- Преподавателю
- Начальные классы
- Работа со словами противоположного значения на уроках русского языка
Работа со словами противоположного значения на уроках русского языка
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Копылова М.А. |
Дата | 12.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Поделитесь с коллегами:
Копылова М.А.
Работа со словами противоположного значения на уроках русского языка
В русском языке каждое слово имеет свое значение, многие соотносятся друг с другом по смыслу. Одни слова имеют несколько значений (многозначные), другие являются близкими по смыслу (синонимы), а третьи составляют пары противоположных по смыслу слов (антонимы). Усиление внимания к лексической стороне слова благотворно сказывается на обучении учащихся русскому языку. О важности изучения слова не только с грамматической и орфографической стороны, но и лексической говорят уже давно. Наблюдение над изменением значения слова в различных контекстах, подбор противоположных слов проводил К.Д.Ушинский. В настоящее время лексические упражнения являются неотъемлемой частью урока. Тем самым ребенок сознательно овладевает лексикой родного языка, осмысливает языковые явления во взаимосвязи с другими сторонами языка. В начальной школе внимание уделяется антонимам, которые выражают:
- противоположные, но соотносимые понятия (утро - вечер);
- качественную противоположность (смелый - трусливый);
- пространственные отношения (высоко - низко);
- временные отношения (вчера - сегодня);
- противоположность предметов и явлений в количественном отношении (много - один);
- разнокоренные и однокоренные, которые образуются прибавлением к корням приставок с отрицательным значением не, без (вкусный - невкусный).
- Вставка антонимов в предложение:
- Составление предложений по содержанию противоположных данным:
- Дополнение предложений словами - антонимами. В скобках пишите проверочные слова. Кашу варят густую и … Люди бывают смелые и … Деревья в лесу высокие и… Р.ка ш.рокая, а ручей… Камень т.желый, а пух…
- Подбор антонимов к нескольким значениям одного слова.
- Узнавание предмета по противоположным признакам.
- Подберите слова с противоположным значением. Запишите их в алфавитном порядке.
- К словам из левого столбика подберите антонимы из правого.
Большие возможности для наблюдения за словами противоположного значения заложены в пословицах. Например, «Труд кормит, а лень портит», «Готовь сани летом, а телегу зимой». Антонимы выделяются из пословиц только после того, как проведена работа по ее содержанию. Знакомить учащихся со словами противоположного значения - значить учить их сравнивать. Как известно, сравнивать можно по сходству и по различию. Начинать такую работу нужно со знакомых им объектов (книги, ленты, реку и ручей, куст и дерево и т.д.) Так, шаг за шагом учитель ведет учащихся от конкретного к абстрактному. Чтобы нагляднее показать значение слов с противоположным значением, проводится работа над связным текстом. По заданию учителя, учащиеся заменяют выделенные слова словами противоположного значения; вызванные ученики находят на учительском столе полоски бумаги с нужными словами и вставляют в текст. Выполняя упражнение, учащиеся видят, как с введением слов с противоположным значением изменяется смысл рассказа. Так, начиная с 1 класса, учащиеся работают со словами противоположного значения. Постепенно во время практической работы вводится термин «антоним», объясняется его происхождение, и учащиеся знакомятся с определением. На уроках русского языка могут быть использованы и следующие виды упражнений:
- Спишите текст, подчеркните слова - антонимы. Определите часть речи.
- Найдите в списке слова - антонимы, выпишите их попарно. Составьте предложение с любой парой слов.
- Подберите антонимы к именам прилагательным. Запишите по образцу: Смелый - робкий (человек).
- Прочитайте текст, выпишите антонимы вместе с именами существительными, к которым они относятся.
- Запишите имена прилагательные, образуя их от данных имен существительных. Рядом запишите имена прилагательные противоположного значения.
- Спишите предложения, вместо точек вставляйте прилагательные, к которым можно подобрать антонимы.
- Спишите предложения левого столбика, в правом напишите предложения, в которых были бы имена прилагательные, противоположные по смыслу именам прилагательным левого столбца.
- Спишите предложения обоих столбцов. В предложения правого столбца вставь такие имена прилагательные, которые являются антонимами имен прилагательных левого столбика.
Список использованной литературы
- Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. 3 класс.- М.: Владос, 2000.
- Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. 1 класс.- М.: Владос, 2000.
- Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. 4 класс.- М.: Владос, 2000.
- Нефедова Е.А., Узорова О.В. Справочное пособие по русскому языку. - М.: Издательство АСТ Премьера, 2000
- Рамзаева Т.Г. Русский язык 2 класс. - М.: Дрофа, 2003.
- Рамзаева Т.Г. Русский язык 3 класс. - М.: Дрофа, 2003.
- Рамзаева Т.Г. Русский язык 4 класс. - М.: Дрофа, 2003.
- Я иду на урок в начальную школу. Русский язык. /Крючкова С.В. - М.: Первое сентября, 2000.