Конспект урока литературного чтения Сила родительской любви в рассказе И. С. Тургенева Воробей

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕМА: «Сила родительской любви в рассказе И. С. Тургенева «Воробей»» ЦЕЛИ: создать эмоциональный настрой к восприятию нового произведения; помочь детям проникнуть в настроение произведения, развивать творческое воображение; учить выявлять авторскую точку зрения и роль автора; формировать литературоведческие представления; развивать эмоциональный мир детей; воспитывать чуткое отношение друг к другу, смелость и выразительность во время выступлений перед публикой; дать почувствовать детям необыкновенную силу слова; продолжить работу с сюжетно-композиционным треугольником; совершенствовать навыки пересказа; помочь каждому ребёнку осознать себя интеллектуальным читателем, способным осмыслить не только литературное произведение, но и себя, как читателя этого произведения.


ХОД УРОКА.

  1. Проверка домашнего задания

  1. Подробный пересказ рассказа М. Пришвина «Ёжик».
- Назовите слова, где писатель выразил своё отношение к ёжику. Как он его называет?
  1. Задание №3 учебника.
- Сравните рассказы М. Пришвина «Ёжик» и «Глоток молока». Чем они похожи?
  1. Сообщение темы урока.
- Сегодня героем нашего урока тоже будет представитель животного мира.

Загадка.


- Произведение называется «Воробей». Прочитайте, кто автор нового произведения?


  1. Слово учителя об И. Тургеневе (презентация)
(слайд 1) Фото И. С. Тургенева. Тургенев родился в Орловской области, Мценского района. Село называется …. (слайд 2) Спасское Лутовиново). «И. С. Тургенев родился 28 октября 1818 года в своем доме в 12 часов утра.» Такую запись сделала в своей памятной книжке Варвара Петровна Тургенева, мать будущего писателя. Это её портрет. (слайд 3). У мальчика выдавались счастливые минуты, а иногда часы, когда он убегал из имения в знаменитый Спасский парк. Там он постепенно узнавал жизнь простых людей, животных, птиц, красоту русской природы. Посмотрите, мы с вами оказались в этом замечательном парке и сейчас видим одно из таких потайных мест, где любил уединяться маленький Ваня (слайд 4) Вот он, этот знаменитый лутовиновский дуб. (слайд 5) Это к дом - усадьба. Она выполнена в форме подковы. А вот посмотрите, в центре двухэтажный дом. Варвара Петровна была женщиной образованной и дала своим детям хорошее образование. С малых лет Тургенева вывозили за границу, а после переезда семейства в Москву в 1827 г. обучали лучшие педагоги. К моменту поступления в Московский университет Иван Тургенев уже говорил на французском, немецком, английском языках, сочинял стихи. (слайд 6) Зайдемте вместе с вами в этот дом. Варвара Петровна заставляла сыновей с самого раннего возраста заучивать стихи и басни. Ване особенно нравились басни Крылова "Ворона и лисица", "Стрекоза и муравей", "Лжец". Ваня рос очень правдивым мальчиком и часто по наивности говорил в глаза человеку то, что думал. Обратите внимание на эти книги. Они сохранились в этом доме. (слайд 7) Это знаменитая библиотека. Однажды Ваня тайком унес из библиотеки одну книгу. Он читал ее всю ночь. Конечно, спустя много лет Тургенев почти все забыл из нее, но хорошо запомнил ощущение от книги: "единороги, арапы, цари, солнцы, пирамиды, мечи, змеи вихрем кружились в моей бедной головушке..." Выйдем из дома на воздух, чтобы снова заглянуть в парк. (8 - 10 слайд) В детстве Ваня прочел сочинения Ломоносова, Сумарокова, Жуковского. Обычно он находил какой-нибудь затаенный уголок в замечательном парке и садился с книжкой. Может быть, он бродил один с книжкой вот по этом мостику, любовался вековыми деревьями в этой аллее. А в этом пруду он любил ловить рыбу. Маленький Ваня знал все самые отдаленные места огромного парка. Он часто встречался с охотниками и лесниками, которые, видя интерес мальчика к природе, рассказывали Ване о птицах и животных, брали с собой в лес, научили стрелять из ружья. Ваня внимательно наблюдал за всем происходящим в природе, которую потом с такой любовью воспел в своих произведениях.


  1. Работа над новым произведением
  1. Чтение рассказа учителем до слов «Моя собака…»
- Как вы думаете, что было дальше?


  1. Чтение рассказа до конца.


3. Беседа по первому восприятию. - Какие чувства вы испытали, слушая это произведение?

(Тревогу и страх за птенца;

Восхищение поступком воробья.)


- Какое место в рассказе вас заставило сильно переживать?

(Когда собака приблизилась к маленькому воробью;

Когда старый воробей ринулся спасать своего ребёнка.)

- А кто рассказал нам эту историю?

(Рассказ ведётся от лица автора.)


4.Групповая работа.

Задание: разделить произведение на части.

5. Чтение по частям и анализ.

1 ЧАСТЬ.
- Где произошла эта история? - Каким словом связаны 1 и 2 абзацы?

(Словом» вдруг)

- Почему автор употребил это слово?

- Как вела себя собака? Почему?

- Почему автор решил, что это был молодой воробей?

(Около клюва была желтизна, на голове - пух;

маленькие прораставшие крылышки.)

- Почему он оказался на земле? Прочитайте объяснение автора.

- Как он вёл себя? Прочитайте. Почему?

2 ЧАСТЬ.

- О чём говорится во второй части?

(Как взрослый воробей ринулся на защиту птенца.)

- Как Тургенев рассказал об этом? Какие слова он подобрал? Прочитайте.

- Какие слова в тексте передают душевное состояние старого воробья?

Прочитайте.

- Как вы можете оценить поступок воробья?

(Самоотверженный - жертвовал жизнью ради

своего ребёнка.)

- Что ещё вам хочется сказать о взрослом воробье?

(Он смелый, храбрый, сильный, любящий.)

3 ЧАСТЬ.


- Как автор оценил поступок воробья?

- Докажите, что Тургенев справедливо назвал его «героической птицей».

- Как Тургенев сравнивает собаку и воробья по росту и размеру?

- Какое чувство испытал воробей, увидев приближающуюся собаку?

- Какие слова это доказывают? Прочитайте.

(…всё его маленькое тело трепетало от ужаса…)

- Почему же воробей победил свой страх и был готов пожертвовать собой? Какая «сила, сильнее его воли», сбросила воробья с безопасной ветки?

(Любовь к своему ребёнку;

родительская любовь.)

- Каким словом автор передал своё отношение к этой маленькой птице?

- Как вы понимаете слово «благоговеть»?

(Глубоко уважать и ценить чьи-то достоинства.)

- Значит, как Тургенев относился к воробью?

- А что случилось с Трезором? Прочитайте.

- Какую силу признал Трезор?

(Силу родительской любви.) - В нашем учебнике это произведение дано не полностью. В нём нет последних строк, в которых автор говорит об этой силе любви.


«ЛЮБОВЬ, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только любовью держится и движется жизнь».

- Про какую любовь говорит автор?

(Про любовь матери к своему ребёнку.) - Правильно. Поэтому я взяла эти строки эпиграфом к нашему уроку: «ЛЮБОВЬ - могучая сила, она побеждает смерть, она сильнее смерти!»


Запишите эти слова в тетрадь и запомните на всю жизнь. Только любовь способна совершать чудеса и помогать в любой, даже самой трудной ситуации.


  1. Работа с сюжетно-композиционным треугольником

- К какому жанру относится это произведение?

(У каждого ученика лист, на котором начерчен

сюжетно- композиционный треугольник».)

- С чего он начинается?

( Начинается треугольник с вступления.)

- Найдите и прочитайте его.

(«Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада.

Собака бежала впереди меня».)

- Что дальше?

(Завязка.)

- А что такое завязка?

(Это начало действия.)

- Найдите и прочитайте.

(«Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться,

как бы зачуяв перед собой дичь».)

- Что происходит дальше?

(А дальше развиваются действия.)

- Прочитайте.

(«Я глянул вдоль…прораставшие крылышки».)

- Что происходит на вершине нашего треугольника?

(Кульминация.)

- Что такое кульминация?

(Это самое важное событие в рассказе.)

- Какая кульминация в нашем рассказе?

(Это поступок взрослого воробья.)


(читаем со слов «Моя собака медленно… до слов

«…сбросила его оттуда».)

- Что же происходит дальше?

(Дальше продолжает развиваться действие.)

- Прочитайте.

(Мой Трезор остановился, попятился…

Видно, и он признал эту силу.)

- Посмотрите на треугольник. Что дальше?

(Дальше наступает развязка.)

- А что такое развязка?

(Развязка - это конец действия.)

- Кто нашёл развязку и может её прочитать?

(Я поспешил отозвать смущённого пса и

удалился, благоговея.)

- А чем заканчивается рассказ?

(Показывается отношение автора к поступку воробья.) - Да, в рассказе есть заключение. Прочитайте его.

( Последнее предложение.)


  1. Обобщение

- А теперь посмотрите ещё раз весь текст и скажите, что почувствовали герои этой истории.

МОЛОДОЙ ВОРОБЕЙ: страх, заботу.

СТАРЫЙ ВОРОБЕЙ: страх, отчаяние, ужас.

СОБАКА: силу старого воробья, огромную любовь к своему детёнышу,

смущение, удивление.


- ПИСАТЕЛЬ: глубочайшее почтение перед этой маленькой героической птицей, восхищение.

- А что почувствовали вы?

(Огромную силу любви.)

- Что вы поняли?

(Надо быть смелыми, храбрыми, добрыми.)

МЫ ДОЛЖНЫ УЧИТЬСЯ ЛЮБИТЬ.


- Назовите главную мысль рассказа.

(Любовь - могучая сила, она побеждает смерть, она сильнее смерти.)

- Назовите произведение, над которым мы работали на уроке.

- Давайте ещё раз вместе прочитаем слова, которые мы записали в тетрадь.

ЛЮБОВЬ - МОГУЧАЯ СИЛА, ОНА ПОБЕЖДАЕТ СМЕРТЬ, ОНА СИЛЬНЕЕ СМЕРТИ!

- Ребята, учитесь любить и любите. Любите своих родителей, близких и друзей.

И помните, что любовь - это огромная сила, которая может сделать невозможное.


  1. Домашнее задание.

Выразительное чтение рассказа. Выучить наизусть абзацы 4 и 5.

Литература

1. Байкова М. И, Гостимская Е. С. Поурочные разработки по литературному чтению 3 класс. Москва: ВАКО 2004г.

2. Дорогинина Н. Н. Поурочные планы по учебнику О. В. Кубасовой.

Издательство «Учитель», 2007г.

3. Обучение в 3 классе по учебнику «Литературное чтение» Э. Э. Кац. Москва: АСТ Астрель 2014. 4. Журнал «Начальная школа» №10 2004г. «Чтение рассказа И. С. Тургенева «Воробей» с. 48-51.

Интернет-ресурсы

Презентация «Детские годы Тургенева» Бизина Л. В.








© 2010-2022