Статья «Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности».

Учитель начальных классов

МКОУ Мировской СОШ

Панинского муниципального района

Королева Ольга Васильевна

  • В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности.
  • Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
  • Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Продолжается разрушение института семьи. Постепенно утрачиваются формы коллективной деятельности.
  • Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.
  • Это доказывает особую значимость и актуальность духовно-нравственного воспитания во внеурочной деятельности младших школьников.

В федеральных государственных образовательных стандартах общего образования II поколения, а именно в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»: «Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России». Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. В стандартах второго поколения разработана новая концепция воспитания. Одной из главных задач педагогов становится: способствовать формированию духовно-нравственной личности, на основе духовных и культурных традиций многонационального народа.

Сегодня перед учителями начальных классов очень остро стоит вопрос в создании программ по внеурочной деятельности, в связи с переходом на новые стандарты. С 1 сентября 2011 года в начальных классах реализуем программу «Истоки возрождения», которая разработана на основе программы «Истоки» доктора педагогических наук А. В. Камкина. Программа курса «Истоки возрождения» охватывает весь период начальной школы с 1 по 4 классы. Внутренняя целостность и завершенность курса обеспечивается преемственностью содержательных линий и методов работы педагога. В 1 классе, в основном, тематика сосредоточена на освоении ребенком ценностного познания, поэтому большая часть занятий по данной программы строятся на основе литературных произведений (сказки, рассказы, стихотворения, притчи ), которые учат детей различать добро и зло, дают представления о нравственной свободе человека, помогают увидеть красоту нравственных поступков, В первом классе дети подводятся к пониманию духовных истоков человеческого бытия, осознанию мира, в котором они живут. С этой целью они знакомятся с социокультурным наполнением ценностей, обозначаемых как «МИР», «СЛОВО», «ОБРАЗ», «КНИГА». Во втором классе дети осваивают истоки ближайшей социокультурной среды, своего родного края и основной деятельности человека в ней. В третьем классе основной акцент переносится на истоки ценностей внутреннего мира человека, на его духовные и душевные начала. В четвертом классе осуществляется знакомство с истоками традиций в Воронежской области и России в целом как важнейшим механизмом передачи из века в век базовых социокультурных ценностей российской цивилизации. Введение курса «Истоки возрождения» дает возможность обогатить, вывести на качественно новый уровень выработанные в предшествующий период в региональном образовании подходы по достижению учащимися социальной компетентности в культурно-исторической, социально-правовой, информационно-методологической, экологической и сфере культуры здоровья. Выступая в качестве ключевых, эти компетентности нужны человеку в различных видах деятельности независимо от того, какую профессию он изберет в будущем. Социальная компетентность, связывая воедино знания, ценности и поведение человека, выступает конкретной формой духовно-нравственной направленности личности. Методологическую основу данной программы составляет социокультурный подход к содержанию образования. Программа направлена на развитие социокультурных ценностей личности с приоритетом духовной основы. В качестве задач выдвигаются:

  • освоение и принятие духовно-нравственных категорий внутреннего мира человека и социума, в котором живет и развивается ребенок;
  • оснащение учащихся различными созидательными способами взаимодействия с осваиваемыми социокультурными ценностями;
  • личностное осмысление отношения к ближайшему природному и социальному окружению, к духовно-нравственным ценностям своего народа, к Православной культуре;
  • развитие мотивации к саморазвитию.

Истоковедение -это своеобразная педагогическая технология гармоничного развития личности ребенка , если работу вести в определенной системе, детей удается приобщать к истокам родной культуры, духовным ценностям и образу жизни. На занятиях развивается восприятие, мышление, чувствование и духовный опыт ребёнка.
Начиная с первого урока, идет освоение технологии ресурсного круга, который постепенно развивает целостное восприятие учащихся и единый контекст в классе.

Хотелось бы отметить в работе данного курса активные формы обучения (социокультурные тренинги) - это высокоинтенсивное обучение, которое осуществляется по определённым технологиям. Тренинг является важной составляющей частью урока. Во время активного занятия каждый ребёнок работает самостоятельно, а затем в паре, тройке, четвёрке. Самое ценное в этих занятиях то, что научились быть терпеливыми, внимательными, доброжелательными, научились обсуждать своё решение в группе и приходить к единому мнению.

На каждом уроке необходимо отмечать любое достижение ребёнка, поддержать каждый маленький успех. К концу первого года обучения, применяя социокультурные технологии, удается развить ресурс успеха у всех учащихся. Свои успехи, приобретённый опыт ребята переносят в повседневное общение. Ресурс успеха способствует развитию их мотивации к самосовершенствованию.

После активного освоения материала в тренингах, дети с интересом делятся своими впечатлениями дома с близкими людьми. В анкетах родители отмечают, что дети задают жизненно важные вопросы. Трудно «отмахнуться», сослаться на недостаток времени, отложить разговор, когда в глазах ребёнка живой интерес, желание действовать. На занятиях дети учатся анализировать своё внутреннее состояние, переживания, приучаются к осмыслению своих духовных усилий, того, что произошло. К примеру, изучая, в 3 классе нравственные категории: верность, правда, любовь, милосердие, добро и т.д., чтобы глубже разобрать понятия о добродетелях и пороках, лучше изучать их в паре, чтобы видеть контрастность поступков, поведения или характеров.

Например:

добра - зла,

дружбы - предательства,

правды-лжи,

трудолюбия- лени,

милосердия-жадности,

равнодушия -чуткости,

послушания (почитания) -ослушания (непочтения) родителей и т.п. Разберем тему «Добро и зло» используя социокультурный тренинг Шаг 1: ( На первом, подготовительном этапе, необходимо ввести участников тренинга в тему, заинтересовывает ею через использование яркого образного видеоряда, звукоряда или эмоционально окрашенного вступительного слова. Цель подготовительного этапа - создание мотивации учащихся на выполнение задания. В ходе его проведения учителю важно присоединиться к особенностям восприятия и мышления учащихся, объяснить цель предстоящей работы и как можно более точно описать результат, который необходимо достигнуть.)
Эмоциональная зарядка: читаем стихотворение, связанное с данной тематикой

Если стихотворение объемное, читаем только 4 первые строчки , в конце урока это стихотворение прочитаем полностью.

Добро - это ты!

Добро - это я!

Добро - это целая наша Земля!

Добро - это праздник в семье,

Добро - это песня ручья по весне,

Добро - это радости море и смеха,

Добро - это также прекрасно, как лето!

Когда мама с папою рядом - Добро!

И люди идут, улыбаясь в метро,

Ну, в общем, добро - это что-то такое,

Что объяснить не в силах порою!

Шаг 2:

(Затем идёт индивидуальный этап, когда каждый ученик выполняет индивидуальное задание)

Работа со словарем. Словарная работа: разбираем значение слов С.И.Ожегов: «Добро - всё положительное, хорошее, то, что полезно людям и обществу, способствует его сохранению; то, что предотвращает вражду». С.И.Ожегов: «Зло - нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость. Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду».

Шаг 3:

По данной тематике читаем притчу или басню, смотрим презентацию или фильм

Притча «О двух волках»

Когда-то давно один старик своему внуку одну жизненную истину.
- В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло - зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь… Другой волк представляет добро - мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…Внук, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
- А какой волк в конце побеждает?
Старик едва заметно улыбнулся и ответил:
- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Шаг 4:

(Далее следует групповая работа, когда обсуждается любое мнение и группа принимает общее согласованное решение)

Вопрос -ответ:

Ученикам предлагается игра

Какие из следующих поступков являются добрыми делами, а какие - злыми? Объясните ваше мнение.

Шаг 5:

Подбираем пословицы и поговорки о добре и зле ( не более 5-7)

1. Красота спасет мир.

2. Добро победит зло.

3. О хорошем всегда помнят.

4. Приноси добро и радость другим, и о тебе будут помнить.

5. Доброе дело два века живёт.

6. Добрые дела и после смерти живут.

Шаг 6:

(Основной этап тренинга -это активное участие педагога в работе группы. Учитель внимательно наблюдает за общением в парах или четвёрках, помогает вовремя начать и закончить работу, прийти к единому решению)

Беседуем, делаем выводы

Шаг 8:

В конце занятия читаем стихотворение по данной тематике

Добро со злом неразделимы.

Борьба идет под плач и смех,

Но жаждет каждый

видеть зримо,

Когда добро одержит верх.

Заслужит только

тот награды,

Кто испытание пройдет.

Кувшинчик с кладом

он откроет,

И в мир добра он

с ним войдет.

или слушаем песню «Дорогою добра» или поем вместе.

И последний этап - рефлексия, то есть размышление о том, что узнали, какие мысли, чувства это вызвало. Этап рефлексии связан с осмыслением значимости проделанной работы, возможности использовать полученные знания в жизни. А также предполагает анализ характера общения, отношений в группе.

Однако, какими бы не были эффективными педагогические технологии духовно-нравственного развития ребенка, без практических дел, исследовательской и проектной деятельности теория останется только теорией. Необходимо теоретический материал воплощать в практику. Так, У нас разрабатывается проект «Добрые сердца».

Цель проекта: сформировать потребность в совершении добрых поступков, в сострадании и отзывчивости, добром отношении друг к другу. Сделать выполнение добрых дел доброй привычкой, увлечь этой идеей всех, кто нас окружает. Для достижения цели нашего проекта мы поставили перед собой следующие задачи:

  • посещать дом для престарелых и инвалидов;
  • посещать больных в ЦРБ;
  • участвовать в благотворительных акциях;
  • помогать слабым и беззащитным;
  • сохранять и развивать православные традиции милосердия;
  • воспитывать гуманное и бережное отношение к окружающему миру;

воспитывать желания оставлять «добрый след» о себе в сердцах и душах других людей.

Хочется закончить свою работу словами стихотворения неизвестного автора:

Рождается ребёнок. Ангелок.
Душа его - прозрачное стекло.
И от того, чем мир его наполнит,
Зависит роль, какую он исполнит,
Наполнит светом, нежностью, теплом,
Душа его откликнется добром.
И будет человек тот много лет
Свечой любви и мира на земле.

Так будем следовать словам С.Соловейчика "Будем потихоньку, не ожидая быстрых результатов, учить маленького человека чувствовать человека".



© 2010-2022