Конспект урока по окружающему миру в 3 классе на тему: «Охрана растений нашего края»

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе на тему: «Охрана растений нашего края».Конспект урока по окружающему миру в 3 классе на тему: «Охрана растений нашего края».Конспект урока по окружающему миру в 3 классе на тему: «Охрана растений нашего края».Конспект урока по окружающему миру в 3 классе на тему: «Охрана растений нашего края».Конспект урока по окружающему миру в 3 классе на тему: «Охрана растений нашего края».

МОУ Гимназия № 3


Г.О. Тейково Ивановской области












Конспект урока по

окружающему миру в 3 классе

на тему:

«Охрана растений нашего края».

















Выполнила: учитель начальных классов


Михайличенко Инна Владимировна


Тейково 2013 г.


Урок в 3 классе по теме "Охрана растений нашего края».

Цель: познакомить с охраняемыми видами растений Ивановской области.

Для реализации цели урока поставлены задачи:

Обучающие: познакомить детей с Красной книгой; расширить и углубить знания детей об охраняемых видах растений, встречающихся в Ивановской области; рассмотреть основные экологические правила; дать детям представление о необходимости усилий по охране животных и растений, убедить в важности этого дела.
Развивающие: развивать экологическое мышление, речь, умение работать с источниками информации.
Воспитывающие: воспитывать бережное, чуткое отношение к природе родного края.

Оборудование:

  • Мультимедийное оборудование: проектор, компьютер.

  • Презентация.

  • Картина природы родного края; вырезанные рисунки охраняемых видов растений и животных, экологические знаки. (см. Приложение)

  • Тексты для групповой работы. (см. Приложение )

  • Карточки для индивидуальной работы.

Ход урока 1.Организационно - мотивационный этап.(2 мин.) Вот звонок нам дал сигнал: поработать час настал. Так что время не теряем и работать начинаем.
- Ребята! Сегодня к нам на урок пришли гости. Но мы работаем как всегда. Вы рады нашим гостям. - Покажите свое настроение. (Учащиеся показывают смайлики) Аутогенная тренировка. - Теперь закройте глаза, повторяйте со мной: «У меня хорошее настроение. Я могу быть добрым и терпеливым. Я успею сделать все! Я буду предельно внимателен на уроке ». - Пусть урок принесет вам радость!

2. Актуализация ранее полученных знаний.(5 мин.)

-Чтобы настроиться на урок поиграем в игру «Доскажи словечко».

На доске.

Ять - ять - ять - Природу нужно … охранять.

Ля - ля - ля - Мы спасем тебя, … Земля.

Я- я - я - Наука … экология.

- Давайте проверим домашнее задание - вспомним, что мы знаем о стадиях развития растений, о расселении растений, о взаимосвязи растений и животных.

Работать будем в парах. У вас на столах карточки с заданиями. Заполните их.

Карточка 1

Обозначь цифрами последовательность стадий развития растений:

Семя;

Взрослое растение с плодами и семенами;

Проросток с развивающимся корешком;

Взрослое растение с цветами;

Проросток с развивающимися стеблем и листочками.

Карточка 2

Как расселяются растения? Напиши после названия каждого растения, как распространяются у него семена:

1.Клен ……….(ветром)

2.Одуванчик ……….(ветром)

3.Сосна ………….(ветром, птицами, зверьми)

4.Репейник ………….(животными, человеком)

5.Ель …………..………….(ветром, птицами, зверьми)

Карточка 3

Приведи примеры взаимосвязей «Животные-растения».

Ответ напиши. Животные питаются растениями; животные строят гнезда на деревьях, в траве;

животные дышат кислородом, который выделяют растения; животные выделяют углекислый газ, который используют растения при питании; насекомые опыляют растения; животные распространяют семена растений.

- При каких условиях растения будут развиваться? Что нужно растению для этого? (Почва, вода, воздух.)

- Есть такое понятие экология, мы уже с ним встречались.

- У вас на столах лежит конверт с опорными словами. С помощью этих слов, смоделируйте понятие экология.

- Что такое «экология»? (Экология - это наука о связях живых существ со средой их обитания.)

- Кто является живыми существами? (Человек, растения, животные).

-От чего зависит жизнь живых существ? (От среды обитания)

-Что вы понимаете под «средой обитания»? (Воду, воздух, почву).

Проверка модели. (Презентация, слайд 1)

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе на тему: «Охрана растений нашего края».

- А все ли в порядке со средой обитания в нашем крае? (Вода, воздух, почва загрязняются)

- Кто страдает от этого? (Животные и растения.)

3.Сообщение темы урока. Формирование новых знаний и умений. Знакомство с растениями Красной книги нашего края.(7 мин.)

- Рассмотрите уголок природы нашего края.

- Что заметили? (Мало растений)

- Как его оживить? (Посадить туда растения.)

- Что надо сделать, чтобы они не исчезали? (Охранять)

- О чем будем говорить на уроке? (Об охране растений нашего края.)

Тема на доске: Охрана растений нашего края. (слайд 2)

- Какую цель перед собой поставим? (Научиться охранять растения - слайд 3)

- Где мы с вами можем найти информацию об охраняемых животных и растениях? (В Красной книге)

-Что такое Красная книга?

Выберите на карточке зеленого цвета ответ.

На столах карточки (выбрать)

  1. Книга в красной обложке.

  2. Книга учета животных и растений.

  3. Книга тревоги.

  4. Книга почета.

Проверка. Кто считает, что это…, поднимите руку.

Книга в красной обложке.

- О чем предупреждает красный цвет? Кому грозит опасность?

Книга учета животных и растений.

Книга «тревоги». Почему?

- Есть ли ещё вариант?

Вот у меня в руках Красная книга. (слайд 4)

- Что же такое Красная книга? (В ней кратко рассказано о среде обитания этих видов, причинах сокращения численности и мерах, которые нудно предпринять для их спасения.)

- В нашей стране первое издание Красной книги вышло в 1978 году. Сначала все сведения об исчезающих растениях и животных уместились в одном томе. Но позже выяснилось, что в защите нуждается большее число видов. Поэтому второе издание Красной книги вышло в 1984 году в двух томах. Экологи и краеведы Ивановской области ведут свою «Красную книгу».

- Давайте посмотрим каким растениям грозит опасность исчезновения в нашем крае?

Мультимедийная презентация. (слайды 5- 10)

- Среди растений, занесённых в Красную книгу России, в Ивановской области встречаются: венерин башмачок настоящий, касатик аировидный, ветреница дубравная, орхидеи - калипсо луковичная, водяной орех (чилим), кубышка чистобелая, кубышка желтая.

4.Работа по теме.(5 мин.)

Викторина «Узнай растение». Показ презентации(слайд 11).

Учитель читает описание растения.

а) Вся поляна покрыта голубыми, синими, розовыми цветами. Все чуть склонили головки, и, кажется: вот-вот пробежит ветерок - и над поляной послышится тихий серебряный перезвон.

(Ответ: колокольчик.)

б) Гирлянды белых маленьких колокольчиков висят весной между остроконечными листьями. А летом на месте цветков - красная ягода. Но не бери ее в рот - она ядовита.

(Ответ: ландыш.)

в) Один из самых ранних цветков в нашем лесу. Часто называют его подснежником, ведь появляется он, когда кое-где еще лежит снег, когда ветрено, холодно. И как будто дрожит цветок на ветру.

(Ответ: ветреница.)

  • Перед вами три растения: колокольчик, ландыш, ветреница. Что вы можете рассказать про эти растения? (Это травянистые растения.)

  • К какой группе они относятся? (К группе цветковых растений.)

Значение растений для животных и человека (беседа). Как хорошо, что есть растения! Без растений не было бы жизни на нашей планете Земля. (слайд 12)

- Какое значение имеют растения для животных? (Растения дают кислород, служат убежищем, пищей, лекарством.) - слайд 12.

- А какое значение имеют растения для человека? (Человек получает от растений кислород; пищу; лекарства; ткани - лен, хлопок; древесину.) - слайд 12.

- От кого прежде всего нужно охранять растения? (от людей - слайд 13)


К сожалению, хозяйственная деятельность людей изменяет условия жизни растений. К примеру, на месте леса люди строят завод или роют карьер, на месте луга устраивают ферму. Много дикорастущих растений гибнет. Так постепенно человек как бы наступает природу. Поэтому растения нуждаются в охране.

- Подумай, сколько погибло бы цветущих растений, если каждый ученик вашего класса сорвал бы по 5 штук? А если не 5, а 10 штук? (слайд 14)

- Как же быть? Какой вывод можно сделать? (слайд 15 - 17)

Для этого люди специально выращивают растения в садах, на клумбах, в оранжереях и т.д. А красивые дикорастущие цветы должны оставаться в природе.


Запомните, выросший на лугу цветок находится здесь «у себя дома», он связан с другими обитателями луга. Например, к нему летают насекомые, которые питаются его нектаром. После цветения появляются плоды с семенами. Они попадут в почву, где из них вырастут новые растения... Имеем ли мы право срывать цветы только для того, чтобы некоторое время полюбоваться им? Конечно, нет.

Из лекарственных растений можно собирать только те, которых в нашей местности много.

Лучше заготавливать те растения, которые чаще встречаются: подорожник, пастушью сумку, пижму, тысячелистник, гречиху.

Лекарственные растения - ценнейшее богатство. Количество некоторых из них из-за массового сбора резко уменьшилось (валериана, ландыш, плаун и др.)

Бывает, что люди, даже не срывая растений, губят их. Причина вытаптывание.

В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву. От вытаптывания погибают многие растения, насекомые. (слайд 19)

- Назовите охраняемые виды растений нашего края.

Для того ,чтобы запомнить услышанное


5. Работа по учебнику. (3 мин.)

- Для того ,чтобы запомнить услышанное давайте прочитаем в учебнике «Правила друзей природы» (с. 86):

1) Находясь в природе, не будем срывать растения для букетов.

Будем составлять букеты только из тех растений, которые выращены человеком.

2) Собирать лекарственные растения будем только в тех местах, где их много.

3)В лесу будем стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибали от вытаптывания.

- Рассмотрите рисунки в учебнике на с. 84-85. Возможно кто-нибудь из вас знает, какие из нарисованных растений занесены в Красную книгу? (Подснежник-ветреница, купальница, сон-трава, водяной орех, кувшинка, волчье лыко, колокольчик, ландыш, валериана.)

- Нельзя забывать о том, что в природе все взаимосвязано. Почему многие растения не оставят потомства, если ребята будут ловить бабочек?

- Что произойдет с деревьями, если в лесу станет мало птиц?

- Поэтому охране растений помогает борьба с загрязнением воздуха и воды, охрана насекомых-опылителей, птиц.

Рассмотрите запрещающие знаки (с. 86). Что они означают?

6. Физкультминутка (1 мин.)

Спал цветок и вдруг проснулся

(туловище вправо, влево.)

Больше спать не захотел

(туловище вперед, назад.)

Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел

(руки вверх, влево, вправо)

Солнце утром лишь проснется

Бабочка кружится, вьется.

7. Работа в рабочей тетради. С. 37 № 2 (2 мин.)


  • Прочитайте.

  • Рассмотрите рисунки.

- О чем говорит первый рисунок? Подберите соответствуют запись. (Сбор букетов.)

  • Впишите в первый рисунок цифру 2.

  • А что изображено на втором рисунке? Найдите для этого рисунка подпись. (Вырубка лесов.)

  • Впишите во втором рисунке цифру 1.

- Продолжите самостоятельно. Проверка.

(4,3)

-

С. 38 № 5.

  • Прочитайте.

  • Запишите правила, которые соответствуют этим знакам.

  • Что будет с природой, если каждый человек не будет выполнять эти правила?

- Выполните задание. Проверка.

С. 38 № 6.

  • Прочитайте. Рассмотрите рисунок.

  • На каждом лепестке ромашки написаны и буквы и цифры. Расположите буквы по порядку и напишите слова.

  • Какое предложение у вас получилось? (Берегите растения!)

8. Исследование "Страничка в Красной книге" (14 мин.)

(Самостоятельная работа в группах с источниками информации о различных растениях, занесённых в Красную книгу).

- Мы познакомились с исчезающими растениями нашего края. Давайте поселим их в наш уголок природы.

- Работать будем в группах.

- У вас на столах лежит фотография растения, нуждающегося в вашей защите. Прочитаете текст и ответите на вопросы по плану.

План работы: (слайд20 )

  1. Место обитания.

  2. Причины сокращения численности.

  3. Экологический знак.

Защита проектов-исследований.

(На доске плакат с изображением природы края. Во время ответов детей прикрепляю на доску фотографии этих видов.)

Первая группа: Башмачок настоящий /Венерин башмачок/. (Очень редкое травянистое растение, с крепким стеблем и толстым корневищем. Растет по сырым лесам и оврагам. Страдает это растение из-за своего красивого цветка. Этот цветок срывают для букетов. Численность этих растений сокращается из-за вырубки лесов. Чтобы спасти это растение надо запретить сбор его цветов, запретить вырубку леса в местах его обитания.)

- Поселите растение в наш уголок природы.

- Предложите меры по спасению.

- Выберите экологические знаки.

Вторая группа: по этим же причинам в нашем крае сокращается численность кубышки и кувшинки. (Размещение этих растений в уголке природы.)

Растет в водоемах, на реках. Страдает это растение из-за своего

красивого цветка. Этот цветок срывают для букетов.

Численность этих растений сокращается из-за загрязнения

водоемов.

Чтобы спасти это растение надо запретить сбор его цветов,

Запретить загрязнение водоемов, рек.

- Выберите экологические знаки.

- Чья вина, что численность этих растений сокращается?

Третья группа: Любка двулистная. Растет по сырым лесам. Чтобы спасти это растение надо запретить сбор его цветов, запретить вырубку леса в местах его обитания. Запретить ловлю бабочек.

Хохлатка Галлера - это кормовое растение для бабочек. Растет по сырым лесам. Чтобы спасти это растение надо запретить сбор его цветов, запретить вырубку леса в местах его обитания.

Четвертая группа: Водяной орех (чилим). Растет в водоемах - на озере, на реках. Численность этих растений сокращается из-за загрязнения водоемов. Чтобы спасти это растение надо охранять водоемы от загрязнения, очищать водоемы.

Пятая группа: колокольчик персиколистный. Растет на лугах, полянах. Численность этих растений сокращается из-за массового сбора цветов, вытаптывания травы и почвы. А также погибает это растение из-за того, что на месте луга люди устраивают ферму. Чтобы спасти это растение надо запретить сбор его цветов, не вытаптывать траву и почву, не скармливать коровам, быкам.

Шестая группа: касатик аировидный, ландыш майский.

Касатик аировидный.

Растет по сырым лесам. Численность этих растений

сокращается из-за вырубки лесов, сбора цветов для букетов.

Ландыш майский.

Лекарственное растение. Растет по сырым лесам. Численность этих

растения сокращается из-за сбора на изготовление лекарств, вырубки лесов.

Чтобы спасти эти растения надо запретить сбор его цветов,

запретить вырубку леса в местах их обитания.

Седьмая группа: ветреница дубравная, купальница европейская.

Растут по сырым лесам и оврагам. Эти цветы срывают для букетов.

Численность этих растений сокращается из-за вырубки лесов.

Чтобы спасти эти растение надо запретить сбор его цветов,

запретить вырубку леса в местах его обитания.

- Но не все люди наносят вред природе. Большинство понимают, что природу нужно охранять. Они создают охраняемые территории, такие как:

Заповедники - где природа находится под строгой охраной.

Заказники - где люди не только охраняют, но и разводят растения и животные с последующим их расселением.

- Где можно взять редкие виды растений для их переселения в природу? (В заказнике)


9. Викторина «Лесная аптека».

1. Ты натер ногу в пути. Как облегчить боль? (Приложить ль подорожника) - слайд22

2. Какое болотное растение можно использовать вместо йода, ваты? (Сфагнум, или торфяной мох. Он хорошо впитывает кровь и гной, содержит дезинфицирующее вещество сфагнол.)-слайд23

  1. Какая ягода заменяет лимон? (Клюква, содержит лимонную слоту.) - слайд 24

  2. Плоды каких кустарников богаты витамином С? (Черная родина, шиповник.) - слайд 25

  3. Какими лечебными свойствами обладает мать-и-мачеха? (Отвар из цветков и листьев - хорошее средство от кашля) - слайд26

  4. Какую траву любят кошки? При каких болезнях она помогает? (Валериану. Валериановые капли применяют при нервных расстройствах и бессоннице)- слайд 27

  5. Какие болезни лечит красавица береза? (Почки березы используют как мочегонное и желчегонное средство. )- слайд 28

- А какие еще правила охраны растений вы знаете? (слайд 29)

- Не ломай ветви деревьев и кустарников.

- Не повреждай кору деревьев!

- Не собирай березовый сок. Помни, что это вредит дереву!

10. Обобщение и систематизация знаний. Итог урока.(2 мин)

- Как нужно вести себя в природе, чтобы не оказывать отрицательного воздействия на растения?

- Какой у нас получился уголок природы?

- Почему?

- Но не все люди знают охраняемые виды растений .

- Что же делать? (Надо им рассказать.)

- Кому можем рассказать?

- Что будет помощником в вашей разъяснительной работе? (Экологические знаки.)

- Где их разместите?

- Кому поможет узнать об охраняемых видах созданный нами уголок природы?

Рефлексия.(1 мин.)

- Какую цель мы поставили перед собой в начале урока?

- Если урок доставил удовлетворение, вы довольны своей работой, поднимите зеленую карточку.

- Если урок понравился и вы хотели бы продолжить работу по этой теме, поднимите желтую карточку.

- Если вы устали и не желаете возвращаться к этой теме, покажите коричневую карточку.

Итог урока(1 мин.)

Я очень рада, что сегодняшний урок заинтересовал вас, что вы приняли в нем живое участие. Это значит, что вы любите свой родной край и вам не безразлична его судьба.

Вы должны всегда помнить слова замечательного русского писателя М.М.Пришвина: "Охранять природу - значит охранять Родину".

Домашнее задание (слайд 30) (1 мин.)

  1. Прочитать статью «Охрана растений» (учебник, с. 84-86); ответить на вопросы раздела «Проверь себя» (с. 87).

  2. Творческое задание - с помощью дополнительной литературы подготовьте сообщение об одном из видов растений, занесенном в Красную книгу России (№ 7 с. 39 в рабочей тетради.)


© 2010-2022