Конспект урока по письму

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Буква Я

Цели:

  1. познакомить с гласной буквой Я, обозначающей два звука.

  2. раскрыть роль буквы Я - показателя мягкости согласных звуков.

  3. развивать фонематический слух, речь, логическое мышление, внимание.

  4. воспитывать любовь к своей Родине, чувство патриотизма.

Ход урока

I. Оргмомент.

- Здравствуйте, ребята!

- Сегодня на уроке мы совершим увлекательное путешествие по нашей стране.

II. Актуализация знаний.

- Прочитайте, как называется наша страна? (Россия) слайд

- С помощью чего записано это слово? (с помощью букв)

- А что мы произносили? (звуки)

- Чем отличаются буквы от звуков? (буквы мы пишем и читаем, а звуки проговариваем и слышим)

- На какие две основные группы делятся все буквы и звуки русского языка? (гласные и согласные)

- Назовите только согласные буквы этого слова. («эр» «эс» «эс»)

- Назовите гласные буквы этого слова. (о и)

- Какую работу выполняют гласные в слове? (образуют слоги)

- Как они могут управлять согласными в слоге-слиянии? (обозначают или мягкость, или твёрдость согласного)

III. Сообщение темы и целей урока.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с новой буквой и её звуками слайд

- Это буква Я

- Буква Я - хитрая буква

- Чтобы узнать все её секреты, мы совершим путешествие по наше стране от самой крайней её точки до города в котором мы с вами живём.

- Как он называется? (Москва)

- Правильно, столица нашей Родины.

- В России очень ценятся яблоневые сады

- Раскрывая в путешествии секреты буквы Я, мы будем сажать яблоньки.

- Помогать нам в этом будет девочка Рая.

- За правильные ответы вы будете получать яблочки.

IV. Открытие нового.

- Открываем первый секрет буквы Я. слайд: девочка с 1 вопросом

- На какой вопрос нам надо ответить?

К какой группе букв относится буква Я?

(Обводим контур звуковки буквы Я красным цветом, впечатываем звуки, раскрашиваем тапочки)

- Давайте послушаем букву. ([й-а-а-а-а-а-а])

- Тянется? (да)

- Какая это буква? (гласная)

- Какую работу она будет выполнять в слове? (образует слог)

- Как она может управлять согласными в слиянии? (обозначает или мягкость, или твёрдость согласного)

- Каким цветом мы обозначаем гласные? (красным)

- Положите перед собой звуковку буквы Я.

Конспект урока по письму

- Обведём контур звуковки красным цветом

- Давайте ещё раз послушаем букву. ([й-а-а-а-а-а-а])

- Сколько звуков слышим? (два)

- Какие? ([й`а])

- Впечатайте первый звук буквы. ([й`])

- Произнесите его.

- Какой он? (согласный, мягкий)

- Каким цветом мы обозначаем мягкие звуки? (зелёным)

- Раскрасьте первый тапочек зелёным цветом.

- Впечатайте второй звук буквы. ([а])

- Произнесите его.

- Какой он? (гласный)

- Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? (красным)

- Раскрасьте второй тапочек красным цветом.

Вывод:

- Итак, давайте подведём итог.

- Какая это буква? (гласная)

- Сколько звуков у буквы Я? (два)

- Какие? ([й`а])

- Посмотрите на карту, первая яблонька дала урожай яблок, значит мы правильно ответили на вопрос.

- Открываем второй секрет буквы Я. слайд: девочка со 2 вопросом

- На какой вопрос нам надо ответить?

К каких случаях буква Я обозначает два звука?

(Читаем схему слова «яблоки», впечатываем в схему звуки и обозначаем их буквой Я, стоящей в начале слова; делаем звукобуквенный анализ слова «Рая», впечатываем в схему звуки и обозначаем их буквой Я, стоящую после гласного)

Чтение схемы к слову «яблоки»

- Положите перед собой карточку №1. слайд

Конспект урока по письму

- Прочитайте верхнее слово. (яблоки)

- Давайте прочитаем схему к этому слову.

- Сколько в слове слогов? (хлопаем: яб-ло-ки - 3 слога)

- Назовите 1 слог. ([й`ааааааб])

- Каким гласным образован этот слог? ([а])

- Впечатайте звук в схему.

- Какой звук стоит перед ним? ([й`й`й`й`])

- Какой он? (согласный, мягкий)

- Впечатайте звук в схему.

- Назовите ещё раз 1 слог. ([й`ааааааб])

- Какой звук ещё есть в слоге? (не в слиянии [б])

- Назовите 2 слог. ([лоооо])

- Какой гласной образован? ([о])

- Какой согласный стоит перед ним? ([л])

- Назовите 3 слог? ([кииии]

Какой гласной образован ? ([и])

- Какой согласный стоит перед ним? ([к`])

- Какой слог ударный? (первый)

- Назовите два звука первого слияния. ([й`а])

- Какой буквой мы их обозначим? (я)

- Напечатайте букву я над слиянием.

- Посмотрите на слово.

- Где в слове стоит буква Я? (в начале слова)

Вывод:

- Итак, в каких случаях буква Я обозначает два звука? (в начале слова)

- Посмотрите на яблоньку, только половинка дерева дала плоды.

- Значит мы не до конца ответили на вопрос.

Звуковой разбор слова «Рая» (один человек у доски)

Конспект урока по письму

- Положите перед собой карточку №2.

слайд

- Прочитайте слово.

- Давайте сделаем звукобуквенный анализ слова.

- Сколько в слове слогов? (хлопаем: Ра-я - 2 слога)

- Назовите 1 слог. ([рааа])

- Каким гласным образован слог? ([а])

- Где он находится? (в слиянии - раскрашиваем)

- Назовите согласный, который стоит перед ним. ([ррррррр])

- Какой он? (твёрдый)

- Почему? ([а] обозначает его твёрдость - раскрашиваем)

- Назовите 2 слог. ([й`аааа])

- Каким гласным образовании слог? ([а])

- Где он находится? (в слиянии - раскрашиваем)

- Впечатайте звук в схему.

- Назовите согласный перед ним. ([й`])

- Какой он? (мягкий - раскрашиваем)

- Впечатайте звук в схему.

- Какой слог ударный? (первый)

- Назовите звуки второго слияния. ([й`а])

- Какой буквой мы их обозначим? (я)

- Напечатайте букву я над слиянием.

- Посмотрите на слово.

- Где в слове стоит буква Я? (после гласной буквы)

Вывод:

- Итак, в каких случаях буква Я обозначает два звука?

Буква Я обозначает два звука: [й`] и [а] в начале слова и после гласной буквы.

- Посмотрите на карту, вторая яблонька дала урожай яблок, значит мы правильно ответили на вопрос.

Физкультминутка

Раз - поднялись, потянулись.
Два - согнулись, разогнулись.
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире.
Пять - руками помахать.
Шесть - за парту тихо сесть.

- Открываем третий секрет буквы Я. слайд: девочка с 3 вопросом

- На какой вопрос нам надо ответить?

Какую работу выполняет буква Я в слиянии?

(Сравниваем схему слова «яблоки» со схемой слова «яблоня», впечатываем звуки буквы Я в начале слова и в слиянии, обозначаем звуки буквой, наблюдаем над буквой я в слияниях)

Чтение схемы слова «яблоня»

- Положите перед собой карточку №1.

- Прочитайте первое и второе слово. (яблоки, яблоня)

- Сравните схемы слов. (они одинаковые)

- Чем отличаются слова? (буквами)

- Что поменялось? (слияние -ки на -ня)

- Произнесите последний слог и послушайте его.

- Каким гласным образован? ([а])

- Впечатайте звук в схему.

- Какой буквой обозначен звук? (я)

- Какой звук стоит перед гласным звуком? ([н`])

- Почему мы слышим звук [а], а пишем букву Я?

- Буква Я в слиянии с мягким согласным обозначает один звук.

- Если мы слышим гласный [а] в слиянии с мягким согласным, то какой буквой мы будем обозначать этот звук? (буквой Я)

Сказка про букву Я

Гордая буква Я никак не хотела встречаться с согласными буквами. Зачем? Ведь у неё же был свой согласный - звук [й`]! Но без неё слова рассыпались и ничего нельзя было понять, что они хотят друг от друга. И вот однажды она согласилась встретиться с одной из согласных букв, что бы хоть не надолго буквы могли о чём-то договориться. Звуку [й`] так понравилось играть со своими братьями - согласными буквами, что он готов был отдать свою мягкость любому из них. С тех пор, как только буква Я вставала в слияние с согласным, звук [й`] уходил к этому согласному и отдавал ему свою мягкость. А буква Я оставалась с гласным звуком [а] и очень гордилась, тем что рядом с ней согласные становятся мягче. Но как только буква Я уходила из слияния, звук [й`] тут же возвращался обратно к букве Я.

Чтение слогов-слияний с буквой Я

- Посмотрите на экран. слайд со слияниями

Прочитайте слияния и ответьте на вопрос, как читаются согласные в слиянии с буквой Я?

Вывод:

- Итак, какую работу выполняет буква Я в слиянии?

Буква Я обозначает мягкость согласного звука в слиянии.

- Посмотрите на карту, третья яблонька дала урожай яблок, значит мы правильно ответили на вопрос.

- Открываем четвёртый вопрос. слайд: девочка с 4 вопросом

Обобщите, что вы знаете о букве Я?

(Обобщаем по трём предыдущим вопросам, читаем вывод в учебнике)

V. Первичное закрепление.

Чтение слов в тексе из учебника (работа в паре)

- Найдите текст в учебнике

- прочитайте

- найдите в словах букву я

- подумайте и обсудите, в каких словах буква Я обозначает 2 звука, в каких 1

- прочитайте слова, где буква Я обозначает два звука

- прочитайте слова, где буква Я обозначает один звук и мягкость согласного в слиянии

Игра со звуками Конспект урока по письму и Конспект урока по письму

Конспект урока по письму

(класс разбивается на варианты)

1 вариант - это звукиКонспект урока по письму 2 вариант - это звуки Конспект урока по письму

- 1 ученик целыми словами читает слова с доски

- если буква Я обозначает два звука, встаёт 1 вариант

- если буква Я обозначает один звук, встаёт 2 вариант

- кто ошибся - выбывает из игры, садится на место.

Варианты меняются звуками, всё начинается с начала.

VI. Итог урока

- с какой буквой познакомились?

- прочитайте вывод урока в учебнике

- его надо выучить дома

- дома составьте рассказ о букве Я с помощью звуковки

- прочитайте слова в столбиках в азбуке

- кому сегодня было сложно?

- у кого всё получилось?

- давайте вывесим ваши рисунки о букве Я на доску

- вы сегодня все молодцы!



© 2010-2022