Конспект урока русского языка в ТДМ на тему Виды предложений (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока русского языка в ТДМ.

Класс

2 «А»

Тема:

Виды предложений.

Тип урока:

ОНЗ


Целевые установки:

предметные: формировать представления о видах предложений по интонации ( эмоциональной окраске),

развивать умение более осознанно использовать предложения разных видов в своей речи, вслушиваться в интонацию, строить предложения, расширяя речевой опыт учащихся

формировать пунктуационную зоркость


  • метапредметные: развивать интерес к русскому языку


  • личностные: развивать речь учащихся, учить соблюдать правила культуры общения, тренировать логическое мышление


Оснащение урока (материалы к уроку)

  • презентация


Этапы урока


Содержание этапа Мотивация к учебной деятельности: Цель: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне - актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности ("надо"); - создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность ("хочу"); -устанавливаются тематические рамки ("могу")

- Какую тему по русскому языку мы изучаем? ( Какие бывают предложения?)

- Ребята, как вы думаете, в связи с этой темой, какая нас ожидает работа на уроке?

(Узнать еще что-то новое о видах предложений.)

-Что вы для этого вы должны будете сделать?

(Во - первых, понять, что еще не знаем о предложении.

Во - вторых, попытаться самим открыть новое.)

-С чего же начнем свою работу? ( С повторения.)


    Этап актуализации и пробного учебного действия: Цель: готовность и осознание потребности к построению нового способа действий - воспроизведение ЗУНов, достаточных для построения нового способа действий - активизация соответствующих мыслительных операций, внимания, памяти и т.д. - индивидуальное задание, требующее нового способа; - фиксация учащимися возникшего затруднения

    Послушайте загадку.

    С Букварем шагает в школу

    Деревянный мальчуган.

    - Кто же это?

    (Буратино)

    - Как называется сказка, героем которой он является?

    - Кто ее написал?

    - С кем в сказке подружился Буратино?

    - Какие предложения вы слышали по цели высказывания?

    -Запишите предложение о Буратино.

    Деревянный мальчуган - это Буратино.

    - Какое это предложение по цели высказывания? (Повествовательное.) Укажите в скобках.

    - Докажите. (В нем содержится сообщение.). (Слайд2).

    - Запишите следующее предложение.

    Кому хотел помочь Буратино?

    - Определите вид этого предложения по цели высказывания, укажите в скобках.

    - Докажите. (Содержится вопрос.). (Слайд 3).

    -Запишите предложение.

    Спасайте деревянных человечков.

    -Какое это предложении по цели высказывания? (Побудительное).

    -Докажите. (Выражена просьба.). (Слайд 4).

    - Какие же виды предложений по цели высказывания вы знаете? (Слайд 5).

    - Спасайте деревянных человечков.

    - С какой интонацией вы произнесли? (Спокойно.)

    - А как нужно по - вашему произнести это предложение?

    (С особым чувством.)

    - Теперь прочитайте, как Буратино, ведь он хотел помочь маленьким человечкам.

    - Спасайте деревянных человечков!

    - Буратино взобрался на вершину сосны и закричал во всю глотку:

    - Звери, птицы, насекомые! Наших бьют! Спасайте деревянных человечков!

    - Запишите это предложение в тетрадь.

    - В чем различие записанных предложений? (Мы произносим их по -разному, с разными чувствами)

      Этап выявления места и причины затруднения: Цель: выявление места и причины затруднения - сопоставление детьми действий с используемым способом (где?); - выявление и вербальное фиксирование причины затруднения (почему?); - учащиеся ставят цель деятельности, предлагают вариант формулировки темы урока, который уточняется учителем


      -Какая трудность у вас возникла во время работы?

      (Чтение предложений с разной интонацией. Какой знак поставить в конце предложения.)

      - Почему? (Не все знаем о предложении, о знаках препинания в конце предложения.)


        Этап построения проекта выхода из затруднения: Цель: формулирование учащимися темы урока, уточняемой учителем учащиеся в коммуникативной форме : - ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения); - согласовывают тему урока; - выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель

        - Как же быть? Что вы предлагаете?

        - Какую цель в начале урока мы ставим? (Узнать что - то новое о предложении.)

        - Значит, какая тема урока? (Виды предложений по интонации.)


          Этап реализации построенного проекта: Цель: усвоение нового способа действий - обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися; -выбирается оптимальный вариант; -оптимальный вариант фиксируется в языке вербально и знаково; -построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение; -уточняется общий характер нового знания ; -фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения

          - Сравните эти предложения:

          Спасайте деревянных человечков.

          Спасайте деревянных человечков!

          - Чем похожи? (Побудительные предложения.) Почему?

          - В чем отличие? (Знаки препинания в конце предложений.)

          - Значит, читать их нужно по - разному.

          Предложения бывают разными не только по тому, с какой целью мы говорим, но и по тому, как мы это произносим, спокойно или с особым чувством (интонацией).

          - Предложения по интонации бывают восклицательные и невосклицательные. (Слайд 6).

          -Предложения, которые произносятся с чувством радости, страха, удивления, - это восклицательные предложения. В конце ставится восклицательный знак. (Слайд 7).

          - Предложения, в которых не выражаются чувства, - это невосклицательные предложения. (Слайд 8).

          - Теперь постарайтесь уточнить тему нашего урока.

          (Какие бывают предложения одновременно по интонации и цели высказывания.)

          - Работаем в парах. Потренируйтесь в чтении предложений так, как требуют знаки препинания.

          Хорошая горка получилась.

          Хорошая горка получилась!

          Хорошая горка получилась?

          Что тут у вас происходит?

          Что тут у вас происходит?!

          Как вы это сделали?

          Как вы это сделали?!

          -Запишите только восклицательные предложения.

          - Каким является каждое из предложений по цели высказывания и по интонации?

          - Сумели вы справиться с затруднением? (Да.)

          - Где вы можете себя проверить? (В учебнике.)

          - Найдите правило в учебнике. (Один ученик читает правило вслух.)


            Этап первичного закрепления Цель: построение детьми нового способа действий и формирование способностей и его выполнении Решение типовых заданий на новый способ действий с проговариванием вслух алгоритма, понятия, свойства

            - Какой следующий шаг?

            (Потренироваться в записи предложений, используя новые знания.)

            - Выпишите из отрывка предложения, которые ребята выкрикивали друг другу. Определите, каким является каждое по интонации(эмоциональной окраске) и ставьте в конце нужные знаки.

            - Начинаем работать все вместе.

            Мишка побежал рядом и кричит:

            - Жми на педаль, жми давай

            Я доехал до Мишки и крикнул:

            - Останавливай

            Я проехал еще круг:

            - Останови машину, Мишка

            Он встречает меня и орет:

            - Жми тормоз

            - Мишка, а где этот тормоз

            А он:

            - Я забыл

            - Скорей вспоминай, Мишка

            ( По В. Драгунскому.)

            -Какой следующий шаг вашей работы?

            (Написать самостоятельную работу, проверить себя.)



              Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону:

              Цель: применение нового способа действий; рефлексия достижения цели - учащиеся самостоятельно выполняют задание на новый способ действий; - самостоятельная проверка по эталону; - создание ситуации успеха; - допустившие ошибки выявляю их причину и исправляют ошибки

              - Пришло время проверить ваше умение определять виды предложений по интонации, постановку знаков препинания в конце предложения.

              Спишите, вставив пропущенные орфограммы, знаки препинания в конце предложений.

              Вдруг наша дверь распахнулась, и Аленка закричала из коридора:

              - В б . л . шом м . г . зине весенний базар

              Беж . м, Дениска

              Там ква. . продают шипучий

              Музыка играет

              Беж. .м

              ( По В. Драгунскому)

              После выполнения задания учащиеся проверяют себя по эталону для самопроверки и оценивают работу.

              - Какими по интонации были все предложения Аленки? Почему?

              - Какие предложения, сказанные Аленкой, побудительные?

              А какие повествовательные?


                Этап включения в систему знаний и повторения: Цель: самооценка результатов деятельности; осознание метода преодоления затруднений в деятельности, границ применения нового знания

                - организация рефлексии и самооценки учениками своей деятельности на уроке;

                - фиксация соответствия результатов деятельности и поставленной цели; - планирование дальнейшей деятельности и определение заданий для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества)

                (Слайд 9).

                Мышонок, Мышонок, почему у тебя нос

                грязный

                - Землю копал

                - Для чего землю копал

                - Норку делал

                - Для чего норку делал

                - От тебя, Лис, спрятаться

                (По В. Бианки.)

                -Каких предложении больше восклицательных или невосклицательных?

                -Можете сразу ответить на вопрос? (Нет.) Почему?

                -Что будете делать? Составьте алгоритм рассуждения.

                - Выполните задание.


                  Этап рефлексии:

                  · Рефлексия и самооценка учащимися совей учебной деятельности

                  · Соотнесение учащимися своих целей и результатов · Планирование учащимися целей дальнейшей деятельности

                  - Какую цель ставили на уроке?-

                  - Что этот урок дал вам?

                  - Чем показался интересным?

                  -Над чем заставил задуматься?

                  - Кто остался доволен собой?

                  -- Оцените свою работу на уроке!

                  (Ладошки 3 -х цветов:

                  красный -все сделал без затруднений;

                  желтый - справился, но были трудности;

                  синий - было очень трудно.)




                  Конспект урока русского языка в ТДМ на тему Виды предложений (2 класс)














                  © 2010-2022