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
  • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

Ученик получит возможность научиться:
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

Метапредметные результаты:


В результате прохождения программы «Я- пешеход и пассажир» ученик научится:

Регулятивные универсальные учебные действия:


  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;


  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках

Познавательные универсальные учебные действия:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

  • строить сообщения в устной и письменной форме;
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

Коммуникативные универсальные учебные действия:


  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов



Личностные результаты: У ученика будут сформированы: умения:

  • выполнять правила безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах.

• наблюдать за дорогой;
• правильно оценивать дорожную обстановку во всей ее изменчивости;
• видеть, слушать, предвидеть, избегать опасность.















Календарно-тематическое планирование курса «Я - пешеход и пассажир» для 2 класса


№ п/п

Тема урока

Основные виды деятельности

Кол-во часов

Дата

План.

Факт.

1.

Что такое безопасность?

Пересказывать и понимать тексты и графические изображения о правилах дорожного движения.

Изображать путь от дома до школы с помощью условных обозначений.

Описывать увиденные дорожные ситуации.

Характеризовать поведение участников дорожного движения.

Формы контроля:

- устный опрос;

- письменная самостоятельная работа;

- творческая работа

Исследовать (на основе непосредственных жизненных наблюдений) связи поведения участников дорожного движения и частотой ДТП.

Проводить групповые наблюдения во время практических занятий.

Различать дорожные знаки и дорожную разметку.

Группировать дорожные знаки по назначению.

Анализировать дорожную обстановку.

Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных дорожных ситуациях (в городе, за городом, в транспорте).

Формы контроля:

- устный опрос;

- письменная самостоятельная работа;

- творческая работа;

- доклад

Оценивать конкретные примеры поведения на дороге.

Приводить примеры различных дорожных ситуаций.

Определять виды перекрёстков.

Сравнивать и различать сигналы светофора, регулировщика и водителей транспортных средств.

Характеризовать условия, обеспечивающие безопасность при переходе дорог.

Составлять рассказ по итогам практического занятия (тренинга).

Формы контроля:

- устный опрос;

- письменная самостоятельная работа;

- творческая работа

Проводить групповые наблюдения во время экскурсий по микрорайону и в тренажёрный класс.

Моделировать и оценивать различные ситуации поведения на дороге ив транспорте.

Различать формы поведения, которые допустимы на дороге и в транспорте.

Выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, взрослыми.

Выявлять потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека в условиях дорожного движения.

Формы контроля:

- устный опрос;

- доклад;

- письменная самостоятельная работа;

- творческая работа;

- контрольная работа

1



2.

Город, район, где ты живешь? Безопасный путь из школы домой.

1



3.

Улица полна неожиданностей. Улицы с односторонним и двусторонним движением.

1



4.

Безопасность на улице. Правила перехода улицы.

1



5.

Проектная работа по теме: «Безопасный путь домой.»

1



6.

Дорожные знаки и их виды

1



7

Знакомство с дорожными знаками: «Пешеходный переход», «Пешеходная дорожка», «Движение переходов запрещено» и другие.

1



8.

Викторина «Дорожные знаки в загадках и стихах».

1



9.

История возникновения светофора. Светофор и его сигналы.

1



10.

Сигналы регулирования дорожного движения.

1



11.

Виды транспорта

1



12.

Город в котором с тобой мы живём, можно по праву сравнить с букварём!

1



13.

Викторина на тему: «Зачем нужно знать правила безопасного поведения на дорогах».

1



14.

Правила поведения в общественном транспорте.

1



15.

Правила ожидания транспорта на остановке.

1



16.

Проектная работа по теме: «Общественный транспорт».

1



17.

Где можно и где нельзя играть?

1



18

«Осторожно! Плохая погода»

1



19

Безопасные места для детей.

1



20

Знакомство с транспортом города

1



21

Игра по ПДД «Подскажи словечко».

1



22

Виды перекрестков.

1



23

Музыкальный перекрёсток. Стихи и песни по ПДД.

1



24

Проектная работа по теме: «Дорожные ситуации».

1



25

Движение на дорогах города.

1



26

Элементы улиц и дорог

1



27

Урок-игра « Поле чудес»

1



28

Проектная работа по теме: «Общественный транспорт».

1



29

Тесты на знание ПДД.

1



30

Причины ДТП.

1



31

Праздник « Знай правила дорожного движения, как таблицу умножения!»

1



32

Викторина «В гостях у Светофорчика».

1



33

Проектная работа по теме: «Дорожные знаки»

1



34

Итоговое тестирование. Безопасность на дорогах в летние каникулы

1




Учебно-методическое обеспечение



1. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт начального общего образования.

2.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

3. Ковалько В. И. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1 - 4 классы. - М.: ВАКО, 2008 (Мастерская учителя).

4. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник для учащихся 1-4 классов общеобразовательных учреждений./ А.В.Гостюшин. - М.: Просвещение, 1999.

5. Основы безопасности жизнедеятельности. 2 класс/Сост.Г.Н.Шевченко. - Волгоград: Учитель, 2009.

6. Дорожная грамота. Начальная школа./Сост. Никитина Е.Р. - М.: ВАКО, 2014

7. Элькин Г. Н. Правила безопасного поведения на дороге. - СПб.: Издательский Дом «Литера». 2013

8. Гордиенко Н., Гордиенко С., Азбука дорожного движения. - Ростов -на-Дону. Феникс. 2015

9. Правила дорожного движения. 1-4 классы. Электронное пособие. - Издательство «Учитель», 2015

Интернет ресурсы:

1.zavuch.info/

2. solnet.ee/

3. pedsovet.org/

4.1september.ru

5.4stupeni.ru/

6.interneturok.ru/

7.viki.rdf.ru/

8. nachalka.info/



Материально-техническое обеспечение



1. Мультимедийный проектор.

2. Персональный компьютер.

3.Электронная доска.


1.Дорожная безопасность. Е.А.Козловская, С.А.Козловский /учебная книжка-тетрадь для 2 класса. - М.: Третий Рим, 2002.

2. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника: Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования /Под общ.ред.В.Н.Кирьянова - М.: Третий Рим, 2007.

3.Методические рекомендации: формирование у школьников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. - М.: Третий Рим, 2007.





Лист корректировки рабочей программы





Название раздела, темы
Дата проведения по плану Причина корректировки Корректирующие мероприятия

Дата

проведения по факту





11


© 2010-2022