План-конспект урока по ОРКСЭ на тему Проповедь Христа (4 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКОУ Верхнехавская СОШ №1

Урок по ОРКСЭ №6

на тему «Проповедь Христа»


(Учебник Кураев А.И. «Основы православной культуры»)












Пешкова Лариса Николаевна

Учитель начальных классов

Урок 6. Проповедь Христа.

Цель урока: дать представление о том, что учение Христа является духовно-нравственным фундаментом культуры большей части человечества, познакомить с Нагорной проповедью

Задачи урока:

Обучающая: узнать о представлении христиан об Иисусе Христе, начать знакомство с Нагорной проповедью, понять смысл словосочетания «духовные сокровища».

Развивающая: понять, что большее мужество проявляет тот, кто терпит причиненное ему зло, чем тот, кто отвечает злом на зло.

Воспитывающая: усвоить, что счастье мало зависит от наличия богатства у человека.

Оборудование урока: мультимедиа проектор, презентация, раздаточный материал: учебники, "Вопросы и задания к теме Проповедь Христа", рабочая тетрадь.

Ключевые понятия урока: Иисус Христос, учение Христа, Нагорная проповедь, духовные сокровища.


На доске выписаны слова:

Что пользы человеку, если он весь мир приобретет, а душе своей повредит?

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока:


  1. Вступительное слово учителя (слайд 1)

Вы узнаете:

  • Чему учил Христос

  • Что такое Нагорная проповедь

  • Какое сокровище нельзя украсть (слайд 2,3)


  1. Основное содержание (слайд 4)

Христиане следуют учению Иисуса Христа. Несмотря на то, что слова Христа были сказаны почти 2000 лет назад, они важны для человека любого времени.

Предположи, чему учил Христос?



  1. Работа по учебнику (чтение главы учебника)

О мести.


Тебя обидели, ударили, обозвали - такое встречается часто. Как поступить? Дать сдачи, отомстить?

Вопросы:

  1. Всегда ли нужно давать сдачи? (слайд 5)

  2. Всегда ли нужно применять силу, защищая себя?

  3. Давайте вспомним ситуации из вашей жизни, в которых вы применяли силу и чем все это закончилось?

  4. Давайте порассуждаем: чем наполняется наш мир в том случае, если мы не прощаем обидчика? (злостью, любовью, помощью в трудную минуту, дружбой, ненавистью, спокойствием, убийствами, миром, войнами, радостью жизни) (слайд 6)

  5. Давайте сопоставим два мнения: что развивает в себе человек, умеющий прощать и человек, не умеющий прощать? (человек, умеющий прощать, развивает в себе самые лучшие качества: умение любить, умение понять другого, всегда придет на помощь, быть верным и хорошим другом;

человек, не умеющий прощать развивает в себе самые худшие качества: умение сеять вокруг себя злость и ненависть, умение предавать, умение совершать преступления) (слайд 7)

А Христос учил: «Не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую. Любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас». Очень немногие люди смогли прожить жизнь в соответствии с этим советом Христа. Но если бы этих немногих людей не было, если бы все всегда мстили за себя, - наш мир стал бы менее человечным. (слайд 8)

Вопрос:

Согласны ли вы с этим?

Если отвечать злом на зло - зло будет расти. Чтобы вся жизнь не превратилась в войну всех против всех, кто-то должен мужественно отказаться от защиты своих мелких интересов, перестать копить обиды. Именно отказ от мести кладет предел разрастанию зла. Поэтому даже мастера боевых искусств говорят, что «Лучший бой - это тот, которого удалось избежать!».

Мир во времена Христа славил победоносных императоров и великих воинов. Христос же открыл человеку богатство его внутреннего мира. Он сказал: «Что пользы человеку, если он весь мир приобретет, а душе своей повредит?».

Можно всех сокрушить, двигаясь к вершине власти. Весь мир будет бояться такого «героя». Но там, на вершине, ему будет очень холодно оттого, что он окружен лишь страхом и ненавистью. Пусть лучше немногие люди о тебе знают и тебя любят, нежели весь мир будет тебя бояться.

О богатстве.


Христос не советовал видеть цель жизни в обогащении: «Не собирайте себе сокровищ на земле, но собирайте себе сокровища на Небе, где ни моль не истребляет и где воры не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше». (слайд 9)

Заполните таблицу (слайд 10)

Что означают слова
«сокровище на небе»?

Это добро, которое сделал человек

Приведите пример вымышленного или реального героя, который собрал себе «сокровище на небе»?

Христос - воскрешение Лазаря

Девочка Женя из сказки В.Катаева «Цветик-семицветик»

Приведите пример вымышленного или реального героя, который собирал сокровища на земле?

Старуха из « Сказки о рыбаке

и
рыбке» А.С.Пушкина

«Сокровища на Небе» - это добро, которое сделал человек, но о котором вечно помнит Бог. Такое сокровище нельзя украсть. У тебя могут украсть деньги или телефон. Но сделанное тобою доброе дело навсегда останется твоим.

Духовные сокровища Евангелие связывает с «Небом» потому, что Бог не позволяет душе исчезнуть. Даже если тело, которым душа управляла, окончило свою жизнь, душа остается. Но свои «нажитки» (добрые и плохие) она приносит на Небо - пред лицо Бога. (слайд 11)

Земные богатства и радость - не одно и то же. Если человек тяжело болен, никакое богатство не принесет ему радости.

Христос учил так, как никто до Него: «Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и царь Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них! Не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Не заботьтесь о завтрашнем дне: довольно для каждого дня своей заботы». (слайд 12)

Тот, кто поймет эти слова как разрешение ничего не делать, не работать, не учиться, будет неправ. Просто иногда забота о своем завтрашнем дне мешает поступить по-человечески уже сегодня. Мол, если я сегодня вступлюсь за слабого, то могу навлечь на себя гнев кого-то большого и сильного. Такой человек решает: чтобы мне и завтра было хорошо, я сегодняшний день проживу по присказке «моя хата с краю».

Это ложная мудрость. Нельзя ради завтрашних страхов или надежд отказываться от исполнения своего человеческого долга сегодня.

Вопрос:

Что такое проповедь? (Проповедь - это поучение) (слайд 13)

ПРОПОВЕДЬ (Толковый словарь Ожегова)

  • Распространение каких-нибудь идей, взглядов (книжн.).

  • Речь религиозно-назидательного содержания, произносимая в храме во время богослужения.

Нагорная проповедь.

(Слайд 14) Карл Блох. Нагорная проповедь.


Эти слова были произнесены Христом в Нагорной проповеди. Однажды Христос взошел на небольшую гору, чтобы пришедшие к Нему люди могли бы лучше расслышать Его голос. Многие были удивлены глубоким смыслом и красотой сказанных слов и стали учениками Христа. Они-то потом и записали эту проповедь в Евангелии. (слайд 15)

Но Христос говорил людям не только о том, как они должны относиться друг к другу. Еще Он говорил об отношениях Бога и людей. Каждого человека Он призывал: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всей душой твоей и всем разумом твоим». (слайд 16)

Он говорил о том, что, полюбив Бога, душа может сродниться с Ним уже здесь, на земле: «Царство Божие внутри вас». Христос даровал людям радостное переживание Бога. Благодать, Дух Святой в Евангелии назван Утешителем, то есть тем, кто несет утешение и радость даже в беде. Утешитель, по слову Христа, « пребудет с вами вовек», то есть и во время жизни апостолов и во все последующие века земной истории, но, кроме того, и за ее пределом, то есть в Божественной вечности. Этого Утешителя «мир не видит и не знает; а вы знаете Его, ибо Он в вас будет». Речь идет не о книге или посылке, а о внутренней перемене в человеке. Если она произошла, то, по слову Христа, смерть, коснувшись тела, не коснется души: «Верующий в Меня не увидит смерти во век».


Завет Христа.

Ранее религиозные проповедники говорили о том, какие жертвы люди должны приносить Богу или богам. А Новый Завет сказал о том, какую жертву Бог сам приносит людям и ради людей. Христос не просто говорил о такой жертве, Он сам этой жертвой и стал. (слайд 17)

Христос говорил о том, что Бог любит людей и сам стал человеком, чтобы быть вместе с ними. Бог, ставший человеком, - это и есть Иисус Христос. Он говорил, что пришел в мир не для того, чтобы подчинять и наказывать людей, а для того, чтобы послужить людям. (слайд 18)

Некоторые люди сочли это оскорблением своей веры в Бога. По их мнению, Бог не мог сотворить такого чуда и стать столь близким к людям. Они объявили Христа преступником и стали добиваться Его казни. Христос же не стал уклоняться от суда. (слайд 19)

Васнецов В.М. Распятый Иисус Христос. (слайд 20)

Он поучал - не избирать

Путей широких, врат пространных,

Вводящих в пагубу, - входить

В сень жизни узкими вратами

И трудно - тесными путями;

Не осуждать, благотворить,

Радеть о скорбных, неимущих,

Благословлять врагов, клянущих

И ненавидящих любить…

Лев Мей, 1855

Вопросы:

  1. В чем обвинили Христа люди?

  2. Почему Христос не стал уклоняться суда тех, кто объявил Его преступником и требовал казни?


  1. Проверка усвоения материала

  1. Какое богатство православные христиане считают истинным и вечным?

  2. Как ты думаешь, почему люди стремятся иметь богатство сиюминутное, которое легко утратить, и с трудом понимают, как важно стремиться иметь вечное богатство?

Врезка. Как исцеляла людей любовь Христа.


Однажды, когда Христос учил людей, принесли к Нему парализованного («расслабленного») человека. Но дом, где учил Христос, был переполнен слушателями. И даже снаружи, у окон и двери стояло столько народа, что пронести носилки с больным было невозможно. Тогда родственники расслабленного залезли на крышу дома, разобрали кровлю, а в отверстие спустили носилки прямо к ногам Христа. И Он, видя такую их веру, сказал расслабленному: «дитя, прощаются тебе грехи твои. Встань, возьми постель твою и иди в дом твой». И тогда ранее неподвижный человек встал, взял носилки, на которых лежал, и пошел в дом свой, славя Бога. (слайд 21) Исцеление расслабленного. Равенна.

Исцеление сухорукого. Монастырь Хора. 14 в.

Поленов. Воскрешение дочери Иаира (слайд 22)

Исцеление расслабленного. Мирожский монастырь. 12 в.(слайд 23)

Чудеса Христа:

  1. Чему прежде всего учил Христос?

  2. Как Он подтверждал Свое учение?

  3. Зачем Христос совершал чудеса? Ради собственной славы?

(Заметка на полях 1* )

Какую любовь можно назвать христианской? Как на этот вопрос помогает ответить отрывок из Нового Завета, Первого послания к коринфянам апостола Павла:

Если я любви не имею, то я - медь звенящая. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто. И если я раздам все имение мое, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.

Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше. Достигайте любви. (Отрывок из Нового Завета, Первого послания к коринфянам апостола Павла, глава 13) (слайд24)

Вопрос:

Перечитай гимн о любви апостола Павла и скажи, в чем проявляется любовь? Почему апостол Павел призывает «достигать любви» (стремиться любить)?



  1. Подведение итогов урока

  1. Почему Нагорная проповедь Иисуса Христа получила такое название?

  2. Перечитай ещё раз рассказ о Нагорной проповеди. Какое богатство православные христиане считают истинным и вечным?

  3. Чего именно в мире становится больше в результате совершённой мести: добра или зла? Поясни свой ответ.

  4. На православных книгах изображается крест. Христиане носят на груди крест («крестик»). Для христиан это украшение, талисман или знак, напоминание? Если напоминание, то о чём? (слайд 25)



  1. Рефлексия

  1. Что нового ты узнал о Христе?

  2. Подумай и ответь: месть за причиненное зло умножает количество добра или зла в мире? Почему есть такие люди, которые стремятся отомстить?


  1. Домашнее задание

  1. Перечитай еще раз статью учебника о Нагорной проповеди. В чем ее смысл? Что человек должен делать, чтобы следовать Нагорной проповеди?

  2. Подбери материал о людях, совершающих хорошие и добрые поступки.


  1. Выводы: (слайд 26)

Чему учил сын человеческий?

  • «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всей душой твоей, всей крепостию твоею, и всем разумом твоим».

  • «Царствие Божие внутри вас».

  • «Что пользы человеку, если он весь мир приобретёт, а душе своей повредит?»

  • «Не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щёку твою, обрати к нему другую…»

  • «Любите врагов ваших, благотворите ненавидящих вас».

  • «…где сокровище ваше, там будет и сердце ваше».





Заметки на полях.

1* Еп. Кассиан Безобразов. Христос и первое христианское поколение

Чудеса Христа В повествовании евангелиста Луки о первом периоде общественного служения Христова, проповеди, учению словом, уделено меньше внимания, чем чудесам Христовым. Чудеса Христовы - особенно в Евангелии от Луки - имеют значение служения любви. Это касается, по преимуществу, таких чудес, как исцеление слуги Капернаумского сотника (Лк 7:1-10) и воскрешение сына вдовы Наинской (Лк 7:11-16), но распространяется и на другие чудеса: очищение прокаженного (Лк 5:12-14), исцеление Капернаумского расслабленного (Лк 5:17-26), воскрешение дочери Иаировой, уврачевание кровоточивой женщины (Лк 7:41-56) и т. д. Чудеса Христовы, это - дела любви. Возлагая служение на Двенадцать [Апостолов] и облекая их властью целить недуги (Лк 9:1-2), Господь привлекает и их к служению любви. Деятельная любовь проявляется не только в чудесах. Принимая мытарей и грешников (Лк 5:27-32, 7:36-50), Господь принимал их в любви. Таким образом, ударение на любви в нравственном учении Христовом (ср. Лк 6:27-36) получало приложение и в жизни - в делах любви. (Еп. Кассиан Безобразов. Христос и первое христианское поколение).
Илл. 1. Исцеление расслабленного. Мозаики базилики Сант Аполлинаре Нуово в Равенне. VI в. Илл. 2. Исцеление расслабленного. Фреска Спаса Преображенского собора Мирожского монастыря в Пскове. XII в. Илл. 3. Исцеление слепого. Фреска Спаса Преображенского собора Мирожского монастыря в Пскове. XII в. Илл. 4. Исцеление сухорукого. Мозаика собора монастыря Хора (Кахрие Джами). XIV в. Илл. 5. Василий Поленов. Воскрешение дочери Иаира. XIX в.

Библиографический список:

  • Лаврентьев Г. П. Комплект картин-ситуаций «Что такое хорошо, что такое плохо».

  • Бушелева В.П. Поговорим о воспитанности: Кн. для учащихся / Б. В. Бушелева. - 2-е изд., дораб. - М. Просвещение 2002. - 157,[1] с. ил.

  • ru.wikipedia.org/

  • svetoch-opk.ru/

  • Жюлиа Д. Философский словарь. - М.: Междунар. Отношения, 2000. - 544 с.

Авторский конспект и презентация.



© 2010-2022