Работа со словами противоположного значения на уроках русского языка

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:









Копылова М.А.

Работа со словами противоположного значения на уроках русского языка






















В русском языке каждое слово имеет свое значение, многие соотносятся друг с другом по смыслу. Одни слова имеют несколько значений (многозначные), другие являются близкими по смыслу (синонимы), а третьи составляют пары противоположных по смыслу слов (антонимы). Усиление внимания к лексической стороне слова благотворно сказывается на обучении учащихся русскому языку. О важности изучения слова не только с грамматической и орфографической стороны, но и лексической говорят уже давно. Наблюдение над изменением значения слова в различных контекстах, подбор противоположных слов проводил К.Д.Ушинский. В настоящее время лексические упражнения являются неотъемлемой частью урока. Тем самым ребенок сознательно овладевает лексикой родного языка, осмысливает языковые явления во взаимосвязи с другими сторонами языка. В начальной школе внимание уделяется антонимам, которые выражают:
  • противоположные, но соотносимые понятия (утро - вечер);
  • качественную противоположность (смелый - трусливый);
  • пространственные отношения (высоко - низко);
  • временные отношения (вчера - сегодня);
  • противоположность предметов и явлений в количественном отношении (много - один);
  • разнокоренные и однокоренные, которые образуются прибавлением к корням приставок с отрицательным значением не, без (вкусный - невкусный).
В основе работы над антонимами лежит соотношение предметов и явлений по противоположным признакам. Это дает возможность учить детей сопоставлять различные предметы и явления окружающего мира: явления, связанные с деятельностью людей (работать - отдыхать); явления природы (солнечный день - ненастный день), по цвету (белый - черный, по вкусу (горький - сладкий), по весу (тяжелый - легкий). Нетрудно заметить, что в приведенных примерах немало слов, которые изучаются на уроках русского языка с грамматико-орфографической стороны (солнце, ненастный, легкий и т.д.) Одновременно с усвоением формы слова и его правописания полезно привлечь внимание к его смысловой стороне: выяснить значение, поставить в ряд с близкими (синонимичными) словами, подобрать слова противоположного значения. Такое сочетание помогает поддерживать длительный интерес к занятиям орфографией, помогает детям глубже осознать смысл слов, правописания которых они усваивают, и накапливать факты для осмысления языковых явлений. Используя учебный материал, следует в течение всего учебного года обращаться к противоположным словам, так как учащиеся начальной школы не всегда воспроизводят точный антоним. В поисках его они часто перебирают слова, смешивая их по значению (к слову твердый подбирают слово жесткий), подменяют нужное слово словом широкого значения (мелкие капли - большие капли вместо крупные). Еще чаще учащиеся подставляют отрицание не, вместо того, чтобы подбирать слово противоположного типа (свежий хлеб - несвежий хлеб вместо черствый). В учебниках русского языка с первого по четвертый класс имеются упражнения на поиск антонимов к словам. Следует показать учащимся слова - антонимы при изучении отдельных грамматических тем, таких, как «Приставки», «Глагол», «Имя прилагательное». Это будут слова с противоположными приставками при-, у- (пришел - ушел); обозначающие противоположные действия (сидеть - стоять); противоположные качества предметов (прилагательные: острый - тупой, зрячий - слепой). Для работы со словами противоположного значения (антонимами) можно проводить следующие виды упражнений, которые не требуют дополнительного времени на эту работу, а подбираются главным образом слова, предусмотренные программой:
  1. Вставка антонимов в предложение:
В море вода…, а в реке… (какая?) Зимний день…, а летний… (какой?) Солнце всходит…, а заходит… (где?) Учащиеся самостоятельно подбирают пары антонимов и находят им место в тексте.
  1. Составление предложений по содержанию противоположных данным:
Мухи исчезли (появились). Урок начался (кончился). Сказуемые - антонимы - слова из орфографического словаря.
  1. Дополнение предложений словами - антонимами. В скобках пишите проверочные слова. Кашу варят густую и … Люди бывают смелые и … Деревья в лесу высокие и… Р.ка ш.рокая, а ручей… Камень т.желый, а пух…
В данном случае учащимся надо отыскать в памяти нужное слово, вспомнить его написание, правильно записать. Упражнение такого характера можно использовать при закрепление темы «Парные согласные в середине слова», но слова - антонимы, которые нужно будет вставить должны содержать именно эту орфограмму.
  1. Подбор антонимов к нескольким значениям одного слова.
Коля точил карандаш острым ножом (тупым). Игорь почувствовал острую боль в спине (слабую). Мелкий пруд, мелкая рыба. Старый охотник, старый дом. Это сложный вид упражнения, но он позволяет научить детей дифференцировать значения одного и того же многозначного слова.
  1. Узнавание предмета по противоположным признакам.
мягкий, а …твердый (река, ручей)мелкий, а…глубокая (хлеб, сухарь)
  1. Подберите слова с противоположным значением. Запишите их в алфавитном порядке.
Холодный - …, хвалить -…, редкий -… .
  1. К словам из левого столбика подберите антонимы из правого.

Большие возможности для наблюдения за словами противоположного значения заложены в пословицах. Например, «Труд кормит, а лень портит», «Готовь сани летом, а телегу зимой». Антонимы выделяются из пословиц только после того, как проведена работа по ее содержанию. Знакомить учащихся со словами противоположного значения - значить учить их сравнивать. Как известно, сравнивать можно по сходству и по различию. Начинать такую работу нужно со знакомых им объектов (книги, ленты, реку и ручей, куст и дерево и т.д.) Так, шаг за шагом учитель ведет учащихся от конкретного к абстрактному. Чтобы нагляднее показать значение слов с противоположным значением, проводится работа над связным текстом. По заданию учителя, учащиеся заменяют выделенные слова словами противоположного значения; вызванные ученики находят на учительском столе полоски бумаги с нужными словами и вставляют в текст. Выполняя упражнение, учащиеся видят, как с введением слов с противоположным значением изменяется смысл рассказа. Так, начиная с 1 класса, учащиеся работают со словами противоположного значения. Постепенно во время практической работы вводится термин «антоним», объясняется его происхождение, и учащиеся знакомятся с определением. На уроках русского языка могут быть использованы и следующие виды упражнений:
  • Спишите текст, подчеркните слова - антонимы. Определите часть речи.
  • Найдите в списке слова - антонимы, выпишите их попарно. Составьте предложение с любой парой слов.
  • Подберите антонимы к именам прилагательным. Запишите по образцу: Смелый - робкий (человек).
  • Прочитайте текст, выпишите антонимы вместе с именами существительными, к которым они относятся.
  • Запишите имена прилагательные, образуя их от данных имен существительных. Рядом запишите имена прилагательные противоположного значения.
Счастье, старость. Радость, холод.
  • Спишите предложения, вместо точек вставляйте прилагательные, к которым можно подобрать антонимы.
Невесело в лесу… осенью. Когда… вечером пробираешься по… тропинке между деревьями, становится особенно грустно.
  • Спишите предложения левого столбика, в правом напишите предложения, в которых были бы имена прилагательные, противоположные по смыслу именам прилагательным левого столбца.
Хорошая ясная погода. … … погода. Солнечные веселые дни. … … дни.
  • Спишите предложения обоих столбцов. В предложения правого столбца вставь такие имена прилагательные, которые являются антонимами имен прилагательных левого столбика.
Путешественники рассказали о Путешественники рассказали о бедном растительном мире в … растительном мире в северных краях. … краях. Задания и характер работы со словами - антонимами и некоторые возможности учебного материала учитель определяет сам в зависимости от подготовленности класса, облегчая или усложняя. Работа со словами - антонимами обогащает словарный запас школьников и способствует лучшему усвоению материала. Во время выполнения упражнений со словами противоположного значения у школьников развивается мышление, познавательный интерес, творческая активность, а все это, способствует общему развитию личности.

Список использованной литературы

  1. Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. 3 класс.- М.: Владос, 2000.
  2. Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. 1 класс.- М.: Владос, 2000.
  3. Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. 4 класс.- М.: Владос, 2000.
  4. Нефедова Е.А., Узорова О.В. Справочное пособие по русскому языку. - М.: Издательство АСТ Премьера, 2000
  5. Рамзаева Т.Г. Русский язык 2 класс. - М.: Дрофа, 2003.
  6. Рамзаева Т.Г. Русский язык 3 класс. - М.: Дрофа, 2003.
  7. Рамзаева Т.Г. Русский язык 4 класс. - М.: Дрофа, 2003.
  8. Я иду на урок в начальную школу. Русский язык. /Крючкова С.В. - М.: Первое сентября, 2000.

© 2010-2022